Конспект урока по изобразительному искусству Птица семейного счастья (4 класс)


Изобразительное искусство в 4 классе
Учитель ИЗО и черчения Позднякова Н.С.
Тема: «Птица семейного счастья»
Цель урока:
Познакомить обучающихся с щепной птицей как украшением избы и оберегом от злых сил. Расширение познавательных интересов учащихся в декоративно – прикладном творчестве.
Задачи:
Образовательные:
-расширять знания обучающихся в технике оригами, бумагопластике.
-прививать эстетический вкус, ритм прикладного искусства, соразмерность.
Развивающие:
-развивать лексический запас и грамматический строй речи на уроке.
-формирование связной речи, через пересказ.
-развивать фонетический слух;
-развивать глазомер, моторику рук, развивать эмоциональную отзывчивость;
Воспитывающие:
-воспитывать интерес и любовь к русскому народному фольклору; к народной культуре; интерес к традициям народа, обрядам.
-обогащать, формировать духовно – нравственную культуру
Тип урока: урок – проект, подведение итогов над проектом «Я и моя семья».
Техника: Оригами, ажурное моделирование.
Вид работы: конструирование птицы из бумаги.
Оборудование:
Для учащихся: картон, ножницы, нить, альбомный лист, кисть для клея, клей. Презентация.


Ход урока.
№ п/п
Этап занятий
Содержание

1



2






3
















































4







5

























































6








7

8







9








































































































































































10





11
Организация класса.

Вступительное слово учителя.


Сообщение темы урока.

























Чтение легенды



Просмотр презентации






























Объяснения работы




Физминутка
Инструктаж



Объяснение нового материала. Анализ изделия.
























































































выполнение работы


Итог урока. Рефлексия




















- Здравствуйте, ребята!
Прозвенел звонок, позвал и нас на урок.
- Сегодня наш урок вам покажется необычным. Мы сегодня вместе с вами будем творить маленькое чудо своими руками. Я надеюсь, урок пройдёт интересно, если вы будете работать активно и дружно.
- В ходе работы будем развивать глазомер, моторику рук, развивать эстетический вкус. Мы будем расширить знания в технике оригами и бумагопластике. И нам не обойтись без знаний традиций нашего народа и народной культуры.
- А сейчас я всех вас приглашаю на небольшую виртуальную экскурсию. Давайте насладимся чистым утренним лесным воздухом, полюбуемся красотой родной природы.
( СЛАЙД ЛЕС, звучит приятная музыка и голоса птиц) аудиозапись

- Ребята, где мы сейчас с вами побывали?
- Что кроме музыки вы ещё услышали? Какие звуки? (ответы детей)
(слайд 1)
- Сегодня на нашем уроке пойдёт речь как вы уже догадались о птицах, а точнее о птице семейного счастья, о щепной птице, как украшением избы и оберегом.
- Ребята, а как вы понимаете значение слова оберег?
(ответы детей)
Учитель уточняет значение слова и на доске появляется запись:
ОБЕРЕГ -1) Оберегание от чего-либо; предостережение.
2) То, что служит для оберегания; оберегающее средство, талисман.





- Почему семейного? спросите вы. Существует такая легенда, послушайте пожалуйста и вы обязательно поймёте. (слайд 2)

(слайд 3)

- Сегодня во многих домах можно встретить эту птицу. Она – дань уважения предкам, их вере, это семейный оберег, и просто красивая вещь украшающая дом, делает его уютным. (слайд 4)
5. Просмотр презентации.
- В изделиях народных мастеров – в дереве, камне, глине, на ткани – оживают образы, пришедшие из языческих поверий и легенд, народного эпоса и сказок. Один из таких образов – п т и ц а . Птица – сказочный персонаж, который умеет не только красиво петь, но и дарить людям радость! Этот образ может быть злой, может быть добрый, но чаще все-таки образ птицы несёт с собой людям счастье, свет, удачу. В искусстве образ птицы-счастья можно встретить в вышивке (слайд 5), в народных промыслах гжели, хохломы (слайд 6),городецкой росписи (слайд 7).Вот красавец - индюк в дымковской игрушке, (слайд 8) а вот птицы – свистульки филимоновские игрушки и т.д. (слайд 9) Изображали птиц на предметах быта: прялках (слайд 10), разделочных досках (слайд 11), (слайд 12) Над в ходом избу изготавливали охлупень в образе птицы, как оберег от всёго плохого и злого. Так постепенно появился народный промысел (слайд 13). Щепная деревянная птица, которую стали делать на Руси еще более трёхсот лет назад. Эта птица приобрела очертания голубя. Птица счастья издревле была хранительницей семейного счастья и благополучия у русских людей. Изготавливается этот оберег обязательно из дерева, так как дерево несёт с собой положительную энергетику.
(слайд 14)
Ёё, как фамильный тотем-оберег подвешивали в переднем, красном углу деревянной горницы, где стоял обеденный стол. По вечерам на него ставили самовар. Теплый воздух от горячего самовара, поднимаясь к потолку, едва касался легких перьев птицы, но этого было вполне достаточно, чтобы она могла медленно и плавно вращаться, кружиться над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.
(слайд 15)
Деревянную птицу хозяин дома чаще всего делал сам, благо инструменты для этого требовались самые простые нож да топор. Отец передавал своё мастерство сыновьям, а те, вырастая, учили делать диковинных птиц своих детей так на протяжении многих десятилетий сохранялось у северян это удивительное ремесло. Секреты изготовления щепных птиц не потеряны и в наше время. Сегодня не только деревенские жители, но и горожане охотно украшают свои квартиры забавными щепными скульптурами.
(слайд 16)
Учитель.
-Сегодня на уроке мы попробуем сделать свою чудо – птицу счастья из доступного нам материала - бумаги и определим ей место. Нам для работы потребуется: картон, ножницы, нить, альбомный лист, кисть для клея, клей.

Инструктаж ТБ.
- Но прежде чем мы с вами приступим к выполнению работы, вспомнить технику безопасности.
(Инструктаж ТБ.)

Инструкция
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
1.Возьмите квадратный листок бумаги, сложите его пополам в соответствии со средними линиями и переверните.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2.Перегните квадрат по двум диагоналям и опять переверните.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3.Надавите на центр листа, соберите четыре уголка вместе, сгибая бумагу в соответствии с намеченными линиями.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4.Фигура, которая в итоге у вас получилась - базовая форма квадрат. Во время дальнейшей работы внимательно следите, где находится нераскрывающийся «глухой» угол.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5.Положите базовую форму квадрат «глухим» углом кверху. Спереди отогните две нижние стороны в сторону центральной линии.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6.Верхний треугольник перегните вниз.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7.Согнутые стороны отогните.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8.Один слой бумаги тяните вверх, одновременно сгибая его по указанным линиям. Проследите, чтобы две «долины» стали «горами».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9.Если вы все делаете правильно, то на данном этапе ваш журавлик будет выглядеть следующим образом.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10.Все предыдущие четыре шага повторите также для задней стороны квадрата.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
11.Подготовлена базовая форма журавлика. Внизу у него должны быть две «ножки», вверху - два «крылышка». Между «крылышками» посередине находится треугольный «горбик».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
12.Базовую форму птицы сложите «ножками» вниз. Спереди и сзади согните нижние боковые стороны к центральной вертикали.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13.Обе «ножки» согните вверх и чуть в стороны.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
14.Проверьте положение «ножек» и опустите их вниз.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15.Обе «ножки» вогните внутрь по намеченным линиям.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
16.У вас получились шея и хвост журавлика. На шее вогните внутрь головку.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
17. Опустите крылья вниз до упора и немного расплющите «горбик» спины между ними. Это можно сделать, потянув немного крылышки в сторону.
18.Ваша птица счастья готова.
(учащиеся работают параллельно с учителем)

- Мы с вами сделали птицу семейного счастья – символ добра, мира, любви!
Бережно возьмите птицу своими руками, чтоб она слышала биение вашего сердца, читала помыслы вашей души. Представьте, что вы держите в руках настоящую птицу счастья. Загадайте желание себе, семье, классу, а может быть и школе. А птичка возьмёт на себя роль нести это желание. С этой минуты поверим, что оно обязательно сбудется.
А я скажу своё пожелание: “Пусть вам сопутствует только удача, пусть у вас вырастут и расправятся крылья, как у нашей птички, и чтоб вы стали надёжной опорой для ваших родителей”. Я помещаю птичку в “поднебесье” - птица в состоянии парения. А мы под её крыльями будем ощущать добро, тепло и любовь.
-Ребята расскажите, что вы узнали о птице счастья.
-Что говориться в легенде?
- Ребята, вы может взять свою работу и домой. Теперь этот символ семейного счастья поселится у вас дома, будет оберегать вашу семью от всех неприятностей и будет вам напоминать о тех минутах, когда вы вместе работали над проектом.
-Сегодня мы сотворили маленькое чудо своими руками! Мы делали одинаковых птичек, но у всех они получились разные. Я считаю, что все сегодня на уроке справились с заданием и заслужили самых высоких оценок.
Вот и закончился урок. Я думаю, что работая над изделием, вы стали:
«Добрее сердцем, Теплее душой, Возвышеннее духом”.
-Спасибо за работу.



















Приложение 1.
Легенда появления Птицы- счастья.
На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго; выстудила человеческое жильё, и заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: “Что же ты хочешь, сынок?”
Тихо-тихо прошептал мальчик: “Хочу увидеть солнышко”. А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко.
Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он как можно помочь сыну.
Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи.
Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: “Ну, вот и солнышко!”
С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Ребёнок заулыбался и стал быстро поправляться. Заходили соседи, спрашивали, чем же вылечили ребёнка? Узнав про птицу стали просить хозяина, чтобы он вырезал такую же им. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её «Святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья.










13PAGE 15


13PAGE 14115