Конспект урока по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на тему Зона Арктических пустынь (4класс) Лепихова Татьяна Владимировна



Тема урока: Зона Арктических пустынь.
Цели урока:
Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;
Ознакомить с особенностями природы (условиями неживой природы, живыми существами, взаимосвязями в природе), значением природы данной зоны для человека, её использование;
Развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
Познавательные: развитие познавательной активности, формирование умения собирать, систематизировать и применять информацию по теме. -поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Регулятивные: формировать умения принимать и сохранять проектную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Коммуникативные: Формирование умения работать в парах, коротко , ясно и интересно излагать информацию.
- умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Оборудование:
Карта « Природные зоны России», фотографии с изображением изучаемых объектов, раздаточный материал, карточки с видами одежды.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний
Минутка синоптика
Повторение домашнего задания Тест
Ученики с помощью сигнальных карточек выбирают правильный ответ ( см КИМ 4 класс Природные зоны)
3 Индивидуальное оценивание ( карточки – светофоры)
4.Работа в паре Проверка задания 3, 4. С 38 тетрадь
Самоопределение к деятельности
1 описание дворца
-Послушайте описание чертогов* одной сказочной героини. В какой природной зоне жила героиня этого произведения?
“Стенами чертогов были вьюги, окнами и дверями буйные ветры. Сто с лишним зал тянулись здесь одна за другой так, как наметала их вьюга. Все они освещались северным сиянием, и самая большая простиралась на много-много миль. Как холодно ,как пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах!
Холодно, пустынно, грандиозно! Северное сияние вспыхивало и горело так правильно, что можно было точно рассчитать, в какую минуту свет усилится, в какую померкнет. Посреди самой большой пустынной снежной залы находилось замерзшее озеро”.(Снежная королева из сказки Г.Х.Андерсена“Снежная королева” жила в ледяной зоне.)
- Попробуйте сами сформулировать тему урока.
2 Определение цели и задач урока

Этап осмысления информации. Изучение новых знаний.
1 Знакомство с планом изучения природных зон
Игра «Колечки» для работы в группах. Выбор названия групп «Географы», «Ботаники», «Зоологи»
Учитель. К бескрайним просторам Северного Ледовитого океана к его островам наш путь. Членами нашей экспедиции являются географы, ботаники, зоологи. Мы знаем, что это царство льда, холода и снега. Какую одежду мы выберем для членов экспедиции? Как сохранить здоровье в условиях арктического холода?
Работа в группах. Каждой выдаётся раздаточный материал, а в наборе карточки с различными видами одежды. Дети выбирают, объясняют выбор.
Нашей экспедиции предстоит сегодня выяснить: почему здесь такие суровые условия? (задача для «Географов», Какие растения встречаются в этой зоне? ( задача для «Ботаников»,) Какие животные населяют арктическую пустыню? ( задача для «Зоологов» ) Каждая группа получает раздаточный материал и карточку- «Помогайку»

-К бескрайним просторам Северного Ледовитого океана, к его островам наш путь. Членами нашей экспедиции являются географы, ботаники и зоологи.
-Найдите на карте природных зон зону арктических пустынь, назовите острова, которые относятся к этой зоне.
(Острова: Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля.)
При ответе используется атлас или карты в учебнике на с.77 и 64,65.
Острова показываются на классной карте.
-Нашей экспедиции предстоит сегодня выяснить:
Почему здесь такие суровые условия? (задача для географов);
Какие растения встречаются в этой зоне (задача для ботаников);
Какие животные населяют арктическую пустыню (задача для зоологов).
Каждая группа получает раздаточный материал и карточку- «помогайку».
Раздаточный материал для географов:
Картины « Северное сияние» и «Ледяная пустыня».
Схема
Карточка- «помогайка»:
Арктика – это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. На островах Арктики расположена зона арктических пустынь. Солнце в Арктике никогда не поднимается высоко над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли, давая ей очень мало тепла. Вот почему здесь всегда холодно. Зимой в Арктике долгая полярная ночь. Темноту освещают луна и звёзды. Дуют ветры, бушует пурга. Температура опускается до минус шестидесяти градусов. Летом в Арктике полярный день, но тепла тоже нет. Это зависит от географического положения арктической зоны. Температура лишь на несколько градусов выше нуля.

-Ребята, иногда в Арктике возникает удивительной красоты природное явление. Что же это?
-Отгадайте загадку:
Что за чудо – чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит – пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Никого за тучей нет,
Это с неба льётся свет!
(Северное сияние.)

Раздаточный материал для ботаников:
Карточки с изображением растений: мхи, лишайники, полярный мак, голубика, брусника, морошка, планктонные растения (водоросли).
Карточка-«помогайка»:
К суровым условиям арктических пустынь приспособились немногие живые организмы. Растительный мир Арктики очень беден. На островах, прямо на голых камнях встречаются лишайники и мхи. Они очень малы. Также приспособились к жизни на камнях полярные маки и некоторые другие растения. В толще воды, не покрытой льдом, большое количество планктонных растений- водорослей. Существует такой вид моха, который приспособился к жизни на льду, в морях встречаются «зеленые льдины». Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями.

Раздаточный материал для зоологов:
Карточки с изображением птиц и животных: чайки, кайры, гагары, тупики, белый медведь, тюлень, сайка, рачки, морж, северный олень, кулик, заяц, пингвин.
Карточка-«помогайка»:
Животных арктической зоны кормит море. Морскими водорослями питаются рачки, а ими - рыбы. Основная пища рыб и животных – это рыба. На скалистых берегах собираются чайки, кайры и гагарки, здесь они выводят потомство. Птиц с необычными клювами называют тупики. Все звери прекрасные пловцы. От холода их защищает слой жира. Это моржи и тюлени. На тюленей охотятся белые медведи. У них длинная густая шерсть белого цвета и широкие лапы, чтобы удобнее было передвигаться по снегу и льду. В водах северных морей, где проходят тёплые течения, обитает великолепное животное – гренландский кит (показ фотографии).

-Итак, все научные группы хорошо поработали. Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной?
(В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.)
Физминутка под музыку « Где-то на белом свете»
Топай, Мишка,
Хлопай, Мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.
Продолжение новой темы
1 Проблемные вопросы : Чем занимаются люди в Арктике?
- Существуют ли экологические проблемы?
Проверим свои предположения , прочитав текст учебника.
2. Работа с учебником с. 81-82 Самостоятельное чтение
3 Рассказ учителя
Человек не является коренным жителем Арктики, но она всегда привлекала людей своей загадочностью. На островах и во льдах Северного Ледовитого океана работают научные станции ( показ слайда ). Проложен Северный морской путь, так идут караваны судов. Люди занимаются рыболовством, охотой . Но не всегда это делают разумно. В настоящее время природе Арктики нанесён огромный ущерб. Стали редкими такие животные, как белый медведь, морж, они внесены в Красную книгу России. Стали редкими некоторые виды промысловых рыб. Воды северных морей загрязняются мусором, вредными веществами с проходящих судов. Это плохо отражается на жизни обитателей этой зоны, ведь они и так живут в суровых условиях. Люди задумались над своим поведением, взяли под охрану редких животных, ограничили рыбную ловлю, создали заповедники.
- Об арктическом заповеднике « Остров Врангеля» нам расскажет наш одноклассник.
4.Рассказ ученика « Остров Врангеля»
Этот заповедник расположен на острове Врангеля, он был организован в 1976г. На остров прилетает большое количество птиц на гнездовья. Через весь остров с запада на восток идут параллельно три цепи гор, разделённые долинами. Весной на юном побережье можно встретить редкую птицу – розовую чайку. Прирожденные кочевники полярных льдов выводят здесь своё потомство. На острове обитает самое крупное из копытных животных Арктики – овцебык, завезенный из Америки. Остров Врангеля – единственное место, где гнездятся белые гуси.
Рассказ сопровождается показом рисунков, фотографий.
Закрепление изученного материала.
Работа с учебником в виде фронтального опроса. Вопросы со с. 84 зачитываются вслух.
-С помощью рисунка на с. 80-81 выполни задания:
1. Составь одну – две цепи питания, которые сложились в Арктике.
Водоросли –рачки-рыбы-птицы;
Водоросли – рачки – рыбы – тюлени;
Рыбы – тюлени – белые медведи.

Работа в группах
-Разгадайте кроссворд и восстановите предложение «..-царство снега и льда»:






Вопросы к кроссворду:
1.Эти птицы, собираясь на скалистых берегах образуют «птичьи базары».
2. Близкий родственник тюленя.
3. Птицы, откладывающие яйца на голые камни.
4. Это животное бывает добычей белого медведя.
5. Растение полярной зоны.
6. Самый крупный обитатель морей и океанов.
7. Пища рыб северных морей.
(Ответы: 1.Чайка. 2. Морж. 3. Кайры. 4. Тюлень. 5. Лишайники. 6.Кит. 7.Рачки.)
Ключевое слово: АРКТИКА.
Дети восстанавливают записанное на доске предложение и читают его хором.
Подведение итогов.
- Где расположена зона арктических пустынь?
-Каковы природные условия в этой зоне?
-Какие растения и животные характерны для этой зоны?
Почему люди с давних пор осваивают Арктику?
-Какие экологические проблемы возникли в Арктике?
Арктика-царство льда и снега

Географическое
положение
Северный ледовитый океан
Северные моря
острова

Освещенность
Полярный день и полярная ночь
Северное сияние

Растительный и
животный мир
Лишайники, мхи,
полярный мак, планктон,
рачки, рыбы, чайки, гагарки, тупики,
морж, тюлень, белый медведь

Деятельность
человека
Научные станции;
Северный морской путь;
Рыбный промысел;
охота

-Как охранят природу северного края?
Домашнее задание
с.78-86 читать
творческие задания: 1вариант-задание №1, 2вариант-задание №2.
Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.
11.Рефлексия. –Смогла ли ваша группа выполнить задание?
-Что помоглр?
-Что помешало?
-Кто был лучшим исследователем?
- Кто мешал работе?










1

2

3

5

4

6

7