Поурочное планирование по географии на тему «Что изучает география материков и океанов. Материки, части света, Мировой океан». (7 класс)

Тема урока: Что изучает география материков и океанов. Материки, части света, Мировой океан.
Тип урока: усвоение новых знаний.

Т.Е.Ц.: 1. Создать условия для актуализации основных знаний, усвоенных из начального курса географии. Помочь учащимся понять основные идеи страноведческого курса, его значение и место в системе географических знаний. Ввести термины «материк» и «часть света», показать, чем они отличаются друг от друга. Помочь учащимся выявить соотношение площадей суши и воды, материков и океанов.
2. Продолжать развивать навыки работы с текстовыми и картографическими источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей, анализа имеющихся знаний.
3. Воспитывать взаимоуважение, организованность, аккуратность, умение выслушивать мнение другого человека, любовь и уважение к природе. Воспитывать осознанные мотивы учения.

Оборудование: учебники, атласы, физическая карта мира.
Используемая литература: А.С. Бейсенова, С.А. Абилмажинова, К.Д. Каймулдинова «География. Материки и океаны», В.А. Коринская, В.А. Щенёв, И.В. Душина «География материков и океанов».
Ход урока
Этап урока
Содержание
Методы, ФОУД

I. Организа-ционный момент
Приветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку. Отсутствующие. Знакомство с требованиями учителя, структурой, изучаемого предмета. Напоминание правил поведения на уроке, нормы выставления отметок.


II. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний.
- Что за наука география? Зачем мы её изучаем?
- Какие основные понятия мы изучили в начальном курсе географии?
- С какими географическими объектами познакомились?
- Что вам больше всего запомнилось? Почему?
А теперь проверим, насколько вы знаете, особенности изученных объектов и явлений, сможете ли вы их определить зрительно.
(схемы: подземные воды, горст и грабен, сточное и бессточное озёра, сглаженные, лавовые и первичные равнины, рельеф дна океана)
- Какое летнее задание было дано? Кто не выполнил его? Почему?
- Какие затруднения возникли при выполнении задания?
- Где вы отдыхали летом? Т.е. вы отдыхали в различных местах, где была своя природа, особенности населения быта и т.д.
- В этом и заключаются особенности страноведческого курса, изучить особенности природы и населения на нашей Земле.
Но, прежде всего, мы разберёмся с основными понятиями страноведческого курса
Тема нашего урока «Что изучает география материков и океанов. Материки, части света, Мировой океан».
- Какова цель нашего урока?
- На какие вопросы необходимо ответить, чтобы достигнуть цели? Какими источниками информации вы можете воспользоваться на уроке?
Беседа на актуализацию знаний.


Игровая ситуация «Определи объект».
Фронтальный опрос.






Запись в тетради.

Фронтальная беседа.

III. Усвоение новых знаний.
Наш курс называется «География материков и океанов», иногда его называют «страноведческим» курсом. Как вы думаете, почему?
Мы будем изучать закономерности природы нашей Земли, и отслеживать, как они проявляются в особенностях природы материков и океанов, и как они повлияли на формирование особенностей населения этих материков и их частей.
- Тема нашего урока – материки и части света. Это два разных понятия, которые, казалось бы, обозначают одно и тоже. Например: есть материк Австралия, и есть часть света Австралия.
- Так в чём же разница?
-
· Что такое материк?
Материк – это огромный участок суши, со всех сторон окружённый водой.
- Сколько материков у нас на Земле? Назовите их.
- Всегда ли люди знали о том, какие материки есть на Земле?
- Кто открыл Америку? (Христофор Колумб) Т.е. до его плавания европейцы не знали, что есть такой материк.
Существует понятие «Старый свет» и «Новый свет», эти понятия связаны с частями света. Люди первоначально знали только три части света: Европа, Азия и Африка, их и называют Старым светом.
- Какое отличие от материков вы сейчас можете увидеть?
(один материк Евразия, но две части света Европа и Азия)
Впервые Землю разделили на части света финикийцы. Они жили за тысячи лет до нашей эры на берегу Средиземного моря. И земли, которые расположены, со стороны восхода Солнца они называли «асу» - восток, отсюда часть света – Азия. А земли, расположенные к заходу Солнца назвали «эреб» - запад – Европа. Финикийцы, греки, римляне были хорошими мореходами и плавали к берегам ещё одного материка. Впоследствии эту часть света римляне назвали «Африка», по названию местного племени «афригии».
Новый свет начали открывать только в средние века, после 1492 г.
- Кто помнит, что тогда произошло?
Христофор Колумб – Америка (два материка, но одна часть света);
Абель Тасман и Джеймс Кук – Австралия;
Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев – Антарктида.
- Сколько частей света? Чем это понятие отличается от материка?
Часть света – это большие историко-географические территории суши, условно различающиеся открытием материка и особенностями заселения. (стр.6)
- А что такое океаны?
Океаны – это огромные части Мирового океана, отделённые друг от друга материками и островами.
- Из каких частей состоит Мировой океан?
Откройте учебник на стр. 6-7, изучите информацию. Какая информация дана в схемах и диаграммах?
Эвристическая беседа.





Проблемный вопрос.


Запись в тетради.
Эвристическая беседа.


Эвристический рассказ с демонстрацией по карте.












Запись в тетради.



Беседа.
Запись в тетради.


Беседа.
Запись в тетради.

Беседа.
Работа с учебником.

IV. Закрепление
- Давайте закрепим то, что вы узнали на этом уроке.
- Что такое материк? Часть света? Океаны?
- Распределите материки по убыванию площадей.
- Распределите океаны по убыванию площадей.
- Каково соотношение суши и воды на Земле?
Фронтальный опрос.

V. Домашнее задание.
§ 1 (пересказ), вопросы 1,3.
Запись в дневнике

VI. Итог урока.
Оценка работы класса и отдельных учащихся. Выставление отметок.
- Какова была цель урока? Удалось ли её достигнуть?
- Какие затруднения возникали сегодня на уроке? Почему?
- Что вам понравилось на этом уроке, а что не понравилось?
- Что необходимо изменить или сделать по-другому на следующем уроке, чтобы подобные затруднения больше не возникали?
- Что нового вы сегодня узнали? Чему научились?


Фронтальная беседа.




















































































15