Методическая разработка по теме «Интегративный подход к урочной и внеурочной проектной деятельности школы: «Создание мультимедийных проектных форм законов Ньютона по механике» (для учащихся 10 классов). Авторы: Оленников В.В, Крицкая Н.В.

Негосударственное общеобразовательное учреждение «школа- интернат №22 ОАО «РЖД»




Урок по информатике к методическому семинару «интегративные формы в проектной деятельности на уроках»
Создание мультимедийных проектных форм для механических законов Ньютона

Учитель:
Оленников В.В.
15.12.2011







Улан –Удэ 2011 г


I. Цели: образовательная - обеспечить формирование и использование учащимися знаний о кодировании звуковой информации с помощью компьютера, а также навыков по её обработке при использовании прикладного программного обеспечения;          воспитательная – воспитывать внимательность, аккуратность, самостоятельность;          развивающая – развивать алгоритмическое мышление; навыки использования прикладного программного обеспечения; умение решать информационные задачи.
Оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран, доска, наушники, колонки.
 Программное обеспечение: офисная программа MS PowerPoint, презентация «Кодирование и обработка звуковой информации», любой аудио редактор, звуковые файлы.
Метод: проектный, объяснительно – иллюстративный
Форма: интегрированный урок, групповая работа
Задачи:
Изучить кодирование звуковой информации.
2. Используя средства информационных технологий построить заготовки для сопровождения материала по физике и информатике. (Построение мультимедийных форм)
Создание мультимедийных эффектов (настройка анимации и наложение звука).

Методы: проектная деятельность, объяснительно – иллюстративный.
Тип урока: интегрированный (интеграция с физикой)



Ход урока
Здравствуйте, сегодня у нас необычный урок. Его будут вести учитель информатики и учитель физики. (Представляю Надежду Владимировну). Мы сегодня рассмотрим понятие звуковой информации с физической стороны, покажем как кодируется звук внутри компьютера. А главное научимся записывать, использовать звук и внедрять его в приложения.
Знакомство с планом урока:
Цель и задачи урока
Новая тема: Звуковая волна (Надежда Владимировна)
Кодирование звуковой информации (Валерий Владимирович)
Использование звукового редактора
Создание мультимедийных форм.
Демонстрация проектов
Итог

С точки зрения физики (учитель физики- Надежда Владимировна):

Звуковая информация. Звук представляет собой распространяющуюся в воздухе, воде или другой среде волну с непрерывно меняющейсяинтенсивностью и частотой.
Человек воспринимает звуковые волны (колебания воздуха) с помощью слуха в форме звука различных громкости и тона. Чем больше интенсивность звуковой волны, тем громче звук, чем больше частота волны, тем выше тон звука (рис. 1.1).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рис. 1.1. Зависимость громкости и высоты тона звука от интенсивности и частоты звуковой волны

Человеческое ухо воспринимает звук с частотой от 20 колебаний в секунду (низкий звук) до 20 000 колебаний в секунду (высокий звук).
Человек может воспринимать звук в огромном диапазоне интенсивностей, в котором максимальная интенсивность больше минимальной в 1014 раз (в сто тысяч миллиардов раз). Для измерения громкости звука применяется специальная единица "децибел" (дбл) (табл. 5.1). Уменьшение или увеличение громкости звука на 10 дбл соответствует уменьшению или увеличению интенсивности звука в 10 раз.
Таблица 5.1. Громкость звука

Звук
Громкость в децибелах

Нижний предел чувствительности человеческого уха
0

Шорох листьев
10

Разговор
60

Гудок автомобиля
90

Реактивный двигатель
120

Болевой порог
140




С точки зрения информатики (учитель информатики):
Временная дискретизация звука. Для того чтобы компьютер мог обрабатывать звук, непрерывный звуковой сигнал должен быть преобразован в цифровую дискретную форму с помощью временной дискретизации. Непрерывная звуковая волна разбивается на отдельные маленькие временные участки, для каждого такого участка устанавливается определенная величина интенсивности звука.
Таким образом, непрерывная зависимость громкости звука от времени A(t) заменяется на дискретную последовательность уровней громкости. На графике это выглядит как замена гладкой кривой на последовательность "ступенек" (рис. 1.2).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Рис. 1.2. Временная дискретизация звука

Звуковые редакторы. Звуковые редакторы позволяют не только записывать и воспроизводить звук, но и редактировать его.
Звуковые редакторы позволяют изменять качество цифрового звука и объем звукового файла путем изменения частоты дискретизации и глубины кодирования. Оцифрованный звук можно сохранять без сжатия в звуковых файлах в универсальном формате WAV или в формате со сжатием МР3.
Использование изученного материала
Запишем звук: Глубина кодирования звука - это количество информации, которое необходимо для кодирования дискретных уровней громкости цифрового звука c помощью программы audacity. Прослушаем, просмотрим дискретные уровни громкости, сохраним в формате wav и вставим его на форму «Задание Звук» (Power Paint). int22/документы на Boss/10/проекты/Задание Звук (это готовая форма).

Теперь целиком создаем свои собственные мультимедийные формы для физических величин или законов, дополнительный материал можно найти в интернете, там же нужные обозначения и рисунки. Формулы вводим с помощью редактора формул.
Итак, сами задания:
1 группа – Закон всемирного тяготения
2 группа – Второй закон Ньютона
3 группа – Третий закон Ньютона
Задание
«построение проектных форм для механических законов Ньютона»

Открыть папку int22/документы на Boss/10/проекты
Выбрать заготовку _____________________________________________
Заполнить и оформить слайд (для поиска информации и изображения можно использовать интернет):
В верхней части слайда ввести закон Ньютона.
Сформулировать закон словами
Записать математическую формулу описывающую закон.
Вставить подходящее изображение
Записать звук – формулировка закона. Звук экспортировать в wav и сохранить под именем закона в папке int22/документы на Boss/10/проекты
Настроить анимацию, вставить звук и установить фон

Сделать сведение всех слайдов в один проект (делайте все вместе)

Проводим контроль: учитель физики проверяет содержание форм проектов и дает рекомендации.
Теперь группируем формы в один проект.
Подведение итогов урока, домашнее задание
- Итак, проверим наши мультимедийные формы. Демонстрация.
Полученные формы можно использовать как интерактивные пособия при подготовке домашнего задания по физике или как средство демонстрации для учителя на уроках по физике. - На этом урок закончен. До свидания.
Заголовок 115