Программа по учебному курсу Основы русской словесности (9 класс)


МБОУ Гимназия им. А. Платонова
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель МО Зам. директора по УВР Директор гимназии
________/____________/ __________/__________ ____________/_____________

Протокол №______ Приказ № _____
от «____»__________2014г. от «____»__________2014г.
Рабочая программа
по учебному курсу (предмету)
«Основы русской словесности»
в 9 классе
на 20 уч. год
Уровень освоения:_____________________________________
(базовый, углубленный, профильный)
Программа разработана учителем Баич С.В., ВКК
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по предмету, УМК / учебнику, рекомендованному/допущенному приказом МОиН РФ от «__».___. 201__г. №___ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 201__/1__ учебный год» Р.И. Альбетковой «Русская словесность: От слова к словесности. 9 класс» с учетом авторской программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы»
Количество часов в неделю 2, всего в год 68


«Принято»
на заседании педагогического
совета
пр. № 1 от «___» ____ 201
Воронеж -201 г.


Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами — русским языком и литературой. И вместе с тем у этого предмета есть собственные задачи.
1. На уроках словесности ученик изучает законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом, — творцом словесности — на протяжении веков его развития.
2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик овладевает умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
3. На уроках словесности школьник учится использовать опыт изучения языка как материала словесности и различных видов произведений словесности для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка.
Рабочая программа по русской словесности для 9 класса составлена на основе авторской программы Р.И.Альбетковой «Основы русской словесности. От слова к словесности. 5-9 классы ». Программа по основам русской словесности для 5-9 классов соотнесена с программами по русскому языку и литературе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности — изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определенных писателей, то программа по словесности — прежде всего как явления искусства слова.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий. Основной формой организации учебного процесса является урок, кроме того, материал преподносится и в нетрадиционной форме (путешествия, инсценирование отрывков художественных произведений, составление сценариев, иллюстраций по прочитанным произведениям).
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ данный предмет введён в класс филологического профиля. На изучение словесности в 9 классе отводится 2 часа в неделю из компонента учебного учреждения. Таким образом, программа 9 класса рассчитана на 68 часов и представляет собой курс, направленный на расширение кругозора учащихся в области филологии:
вооружение обучающихся знаниями, связанными с общими свойствами словесности, со структурой и языком художественного произведения, с жанровыми особенностями произведений, изобразительно-выразительными средствами, используемыми в них.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Цели и задачи изучения курса русской словесности.
Практическая направленность изучения словесности служит выработке у учащихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.
Цель практического освоения словесности:
- совершенствовать читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые выразительные языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями;
- учить наиболее ярко и точно выражать средствами языка собственные мысли и чувства.
- развивать личность школьника через творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества.
Задачи изучения словесности:
1.Изучение многообразных выразительных возможностей языка, форм словесного выражения содержания для овладения языком.
2.Формирование основного читательского умения: воспринимать произведение в единстве его содержания и словесной формы выражения содержания.
3.Обучение творчеству, творческому чтению произведений, творческому использованию языка.
Учебник для 9 класса является частью комплекта пособий для 5-11 классов по русской словесности, утвержденных Министерством образования и науки Российской Федерации. Учебник учит читать и понимать любой текст, в том числе художественный, анализировать его, вникая в каждое слово, предложение, учит правильно и выразительно говорить и писать. В учебнике подробно рассказано о разновидностях употребления языка, своеобразии языка художественной литературы, стилистической окраске слова, выразительных средствах языка, о том, как писатели преобразуют жизненные факторы в явление искусства слова, о единстве художественного содержания и его словесного выражения, о том, что такое художественный образ. Оригинальная система вопросов, заданий и упражнений, специально подобранные иллюстрации помогут не только усвоить теоретический материал, но и на практике овладеть навыками литературной письменной и устной речи. Учебник может быть использован при изучении русского языка и литературы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Русская словесность» являются:
умение работать со словарями;
анализ языковых средств произведения;
составление тезисов, конспекта;
написание сочинения;
создание собственного произведения: сказки, рассказа, стихотворения, сценки, пародии, эпиграммы и т.п.;работа с репродукциями картин, фотографиями, иллюстрациями;
развитие навыков выразительного чтения.

Содержание программы «Основы русской словесности. От слова к словесности». 9 класс.
Значение и многообразие средств художественной изобразительности языка. Семантика различных средств языка. Употребление их в разговорном языке и в художественной литературе. Индивидуально-авторские особенности применения средств художественной изобразительности.
Понятие об эпитете. Эпитет и стиль писателя.
Сравнение и параллелизм, развернутое сравнение, их роль в произведении.
Олицетворение. Олицетворение и стиль писателя.
Аллегория и символ. Употребление в произведении этих средств художественной изобразительности.
Гипербола. Гипербола в разговорной речи, в художественной литературе. Значение гиперболы.
Парадокс и алогизм, их роль в произведении.
Гротеск и его значение в произведении. Различная эмоциональная окраска гротеска.
Бурлеск как жанр и как изобразительное средство языка.
«Макароническая» речь и ее значение . Этимологизация и внутренняя форма слова. Ложная этимология. Игра слов.
Ассоциативность. Явные и скрытые ассоциации.
Квипрокво как изобразительное средство языка и как способ построения сюжета.
Понимание идейно-художественного значения средств художественной выразительности. Умение выразить понимание идеи произведения, в котором употреблены средства художественной изобразительности. Использование их в собственных устных и письменных высказываниях.
ЖИЗНЕННЫЙ ФАКТ И ПОЭТИЧЕСКОЕ СЛОВО
Прямое и поэтическое значение словесного выражения. Направленность высказывания на объект и субъект.
Предмет изображения, тема и идея произведения.
Прототип и литературный герой.
Способы выражения точки зрения автора в эпическом произведении.
Художественная правда. Правдоподобное и условное изображение.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА
Принципы изображения действительности и поэтическое слово.
Принципы отбора явлений жизни , их изображение и оценки в древнерусской литературе. Старославянский, древнерусский и церковнославянский языки.
Изображение действительности и поэтическое слово в литературе 18 века. Теория трех штилей М.В.Ломоносова. Новое отношение к поэтическому слову в творчестве Г.Р.Державина.
Изображение действительности и поэтическое слово в произведениях сентиментализма и романтизма. Поэтические открытия В.А.Жуковского. Романтический стиль А.С.Пушкина.
Изображение действительности в искусстве реализма. Полифония.
Авторская индивидуальность. Стиль писателя как единство всех элементов художественной формы произведений, своеобразие творчества писателя.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ
Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения.
Эстетическое освоение действительности в искусстве слова. Эстетический идеал.
Художественный образ, его виды и свойства.
Художественное содержание, словесная форма его выражения. Отбор и организация словесного материала. Общая образность языка. Эстетическая функция языка.
Хронотип в произведениях разных родов словесности как средство выражения художественного содержания.
Герой как средство выражения художественного содержания. Своеобразие изображения героя в разных родах литературы.
ПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОВЕСНОСТИ В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ
Взаимосвязь разных национальных культур. Традиции и новаторство, использование традиций в произведениях словесности. Пародия как средство литературной борьбы.
Роль словесности в развитии общества и в жизни личности. Значение художественной словесности для развития языка. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в произведениях словесности. Главное назначение искусства- помочь совершенствованию мира и человека.
ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ
Самостоятельная работа учащихся с учебником; составление тезисов, планов статей; уроки-практикумы, уроки-исследования, словарная работа,терминологические диктанты, собственное литературное творчество, выразительное чтение.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
По окончании 9 класса учащиеся должны знать/ понимать:
-идейно-художественное значение средств художественной изобразительности; поэтическое значение словесного выражения; способы выражения авторской позиции; значение художественного образа; эстетическую природу искусства слова.
Уметь: выразить понимание идеи произведения; использовать средства художественной изобразительности языка в собственных устных и письменных высказываниях; определять тему и идею произведения; создавать произведения, основанные на жизненных впечатлениях; определять аворскую позицию в произведении.
Измерители обученности учащихся: контрольные работы-3, сочинения-2,
практикумы-9, тесты-2

Литература для учителя и учащихся:
Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык. 5-9 кл., 10-11 кл./сост. Е.И. Харитонова. М.: «Дрофа», 2011.
Русская словесность. От слова к словесности. 9 кл.: учебное пособие / Р.И.Альбеткова. – 12-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012.
Русская словесность. От слова к словесности. 8 кл.: рабочая тетрадь / Р.И.Альбеткова. – М.: Дрофа, 2011.
Календарно-тематическое планирование уроков русской словесности
в 9 классе.
№ Дата Тема урока. Кол-во ч. Основные понятия Дом. задание
план факт 1. Средства художественой изобразительности и их значение 1 Постоянный,
метафорический, метонимический №1,2
2. Эпитет в произведении словесности 1 Сравнение
параллелизм № 3
3-4. Значение сравнения и параллелизма 2 олицетворение №4-6
5. Роль олицетворения в словесности 1 олицетворение №7
6. Практикум по изученным темам. Тест. 1 символ 7. Аллегория и символ в произведениях словесности 1 Гипербола
фантастика №8,9
8. Значение гиперболы и фантастики 1 Парадокс
аллогизм№10, 11
9. Парадокс и аллогизм в произведениях словесности 1 гротеск №12, 13
10. Гротеск и его значение 1 гротеск №14
11. Практикум по изученным темам 1 12. Бурлеск. Макаронический стиль. 1 бурлеск №15, 16
13. Этимологизация 1 этимология №17-20
14. Контрольная работа 1 15. Роль ассоциативности в словесности. Квипрокво. 1 Понятие квипрокво №21-23
16. Прямое и поэтическое значение слова. 1 №24, 25
17. Объект и предмет изображения 1 тема №26
18. Идея произведения 1 идея №27
19. Практикум по изученным темам 1 20. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слово. 1 №28
21. Прототип и литературный герой 1 прототип №29
22. Выражение точки зрения писателя в эпическом произведении 1 автор №30
23. Автор и точка зрения в лирике 1 лирика №31
24 Что такое художественная правда 1 художественная правда №32,
33
25. Практикум: создание сочинений, основанных на жизненных впечатлениях. 1 26. Принципы изображения действительности и поэтическое слово. 1 №34
27. Язык древнерусской словесности 1 Абстрагирование, этикет, канон №35-
37
28. Язык словесности 18 века. 1 классицизм №38-
39
29. Теория «трех штилей» М.В.Ломоносова1 №40,
41
30. Новаторство Г.Р. Державина 1 № 42
31. Практикум 1 32. Слово в искусстве сентиментализма 1 сентиментализм №43
33. Слово в искусстве романтизма 1 романтизм №44
34. Поэтические открытия В.А.Жуковского1 № 45
35. Романтический стиль А.С. Пушкина 1 №46
36. Практикум по изученным темам 1 37. Контрольная работа 1 3839 Язык произведений реализма 2 Реализм,
полифония №47-
50
40. Авторская индивидуальность 1 Авторская индивидуальность №51,
52
41. Сочинение- рассуждение 1 42. Эстетический идеал 1 Эстетический идеал №53,
54
43. Художественный образ 1 Художественный образ №55,
56
44. Словесная форма выражения художественного содержания 1 Художественная действительность №57-
60
45. Художественное время и художественное пространство как способ выражения художественного содержания. 1 хронотоп№61-65
46. Идеализация и реальность в изображении человека. эпос №66
47. Герой эпического произ-я 1 лирика №67
48. Герой лирического произведения 1 №68
49. Практикум по теме «Герой произведения слов-ти» 1 драма 50. Герой драматического произведения. 1 №69
51. Сочинение (анализ произведения) 1 52. Взаимосвязь национальных литератур 1 №70,
71
53. Традиции и новаторство 1 новатор №72,
73
5455 «Вечные образы» 2 №74
56. Типические образы 1 №75,
76
57. Онегин в 20 веке 1 №77
58. Чичиков в нэпманской Москве 1 №78
59. Практикум «Новая жизнь художественных образов» 1 60. Значение художественной словесности в развитии языка. 1 №79
61. Познание мира средствами искусства слова 1 №80
62. Нравственные проблемы в искусстве слова 1 №81
63. Практикум «Роль словесности в развитии общества и жизни общества 1 Повторение
64. Обобщение изученного в 7-9 кл. 1 65 Контрольная работа. ТЕСТ 1 66 Анализ работы 1 67
68 Резервные часы 2