Конспект урока истории на тему Начало правления Петра 1 (10 класс)


Тема урока: «Начало правления Петра I»
Цели:
1. Изучить события, связанных с приходом Петра I к власти, выявления основных задач, стоявших перед Россией в конце XYII - начале XYIII веков, рассмотрения основных мероприятий, осуществленных Петром I в начале правления.
2. Создать условия для развития умений работать с историческим источником и текстом учебника, извлекать необходимую информацию.
3. Способствовать развитию умений обобщать и делать выводы.
4. Способствовать воспитанию интереса к истории России и уважения к общечеловеческим ценностям.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Высказывание на доске: “Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение… Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…”
С.М. Соловьев
Ход урока.
I.Организационный момент.
II. Интеллектуальная разминка.
III Изучение нового материала
-Послушайте, пожалуйста, такую историю:
В одном голландском городке Заандаме, на верфи, где строили морские корабли, однажды появился новый плотник. Вместе со всеми он строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна. Когда строгий мастер окликал его: ”Эй, плотник Питер, иди сюда!”, он торопливо подбегал и почтительно выслушивал приказание. После работы он долго шагал по городу, стараясь увидеть как можно больше интересного. С удивлением узнали впоследствии жители Заандама, что молодой плотник Пётр Михайлов - на самом деле русский царь Пётр 1, отправившийся в заграничное путешествие. Не из праздного любопытства поехал за границу молодой царь. ”Я - ученик и нуждаюсь в учителях ”,- вырезал он на своей личной печати. А учиться, в самом деле, нужно было многому.
-Как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке?
- вы правы, тема нашего урока «Петр Первый. Реформы в Российском государстве».
Мы будем говорит о неутомимом и энергичном царе, о царе , который за свою деятельность на благо России получил прозвание «Великий».
3.Словарная работа:
ВЕРФЬ – место постройки и ремонта судов;
ИМПЕРАТОР – повелитель, почётный титул (звание) полководца;
ИМПЕРИЯ – государство с императором во главе;
РЕФОРМА – преобразование, изменение, переустройство чего – нибудь;
Сенат – высший орган управления гос-вом.
Не только историки, но и современники Петра противоположно оценивали личность царя, его преобразования. Для одних он был великим реформатором, превратившим Россию в мощную европейскую державу. Другие считали его предателем основ православия, насаждавшим матушке-России чуждые заморские порядки. Каким же он был, этот противоречивый русский царь?
Споры о Петре ведутся сейчас, велись раньше, и будут вестись всегда – всегда, пока живут люди, неравнодушные к истории нашей страны.
Проблемный вопрос всей темы: Роль Петра 1 в истории России.
Заканчивался век Смуты и Степана Разина, патриарха Никона и протопопа Аввакума. Уходило время старой России с ее боярскими теремами, тяжелыми долгополыми шубами, неспешной величавостью и торжественным благолепием. Наступала эпоха Петра Великого.
Высказывание на доске: “Петр Великий явился не как нечто случайное, но как порождение… Руси, чувствовавший жгучую потребность нового, потребность преобразования…”
С.М. Соловьев
Какой главный смысл эпохи Петра заключен в словах историка?
Сообщения детей.
1) Пётр I был самым необычным царём: любознательный, энергичный, трудолюбивый. одаренным и деятельным мальчиком. Он проявлял большой интерес к религии и наукам.
Руки его были вечно в работе, с них никогда не сходили мозоли. За свою жизнь он освоил 15 ремесленных специальностей. Он был и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом. Но особенно любил Пётр морское дело.Царь был действительно необычный. Начиная даже с его внешности, он был очень высокого роста 2 метра 13 см. Петр строил корабли, плотничал, рисовал, был кузнецом, учился часовому делу, ткачеству, шелкопрядению, устраивал фейерверки.
2)Царем Петр Первый стал в 10 лет вместе с братом Иваном, которому было 16. Иван был очень болезненным, Петр – слишком юным, поэтому государственными делами заправляла их старшая сестра Софья. Она сама хотела стать царицей, но по законам того времени в России женщина не могла наследовать престол.
Добавляю: к власти Петр пришел в возрасти 17 лет.
Учитель: Патриарх Иоаким и бояре провозгласили царями Ивана и Петра.
25 июня 1682 года в Успенском соборе Московского Кремля единственный раз в истории России вместе были венчаны на царство сразу два государя. Софья Алексеевна стала правительницей-регентшей при несовершеннолетних братьях.
Сложилось двоевластие, отразившееся даже в царском троне той поры - он был разделен на две части (для двух царей), а сзади располагалось место правительницы со шторкой, из-за которой она подсказывала братьям, что именно следует говорить во время приемов.
Софья, во что бы то ни стало, стремилась удержать власть в своих руках. А братья тем временем взрослели.
С этого времени росло противостояние Софьи и Петра. 8 августа 1689г. в Преображенское прискакал гонец с вестью: стрелецкие полки идут сюда. Петр уехал в Троице-Сергиеву лавру (лавра – название ряда крупнейших мужских православных монастырей, непосредственно подчиненных патриарху) , туда же съехались верные ему люди: вельможи, «потешные полки», дворяне, патриарх. Софья осталась без поддержки, была свергнута и заточена в Новодевичий монастырь. Царь Иван, никогда не участвовавший в делах государства, формально оставался соправителем Петра вплоть до своей смерти в 1698 г. С этого года Петр самостоятельно правит государством.
Таким непростым был путь Петра к власти. И современников, и потомков Петра будет поражать необычайная сила и своеобразие его личности. Энергия и разносторонность сочетались в нем с грубостью, а порой и жестокостью. Он был целеустремленным, трудолюбивым. Неприхотливость, простота в общении - со страшными вспышками ярости и рукоприкладством; далеко не полноценное образование - с постоянной тягой к знаниям, особенно военным и техническим; его чисто "сухопутное" происхождение - с любовью к кораблям и морю; наконец, его глубочайший патриотизм - с уважением, а в молодости и с преклонением перед западной культурой.
Но наследство Петру досталось незавидное.
Задание: Ребята, давайте попробуем сформулировать те задачи, которые стояли перед Россией, и которые нужно было решить Петру в начале его правления.
Итак, запишите:
1задача - завоевание выхода в Черное и Балтийское моря»2 задача - создание сильной армии и флота.
3 задача - развитие экономики.
Учитель: Итак, ребята, начнем с рассмотрения 1-го Азовского похода.
Ученики: Целью Азовских походов являлось завоевание крепости Азов, запиравшей выход из Дона в Азовское море. Тем самым, Россия получила бы возможность плавать по Азовскому и Черному морям. Азовские походы стали продолжением традиционной для Руси борьбы с Крымским ханством и Турцией, вассалом которой оно являлось. Первый поход на Азов состоялся летом 1695г., но не удался: не имея флота, московская рать не смогла перекрыть доступ в Азов с моря. Турки спокойно привозили подкрепления и оружие, поэтому два русских штурма захлебнулись. Обратимся ко 2-му Азовскому походу. Летом 1696г. русская армия подошла к Азову. На этот раз турок блокировали и с суши, и с моря. Галеры не пропускали турецкие корабли к городу. 18 июля 1696г. азовский гарнизон сдался. Так был сделан первый шаг к завоеванию выхода в Черное море
Учитель: Как Петр I отреагировал на неудачу 1 Азовского похода? На этот вопрос нам ответят ребята, работавшие с карточкой № 2.
Ученики: За зиму 1695-1696гг. на реке Воронеж возвели верфь. Воронеж был выбран базой флота по нескольким причинам:
— во-первых, город был расположен на реке Воронеж, впадающей в Дон, что открывало прямую дорогу к Азовскому морю.
— во-вторых, вблизи города росли вековые леса, пригодные в качестве строительного материала для кораблей;
— в-третьих , местные жители уже имели достаточный опыт в постройке речных судов. Верфь – это предприятие для постройки судов. Шли работы и в самой Москве, и в других городах: везде готовили части судов и снасти. На строительстве трудились иностранные мастера, знать, крестьяне, посадские люди. Азовский флот был создан всего за несколько месяцев. Его основу составляли двухмачтовые парусные галеры с несколькими пушками и экипажем до 250 человек, струги и брандеры (Брандер - судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, которое в ходе сражения поджигали и пускали по ветру на неприятеля) . С этого времени в России появился военный флот, и возросла боеспособность страны.
Ученики записывают новые понятия и их определения.
Пётр был великий труженик и патриот. Недаром на Адмиралтейской набережной установлен памятник Петру I «Царь-плотник», где он изображен с инструментами в руках
То академик, то герой,
То мореплаватель, то
плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
А.С. Пушкин «Стансы»
3)Сколько себя помнил царь Пётр – его всегда интересовали корабли. Сначала он с интересом рассматривал нарисованные картинки, его отец собирал модели малых кораблей, которые мальчик часами разглядывал. На прудах в Преображенском впервые оттолкнулся Пётр от берега на маленькой лодочке. Потом нашли в сарае ботик (маленькое парусное судно) деда Никиты Романова. Пока ремонтировали ботик, выделывали мачту, шили парус, Петр постигал премудрости новой потехи. Потом перевезли парусное судно на Плещеево озеро. Вскоре он становится самостоятельным правителем страны. В 1697 г. Петр отправляется на несколько месяцев для обучения за границу. Он учился корабельному делу в Голландии и Англии. По прибытии в Россию учредил новый флаг, который вначале был военным, а затем стал государственным.
 В кон. 17в. во время Азовских походов Петр I дал русскому флоту и армии флаг, состоящий из трех горизонтальных полос - белой, синей и красной - с изображением двуглавого орла посредине. Впервые такой флаг Петр I поднял во время плавания по Белому морю в 1693 г. По указу 1705 г. все торговые суда России как морские, так и речные должны были использовать такой флаг. (Военные корабли ходили под Андреевским флагом - синий косой Андреевский крест на белом фоне.)4)До правления Петра I в России не было военного флота. Желание сделать Россию великой военной державой привело к созданию мощного военно-морского флота почти из ничего. По берегам рек расчищались площадки, на которых строили и чинили суда. Назывались они верфи. Царь сам, близко зная дело постройки кораблей, принимал в нем большое участие. Впоследствии вся страна участвовала в строительстве флотилии.
5)300 лет назад при впадении р. Невы в Балтийское море находилось много малых и больших островов. Левый берег был болотистый, поросший лесом. На правом берегу приютилось несколько бедных деревень. И вот по приказу царя, в этом краю лесов и болот, начали строить город. С разных концов страны были согнаны тысячи подневольных крестьян. Наполнилась народом, ожила глухая местность. Тяжелая это была работа. Осушали болота, рыли каналы, мостили тонкие улицы. Людей здесь не щадили и лишь подгоняли быстрее. Много человеческих жизней взяло строительство. Рабочие страдали от голода и болезней. Иногда по полгода не видели хлеба. Новый город стал воротами в Балтику и Европу. Основанием города принято считать 1703 год.Петр I назвал свою столицу «парадизом» - ролле. В переводе – рай. Город рос, становился красивей, богаче. По личному проекту царя возводились улицы. Назвал его Санкт-Петербург, по имени ангела-хранителя святого Петра. Бург – на немецкий манер – город. Город, созданный Петром I , с каждым годом становился краше и наряднее. Он стал столицей Российского государства.
Работа с учебником: - какие изменения (реформы) произошли в царствование царя Петра 1?
Реформы: 1 вариант
- флот
- армия
- мануфактуры и предприятия
- налоги на строительство флота и на укрепление армии
- провел перепись населения
- император
-российская империя.
2 вариант:
- календарь ( летоисчисление стало от рождества христова , а не от сотворения мира)
- 1 января ( начало года , было 1 сентября)
- арабские цифры
- «Ведомости»
- школы ( медицинская, артиллерийская, новигатская)
- Кунсткамера (перевод с нем. «кабинет радостей»)
- первая библиотека.
Посмотрите, сколько преобразований провел Петр Первый и в 1721 году Сенат за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул Отца Отечества и императора Всероссийского, а Россия была провозглашена Империей – так называли большие и сильные государства.
Фамилия Петра первого:
Как называлась первая газета, выпущенная Петром
Какой город основал Петр Первый.
Как стала называться Россия при Петре Первом.
Работа с высказываниями. «Познаем в Петре мужа необыкновенного, название великого заслужившего правильно» А. Н. Радищев
«Петербург основан на слезах и трупах» Н.М. Карамзин
Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтари должно воздвигнуть ему на всех площадях и улицах великого царства русского» В.Г. Белинский
Петру и его деятельности дают разные оценки.
IY.Закрепление изученного материала.Проверим заполнение таблицы «Деятельность Петра I», работа над которой будет продолжена на последующих уроках.
ДатаСобытиеРезультат1695г.
1695-1696гг.
1696г.
1697-1698гг. 1-й Азовский поход.
Начало строительства флота.
2-й Азовский поход.
«Великое посольство».
Поражение русских.
Рост боеспособности страны.
Завоевание выхода в Азовское море.Союз против Швеции, учеба, закупка вооружения, наём иностранных специалистов.
Игра «Лови ошибку!» А теперь, ребята, я предлагаю вам немного «побыть учителями»
Учащиеся получают текст со специально допущенными ошибками.
Петр родился в 1670 году. Петр был сыном царя Алексея Михайловича и Марии Милославской. С 1682 году в России – двоецарствие, царями были провозглашены Федор и Петр. Ввиду малолетства братьев регентшей стала их старшая сестра Софья. Петр и его мать уехали в Немецкую слободу. Он создал два потешных полка - Семеновский и Измайловский. В 1689 г. после смерти Софьи Петр стал править самостоятельно. В 1797-1698 годах состоялись Азовские походы, целью которых было завоевание выхода в Балтийское море. В 1700 г. в Западную Европу направилось Великое посольство. Руководителем его стал сам царь Петр I. После нескольких лет учебы в Европе царь вернулся домой, где его радушно встретили стрельцы. Главная цель поездки – найти союзников в борьбе с Турцией - тоже была выполнена».
Учитель: Так уже почти три века спорят о Петре люди, сталкиваются мнения. Пушкин, Достоевский, Лев Толстой. Ключевский… Мнения разные, взаимоисключающие. И те, и другие могут подтвердить свою правоту фактами. Но даже не то интересно, что говорили и говорят об одном человеке: важнее то, что о нем никогда не говорят безразлично. Таков уж был первый император российский, таким было его время. Огромную роль в изменениях, произошедших в России, сыграла личность царя, его неуемная энергия, направленная на развитие страны.
Перелом в истории России, совершившийся в его правление, определил путь нашей страны на много лет вперед.
Y. Подведение итогов.YI. Домашнее задание. Прочитайте §