Урок-путешествие по математике на тему:Арифметические действия над числами. Мотивация к изучению темы «Доли».

Автор: Тамплон Татьяна Николаевна
План – конспект урока по математике, 3 класс, МБОУ СОШ 2
Урок –Путешествие. День рождения.
Тема: Арифметические действия над числами. Мотивация к изучению темы «Доли».
Цели: 1. Создать мотивацию к знакомству с понятием «доля числа».
2. Использовать набор задач третьего «путешествия» для самоанализа и создания проблемной ситуации к изучению материалов третьего модуля.
3. Развивать представления о возможности решения «жизненных» задач средствами предмета «Математика».
4. Развивать умение решать текстовые задачи изученных видов: задачи на нахождение четвёртой пропорциональной величины через отношение заданных величин.
5. Развивать умения решать занимательные и стохастические задачи.
Замечание. Все задания, отмеченные зелёными точками, – это задания, предполагающие взаимодействие, взаимопомощь и обмен мнениями.
Символы:
Н
П
М
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)

I. Актуализация знаний.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Индивидуальная работа.
4. Фронтальная работа.
Организация диалога «ученик – ученики».
На доске числа: 48 , 36, 24, 60, 12, 15, 72
- Что можно сделать с этими числами?
- Придумайте задание для одноклассников и оцените ответ.
(Можно попарно сравнить числа, назвать их в порядке возрастания (убывания), найти закономерность в полученном ряде чисел; выбрав любое число, назвать его разрядный состав и составить 4 равенства на сложение и вычитание, увеличить (уменьшить) числа в несколько раз.
Познавательные УУД
Развиваем умения:
1- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.


II. Формулирование темы и целей урока.
- Наш учебник – необычный. Предлагаемые задания показывают нам, как важна математика в жизни.
Наше следующее путешествие называется «День рождения».
А разве на дне рождения нужна математика?
- Прочитайте вступительный текст.
- Как вы думаете, чему мы будем учиться в следующем разделе математики?
3 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
4 - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.

III. Создание проблемной ситуации.
2 4 5 2
Фронтальная работа.
- Давайте познакомимся со всеми задачами разворота. Прочитайте все предлагаемые задачи.
- Знакомы ли вам такие задачи? Решали мы похожие задачи?
Задача № 1, с. 74.
- Прочитайте задачу.
- Какие числовые данные вы нашли?
- Как взаимосвязаны эти величины?
- Какая величина в похожих задачах помогала нам ответить на вопрос задачи?
- Можно ли в этой задаче найти норму (долю) какао для приготовления 1 литра шоколадного коктейля? (Нет).
- А можно ли определить количество шоколадного коктейля, которое можно приготовить из одной пачки какао? (Да).
- Составьте план решения задачи.
- Решите задачу по плану.
(6 : 2 = 3(л.) – из одной пачки какао;
3
· 3 = 9 (л.) – из 3-х пачек какао;)
Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
-- Какого уровня сложности было задание?
-- Оцените свою работу.
- Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?
Задача № 2, с. 74.
- Прочитайте задачу.
- Какие числовые данные вы нашли?
- Как взаимосвязаны эти величины?
- Какие данные возьмём из первой задачи?
- Составьте план решения задачи.
- Решите задачу по плану.
(Один из вариантов решения: 1). 2
· 15 = 30 (л.)- нужно для 15 гостей; 2). 30 : 3 = 10 (п.) – понадобится какао;)
Проверка решения индивидуальная либо у доски по алгоритму самооценки.
Вопросы к ученикам, выполнявшим работу:
– Что вам нужно было сделать в задании?
– Удалось ли правильно решить поставленные задачи?
– Вы сделали всё правильно или были ошибки, недочёты?
– Вы решили всё сами или с чьей-то помощью?
-- Какого уровня сложности было задание?
-- Оцените свою работу.
- Есть ли у ребят какие-либо дополнения, замечания? Согласны ли вы с такой самооценкой?
Задача № 3, с. 74.
- Прочитайте задачу.
- Какие числовые данные вы нашли?
- Какая величина вызвала затруднение?
- Как вы думаете, чему надо научиться?
- Прочитайте текст на странице 75. Какие герои будут предлагать нам свои задания? Где вы с ними встречались?
5 - делать выводы на основе обобщения умозаключений.
6 - преобразовывать информацию из одной формы в другую:
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формули-ровать цели урока после
предварительного обсуждения;
2 – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3 – составлять план решения отдельной учебной задачи
совместно с классом;
4 – работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;

ТОУУ

5 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Коммуникативные УУД
Развиваем умения:
1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

ТОУУ

3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зре-ния, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя;
отделять новое от известного;
выделять главное; составлять план;


IV. Выбираем задания и тренируемся.
5 2 3 3
- Какие задачи можно ещё выбрать для решения на уроке или дома?
Задания № 7, 9, 10.
Задание № 9.
Комментарий:
Ясно, что если из начального числа вычесть число, у которого
обе цифры равны между собой и равны числу единиц начального числа, то получится 20. А при вычитании числа, указанного в условии, нужно вычесть ещё 2 (ведь число единиц у него на 2 больше числа десятков). В итоге получится 18. Если полученную разность разделить на 9, то получится 2.
(Например, 31 и 13; 31 – 13 = 18; 18 : 9 = 2)
Ответ: 2.
5 – договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).



Личностные результаты:
1 – придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;


V. Итог урока.
- Чем мы занимались сегодня на уроке?
- Какие задачи решали?
- Чему научились?
- Всё ли получалось?
- Над чем ещё надо поработать?
- Чем будем заниматься в новом разделе?
2. – в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.


VI. Возможное
домашнее задание.
Возможное домашнее задание можно предложить из дидактического материала. Задание № 1, с. 90, задачи № 6, 7, 8 с, 16 – на выбор.






15