Инновационный опыт учителя географии и истории


Из инновационного педагогического опыта учителя географии МБОУ ВСОШ Поздняковой Галины Ивановны.
Образовательное учреждение должно быть привлекательным для учащихся. Для этого необходимо строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готовом виде, а приобретались учениками в ходе творческой и мотивированной деятельности. Наверно, каждому учителю в своей педагогической деятельности хочется объять необъятное. Чтобы знания, полученные на уроках, пригодились в жизни, и их было достаточно для дальнейшего обучения. А еще хочется, чтобы ученики на уроках общались, думали и творили, а само обучение было бы радостным процессом самопознания и саморазвития.
С первых дней работы в школе поняла,- нужно проявлять неподдельный интерес к жизни ребенка, созданию ученику на уроке ситуации успеха. Опыт работы подсказал - даже разовый успех влияет на его психологическое состояние, резко изменяет деятельность. У учащихся всегда должен быть шанс получить дополнительные знания, публично выступить, исправить ошибки, повысить оценку. Поэтому пытаюсь дать этот шанс детям, используя в своей деятельности не только единые, пригодные на все случаи жизни приемы и методы обучения и воспитания, но и новые технологии, подходы.
Педагогика сотрудничества. Это всеобъемлющее понятие помогает решать задачи обучения, добиваться результатов, постоянно повышать мотивацию учения. Стараюсь видеть в каждом своем ученике личность, признаю его неповторимость, уважаю мысли, чувства и права своих питомцев, тем самым признавая главное их право – право на сотрудничество.
Мне близки идеи проблемного обучения. С удовольствием использую в своей работе приемы практического мышления. А технология проектного обучения помогает ученикам реализовывать свой творческий потенциал. Проект – это отличная подготовка школьников к учебной деятельности творческого исследовательского характера. Детям свойственна склонность к проведению исследований, ибо ее движущими силами являются любознательность, стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину. Поэтому на уроке, во внеклассной деятельности, стараюсь дать учащимся навыки исследования, как универсального способа повышения мотивации к учебной деятельности и активизации личной позиции. Ведь каждое конкретное явление и проблема требуют самостоятельного анализа. На протяжении трёх лет (2012-2015 гг.) веду детские объединения «Клуб путешественников» и «Наследники истории», исследовательская деятельность которых способствует развитию творческого потенциала учащихся.
Проектная деятельность – это отличная подготовка школьников к самостоятельной жизни. Умения, которые приобретают дети, сослужат им добрую службу. Они научатся: - добиваться продвижения в работе и использовать в ней методы и правила «рефлекторной практики»; - развивать навыки лидера; - делать презентации, выступать на конференциях; - быть уверенными в себе и формировать самостоятельность; - иметь свой голос и слышать других; – знать, что их идеи могут воплотиться в жизнеспособные проекты.
Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований, развивается мышление ребенка, обучение его в зоне ближайшего развития. Для контроля знаний, и как средство обучения, разрабатываю и использую тестовые задания. Это один из важных индикаторов реальных знаний и умений учащихся, а также методический инструментарий, обеспечивающий их развитие. Данная технология позволяет проводить операции с понятиями, отбором фактов, выдвижением гипотез, оценивать экспериментальные данные, т.е. реализации ученика, как на репродуктивном, так и на творческом уровне деятельности. Для формирования устойчивого интереса к географии и к определенной сфере профессиональной деятельности с 2013 г. мы активно взаимодействуем с районной библиотекой по внедрению предпрофильного и профильного обучения, целью которого является организация познавательной деятельности школьников. Это даёт им прекрасную возможность развивать специальные способности и интерес к определенной области профессиональной деятельности, выбору учебного заведения для продолжения образования.
В этом учебном году мною запущен проект «Моя родословная», что дало и даёт детям интересную информацию не только в области истории, обществознания и географии, а также навыки анализа и систематизации полученной информации.
В рамках здоровьесберегающих технологий, что особенно актуально среди учащихся вечерней школы, на уроках и во внеурочной деятельности постоянно проводятся беседы, лекции, тестирования и практические занятия по программе «Жить так здорово!»
К своему личному инновационному опыту могу добавить ещё один маленький пунктик: каждое занятие заканчивать пятью географическими словами по теме на английском языке. Что является примером интеграции и креативности на моих уроках.
Свою педагогическую миссию вижу в том, чтобы воспитывать свободную личность со сформированными качествами, со своим пониманием необходимости его жизненной позиции для себя и жизни страны.