МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОУ СПО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА
КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОО СПО

Составлены С.Н. Рыжиковым

1Общие положения
1.Одной из составляющих качества образования является анализ учебно-методического обеспечения учебного процесса, материалов необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой.
2.Комплексное учебно-методическое обеспечение это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. Комплексное учебно-методическое обеспечение является дидактическим средством управления подготовкой специалистов, комплексной информационной моделью педагогической системы, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы.

2 Требования к учебно-методическому обеспечению
1.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса должно отличаться разнообразием, соответствовать вариативным образовательным программам, разрабатываться для всех видов учебной деятельности студентов и отличаться комплексностью.
2. Требования к содержанию отдельных компонентов учебно-методических комплексов зависят от вида учебно-методического материала, но общим должен быть комплексный подход. Это означает, что учебно-методическое обеспечение специальности, дисциплины, раздела, темы, модуля представляется в виде некоторого комплекса, который в той или иной форме должен:
отражать содержание подготовки по специальности, дисциплины или раздела, модуля и т.п., обоснование уровня усвоения;
содержать дидактический материал, адекватный организационной форме обучения и позволяющий студенту достигать требуемого уровня усвоения;
представлять студенту возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность;
максимально включать объективные методы контроля качества образования со стороны администрации и педагогов.

3. Формирование комплексного учебно-методического обеспечения
1.Система учебно-методической документации и средств обучения должна охватывать все основное содержание программного материала. Комплексность выражается в том, что изучение каждого узлового вопроса содержания обучения по каждой теме (разделу) учебной программы обеспечивается необходимым оптимальным минимумом средств обучения и необходимой документацией, позволяющим качественно осуществлять учебный процесс.
2. Цели формирования комплексного учебно-методического обеспечения:
- для преподавателя: детальное отражение существующего положения по обеспечению средствами обучения, анализ степени раскрытия дисциплины в рабочих программах разных специальностей и последующее сведение их в логическую систему.
- для студента: получить знания теоретических и практических основ изучаемой дисциплины.
3. Критерием качества учебно-методического обеспечения является учет дидактических возможностей средств обучения. Различные средства обучения имеют различное назначение, различные дидактические функции и возможности. Комплексный подход в учебно-методическом обеспечении процесса обучения предполагает планирование и создание комплекса соответствующих средств обучения с учетом их преимущественных функций и возможностей, а также типичных ситуаций применения.
4.Комплексный подход к учебно-методическому обеспечению процесса обучения требует также, чтобы средства обучения обеспечивали и обучающую деятельность преподавателя, мастера, и учебную деятельность обучающихся на всех этапах учебного процесса.
5.Процесс обучения выполняет три основные функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Комплексный подход к учебно-методическому обеспечению предполагает реализацию всех основных функций педагогического процесса в совокупности.
6. Формирование комплексного учебно-методического обеспечения обусловлено следующими доминирующими потребностями учебного процесса:
1) доминантой мотивации познавательной деятельности;
2) акцентированием внимания на структурирование учебного материала;
3) потребностью в построении определенной системы ориентиров для получения фундаментальных знаний и организации самостоятельной познавательной деятельности студентов с элементами самоконтроля.
7. К средствам обучения относятся:
1.Учебно-методическая литература: учебники, учебные пособия, конспекты лекций, справочники, задачники, каталоги, альбомы, частные методики, методические пособия, методические рекомендации, методические разработки, методические указания
2.Учебно-наглядные пособия: изобразительные, плакаты, схемы, рисунки, фотографии, чертежи, графики, таблицы, диаграммы,
3.Натуральные: приборы, механизмы, инструменты, модели, макеты, образцы. К числу такого рода источников учебной информации относят различные карточки-задания, дидактические задания для выполнения самостоятельных, практических, лабораторных работ и курсовых проектов для решения проблемных ситуаций, ситуационных задач.
технические средства обучения:
аудиовизуальные (проигрыватель, магнитофон, диапроектор, интерактивная доска, телевизор, компьютер, мультимедиа-система, Интернет);
технические средства программированного обучения.
4.Оценка качества комплексного учебно-методического обеспечения
Двухмерная модель анализа качества учебно-методического обеспечения приведена в таблице 1.
2.Анализ учебно-методического обеспечения проводится ежегодно, преподавателем дисциплины, методистом, заместителем директора по учебной работе.
3. Цель анализа – проверить насколько комплексное учебно-методическое обеспечение позволяет:
интегрировать и дифференцировать содержание обучения путем группировки модулей, обеспечивающих разработку курса в полном и углубленном варианте;
помочь студентам самостоятельно учиться и обеспечить индивидуальный темп обучения;
акцентировать работу преподавателей на консультационно-координирующую функцию управления познавательной деятельностью студентов.
оперативно решать задачи учебного процесса и определять приоритетные направления деятельности;
интенсифицировать учебный процесс;
придать процессу обучения творческий характер;
формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы,
формировать целостное представление о профессии.






Таблица 1 – Двухмерная модель анализа качества учебно-методического обеспечения
5 Анализ содержания учебно-методического обеспечения
Представим трехмерную модель для анализа качества учебно-методического обеспечения - рисунок 1. Такая модель позволяет исследовать 120 элементарных моделей применения учебно-методического обеспечения. Размерность модели 5х4х6= 120. Каждый элемент модели имеет определенный смысл.
Например, 1.1. - 2.1. – 3.6. «Модель информационного обеспечения планирования процесса по активизации самостоятельной и учебно-исследовательской работы».

3. Виды образовательного процесса
3.1.Методическое обеспечение учебных занятий по очной форме обучения
3.2.Методическое обеспечение учебных занятий по заочной форме обучения
3.3.Производственное обучение
3.4.Профориентационная работа
3.5.Внеаудиторная работа.
3.6.Самостоятельная и учебно-исследовательская деятельность студентов

Рисунок 1 –Трёхмерная модель анализа качества учебно-методического
обеспечения

В таблице 1 представлен пример анализа элементов модели анализа качества учебно-методического обеспечения.
Представленная трёхмерная модель позволяет проанализировать наличие или отсутствие главных элементов учебно-методического обеспечения
Таблица 1 – Пример анализа элементов модели анализа качества учебно-методического обеспечения
№ п/п
№ модуля
Название
Наличие

Представлено материалами


1.1.-.2.1.-3.1.

Модель информационного обеспечения планирования учебных занятий по очной форме обучения

+
Рабочий план
Рабочие программы
Календарно-тематические планы


1.1.-2.1.-3.2.
Модель информационного обеспечения планирования учебных занятий по заочной форме обучения
-
Рабочий план
Рабочие программы
Рабочая программа, методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения

И т.д. 120 модулей

6 Стратегические цели анализа учебно-методического обеспечения в области качества
При создании учебно-методического обеспечения необходимо наметить стратегические цели в области качества:
Готовность и способность предоставлять образовательные услуги, соответствующие международным стандартам качества и отвечающие все возрастающим требованиям и ожиданиям потребителей.
Научно-методическое, материально-техническое, финансовое, кадровое, информационное и организационное обеспечение высокого качества образовательного процесса.
Основными задачами в области качества учебно-методического обеспечения могут являться:
создание и внедрение системы менеджмента качества, соответствующей требованиям ГОСТ Р 9001-2001 (ИСО 9001-2000), позволяющей добиться целенаправленного и согласованного управления всеми процессами, влияющими на качество образовательных услуг и способы их предоставления,
непрерывное творческое совершенствование содержания образовательных услуг на основе компетентностного подхода и расширение их номенклатуры в соответствии с тенденциями развития науки, практики и изменений запросов рынка,
использование новейших образовательных программ и технологий, использование прогрессивных методов организации учебного процесса и другие.
Общенаучная методология учебно-методического обеспечения ставит своей целью формирование у студентов структурированной системы знаний и профессиональных навыков путем воздействия на особенности их интеллектуального поведения.
Качественное учебно-методического обеспечение позволяет выполнить основную образовательную задачу - приведение профессиональной подготовки специалистов в соответствии с образовательными стандартами, обеспечить условия для профессионального саморазвития и самореализации личности.








13PAGE 15




13PAGE 15


13PAGE \* MERGEFORMAT14415



1.Элементы механизма организации образовательного процесса
1.1.Информация
1.2.Структура учебных занятий
1.3.Техническое обеспечение занятий
1.4.Техника управления
1.5.Технология учебного процесса
2. Функции образовательного процесса
2.1.Планирование учебного процесса
2.2.Организация учебного процесса
2.3.Мотивация к обучению
2.4.Контроль





·
· Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915