Выступление Продуктивная деятельность – средство развития детей дошкольного возраста


Продуктивная деятельность – средство развития детей дошкольного возраста.
МБДОУ детский сад №27 «Рябинушка»
общеразвивающего вида ЕМР
старший воспитатель высшей квалификационной
категории Шайдуллина З.А., воспитатель ИЗО высшей квалификационной категории Хафизова Л.А.
Современное дошкольное образование осуществляется согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Перечисленные и описанные в данной статье методы и приёмы, способствующие развитию детей дошкольного возраста соответствуют основным принципам ФГОС, учитывают индивидуальные потребности дошкольника. Решают задачи «создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (Общие положения. Пункт 1.6). Основными видами детской деятельности дошкольного периода являются игровая и продуктивная. Продуктивная деятельность в дошкольном образовании - это деятельность детей, в результате которой появляется определённый продукт: рисунок, изделие из пластилина или глины, аппликации. В этих видах деятельности развиваются сенсорные, языковые, мыслительные способности. У дошкольника больше, чем у младшего школьника, времени на художественную деятельность. В этом возрасте продуктивная деятельность – это малоизведанный и привлекательный мир, в котором ребёнок может найти и познать себя. Продуктивная деятельность для него – экспериментирование с материалами и их свойствами, с художественными инструментами, образами, форматами. Родители и педагоги в этом возрасте не очень требовательные. Даже наоборот: малыш довольно часто предоставлен сам себе, и благодаря этому он приобретает бесценный опыт проб и ошибок. Игровая деятельность и продуктивная тесно взаимосвязаны друг с другом. Игра широко используется и как средство эстетического воспитания, содействует формированию художественного вкуса. Но в наши дни появляется всё больше и больше семей, в которых детей с раннего возраста начинают «развивать». Большинство родителей убеждены, что просто играть, разговаривать, гулять с ребёнком совершенно не достаточно. Чтобы идти в ногу со временем, с малышом «надо заниматься». Вот и получается, что дети умеют читать, писать, знают английские слова, а с образное мышление остаётся неразвитым. Умение видеть мир ярко, нестандартно, образно уходит вместе с детской непосредственностью.
Как же научить ребенка и его родителей делиться друг с другом своими впечатлениями и переживаниями в форме творчества, рассказать в рисунке о, происходящих событиях, их отношении к тем или иным явлениям? В системе художественного творчества прочное место заняли игровые приёмы. С большой эффективностью можно использовать обыгрывание готового изображения. Например, нарисовать петушка и сказать, что его нужно спасти от лисы и сделать заборчик, чтобы лиса его не съела. Ребёнок вырезает и наклеивает «дощечки», чтобы лиса не пробралась к домику. Совместное рисование с ребёнком на общем листе тоже можно рассматривать как игровой приём. Во время такого рисования, взрослый может подсказать какой-либо связующий момент в сюжете и подрисовать что-нибудь. Главное - помнить, что именно ваши картинки малыш будет неосознанно копировать. К сожалению, многие родители старательно имитируют детский изобразительный язык, тиражируя домик – коробочку, с треугольной крышей и четвертушкой солнца в углу листа.
Каждому ребенку будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Мы убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей.
Игровые приёмы и нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Для занятий нужно подбирать красивые и разнообразные материалы, предоставляя детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую продуктивную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому, нужно вовремя остановить ребенка и переключить внимание на созданный образ, например: «Что ты нарисовал?», «Чьи это следы?», «Какая ягодка тебе нравится?».
Гораздо важнее в дошкольном возрасте развивать у ребёнка внимательность, творческую активность, воображение, коммуникативные навыки способность рассуждать, анализировать и сравнивать. И формировать их надо незаметно в игре. Некоторые приёмы: сюрпризы - внезапное появление предметов, сказочных героев, выполнение с ними игровых, ситуативных действий обеспечивают в образовательной деятельности положительное эмоциональное воздействие и в конечном итоге вызывают у детей повышенный интерес к познанию.
Развивающие дидактические игры также занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, количество, форму, цвет), различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Обучающие дидактические игры помогут дошкольникам не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике подготовиться к школе. В тоже время,  дети,  играя, обучаются и  весело проводят время, ведь все игры проводятся с иллюстрированными,  красочными картинками, или игрушками, а добрая приятная музыка создаст лёгкую непринуждённую атмосферу. Решая несложные, развивающие игровые задания: «Зачеркни лишнее», «Дорисуй недостающую фигуру», «Наклей нужный предмет», другие подобные игры, а также, обосновывая своё решение, ребёнок развивается в коммуникативном плане, радуется своим результатам и достижениям. А хорошее настроение - это залог успешного развития!
При ознакомлении с художественной литературой, со сказкой также можно использовать продуктивные виды детской деятельности. Можно предложить детям нарисовать понравившегося героя, выполнить аппликацию, изобразить произведение схематично, использовать метод пиктографии. Известный психолог Л.С. Выготский называл детское рисование «графической речью» и задача педагога превратить заложенную в детский продукт мысль в слово. Необходимо любой рисунок маленького человека превратить в интересный рассказ, и наоборот, рассказ – в рисунок. Неслучайно говорится: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю. Изменение названия, сюжета, конца произведения также, несомненно, является продуктом детского воображения и творчества. Дошкольник, хорошо представляющий, о чём он говорит, понимающий слова, которые произносит, успешно усваивает не только родной язык, но и все разделы образовательной программы.