Конспект урока: Арифметические действия над числами. Решение простых задач на умножение и деление.


Дата: 20.10.16
Тема: Арифметические действия над числами. Решение простых задач на умножение и деление.
Задачи: 1. Закреплять умение применять алгоритм умножения круглого двузначного числа на однозначное.
Закреплять знания о сочетательном свойстве умножения.
2.Повторять и закреплять умения решать текстовые задачи.
3.Познакомить детей с методом решения задач уравнением.
4. Повторять последовательность натурального ряда чисел в пределах 100, соотношение между числами этого ряда.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
I. Актуализация знаний (вспоминаем то, что важно для урока). 1. Организационный момент.
Определение темы и задач урока.
- С какими числами мы будем сегодня работать на уроке? Какие действия производить?
2. Минутка чистописания
- Наведите порядок: 7, 14, 35, 21, 42 (21- лишнее число, все числа делятся на 7)
- Что знаете о числе 7? Назовите число, для записи которого нужно 2 цифры 7. (77)
- Начертите отрезок длиной 7 см. Известно, что данный отрезок в два раза короче второго отрезка. Начертите второй отрезок, надпишите его длину.
- Что можете сказать о каждом из них?
- Почему второй отрезок длиннее первого, если в условии прозвучали слова: «В два раза короче»?
3. Устный счёт.
Фронтальная работа с комментированием.
- Какие числа первого десятка делятся на 3?
- Назовите двузначные числа, которые делятся на 20, 40, 30
- Что мы знаем о действиях умножения и деления? (взаимно-обратные действия)
Заполните таблицу.(Ответы записывают на маркерных досках)
Во сколько раз верхнее число больше нижнего числа?
90 80 60 40 20
30 4 20 2 10
33 3
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.
3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.
6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую:
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
II. Тренинг 5. Задача № 8б, стр. 3
Подготовительная работа. Рассматривание иллюстрации. Прогнозирование.
Чтение и разбор задачи.
- Прочитайте задачу.
- О ком идёт речь в задаче? Что известно в задаче? Что нужно найти? (Текст содержит 2 простые задачи, составим два решения)
Моделирование.
- Что можете предложить для моделирования условия задачи?
(Составляем таблицу).
Длина беговой дорожки Количество кругов Количество метров
Мишка 20 м 5 ?
Костик 20 м 4 ?
Запись решения и ответа.
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?
20*5= 100 (м)- пробежал Мишка.
20*4=80 (м)- пробежал Костик.
Ответ: 100 метров, 80 метров.
Проверка и работа над задачей после её решения.
- Рассмотрите ещё раз иллюстрацию, расскажите, как происходили события на стадионе? Кто из мальчиков победил, почему?
- Какой компонент находили? Каким действием?
Контроль результата.
-Можно ли решить задачу другим способом? (нет, т.к. задача простая).
- Как можно выполнить проверку решения? (Составить обратные задачи)
- Сравните решения прямой и обратной задач. (Обе задачи решаются одним действием, прямая- умножением, обратная - делением)
Варьирование.
Как изменилось бы решение и ответ, если бы Мишка пробежал 2 круга? 6 кругов? Если бы длина беговой дорожки была равна 40 метров?
Творческое задание.
- Придумайте задачу к данному решению: 90 : 3 = 30
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного;
выделять главное; составлять план;
III. Открытие нового. Решение задачи способом составления уравнения.
«Мишка пробежал несколько кругов по беговой дорожке, длина которой – 20 метров. Всего он пробежал 100 метров. Сколько кругов он пробежал?» (Приложение 1)
Многие задачи, даже трудные легко решить с помощью уравнения. Для этого любую задачу сначала нужно перевести с разговорного языка на язык математический.
На разговорном языке На языке математики
Пробежал несколько кругов Х кругов
По дорожке, длиной 20 метров 20 * Х
Всего он пробежал 100 метров 20 * Х = 100
Алгоритм составления уравнения:
Пусть Х -…
2. Тогда …
3. Составим и решим уравнение …
4. Сделаем проверку ….
5. Запишем ответ …
Учащийся у доски проговаривает алгоритм, составляет и решает уравнение. Записывает ответ. Оценивает свою работу. – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3 – составлять план решения отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;
5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
IV. Первичное закрепление (применяем новые знания).
Групповая форма работы
Каждая группа получает карточку с текстом задачи и алгоритм составления уравнения. (Приложение 2)
Проверка у доски и оценивание по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
-- Какого уровня сложности было задание?
-- Оцените свою работу.
- Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой? 5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Личностные результаты:
1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
5 – в диалоге с учителем и другими учащимися определять степень успешности выполнения своей работы.
V. Итог урока. - Какие задачи в начале урока мы поставили?
- Удалось нам их решить?
- Какие новые знания получили?
- Что получалось на уроке? Над чем ещё надо поработать? VI. Возможное
домашнее задание. Инвариант: задания № 7, стр. 34, № 8, стр. 36 (1 на выбор)
Вариант: № 9, стр. 37 (по желанию) Приложение 1.
«Костик пробежал 4 круга по беговой дорожке, длина которой неизвестна. Всего он пробежал 80 метров. Какова длина дорожки?»
Алгоритм составления уравнения:
1. Внимательно прочитайте задачу.
2. Что нужно узнать в задаче?
3. Составьте уравнение, начните со слов:
- Пусть х -…
- Тогда …
- Составим и решим уравнение …
- Сделаем проверку ….
- Запишем ответ …
Приложение 2.
Мишка пробежал несколько кругов по беговой дорожке, длина которой – 20 метров. Всего он пробежал 100 метров.
Сколько кругов он пробежал?