Возможности использования компьютерных технологий


ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих набор методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств. Она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.
Современный процесс обучения предполагает комплексное применение всех обучающих технологий. В зависимости от предмета, темы урока, состава учеников учитель варьирует выбор обучающих технологий, чаще всего применяет их в комплексе. Такой подход можно назвать выбором методики.
На данном этапе одной из ведущих становится методика применения и использования компьютерных технологий. Обучение родному языку в школе именно та область, где компьютеризация может принципиально изменить и методы работы, и, что самое главное, ее результаты.
Технические средства обучения позволят интенсифицировать процесс обучения: повысить темп урока, увеличить долю самостоятельной работы учащихся. Кроме того, учитель сможет проверять усвоение учащимися новых теоретических знаний и степень отработки практических умений и навыков по изучаемой теме на каждом этапе обучения, вести дифференцированную работу с каждым учеником.
Каковы же возможности использования компьютера на уроках русского языка?
С его помощью мы можем организовать выполнение всех известных традиционных видов упражнений, а именно:
- на зрительное восприятие;
- вставку букв;
- постановку знаков препинания;
- графическое обозначение единиц языка разных уровней;
- редактирование текстов.
2. Необходимую информацию можно выделить: для привлечения внимания к неправильно написанной или вставленной букве или знаку препинания; в таблицах и правилах нужную букву можно сделать большего размера и т. д.
3. Преимущество компьютера состоит в том, что с его помощью мы можем не только демонстрировать статистическую информацию, но и давать учащимся возможность увидеть различные языковые явления в динамике, т. е. показать поэтапность формирования какого-либо явления языка.
Сегодня перед учителями-словесниками стоит сложная задача: с одной стороны, обеспечить обязательный уровень знаний, умений, навыков учащихся, с другой – развить потенциальные творческие возможности и мыслительные способности сильных учащихся. И это все на одном уроке, когда нужно не только ввести, или закрепить, или отработать, например, новое правило, но и создать оптимальные условия интенсификации труда для каждой из групп учащихся, чтобы обеспечить интерес к получаемым знаниям и посильность их восприятия.
Но все уч-ся работают по-разному. Следовательно, задача учителя – так построить урок, чтобы работа шла дифференцированно, с учетом индивидуальных возможностей, но при этом поднимала бы каждого ученика на более высокий уровень.
Известно, чтобы грамотно писать, мало знать и понимать орфографические и пунктуационные правила, главное – выработать «автоматизированную грамотность», которая должна стать буквально подсознательным навыком.
И в этом поможет компьютер: в работе с учеником он способен выявить все пробелы в его грамотности и методически искоренить.
УПРАЖНЕНИЯ НА ВСТАВКУ БУКВ
Вначале в таблицах или опорных схемах даются основные теоретические сведения для восстановления в памяти, а затем уч-ся приступают к выполнению практического задания. Если в ходе работы ученик ошибся, то ему будет предъявлено верное написание данного слова и правило, регулирующее написание этого слова.
УПРАЖНЕНИЯ НА ПОСТАНОВКУ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ
Суть данных упражнений заключается в том, что перемещая курсор в требуемое место, уч-ся вводит динамически конструируемый ответ.
Так, например, при изучении темы «Знаки препинания в предложениях с вводными словами» на экране появляется предложение; курсор стоит в начале предложения. Ученик перемещает его от слова к слову и там, где считает нужным, ставит знак препинания, затем компьютер анализирует выполненное задание и в том месте, где учеником допущена ошибка, ставит правильный знак препинания; на экране также появляется правило, регулирующее постановку знака. Компьютер продолжает анализировать ответ и при следующей ошибке снова печатает нужный знак препинания и правило. После анализа всех ошибок на экране вновь появится данное предложение с правильно расставленными знаками препинания. Таким образом, ученик еще раз сможет увидеть и осмыслить, как нужно было расставить знаки препинания в данном предложении. Если ученик не знает, какие знаки препинания и где нужно ставить, то, нажав специальную клавишу, он увидит на экране нужный в том или ином месте знак препинания и правило, согласно которому этот знак препинания ставится.
УПРАЖНЕНИЯ НА ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Наиболее трудными в орфографическом отношении являются те написания, которые не регулируются никакими правилами. Поэтому отработка грамотного написания словарных слов – одна из важных задач, стоящих перед учителем.
На экране появляются целиком написанные словарные слова, а затем через некоторое время исчезают. Ученик должен прочитать, запомнить и написать .Если слова набраны верно, то машина подтверждает правильность ответа. Если неверно, то фиксируется ошибка и дается правильное написание. Через три-четыре других слова слово, в котором была допущена ошибка, появится вновь, и до тех пор, пока уч-ся не наберет или напишет правильно. Когда работа будет выполнена, компьютер выставит оценку в соответствии с нормами оценок и высветятся слова, в которых были допущены ошибки.
УПРАЖНЕНИЯ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
Программа «Волшебное стекло». В данном случае усваивается значение уменьшительных и увеличительных суффиксов ( -ик, -ище ). На экране поочередно появляются разные животные. Задача ученика: выбирая тот или иной суффикс, за счет уменьшения (увеличения) животного в размерах достать подвешенную игрушку.
Программа «Сложи рыбку». На экране беспорядочно расположены части рыбы-слова: голова (приставка), туловище (корень), плавниковая часть (суффикс ), хвост (окончание). Задача: расположить части так, чтобы получилось изображение рыбы-слова.
Программа «Литературная». На экране появляются рисунки, выполненные к урокам литературы. Задача: назвать произведение, автора , прочитать строки, относящиеся к рисунку, указать разряд прилагетельных:
1.М.Ю.Лермонтов, «Парус».
2. И.А. Крылов, «Волк и ягненок».
3. А.С. Пушкин, «Песнь о вещем Олеге».
Программа «Для любящих поразмышлять». Задача: 1) найти в пословицах и поговорках причастия, выяснить их роль в предложении.
Открытому сердцу дорога открыта.
Одному трудно справиться и с легкой работой, объединившиеся ни в какой работе не устанут.
2) расположить причастия в порядке возрастания качества:
идущий, несущийся, плетущийся, бегущий, мчащийся, летящий, ползущий.
Программа «Кто больше знает слов: компьютер или человек?» Задача: назвать слова на тему: «Школа», «Вокзал», «Продовольственный магазин» и сравнить с тем количеством, которое дается на экране.
Программа «Редактор». Задача: исправить ошибки в употреблении деепричастий.
Прочитав книгу «Дубровский», мной овладела жалость к Владимиру и Маше.
Затормозив у станции, я вышел из вагона.
Сережа обещал маме исправиться, расстроившись от его шалости.
Подойдя к воротам, часовой остановил мальчика.
Заигравшись до позднего вечера, мама на нас рассердилась.
Гимнаст, выполнив норму мастера.
Затем на экране появляется правильный вариант, и дети имеют возможность сравнить и исправить допущенные ошибки.
УПРАЖНЕНИЯ НА ГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ЕДИНИЦ ЯЗЫКА
Особенно эффективно использование компьютера при работе над темами, требующими динамического показа, раскрытия языковых процессов, так как позволяет составить таблицу, создать иллюзию движения.
Например, работая над темой «Словообразование», можно одновременно демонстрировать несколько слайдов, накладываемых друг на друга, в результате чего создается зрительное восприятие движения, прослеживается ход раскрываемого языкового явления.
Практическое усвоение основ словообразования может быть успешным, если будут проводиться упражнения словообразовательного характера, устанавливаться родственные связи между однокоренными словами, что наглядно можно продемонстрировать в процессе разбора таблицы:
ледник+ов \ый обледене+л\ыйлед+ник лед+ян\ой об+леденеть ледоч+ек
лед+ене\ть лед+ок

лед
На таблице показано словообразовательное гнездо слова лед. От основы слова лед при помощи суффиксов –ник, - ян-, -ок-, -ене соответственно образованы слова ледник, ледяной, леденеть, ледок. От последних, в свою очередь, образуются слова: ледниковый, обледенеть, ледочек. От глагола обледенеть образовано прилагательное обледенелый. Подчеркиваем, что среди родственных слов слова различных частей речи. Находим основу каждого слова. Выяснение значения слова и отдельных морфем помогает уч-ся установить отношения между словами, входящими в словообразовательное гнездо, глубже прочувствовать связь между словами.
Сочетание словообразовательной и лексической работы над словом обогащает речь, развивает логическое мышление.
Когда после этого будет предложено задание построить словообразовательные гнезда, уч-ся, воспринимая уже знакомые им абстракции в виде определенных морфем, смогут безошибочно восстановить эти словообразовательные ряды.
Возможности использования технических средств для интенсификации процесса обучения русскому языку необычайно широки, так как в память компьютера можно заложить любые схемы, таблицы, условные обозначения, а в нужный момент оперативно вывести их на экран в качестве справочного материала.
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №95 г. Краснодара
Бардиж С.А.