Непосредственно образовательная деятельность «Ханты и манси – таежные жители» (экскурсия на хантыйское стойбище или в этнографический музей)

Непосредственно образовательная деятельность
«Ханты и манси – таежные жители»
(экскурсия на хантыйское стойбище или в этнографический музей)

Программное содержание: Познакомить детей с укладом жизни коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа. Дать понятие о хантыйской семье, семейных традициях. Воспитывать интерес к самобытной традиционной культуре ханты и манси.
Оборудование и материалы: Иллюстрации с изображением быта народов ханты и манси.
Словарная работа: Род, родовые угодья; чум, колыбель, нарты.
Ход:
- Догадайтесь, люди каких национальностей так говорят:
«Мы, рожденные природой,
Мы еще как дети,
Любим рыбу, лес и воды,
горы на рассвете...»
- Как вы догадались?
- Что вы знаете о жизни ханты и манси? Сегодня мы познакомимся с хантыйской семьей, узнаем как жили они в те далекие времена. Послушайте, что гласит хантыйская легенда о происхождении человека:
«Не на земле, а на небе живет один человек – Коники. Думает: «Надо человека сделать». Взял глину, сделал. «А как же его оживить, ведь он не дышит? ». Оставил его, пошел к отцу.
- Вот, отец, надо как-то сделать, чтобы человек жил.
- Ты ему воздух накачай, он и оживет.
Кон-ики пришел обратно, подул на человека, тот ожил. И стал человек жить один. Терас-най тоже одна жила. Пошел он к ней и стали они жить вместе. На земле людей тогда вообще не было. Они две березовые ветки сломали, дома положили. С тех пор так и стали люди жить на земле».
- Много, много лет назад люди - ханты и манси, жили родами. Одни рода были большими и включали в себя большие поселения, другие состояли из одной семьи и назывались род Лося, род Бобра или род Медведя. Рода имели свои родовые угодья, то есть земли, где могли охотиться или рыбачить. Семья создавалась из людей, живущих в разных родах.
В семье главным был мужчина, а женщина ему подчинялась. Каждый в семье имел свои обязанности. Например, бревенчатый дом строил мужчина, а чум из легких шестов воздвигала женщина; рыбу и мясо добывал мужчина, а женщина готовила их на каждый день и впрок; нарты и лыжи изготавливал мужчина, а одежду - женщина. Женские ежедневные хлопоты начинались с разведения огня. Распределение обязанностей в семье было необходимо. Ведь мужчине приходилось несколько дней гнать лося, после чего требовался длительный отдых.
Ханты заботились о старших и о младших членах семьи. В каждой семье были свои традиции: жена не должна была спорить с мужем, не должна громко разговаривать, смеяться в присутствии посторонних людей. Было не принято возражать родителям, повышать голос на детей. Такие семейные традиции сохранились до наших дней.
Каждая семья была тесно связана с другими, живущими рядом. Нередко они устраивали между собой состязания: «Прыжки через нарты», «Оленьи упряжки».
(воспитатель предлагает поиграть в игру «Прыжки через нарты»)
- Посмотрите, как располагалась хантыйская семья в чуме: (рассматривание картины)
«В центре располагался очаг, огороженный с трех сторон бревнами и досками и камнями. По обе стороны от него располагались спальные места. Спальными местами служили доски, положенные на землю и покрытые оленьими шкурами. Ближе к выходу с левой стороны размешались женщины, здесь же хранились их вещи, дрова, посуда. Справа от двери место для детей или ближайших родственников. Дальние от выхода места занимали дети и мужчины. Пространство за очагом, что напротив входа, считалось священным.
У хантов, кроме чума, имеется дом, в котором они живут зимой. В зимнем доме священным считалось чердачное помещение, расположенное между потолком и крышей.
- Как вы думаете, где находится место для мамы? А старшей дочери? Почему?
Потому что мама вставала раньше всех, чтобы разжечь очаг, приготовить пищу, а если мама заболеет, ее заменяла старшая дочь.
- Обратите внимание на этот предмет (рассматривание колыбели)
- Как вы думаете, что это такое? Это колыбель для новорожденного ребенка. Были ночные и дневные колыбели для детей.
На колыбель наряду с другими узорами наносили изображения глухаря - хранителя сна. Колыбель служила ребенку до 3-х лет. Для кормления мать ставила колыбель себе на колени, а когда нужно было удалиться, подвешивала ее за ременные петли к шесту чума, либо к крюку в потолке зимнего дома, а под колыбель клала нож (защита от злых духов). В хантыйской семье, где были дети, колыбель была одним из главных предметов жилища.
- А еще я хочу рассказать вам о том, какой ханты замечательный народ.
«Если приходил гость, то ему отдавалось самое почетное место. Гостя угощали той пищей, которая имелась в семье. Ханты и манси необыкновенно гостеприимные, честные люди, они не умели хитрить, обманывать и воровать. Это добродушные, смелые, отважные, ответственные люди, которые бережно относятся к природе.
Итог.
- Расскажите, что вас особенно заинтересовало сегодня?
- О чем бы вы хотели еще узнать? Кто главный в хантыйской семье? Почему?
Итак, сегодня вы узнали о семейном укладе коренного населения нашего края.
Все члены хантыйской семьи трудились для того, чтобы выжить в суровых северных условиях.