Разработка панно для интерьера детского сада


Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тобольская государственная социально- педагогическая академия
им. Д.И. Менделеева»
Художественно-графический факультет
Кафедра дизайна и художественного образования
Разработка декоративного панно для интерьера детского сада
К защите допускаю:
Зав. кафедрой Боцман М.С.
_____________________________
Декан ХГФ
Лар Л.А.______________________
Выпускная квалификационная работа студентки 6 курса заочной формы обучения по специальности 050706.65 «Профессиональное обучение дизайн»
Елисеева Юлия Александровна
________________________________
Научный руководитель:
Канд. исторических наук, доцент,
член ВТОО СХР Лар Л.А.
Рецензент: ст.преподаватель кафедры «ИЗО,ДПИ и МП», член ВТОО СХРФ
Хусаинов Ильшат ИшбулдовичРабота защищена в ГАК «_____»________________________2011 г.
Председатель ГАК __________________________________________
Члены ГАК ________________________________________________
Тобольск, 2011
Содержание
Введение………………………………………………………………………..….3
Глава 1.Декоративное панно – как вид монументального искусства
1.1. Монументальное искусство в творчестве русских художников ………..6
1.2. История возникновения монументальной живописи ………………………..11
1.3.Монументальная живопись сегодня ……………………………………………14
Глава 2. Декоративное панно как украшение современного интерьера
2.1 Современный дизайн в интерьере детских помещений ………………….16
2.2. Основные принципы создания декоративной композиции «Русские сказки»….34
2.3. Последовательность работы над панно………………………………..39
Глава 3. Стилистические тенденции взаимодействия архитектуры интерьера современного общественного здания и монументальной живописи
3.1. Технологические возможности акриловой живописи в монументально-декоративном искусстве………………………………………………..……….. 39
3.2. Специфика взаимосвязи стиля интерьера и монументальной живописи…46
Заключение………………………………………………………….…………....47
Список литературы…………………………………………………………..….52
Приложение

Введение
Актуальность темы исследования. Выбранная нами тема: «Разработка декоративного панно для интерьера детского сада» является актуальной - актуальность состоит в том, что знание особенностей стилизации в декоративном панно является одной из основных учебных задач при работе над интерьером в акриловой живописи. Практические и теоретические основы использования фактуры красочного слоя в монументальной живописи.
Человеку всегда было свойственно украшать среду, в которой он живет; уже в первобытные времена он украшал стены пещер рельефами и росписями. К монументальной живописи человек обращался и в средние века в эпоху Возрождения и на сегодняшний день монументальная живопись остается востребованной.
Изучение необычных ансамблей представляет собой большой интерес для многих зарубежных и отечественных ученых, исследователей, философов (Вирджиния Чиффо Рагин, Мэри Клеркин Хиггинс и др.). Монументальному искусству по своей природе предназначено постоянно находиться рядом с людьми, и следовательно оно на может быть ориентированно на одномоментное восприятие, в нем должно быть учтено все разнообразие душевных состояний человека во времени. Произведения монументального искусства насыщают окружающую среду не только цветом, пластикой, ритмом, но и обогащают ее духовно, участвуя в сознании определенного эмоционального состояния.
Предмет исследования: передача взаимосвязи декоративного панно с предметно-пространственной средой интерьера, где оно исследуется как самоценный и как соподчинённый элемент в архитектуре.
В соответствии с темой работы выстроена логика изложения материала, определены цели и задачи работы.
Цель исследования: на основе выявленных особенностей интерьера для детского учреждения гостиной создать декоративное панно.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать основные особенности монументального искусства.
2. Рассмотреть декоративное панно как самоценный и соподчинённый элемент в архитектуре.
3.Определить характерные черты и приёмы композиционного решения панно, осуществляющие его взаимосвязь с архитектурой интерьера.
5.Выявить и изучить навыки и приёмы стилизации панно
4. Создание декоративного панно для детского сада
Объект исследования: процесс изучения и создания декоративное панно как украшение современного интерьера детского учреждения и вида декоративного искусства.
Теоретическая значимость исследования: материалы исследования могут оказать влияние на сознание учащихся в системе начального образования по изучению темы «Разработка декоративного панно для интерьера детского сада», а также могут послужить базой для дальнейшей методической разработки учащихся в системе начального образования.
Практическая значимость: работа может быть использования для оформления интерьера детского учреждения начального образования , как наглядное пособие в процессе обучения системе начального и среднего образования.
Методы исследования анализ исторической, искусствоведческой, научно-методической литературы, произведений декоративной живописи по данной теме, обобщения опыта по созданию декоративного панно для интерьера детского сада.
Структура выпускной квалификационной работы. Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
Заключение включает в себя основные выводы и подводит итоги нашей работы над выпускной квалификационной работой.
Список использованной литературы содержит в себе (19 источников), которые использованы в процессе выполнения выпускной квалификационной работы.
В приложение вошли поисковые материалы, репродукции.
Глава 1.Декоративное панно – как вид монументального искусства
Монументальное искусство в творчестве русских художников
Художники Советской России оказались в головном отряде мастеров, уже в первые годы Советской власти, они закладывали основы Советского монументального искусства. Среди них живописцы В.Фаворский, А. Дейнеко, П. Кузнецов и другие.
В это время ясно ощущается живое дыхание времени, динамичность и трудовой эпохи строительства. Переход нашего зодчества на путь массового индустриального строительства, типовых зданий дал широкий простор создание большого числа общественных сооружений самого различного назначения. В них монументальное искусство- живопись и скульптура занимает уже значительное, а порой решающее место в создании облика новых общественных крупных центров.
И следует сказать, что именно крепкая профессиональная школа, полученная у крупнейших художников старшего поколения как, явная диалогическая база, заложенная ленинским планом монументальной пропаганды, а также опыт работы основоположников Советского монументального искусства помогли молодым художникам сравнительно быстро понять новые задачи, поставленные реальной действительностью и требованиями зодчества. Они работают в мозаике, фреске, витраже умело сочетают живопись и графику, живопись и пластику. Этот путь привел к тому , что сложился новый тип художника, работающего в архитектуре, - «мастера» монументального искусства и потому уже не удивляет активное участие художника в проектировании здания совместно с архитектурой, создание живописцем мозаики и кованной скульптуры, литого стекла – витража – фрески. Так работают художники А.Васнецов, Б. Тальберг, Ю. Королев, В.Кандинский. Все они одновременно занимаются станковой живописью и графикой, часто выступая со своими произведениями на выставках.
Следует отметить как характерную черту эпохи 70-х годов – активное вторжение всех видов изобразительного искусства в типовую индустриальную архитектуру, что позволило в каждом случае совершенно видоизменять и художественно одухотворить типовые общественные здания.
«… Уже трудно различить, где работает скульптор, где живописец, где прикладник. Жанры переплетаются, да иначе и быть не может… Мы возвращаемся к ренессансной разносторонности… не потому что стали такими же гениальными, а потому, что этого требует время и условия в которых должен работать художник» - сказал Андрей Васнецов.
Вот почему в частности, нельзя выбрасывать из контекста современных архитектурных художественных ансамблей, только те произведения, которые обладают качествами и только их причислять к монументальному искусству. Ведь эти произведения не только вставлены в кавычках, а находятся в сложной взаимосвязи с архитектурой и произведениями других жанров – орнаментально – декоративной росписью, скульптурной эмблематикой и т.п.
Все они в меру специфики своего жанра участвуют в формировании той художественной целостности, которую мы называем синтезом искусств.
Монументальное искусство насыщает архитектурно – пространственную среду, не только цветом, пластиком, ритмом но и обогащает ее духовно, содержательно.
В стенной живописи усиливается интерес к сложным пространственным построением, к предметной осязаемости изображений, доходящей порой до иллюзорного обмана зрения. Мозаика часто соединяется с рельефом, витражи становятся своего рода цветорельефами. В сочетании цвета и объема художники ищут своеобразного синтеза декоративности и предметности, сочетание иллюзорного изображения и осязаемой архитектурной плоскости, из которой это изображение естественно вырастает. В наше время обозначилась тенденция к усложнению поэтического языка произведений, поиск метаморфической интерпретации традиционных тем и сюжетов.
Для нашего времени характерна работа архитекторов и художников разных специальностей по комплексному проектированию и оформлению дворцов Имя московского художника Бориса Тальберга привычно связывается с искусством «шестидесятников». Действительно образы мастера – одно из наиболее ярких и последовательных выражений художественной концепции 1960–х годов в области монументальной живописи. Сейчас, когда стали обозримы те качественные сдвиги в образной структуре росписи и то, что особенно важно для монументального искусства, изменения о взглядах на место человека в среде, мы можем не только отчетливо увидеть все приобретения и потери на пути развития настенной живописи, но и по праву оценить романтический пафос преобразований, продиктованный идеей духовного обновления людей средствами эстетического формирования среды.В этом процессе архитекторы, дизайнеры, художники руководствовались весьма определенными представлениями о социальных потребностях и возможностях личности, активность которой может быть реализована лишь в коллективном действии. Так организаторами упорядоченной и налаженной жизни выступают микрорайоны с их общественными центрами, учитывающие всевозможные проявления жизнедеятельности человека, как члены огромного коллектива. В живописных полотнах «сурового стиля» помыслы, деяния, страсти отдельной личности являются выражением коллективной воли групп людей – ремонтников, строителей, монтажников. Даже из благоустроенного живого интерьера «изгоняется» все то, что может выдать индивидуальные пристрастия или слабости его обитателя. Огромные надежды возлагаются в то время на монументальную живопись, как на организатора коллективных общественных эмоций.
Не сложно и по сюжету, а чаще всего и декоративные, отличающиеся яркой колористической гаммой настенной росписи являлись как бы эмоционально содержательно «начинкой» архитектуры. В соответствии с установившимися в то время требованиями к монументальной живописи образ росписи, зачастую исчерпывался этой броской эмоциональностью.
Непременным условиям оптимального функционирования образа была стилистическая подчиненность архитектуре – плоскостность, лапидарность, яркая структурность. Не смотря на такую, как нам видится сейчас, ограниченную функциональную программу монументального образа, необходимо подчеркнуть, что уже в самом факте широкого распространения, доступности массовости произведений, как и в самом стремлении создать эстетическую среду каждодневного бытования человека, проявлялось гражданственно- демократическая, гуманистическая сущность монументального искусства. Оформление празднеств имело целью не только создать условие для проведения торжеств, украсить их, но и убедить в значительности событий и знаменательных дат. Научится прославлять и праздновать, проникаться духом коллективной радости. Творчество Тальберга сразу выделилось тем, что являлось реализацией исканий такого художественного содержания росписи, которое бы воздействовало не абстрактной отвлеченностью всеобщих категорий, а конкретным строгим повествованием и открытой эмоциональности образов.
Искусство художника принято относить к интеллектуальному направлению в монументальной живописи. Действительно образом мастера не свойственна лирическая проникновенность. Не многословная сдержанная изобразительное повествование в них ведется не поэтическим языков, а мужественной прозой.
Однако выразительность образа рождается как бы на пересечение строго продуманного, обладающего острой социальной активностью сюжетно – смыслового текста и его живого эмоционального переживания. В этом смысле Тальберг, пожалуй более глубоко, чем кто либо из современных художников – монументалистов переосмысляет опыт мексиканских мастеров, особенно Сикейроса.
Для Андрея Владимировича Васнецова монументальное искусство оказалось главной деятельностью художника, хотя одновременно он продолжает работать и в области станковой живописи. Для его живописных полотен характерна ясность уравновешенного, композиционного стоя, лаконизм в моделировке объемной и весомой формы. Последнее качество содействует созданию зрительного пространства картины без использования перспективно – иллюзорного построения. Этот принцип становится основным в монументальной живописи Васнецова. Совместная работа А. Васнецова с В. Элькониным рождает много интересных работ. Художники находят интересное построение больших много фигурных композиций. В этом ощущается так же использование традиций древнерусской живописи: ощущение пространства создается с вето - теневой моделировкой фигур. Творческая дружба связывавшая Васнецова и Эльконина нашла выражение в создании нескольких совместных работ, в частности декоративной мозаики «морское дно в зале водноспортивного клуба, а также с граффито в холле здания центрального дома культуры железнодорожников в Москве на тему «История почты» и др.
1.2. Из истории возникновения монументальной живописи
Монументальная живопись – определение живописных произведений (фрески, мозаики, витража, темперной и масляной живописи) в архитектуре.
Мозаика – это картины, составленные из маленьких цветных квадратиков особого стекла – смальты или из каких либо других материалов, иногда очень ценных.
В Древнем Египте трон фараона Тутанхамона был украшен мозаикой из драгоценных камней.
В музеях Италии хранится много прекрасных мозаик, покрывавших когда-то стены античных зданий. Узорами из цветной смальты часто бывали выложены потолки, полы и двери. Иногда мозаикой разукрашивали даже корабли. Древнейшей мозаики, найденные при раскопках античных городов Помпеи и Пергама, составлены из камней – голышей белого, желтого и черного цветов и обожженных ярко красных черепков. В одном из домов был обнаружен мозаичный пол, его называли не «метенный» пол – на нем были изображены как будто брошенные в беспорядке ломтики фруктов, овощи, цветы.
В средней Азии старинные мечети и дворцы украшались мозаикой из кирпичей, покрытых глазурью белого, синего, желтого и голубого цветов. Особенно расцвело искусство мозаики в Византии.
В Древней Руси знали и умели делать цветное стекло. Многие соборы X – XI веков в Киеве, Чернигове, во Владимира - Суздальском княжестве славились своими мозаичными картинами из цветной смальты. Те из них, что сохранились до наших дней поражает своими красивыми немеркнущими красками.
Фреска. С самых Древних времен и до наших дней художники, создавая монументальную живопись, чаще всего используют технику фрески. Слово это происходит от Итальянского «fresco», что означает «свежий, сырой».
Фрески пишут по сырой оштукатуренной стене красками, которая разводится водой. Высыхая, известь штукатурки плотно соединяется с красочным слоем.
Искусство фрески было известно в Древней Руси. В то время не существовало другого искусства, кроме церковного. Художники создавали фрески на стенах церквей. Самый Древний из памятников русской монументальной живописи дошедшего до нас, - маленький фрагмент фрески X века из Киевской Десятинной церкви. Древнерусские фрески XII и XIII веков сохранились лучше.
Стены церквей покрывали фресками будто ковром – от пола и до самых сводов. В Суздале например украшали стены растительными и геометрическими орнаментами и на их фоне изображали фигуры святых.
Фрески писали и знаменитые древнерусские мастера, Андрей Рублев, Дионисий, а также живший в России Византийский художник Феофан Грек.
У каждого из названных мастеров была своя манера изображения, своя излюбленная гамма красок.
Не всегда церковные фрески были посвящены религиозным темам. Порой они отражали реально происходившее событие, так же как иконы, Древние фрески хранят себе историю нашей страны, они говорят о высоком искусстве старинных русских художников, которые мы должны беречь.
Панно - (от фр., доска, щит) в искусстве оформления интерьера часть стены или потолка , выделенная лепной рамой или ленточным орнаментом и заполненная живописью.
Панно может исполняться на холсте обычными живописными средствами, а затем уже прикрепляться к стене или потолку для украшения интерьера общественных зданий. Декоративное панно может быть также рельефное, резное, изразцовое, текстильное и др. Роспись по дереву и по металлу в народном и декоративно-прикладном искусстве может украшать панно не только больших, но и достаточно небольших размеров, предназначенных для оформления интерьеров жилых помещений.
Советское монументальное искусство родилось в первые годы после победы Октября. Оно явилось рупором великих революционных идей, преобразующее мир. В тяжелых условиях гражданской войны, хозяйственной разрухи и голода В.И. Ленин утверждает план монументальной пропаганды.
Подготовка и оформление первых революционных праздников создали особую творческую атмосферу, в которой рождалось новое искусство. Идейное и творческое направление, заданное Ленинским планом монументальной пропаганды, явилось генеральной линией всего последующего развития монументальной живописи и скульптуры
1.3. Монументальная живопись сегодня
Монументализм – это проявление идей, мыслей, вкуса сегодняшних людей, того, как мы хотим остаться в истории. Монументальное искусство – это то, которое говорит о важных вещах, - оно никуда не может исчезнуть. Другое дело, что у нас есть много нерешенных проблем – юридических, финансовых, организационных. О них надо думать, говорить, их надо решать. Но главное, монументальное искусство надо создавать – пусть это будет маленький набросок или большой памятник, но он должен нести саму идею монументальности. Это особая ответственность, это особая философия. Надо нести в общество добро, идею такого общества о котором уже давно и очень хорошо сказано: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком, и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе». Идеи такого масштаба делают произведение искусства по настоящему монументальным
Цветовой тон – это качество хроматического цвета, которое мы обычно называем красным, оранжевы, желтым, зеленым ит.д.
Все ахроматические и хроматические определяются одной характеристикой – светлотой или относительной яркостью.
В живописи при работе художник должен анализировать и сравнивать цвета, присущие сложным по форме объемным объектам или предметам, которые как правило, находятся в окружении цветовой среды или предметов другого цвета.
В цветоведении изложены три закона оптического смешения цветов, знание которых необходимо для художников в их практической работе.
Первый закон оптического смешения заключается в следующем: ко всякому хроматическому цвету можно подобрать второй хроматический цвет, который при оптическом смешении с первым в определенном количественном отношении дает ахроматический цвет.
Цвета, которые в оптических смесях могут давать ахроматический цвет, называют взаимно дополнительными цветами. Это могут быть лишь строго определенные цвета. К ультрамариновому дополнительным является лимонно – желтый цвет, к кармино – красному – голубовато – зеленый (цвет изумрудной зелени ) , к лимонно – желтому – ультрамариновый и к голубовато – зеленому – кармино – красный цвет.
Второй закон оптического смешения заключается в том, что при оптическом смешении не дополнительных цветов получаются цвета по своему цветовому тону промежуточные между смешиваемыми цветами.
При смешении желтого с красным получается оранжевый цвет, при смешении желтого с зеленым – синий цвет и т.д.
Третий закон оптического смешения заключается в том, что цвета, которые выглядят одинаково, в оптических смесях дают одни и те же результаты независимо от того, каков физический состав световых потоков, вызывающих ощущение этих цветов.
Колорит в живописи – важнейший элемент художественной формы, служащий раскрытию образного содержания произведений искусства.
Колорит в живописи – характер взаимосвязи всех цветовых элементов произведения, его цветовой строй как одно из средств правдивого и выразительного выражения в действительность. В произведениях Тициана, Рембранда и Рубинса, русских художников, К.Коровина, М. Врубеля, В. Серова и многих других активно используется колорит для выражения художественно – образного содержания творческого замысла. Известный армянский художник Мартирос Сарьян говори, что живописец выражает мир и свое отношение к миру прежде всего в цвете.
Глава 2. Декоративное панно как украшение современного интерьера
2.1 Современный дизайн в интерьере детских помещений
Грамотное цветовое решение окраски помещений и мебели повышает его освещенность. Поэтому существенным требованием является окраска стен в пастельные, светлые тона (светло-желтый, салатовый, бледно-розовый, светло-сиреневый, нежно-голубой и т. п.). Обязательна окраска оконных рам и подоконников в белый цвет, так как они максимально отражают свет. Гигиенисты установили, например, что белые поверхности отражают до 80-90 % света, а цветные - до 46 %, темные - еще менее.
Выбор основной цветовой гаммы помещений зависит от того, на какую сторону (южную, северную или западную, восточную) выходят окна. Если это северная сторона, то окраска стен должна быть в теплых тонах: розовый, оранжевый, бежевый, желтый и т. п. В этом случае цвет помещений будет «согревающим», что особенно важно в зимний период, когда на улице холодно и бело от снега. В летний период в этих помещениях не бывает слишком жарко. Цвет стен не создает впечатление излишней солнечной освещенности.
Для помещений, выходящими на юг или юго-восток, подойдут тона холодной части спектра: голубой, фиолетовый. Эффект их воздействий будет обратно противоположным тому, что было описано выше. Зимой в этих комнатах чаще бывает солнце, а летом, «холодные» тона стен создают впечатление прохлады, прекрасно ассоциируются с голубым небом и искрящимся водоемом, потому что солнечной «рябью» бегут по стенам светлые блики.
Требования к интерьерам.
Окружающая ребенка среда должна обеспечивать ему физическое, умственное, эстетическое, нравственное, т. е. разностороннее развитие и воспитание.
Понятие «окружающая среда» выступает в широком и узком смысле. В широком смысле - это тот социальный мир, в который приходит малыш, рождаясь на свет, т. е. социальная культура общества.
Известно, одно из главнейших условий психического развития ребенка - «присвоение им общественно-исторического опыта человечества, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры общества» (А. Н. Леонтьев). Поясним это положение.
Ребенок не является робинзоном в познании, например открытии функционального назначения окружающих его предметов (ложка - для еды, расческа - для ухода за волосами, ботинки - для ходьбы, шапка - для прикрытия головы и т. п.), а также различных видов деятельности человека (бытовая, трудовая, художественная, игровая и т. п.). Мир предметов, окружающих малыша, открывается ему в процессе овладения различными видами человеческой деятельности. Например, бытового или художественного характера - мыло необходимо для мытья, а карандаш - для рисования. Аналогично - для работы на огороде нужны лопата и лейка, а для уборки в доме необходимы щетка, пылесос и т. п. Значит, предметы, окружающие ребенка с самого раннего детства, оказывают определенное воздействие на его познавательное развитие и умственную активность (например, в конце первого года жизни малыш уже хорошо знает назначение чашки: он пьет из нее; кроватки - он спит в ней; стульчик - сидит на нем и т. п.).
Окружающий ребенка мир постепенно расширяет свои горизонты: по мере того как малыш овладевает движениями, к нему приходит возможность перемещаться в пространстве. Но, даже находясь на руках у взрослого, ребенок перемещается в замкнутом пространстве комнаты. Он вглядывается в окружающие его предметы и практически осваивает их свойства. Ему нужно все - он рассматривает рисунок на обоях, изучает очки на лице взрослого, тащит бусы с шеи матери и т. п. Кажется, перечисленные примеры поведения малыша случайны. На самом деле, все, что его окружает, формирует его психику. Именно поэтому организованный педагогический процесс ознакомления с окружающим играет столь важную роль в умственном развитии детей.
Мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения и первых обобщений связаны с практическим освоением предметной действительности. В данном случае понятие «окружающая среда» выступает в узком смысле своего значения, т. е. как средовое пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками и пр., живя среди которых ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий его мир.
Не удивительно, что этот мир оказывает свое формирующее воздействие на все стороны воспитания ребенка: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, потому что ребенок не только познает предметы и усваивает их названия, - ему важно видеть эмоциональную реакцию взрослого, через которую малыш учится отношению к окружающей его действительности. С пеленок он усваивает ласковые интонации человеческого голоса, сочетающиеся с красивой игрушкой, распустившимся цветком, ярким платочком или платьем.
Можно сказать, окружающая среда эмоционально воздействует на малыша, а, следовательно, воспитывает эстетически и этически.
Физическое состояние детей во многом определяется их эмоциональным комфортом. Вместе с тем удобство и соответствие возрасту предметов мебели, пособий, игрушек и пр., обеспечивающих достаточное освоение окружающего пространства, постепенное овладение основными видами движений и более утонченными действиями рук, - все это составляет первоначальную основу здоровья и своевременного физического развития детей. Очень важно для своевременного созревания костно-мышечной системы, которая формируется длительнее по сравнению с другими функциями организма, чтобы ребенок активно двигался. Особенность ребенка раннего возраста состоит в том, что без специального воздействия со стороны взрослого его мышечная система не реализуется. Именно взрослый, беря малютку на руки, укладывая на живот, поворачивая на спину, помогая осваивать повороты на бок и т. п., «задает» систему целенаправленных движений для созревания мышечной ткани. Движение - органическая потребность ребенка и необходимо полностью ее удовлетворять. Поэтому важна организация двигательной среды на протяжении младенческого, раннего и дошкольного детства. Если иметь в виду детей первых лет жизни, то организация предметно-пространственной среды для них - жизненная необходимость.
Особо следует остановиться на познавательном развитии маленьких детей, что имеет отношение ко всем сторонам их психической жизни. Окружающая среда в широком и узком смыслах оказывает влияние на формирование именно познавательной активности малыша.
В ранний период жизни ребенок познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе, усваивая лишь то, что лежит на поверхности и доступно его видению, пониманию. Однако педагогу необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и в последующем освоении действительности.
Поэтому окружающую ребенка предметную среду не следует слишком примитизировать, а познавательное развитие ребенка раннего возраста - понимать упрощенно. В данный период жизни он не только накапливает впечатления и расширяет чувственный опыт. Малыш учится ориентироваться в окружающем мире, у него начинает формироваться система знаний, которые, образно говоря, раскладываются по полочкам. Упорядочение этого процесса во многом зависит от взрослого, который руководит отбором содержания, материала и методов развития познавательной деятельности.
Следует отметить, что в ознакомлении детей первых трех лет жизни с окружающим миром был разработан системный подход, который позволил в нем выделить центральное, стержневое звено - знания о человеке, которые ребенку следует преподносить в доступной его возрасту форме. У младенца рано возникает особое отношение к человеку (первая улыбка - 1 мес., «комплекс оживления» - 3 мес., потребность в общении - на протяжении всего раннего детства и т. д.).
Сказанное позволяет понять, почему окружающая среда, играющая особую роль в развитии маленького ребенка, должна быть организована соответственно задачам воспитания. Оборудование детских помещений позволяет реализовать эту сторону педагогической работы на научной основе по следующим принципам:
1. Принцип обеспечения здорового образа жизни и физического развития
Оборудование группы мебелью и пособиями должно отвечать задачам развития всех систем организма, повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способствовать охране нервной системы ребенка.
2. Принцип обеспечения воспитания и развития ребенка в условиях детского сообщества
Интерьер группы должен быть рассчитан на одновременное присутствие 10 (15) детей младенческого, раннего возраста. При этом должны быть учтены нормальные условия жизни как для одного отдельного ребенка, так и для группы детей в целом.
3. Принцип обеспечения педагогического процесса в условиях общественного воспитания
Оборудование группы должно способствовать соблюдению условий жизни малышей, входящих в одну группу, но живущих по разным режимам соответственно их возрасту и состоянию здоровья. Способствовать методам последовательности и индивидуальной постепенности в обслуживании детей, возможности индивидуального общения с одним ребенком в системе работы с группой детей в целом.
4. Принцип надежности и безопасности
Интерьер группы должен включать предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для маленького ребенка: исключены случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т. п.
5. Принцип возрастного соответствия
Интерьер группы должен быть составлен соответственно возрастному составу детей. Если в группе присутствуют дети, которые по возрасту или состоянию здоровья относятся к разным микропериодам развития, то оборудование группы должно быть рассчитано на детей каждой возрастной подгруппы.
6. Принцип гигиенического соответствия
Предметы мебели и оборудование должны быть выполнены из экологически чистых материалов, иметь водоотталкивающее покрытие, при гигиенической обработке не терять структуры материалов, из которых они изготовлены, и не деформироваться.
7. Принцип эргонометрического соответствия
Предметы мебели и оборудование должны быть выполнены на основе размеров, утвержденных Министерством здравоохранения России для детей первых лет жизни. Современные, новые конструкции изделий, а также образцы зарубежного производства должны соответствовать эргонометрическим возрастным показателям, утвержденным в качестве государственного стандарта.
8. Принцип вариативности (удобства и комфортности в использовании)
Предметы мебели и оборудование должны быть удобны для ребенка, создавать ощущение комфорта. В их конструкции должен быть заложен принцип вариативности, позволяющий в случае необходимости изменять пространственные характеристики изделий в секциях (например, подъем полочек или их перемещение; перемещение частей из горизонтальной в вертикальную плоскость, например откидывание барьерчика или его выпрямление, использование выдвижных поверхностей и пр.). Принцип вариативности позволяет менять размеры частей изделий по мере роста и взросления малышей.
9. Принцип гарнитуры (комплектования)
Необходимо комплектование всех изделий, входящих в один гарнитур, по стилю, цветовому решению, обеспечение сочетаемости предметов мебели, их секционного перестроения соответственно техническим характеристикам. Важна и сочетаемость предметов мебели с общим убранством группового помещения (предметами обихода, украшения комнаты: панно, картинами, эстампами, икебаной, предметами прикладного искусства, игрушками, комнатными растениями и т. п.).10. Принцип рациональности
Оборудование и мебель должны быть выполнены по принципу рационального использования, облегчающего труд персонала, обслуживающего одновременно 10-15 детей раннего возраста. Любое изделие, входящее в комплект оборудования, должно быть рационально расположено для работающего взрослого (имеется в виду местоположение, исключающее частые наклоны, неудобные позы, выполнения действий на весу, т. е. всего того, что может физически излишне утомить).
11. Принцип складирования
Оборудование должно быть легким в использовании, с одной стороны - обладать устойчивостью, с другой - мобильностью: в случае перемещения должно иметь держатели (с тыльной стороны) или какие-либо устройства, которые позволяли бы стационарно фиксировать предмет к стене, к какой-либо поверхности и в случае необходимости легко открепляться и перемещаться.
Все части гарнитурного комплекта должны хорошо складироваться в случае переезда или перемещения из группы в группу
12 Принцип «общего» и «единичного» в подборе и использовании
При разработке интерьера групп раннего возраста обслуживающий персонал может использовать иностранные образцы изделий или образцы фабрик местного производства, т. е. осуществлять как бы «частный» подбор оборудования. Допустимы творческие разработки практического характера, различные усовершенствования изделий, поиск их оригинального использования, т. е. то, что делает неповторимым интерьер отдельной группы или детского учреждения в целом.
Но все новации в использовании мебели и оборудования в группах раннего возраста должны подчиняться «общему» принципу: быть безопасны и надежны. Размеры рабочих поверхностей и их частей должны соответствовать государственным стандартам, разработанным для детей раннего возраста, и быть гигиенически, экологически выдержанными.
Привнесение указанных выше принципов в практическую жизнь группы детского сада обеспечивает создание предметно-пространственной развивающей среды для самых маленьких. Ее особенность - в одновременном присутствии не одного ребенка, а целой группы, где каждый малыш должен чувствовать себя не только защищенно, но комфортно. Следует учитывать, что дети второго года жизни еще не умеют общаться со сверстниками: у них игры «рядом», но «не вместе». И только к концу второго и на третьем году жизни дети начинают взаимодействовать как партнеры в совместных играх, именно поэтому окружающая малышей среда должна быть рассчитана для одновременной деятельности не более 2-3 детей, а также учитывать возможности организации совместной деятельности воспитателя и ребенка. В течение дня педагог должен найти время для индивидуального общения с каждым малышом, являясь основным партнером в их играх и занятиях.
Окружающая среда должна включать возможность создания локальных игровых пространств, уголков, мест отдыха, «кулуарного» общения, позволяющих не только объединить, но и рассредоточить маленьких. Ребенок не должен уставать в коллективе сверстников, именно поэтому при создании предметно-развивающей, пространственной среды следует учитывать особенности каждой группы: возраст, состав - количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности - подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье; только в этом случае окружающая среда будет развивающей, т. е. создавать у ребенка чувство комфорта, радости, покоя, достаточности. У малыша появится чувство уверенности, к нему придет возрастная умелость, а вместе с ней некоторая самостоятельность и инициативность.
Обратите внимание! В Каталоге готовых работ Вы можете посмотреть авторские дипломные, курсовые и рефераты по данной тематике. Если нужной Вам работы не оказалось - ее можно заказать
Сказанное позволяет понять, почему профессионально грамотно должен решаться вопрос организации предметно-пространственной среды для самых маленьких. И можно согласиться с мнением педагогов-практиков, что в основе его решения лежит творческая интерпретация, т. е. идея, цель, которой руководствуется коллектив сотрудников данной группы и детского сада в целом.
Оборудование интерьера мебелью для малышей 2-3 года жизни может осуществляться с помощью отечественных и зарубежных изделий, предоставляемых современными фирмами.
Столы, стулья, кровати для разных ростовых групп должны быть изготовлены из экологически чистых материалов. Для малышей конца 1-го и начала 2-го года можно рекомендовать деревянные кресла (для детей от 8 мес. до 1 г. 2 мес.) с регулируемым по высоте сиденьем. Столы - полудуги с выемкой в середине удобны для одновременного кормления двух (с 8 мес. до 1 г. 2 мес.) или трех малышей (1 г. 2 мес. - 1 г. 6 мес). Два таких стола, сдвинутых торцевыми сторонами образующих стол круглой формы с выемкой в середине, удобны для одновременного приема пищи 6-7 детей. Эти же столы можно соединить зигзагообразно, что удобно для самостоятельной деятельности малышей (строительные, дидактические и др. настольные игры). Для этого дуги 2-х столов соединяются выгнутыми поверхностями. Нужен раздаточный столик на колесиках.
Мягкая мебель - кресла, диванчики для отдыха, обтянутые мягкими тканями разных оттенков - создает колорит домашности, уюта, но необходимо, чтобы она сочеталась со всеми другими предметами мебели в интерьере группы.
Напольные шкафы, рассчитанные на рост маленького ребенка, незаменимы в интерьере группы как для детей 2-го, так и 3-го года жизни.
«Рабочее место воспитателя» состоит из нескольких предметов в комплекте: стол легкой конструкции с небольшим ящичком и двумя полочками, расположенными на разных уровнях: низко и высоко. Первая - для раздаточного материала, вторая - для хранения литературы, ящик предназначен для документации. Комплект должен быть удобен в работе воспитателя, занимать мало места и располагаться в прихожей-приемной или в спальной комнате.
Секция «Природный уголок» монтируется в разных конструктивных вариантах с помощью съемных полочек, создавая впечатление ажурности, легкости.
Детская игровая мебель по росту детей предназначается для групп раннего возраста, потому что дети 2-3 года, проигрывают какие-то эпизоды своей собственной жизни. Это сюжетно-отобразительные действия. Игровое оборудование помогает ребенку овладеть функциональными, чисто социальными действиями, отображающими быт человека, что позволяет малышу «вписаться» в окружающую действительность. Так проходит социализация ребенка уже в ранний период его жизни. Немаловажным является и то, что ассортимент игровой мебели (буфет, сервант, диван, кресла, трельяж, кровать, а также набор «кухня» и пр.) выполнен гарнитурно. Закругленность форм представленных изделий не только снимает опасность травмы об острые углы, но и приятна для глаза, так как демонстрирует мягкость и плавность линий. Последнее, как установили психологи, определенным образом влияет на настроение, зрительную сенсорную систему организма ребенка. Резкие линии вызывают у маленького ребенка реакцию отстранения и не способствуют возникновению чувства защищенности и покоя. Это положение действенно и для окружающей среды в целом: она не должна быть визуально агрессивной.
Настенные, легкие деревянные полочки, украшенные резьбой, можно рекомендовать в интерьер помещений для малышей конца первого и второго года жизни. Они необходимы для развития сенсорных навыков, восприятия идентичных предметов с разного расстояния и под разным углом зрения, а также для развития речи, и главное, формирования функции обобщения предметов по их признакам.
Изделия из дерева в русском стиле, с росписью, выполненные в золотистых тонах, хорошо будут вписываться в интерьер детских групп, в которых доминируют теплые тона цветового спектра (желтый, «лимонный», «персиковый», светло-розовый, бежевый, светло-оранжевый и т. п.). Большой ассортимент игровой мебели, входящий в гарнитур «Жилая комната» (11 предметов), «Кухня» (7 предметов), а также игровое оборудование в русском стиле: «Печка», «Колодец», «Теремок», «Ворота», «Колыбель» и т. п., выполненные из светлых пород дерева, с росписью, покрытые лаком, предназначены для малышей как 2-го, так и 3-го года жизни.Деревянная кроватка с тумбочкой для детского белья и предметов ухода за ребенком, выдвижным ящиком для постельных принадлежностей удобна для ребенка 1-го и 2-го года жизни, имеет специальное съемное ограждение. Шкафы для верхней одежды детей и персонала выполнены гарнитурно, в комплекте с банкетками и табуретом дают возможность позаботиться не только о групповом помещении, но и прихожей (холле), в которой должно быть уютно.
Строительные модули из синтетических материалов с водоотталкивающим покрытием, напольный конструктор «Фантазия», «сухой бассейн», надувные батуты, детские маты, «дорожки со следочками», набор «Гномик», коврик «Топ-топ» и пр., выполненные ярко, красочно, должны контрастировать с гармонирующим в целом оборудованием группы, что придаст детскому помещению жизнерадостный, оживленный, игровой колорит. Это оборудование необходимо для сохранения здоровья малышей, формирования правильной осанки, способствует достаточной двигательной активности малышей.
Для групп раннего возраста предназначаются игрушки крупных размеров, в рост ребенка, а также меньших размеров, «оживающие» на руке воспитателя - театр «бибабо».
Удобны изделия из пластика (бассейны, оборудование для игровой площадки на участке: качалки, каталки, песочницы и пр.), т. к. хорошо гигиенически обрабатываются, красивы.Игровые уголки-комплекты («Ясли», «Больница», «Магазин»), выполненные в пастельных тонах, представляются комплексно, с большим количеством необходимых аксессуаров для развития игровых сюжетов. Дидактические столики, подиумы «Улица города», мольберты для показа картин и изобразительной деятельности, выполненные также из пластика, дополняют интерьер группы.
Спортивное оборудование современного образца включает различные пособия: мячи-гиганты (диаметром 42, 53, 65, 75, 85, 95, 105, 120 см) разнообразных цветов для занятий оздоровительной и лечебной гимнастикой; «сухие бассейны» с надувным каркасом и из мягких модулей; диски, кольца, обручи и пр. - все это дополняет традиционное гимнастическое оборудование для групп раннего возраста.
Повторим: окружающая ребенка среда должна носить развивающий характер для его разностороннего воспитания - и умственного, и нравственного, и эстетического, и, конечно, физического.
Однако было бы глубоким заблуждением считать, что достаточно только приобрести все перечисленные выше изделия, и эффект развивающей ребенка среды возникнет сам по себе. Это не так.
Интерьер каждого группового помещения должен быть разработан с точки зрения всех составляющих, а именно, архитектурного состояния группы, ее габаритов и полезной площади, освещенности и пр., должен включать сомасштабные, сочетающиеся друг с другом предметы, не только эстетически выдержанные и подобранные в определенной цветовой гамме, но и выполняющие свою функциональную принадлежность в какой-либо деятельности человека, т. е. отвечающие своему функциональному назначениюВлияние цвета на психику.
Цвет оказывает влияние на психическое состояние человека. Исследования показали, что цвет воздействует на ритм сердца, частоту дыхания, артериальное давление и напряжение в мускулах.
Красный - символ активности и энергии, силы, крепости, решимости, любви, страсти, гнева. Красный цвет особенно заметный, действует возбуждающе. Он может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции. Если он связан с восприятием радостных событий, таких как праздник, салют, красочное оформление улиц и т. п., - у человека возникают радостные эмоции. Вместе с тем этот цвет может усилить состояние жара, если человек болен или испытывает тревогу. Считается, что этот цвет оказывает положительное влияние на пищеварение.
Розовый - цвет оптимизма, но он расслабляет человека. Может снимать с человека излишнее возбуждение, агрессию. Успокаивает, улучшает настроение, создает спокойное, но бодрое состояние.
Желтый - связан с наукой, анализом, наблюдениями. Он поднимает тонус, полезен людям, страдающим депрессией.
Оранжевый - символизирует зной, энергию, радость.
Зеленый - способствует здоровью и упорству. Помогает при лечении истерии и нервного переутомления. Зеленый цвет успокаивает, поэтому так приятно отдыхать в лесу.
Голубой - символизирует космический дух, истину, одухотворенность. Экспериментально установлено, что «голубизна» не только усыпляет, но и создает ощущение свежести, что тоже немаловажно для быстрого спокойного засыпания.
Синий - означает мудрость, верность, холодность, бесстрастность, спокойствие.
Фиолетовый - цвет скромности, печали. Люди, предпочитающие этот цвет, очень внушаемы, легко ранимы, возбудимы. Вместе с тем этот цвет успокаивает, вызывает чувство умиротворения, душевное равновесие.
Черный - символизирует мрак. Он усиливает влияние рядом стоящего цвета.
Белый - вызывает самогипноз. Он заставляет зрачки глаз расширяться и поэтому быстро утомляет. Слишком эмоциональным людям следует концентрироваться на чисто белом цвете как можно чаще.
Ученые считают, что желтый, зеленый и голубой - цвета, которые генетически более «близки» восприятию человека, потому что они соответствуют природной цветовой «памяти»: голубое небе и синие воды океана, зеленые листья растений, желтые лучи солнца и песчаная почва, покрывающая прибрежное пространство. Считается, что в ранний период жизни малыши более эмоционально реагируют именно на эти цветовые сочетания, предпочитая их всем другим. Впрочем, доказано, что у ребенка можно условно-рефлекторно сформировать определенное отношение к любому цвету. Вспомним, например, как рано малыши начинают реагировать на белый халат врача, с которым у него состоялось не очень приятное знакомство.
При оформлении внутреннего убранства группы необходимо соблюдение некоторых правил.
Первое: цвет стен, цветовой подбор занавесей и штор на окнах, а также напольного покрытия - линолеум, палас или ковер, ковровые дорожки - должны быть подобраны гармонично, так как их цветовая гамма превалирует в окружающем пространстве. Например, если цвет стен комнаты светло-желтый, или, так называемый, цвет слоновой кости, или «какао с молоком», или «чайной розы», то голубые шторы и голубой линолеум на полу будут диссонировать с цветом стен. В данном примере цвет штор и покрытие пола должно соответствовать золотистой, «теплой» части цветового спектра. Ковер должен быть светло-бежевого цвета, в крайнем случае - цвета спелой вишни. Шторы могут быть золотисто-желтыми или светло-бежевые.
Конечно, можно согласиться с тем, что современный дизайн предполагает и контрастные цветовые сочетания в зависимости от предназначения помещений и их принадлежности (дом, театр, поликлиника и т. п.). Если же иметь в виду ясельные группы, то описанные выше подходы к цветовому оформлению группы диктуются особенностями нервной системы маленьких детей. Они могут уставать от ярких и контрастных больших поверхностей. Это проявляется в нервозности, плаксивости или возбудимости детей. Кроме того, присутствие большого количества игрушек и ярких пособий уже активизирует ребенка, поэтому первое правило гармонии больших поверхностей (стены, пол, шторы) крайне необходимо в помещениях для маленьких детей.
Оберегать нервную систему от «агрессии» цветом необходимо особенно в условиях детского сообщества, когда много детей присутствуют в едином средовом пространстве.
Это же правило действенно и для оформления спален, где цвет стен, штор на окнах, напольного покрытия и цвет одеял или покрывал на детских кроватках подобраны по принципу цветовой гармонии. Например, цвет стен светло-зеленый («молодой травы»), дорожки между кроваток кофейного, золотистого цвета, шторы - зеленые, однотонные, с атласным тональным рисунком того же цвета (полосы, гирлянды, цветы и пр.); покрывала на кроватках желательно выполнить из той же ткани. В этом цветовом решении сочетаются цвета: зеленый, золотистый, светло-кофейный, т. е. естественный «природный» колорит - зелени, солнца и земли. В такой спальне дети засыпают спокойно и быстро, зеленый цвет дает отдых глазам, способствует выработке гормонов, поддерживающих вегетативную нервную систему: успокаивает сердечный ритм, делает более глубоким и продуктивным дыхание.
Однако не слишком уж монотонно будет в группе, если мы не дополним ее убранство еще чем-то?
Второе правило оформления внутренних помещений: некоторые предметы должны контрастировать с основным цветовым решением группы, как бы расцвечивать окружающий малыша предметный мир, делать его эмоционально близким и интересным. На стенах групповой комнаты укрепляются декоративные полочки, на которых располагаются яркие игрушки, на стене может быть в качестве украшения использовано большое яркое золотистое блюдо хохломской росписи, в высоком манеже располагаются игрушки: розовый поросенок, глазастая неваляшка в красном «платье», цветные гирлянды из шаров, колокольчиков, погремушек, которые не только оттеняют убранство манежа, но и необходимы младенцам до 5-6 мес. Если учесть, что игрушки постоянно меняются через определенное время, можно с уверенностью сказать, что у детей в такой группе не возникнет «сенсорного голода» из-за отсутствия визуальных (зрительных) впечатлений.
Итак, повторим: цветовое решение группового помещения связано с превалированием какого-либо цвета, относящегося к одному спектру гаммы, гармонированием с ней одних составляющих и контрастированием других.
Особо следует остановиться на оформлении окон. В систему группового дизайна вошло использование на окнах ламбрекенов - «фигурных» занавесей различного кроя.
Следует заметить, что ламбрекены делают интерьер группы более «мягким», приближенным к дому, значительно украшают помещение. Они могут быть выполнены на верхней части окна, если в помещении мало света; могут быть раздвижными, распашными на половину окна; могут быть выполнены как целостная штора с воланами и подборами; могут сочетаться с боковыми плотными шторами, которые необходимы для того, чтобы или утеплить помещение, или защитить детей от жгучих солнечных лучей. Ламбрекены могут иметь отделку в виде тональной бейки, тонких кружев, цветных нитей и пр. Допускается их украшение маленькими игрушками (птичками, шариками, фигурками, декоративными бабочками и пр.), которые крепятся или к самой ткани или спускаются на шнурках с середины и краев ламбрекена. Главное, они должны быть действительно к месту и их не должно быть много.
Оборудование и мебель для детей первых лет жизни выполнены из экологически чистых материалов, не подвергающихся деформации при гигиенической обработке. Внешнее оформление этих изделий современно, но эргонометрически выдержанно соответственно государственным стандартам, принятым гигиенистами для детей раннего возраста.
Эти изделия не могут иметь острых углов, их форма приятна для глаз и удобна в повседневном использовании. Цвет мебели имеет значение, так как должен соответствовать основной цветовой гамме данной группы. Например, в помещении, где преобладает «золотистая» гамма, желательно использовать гарнитур, имеющий пластиковое покрытие светло-желтого или светло-зеленого цветов. А в группе, где присутствуют в основном светло-сиреневые или голубые тона, подойдет гарнитур с синим или сиреневым покрытием.
Законы цветового оформления групповых помещений помогают детям легче адаптироваться и создают состояние успокоенности и достаточности, способствуют охране нервной системы малышей и взрослых.
Последнее имеет отношение и к оформлению всего блока: групповой комнаты, спальни, туалета, прихожей (холла). Цветовое решение будет до конца выдержанным, если при переходе из помещения в помещение возникает «преемственность» - один цвет как бы «перетекает» в другой, цвет одного помещения гармонирует с другим. Например, из светло-кофейной прихожей дети попадают в групповую комнату цвета «чайной розы» или «персика», а спальная при этом выполнена в светло-лимонном цвете. Очень тяжело, находясь в прихожей синего цвета, сразу «переключить» глаз на ярко-розовое групповое помещение, а войдя в спальную, обнаружить яркую «зелень». Это дисгармонично и вредно для людей, длительное время пребывающих в таких цветовых контрастах.
2.2. Основные принципы создания декоративной композиции «Русские сказки»
Возникла трудная задача, поскольку мы остановились на без предметной композиции. Работа началась с поиска схемы композиции.
Эскизы, выполненные на небольших форматах были одобрены руководителем.
Создание стилизованной декоративной композиции необходимо начинать с осмысления ее в целом. Выбранные в качестве мотива формы должны пройти сложный путь преобразования, в результате чего определяется, что является главным, наиболее существенным для выражения идеи автора. Главный узел изображения и важная деталь могут быть выделены за счет композиционного расположения, акцентированы цветом, или, для большей убедительности, увеличены в размере. Можно соединить несколько мотивов но принципу «лоскутного» решения или мягкого перетекания одного в другой. Порой для художника важно не само изображение коры фон деревьев или камня, а возможность на основе зарисовки этого мотива найти стилизованные элементы, формы, использовать разработанную фактуру как.
В работе над стилизованной композицией надо отдать предпочтение обобщению, предельной лаконичности изображаемого, стремиться максимально использовать одну и ту же форму, меняя ее размеры и конфигурацию.
Основой построения любой монокомпозиции является организация изображаемых мотивов в замкнутой плоскости заданного размера и формы, и подчинение их общей композиционной задаче.
Распределение всех элементов композиции на плоскости независимо от ее сложности должно быть уравновешенным с учетом формы элементов и масштаба изображения.
Равновесие – это размещение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Его место нахождение не вызывает сомнения и желания переместить его по изобразительной плоскости. Для установления равновесия важны форма, направление, место расположения предмета, контрастные отношения и распределение цветовых пятен.
Для достижения выразительности в декоративной композиции немаловажную роль играет ритмическая организация и взаимосвязь изобразительных моментов на плоскости. Возможно ритмическое чередование различных фигур с убыванием или нарастанием каких-либо качеств (размеров, поворотов, меры сложности, цветовой или тональной насыщенности, степени графической или декоративной обработки формы).В зависимости от расположения фигур композиция может быть статичной или динамичной. В первом случае элементы располагаются относительно осей формата. Во втором могут или быть на различном расстоянии друг от друга, сгущаться на одних участках и разжижаться на других, или предметы имеют разный размер.
Оверлеппинг – частичное совпадение или наложение одной формы на другую.
Рассмотрим два случая оверлеппинга:
Один объект находится впереди другого, и контур переднего изображается полностью, а находящийся на дальнем плане частично перекрыт и контур его прерывается в двух местах;
Один объект находится впереди другого, но контуры обоих предметов изображаются полностью, так как одно и то же пространство принадлежит сразу двум объектам.
Возникающая во втором случае неопределенность уничтожает соподчинение главного и второстепенного, переднего и дальнего в первом случае. Обе изобразительные единицы являются одновременно и целыми, и сокращенными, обе находятся и на переднем плане, и сзади. Пропадает ясность взаимных отношений одного объекта с другим. Таким образом, изображение каждого предмета претендует на завершенность, однако его целостность нарушается вторжением другого, при этом непонятно, какой именно объект вторгается. Действие оверлеппинга можно максимально усилить за счет введения тональных или цветовых контрастов в местах наложения одного объекта на другой. Явление оверлеппинга можно так же использовать в сочетании с приемом членения плоскости на части и введение тональных или цветовых контрастов.
При компоновке форм на плоскости большое значение играет масштаб, пропорции и модуль изображаемых величин. От этого зависит выразительность композиции.
Масштаб - это соизмерение величины модели по отношению к действительным величинам. Всякая композиция начинается с установления размеров изображения: крупное изображение зрительно уменьшает формат изобразительной плоскости, мелкое – увеличивает.
Пропорции – это соотношение элементов изображаемой формы.
Модуль – единица измерения (величина мазка, штриха, кусочка смальты). Он находится в пропорциональном соотношении к величине изображения.
Членение на плоскости. Это композиционный прием достижения равновесия в композиции, когда перегруппировка элементов нежелательна или недостаточна. Если отношение этих частей оказывается одинаковым, то это вызывает ощущение статики, а если неодинаковым – динамики. Возможно членение в одном или нескольких направлениях. Членение прямыми линиями довольно просто. Иначе обстоит дело при использовании параболических линий, так как они сами по себе несут напряженность и необходимо совместить в одной плоскости противоречивые прямолинейные и криволинейные движения.
Я использовала основные способы построения композиции. Изображаемое стилизованно, упрощенно и обобщенно.
Большие локальные плоскости синего цвета сочетаются с вписанными с контрастирующими рамами и успокоены яркими, желто-оранжевыми «лепестками» солнца. Использование растительных и природных мотивов поддерживается контуром. Цветовое и композиционное решение не нарушает форму.
Форма объектов сочетает в себе символичное сочетание овальной и прямоугольной, – она простая и одновременно сложная. . Линии внутри зеркалов повторяют рядом стоящие объекты. Это сочетание уравновешивает всю композицию комплекса в целом.
Ход выполнения работы
Эскизная часть
Изучив особенности место расположения и назначение моего объекта, определила точные размеры и расположение панно.
Я сделал зарисовки по выбранной мной теме «русские сказочные сюжеты» черной гелиевой ручкой и карандаше. Я старалась выбрать наиболее значимые и легко узнаваемые элементы , переплетая их и, связывая воедино, стараясь передать сказочность сюжета. Для работы над эскизами использовались иллюстрации с изображениями сцен той или иной сказки, работы художников-иллюстраторов.
Далее создавались цветовые эскизы и разные вариации композиции. Выбрав удачный вариант, был разработан конечный эскиз.
Сфотографировав данную стенку и при помощи компьютера, смонтировал эскиз и изображение.
Отталкиваясь от него, был выполнен картон фрагмента в натуральную величину.
В нашей работе основной акцент идет на цвет, что приводит к определенной геометрической конфигурации.
Наш тип композиции можно определить как многоцветие, так как в ней доминируют более 4-х хроматических цветов.
Важным в работе над произведением является формат. Определение его зависит от замысла художника. Из изученного опыта можно сделать определенные выводы. Вытянутый горизонтально формат используют при изображении широкого панорамного пространства. Вертикальный формат способствует созданию впечатления величавой торжественности, монументальности. Но если вертикаль узкая, то она придает некоторую фрагментарность.
Когда найдены основные цветовые отношения, можно приступать к более детальной проработке отдельных частей (подчиняя их общему).
На протяжении работы возникали некоторые сложности: изображения фазаичной текстуры материалов, цвет
2.3Последовательность работы над панно

Наряду с другими техниками (тушь, перо, трафарет, штамповка) было принято решение сделать живописное панно с помощью акрила. Ведь Акриловая живопись – это одна из наиболее современных техник. техника – это яркие полотна, которые кажутся словно сошедшими с экранов телевизора. Нередко эту технику используют для создания пейзажей, а также иллюстраций. Картины, созданные с использованием акрила, кажутся объемными. Это обусловлено тем, что работа начинается с нанесения фактуры, которая и делает изображение живым и объемным.
Техника, основанная на использовании акриловых красок не сравнима ни с какой другой. Наиболее известным современным русским художником, работающим в ней, является Дмитрий Буров.
В работе за основу были использованы лист ДСП покрытый слоями грунтовки.
Существует много рецептов грунта, но лучше использовать грунты компоненты которого, родственны связующим веществам красок.
После утверждения формата и подготовки всех материалов мы начали переносить утвержденный эскиз на данный фрагмент В начале был сделан рисунок кистью. Опираясь на натуру решал задачу окончательной компоновки предметов.
Затем следовала следующая стадия работы на холсте - - цветовая раскладка по выбранному эскизу. За первый сеанс было важно закрыть весь холст и определить и цветовые отношения на, которых и держалась вся задумка, определить все цветовые ритмы.
На следующем этапе работы аовые решения некоторых частей композиции, выделение главного и «приглушение» второстепенного. Анализируя композицию и следуя советам руководителя по ходу работы.
В процессе работы возникли вопросы по выбору цветовых и тоновых отношений.
Самый основной и сложный из этапов работы над произведением- завершающий, подчинение частного общей идее произведения, обобщение, расстановка акцентов, придание работе завершенности. Если сначала работы писались широкой кистью, большими отношениями, в дальнейшем широко использовался мастихин, заключительные проработки выполняются маленькими кистями, более внимательно, с самого начала работы над фрагментом руководителем была поставлена передо мной задача. Выстроить цветом яркий гармоничный образ с использованием закона цветового круга, и избегая членения довести работу над холстом до как можно большей завершенности образа. Поэтому в технологическом плане попробовал все известные мне приемы: корпусное письмо; создание фактуры мастихином; лессировки. Необходимо заметить, что первоначальные эскизы и законченные живописные работы не отождествляются друг с другом. Чтобы прийти к определенному итогу, обычно перерабатывается много материала, набросков, эскизов.
Творческая работа несколько отличается от учебной. В творческой работе используются удачные решения учебных задач. При этом осуществляется попытка следования объектным законам, использования разнообразных приемов и средств художественной выразительности, соединения чувственного и логического.
Проблема подбора рамы к завершенной работе сводится к выбору ее ширины, характера профиля рамы и к ее цвету
Так как при оформлении работ рама немного заходит на изображение по периметру, то по углам оно несколько списывается, что помогает концентрировать внимание зрителя на объектах изображения.
Если коснуться некоторых общих правил оформления работ в рамку, своим цветом и декоративной отделкой рама не должна выделяться и отвлекать зрителя от картины, которую обрамляет. Обычно для изготовления рам используют багет, представляющий собой фасонную планку, орнаментированную и покрытую краской или морилкой. Для изготовления берется сухая, выдержанная древесина, бруски из которой обрабатывают фасонным рубанком, придавая заготовке соответствующий профиль. Потом заготовки тщательно ошкуриваются, проклеиваются со всех сторон несколько раз, грунтуются с лицевой стороны. При склеивании углы рамы должны плотно прилегать друг к другу, чтобы не было зазора.
Для данного панно была изготовлена рама сложного профиля шириной 4см. Это продиктовано тем, что в работе доминируют крупные формы, большие цветовые пятна. Цвет рамы должен был подчеркнуть праздничные настрой изображения,
Глава 3. Стилистические тенденции взаимодействия архитектуры интерьера современного общественного здания и монументальной живописи
3.1. Технологические возможности акриловой живописи в монументально-декоративной живописи
Обладая множеством преимуществ масляных и акварельных красок, а также рядом собственных достоинств, акриловые краски универсальны и удобны в обращении. Какими бы ни были вами предпочтения в живописи, стоит попробовать акриловые краски. Они основаны на пластичной синтетической смоле и могут давать как самые изысканные лессировки, так и плотную фактуру живописи.
Ряд серьезных преимуществ.
Популярность акрила неуклонно росла со времени его появления на рынке художественных материалов около 50 лет назад. Происходило это, главным образом, рядом серьезных преимуществ (особенно для начинающих) перед традиционными видами красок.Акриловые краски быстро сохнут, обладают хорошей кроющей способностью и великолепной яркостью цвета – они не выгорают на солнце и не тускнеют со временем. После высыхания принимают форму упругого стойкого покрытия. Акрилом можно писать на бумаге, картоне, холсте, дереве. Кроме того, его можно наносить на стекло, металл или ткань – при условии, что последние очищены от пыли, масла и жира.Разбавление краски.
Частицы пигмента акриловых красок связаны между собой жидкой, напоминающей молоко пластической массой (эмульсией), которая после высыхания становится прозрачной. Акрил растворяется в воде, которую можно использовать в качестве разбавителя и смывки для очистки кистей и палитры. В отличие от других водных красок, акрил становится нерастворим после высыхания. Это его положительное качество, поскольку законченная работа уже не подвержена влиянию воды, кроме того, можно наносить краски по просохшим слоям. Недостаток акрила в том, что он способен испортить кисти, которые необходимо регулярно тщательно промывать теплой водой с мылом. Вода – не единственное средство, которое разбавляет акриловые краски. Большинство производителей акрила выпускают собственные средства, способные менять «манеры поведения» акрила. Наиболее важными из них являются глянцевые и матовые разбавители. Глянцевый разбавитель способствует улучшению кроющих качеств краски и при высыхании придает ей характер блестящей поверхности; матовый обладает той же консистенцией, но, высыхая, образует матовое покрытие.Прекрасным свойством акриловых красок является скорость их высыхания. Акрил высыхает, как только испаряется содержащаяся в нем вода. Обычно через 30 минут на слой акриловой краски можно накладывать новый. Это замечательное качество особенно ценно, если необходимо работать быстро, чтобы запечатлеть меняющееся состояние пейзажа. Можно создать пастозную подложку, практически не прерывая работу, причем не понадобится много времени на высыхание краски, как в случае с масляной краской живописью. После завершения работы на пленэре ваш этюд высохнет быстро, что облегчает возвращение в мастерскую. Напротив, работы маслом затрудняют транспортировку и, как в случае со знаменитым бутербродом, всегда норовят упасть «маслом вниз». Акрил в качестве грунтовки. Акриловая краска может служить основой для работы в других видах техники. Вы можете комбинировать акриловые и масляные краски, сперва наложив основу из быстровысыхающего акрила, а затем писать маслом. Подобный подход позволяет сделать общее решение композиции акрилом, а затем детально проработать ее маслом. (Помните, что можно накладывать масло на акрил, но не в коем случае не наоборот). Комбинирование акриловых и масленых красок – хороший способ работы на открытом воздухе, позволяющий заканчивать этюд маслом в условиях мастерской. Этот подход близок манере старых фламандских мастеров, создававших основу произведений яичной темперой, потом поверх этого слоя писавших лессировками маслом. Акриловые краски можно комбинировать с другими материалами: пастелью и масляной пастелью, мелом и карандашом. Помимо быстрого высыхания и водостойкости, акриловые краски обладают хорошей адгезией. Это качество позволяет успешно использовать их в наружной росписи – краски не подвержены влиянию природных условий и хорошо ложатся на большинство поверхностей. Акриловые краски прекрасно подходят для коллажа, так как могут использоваться как клей для бумаги или ткани. Фактурные акриловые пасты (гели) и моделирующие средства обладают сильными адгезивными свойствами и могут использоваться для создания рельефных поверхностей.Многообразие подходов.Акриловые краски, сильно разбавленные водой, очень похожи на акварель или гуашь. Если же наносить краску прямо на тубы или слегка ее разбавить, вы можете работать в пастозной технике – наподобие масляной живописи. Акрил одинаково хорош как для небольших работ на бумаге, так и для более крупных – на холсте. Друг от друга акриловые краски отличаются консистенцией от более жидкой до густой, напоминающей масляные. Густые краски используются в пастозной техники, где важна фактура; жидкий акрил прекрасно подходит для заливки больших участков картины.Жидкие акриловые краски.Производится широкий спектр прозрачных и непрозрачных оттенков жидких акриловых красок. Их консистенция варьируется от маслянистой, напоминающей пасту, до жидкой. Поскольку эти краски относительно новые (40 с набольшим лет по сравнению с 500-летней историей масляных красок), производители не стандартизировали диапазон данной продукции, что стало причиной полной неразберихи среди художников – как начинающих, так и опытных. Типичным примером является жидкий акрил – эти краски настолько жидкие, что напоминают традиционные чернила и яркую акварель.Цветные чернила имеют в составе шеллак в качестве связующего (шеллак – это спирторастворимая смола, вырабатываемая из секций насекомых). Они водостойки после высыхания и производятся на основе красителей. Как правило, чернила не водостойки, однако некоторые цвета, такие, как черный и белый, более стойки по сравнению с другими.Акварель имеет в качестве связующего гуммиарабик. Как и чернила, она, в основном, не светостойка и после высыхания размывается водой. Жидкий акрил в качестве связующего содержит пленку из прозрачного жидкого пластика (акрила). После высыхания акрил становится водостойким, более прозрачным и пластичным, чем чернила. Его преимущество заключается в том, что он изготовляется из пигментов, которые в большинстве своем более светостойки, чем красители.Светостойкость.Зачем же использовать несветостойкие красители или пигменты, даже если они обладают потрясающим эффектом? Причина состоит в том, что цветные чернила и яркая акварель были первоначально разработаны для создания графических иллюстраций, которые в свою очередь преобразовывались в типографскую печатную продукцию – как, например, поздравительные открытки, книги или плакаты. Поэтому не имеет значения, какой срок жизни у оригинала, так как его типографский вариант будет светостойким. Однако оригинал может быть сохранен – для предотвращения выцветания его следует держать подальше от света. Но каким бы соблазнительным ни показались цвета и яркость чернил и акварели, никогда не пользуйтесь ими для создания изысканных работ, которые бы вы хотели сохранить – их краски неизбежно потускнеют.Рисунок.Жидкий акрил может использоваться в рапидографах для точного рисунка, например, архитектурного этюда. Он подходит и для каллиграфических работ – с помощью пера вы сможете создать изысканную линию. Поскольку жидкий акрил при высыхании становится водостойким, перо следует промыть водой. Поршневые перьевые ручки сразу после работы следует тщательно промыть водой, чтобы краска не высыхала внутри цилиндра. Вы можете работать жидким акрилом и мягкой кистью в традиционных акварельных техниках. Кроме того, попробуйте смешать краски различными способами, чтобы добиться захватывающих радужных эффектов. Попробуйте использовать соломинку, чтобы «выдуть реки цвета» по всей площади поверхности-основы, или воспользуйтесь феном для создания еще более драматичных эффектов.Ремесленное применение.
Жидкие акриловые краски могут быть использованы в целом ряде ремесленных работ – они прекрасно подходят для декорирования дерева и кожи. Наложив их на стекло, вы получите эффект витража.
Смешанная техника
.Кроме того, можно очень успешно комбинировать жидкий акрил и другие виды красок, например, акварель, гуашь, другие акриловые краски, пастель и карандаш. Вы можете добиться ошеломляющих эффектов, наложив слой прозрачных красок по перламутровому акрилу. 3.2. Специфика взаимосвязи стиля интерьера и монументальной живописи
В планировочных композициях появились помещения разнообразной конфигурации, в пространственных характеристиках интерьеров - приемы динамичного перетекания пространства. В архитектурном облике немаловажную роль играет применение новых конструкций, технологий и материалов, которые участвуют в формировании архитектурных характеристик интерьеров.
Анализ показал, что в большинстве интерьеров современных общественных зданий со сложным составом и планировочной композицией помещений, крупными габаритами, роль монументально-декоративной живописи заметно уменьшилась. В немалой степени этому способствовало обращение к богатому арсеналу собственных художественных средств архитектуры. Течения постмодернизма вернули в современные интерьеры ордер и архитектурный декор, неомодернизм - выразительные возможности языка геометрических форм и структур, цветовую палитру живописи авангарда.
Ведущие позиции монументальная живопись сохраняет в определенной категории общественных интерьеров — типовых, советского происхождения, и современных, переоборудуемых для новых функций. Изначально, они характеризуются нейтральностью и безакцентностью архитектурного решения. Как правило, монументальная живопись самостоятельно, либо наряду с другими художественно-архитектурными средствами, формирует образно-декоративное решение подобных интерьеров.
В архитектуре общественных зданий постсоветского периода сложилась новая стилистическая картина. Преобладание в ней получили постмодернистские направления, что подтверждено значительным числом объектов. Для них характерно обращение к различным историческим периодам и стилям мирового и отечественного зодчества. В качестве первоисточников используются русский модерн, советская «неоклассика», весь спектр классических стилей, наконец, набирающий силу эклектизм.
В таком же широком спектре постмодернизм представлен в архитектурно-пространственных решениях общественных интерьеров, а также в тематике и композиции монументальной живописи. Стилевую картину составляют и направления неомодернизма, включая «хай-тек» и деконструктивизм. Их влиянию наиболее подвержена архитектура зданий деловой сферы, в которой авторы стремятся одновременно опробовать различные варианты неомодернизма и освоить его западный опыт.
В большинстве современных общественных зданий, особенно в многофункциональных комплексах, не существует стилевого единства между их внешним обликом и интерьерами. Стилеобразующими в отдельных интерьерах выступают их назначение, специфика композиционно-пространственных и планировочных характеристик. Таким образом, в одном здании могут сосуществовать интерьеры различных стилевых форм, в том Сопоставление современной монументальной живописи, при всем ее разнообразии, с традициями советской монументальной школы, позволяет выявить преемственность ряда из них. Наиболее актуальными оказались художественные концепции 70-х - 80-х г.г., в которых обозначилось несколько направлений, отражавших отношения между архитектурой интерьеров и монументальными композициями. Одно из них было основано на признании ведущей роли архитектурных элементов интерьеров, которые диктовали росписям свои законы. Другое, противоположное по принципам, ставило целью подчинение архитектурных элементов интерьера, его пространственных характеристик живописным композициям. В 1980-е г.г. с появлением живописных рельефов преобразование архитектуры интерьеров усилилось. Выделилось пластически-живописное направление, в котором монументальные композиции формировали свободное от архитектуры условное пространство. Анализ современной монументальной живописи показал, что композиционные приемы всех основных направлений советской школы присутствуют в ней в различных сочетаниях и способах выстраивания отношений с архитектурой интерьеров.
В отношения между архитектурной средой интерьеров и монументальной живописью существенные коррективы вносят их новые характеристики. Некоторые из них ограничивают выбор видов монументальных композиций. Так, большие площади остекления в качестве контраста требуют плоскостного решения монументальных композиций, «укрепляющих» материальность и тектонику глухих стен. Сложное архитектурное пространство исключает «ковровый» принцип заполнения живописью всех архитектурных элементов интерьера -стен, потолков, обрамления проемов и пр.
Более широкими возможностями организации пространства монументальная живопись располагает в интерьерах с простой геометрией. Зрительное движение архитектурных форм и увеличение пространства в них достигается средствами иллюзорной живописи, которая находит здесь широкое применение. Живопись решает и проблему целостности архитектуры интерьеров.
Главным объектом большинства монументальных проектов является композиционное оформление стены. По богатству композиционных приемов, способов архитектурного членения, использования стилевых форм живописи стена доминирует в системе художественного убранства интерьеров.
В выпускной квалификационной работе выявлены и описаны основные отношения стенописи с архитектурными элементами членения стены. Анализ показал наличие нескольких вариантов. Один из них - использование крупномасштабных ордерных деталей в членениях стены, которые оставляют для росписи лишь заключенные между ними фрагменты ее плоскости. К этому же варианту относится применение ложных архитектурных элементов - схематизированных рельефов в виде упрощенных лопаток, фронтонов, филенок, играющих роль геометрического обрамления для стенописи. Второй вариант основан на формообразующих возможностях иллюзорной живописи - ее способности трансформировать стену, либо «растворить» ее применением глубоких живописных перспектив, стереть границу между реальным и изображенным пространством. Еще один вариант основан на живописной трактовке плоскости стены как единого поля для целостной живописной композиции, в которой традиционные горизонтальные членения стены - цоколь, фриз и карниз - отсутствуют.
Вторым по значимости архитектурным элементом интерьера, связанным с монументальной живописью, остается плоскость потолка, либо иное, более сложное решение свода. Ряд современных монументальных проектов раскрывает стремление художников особо акцентировать потолок средствами живописи, создать контраст его оформления с декоративной системой интерьера. Одним из способов является асимметричное положение росписи относительно центра потолка, другим - деконструкция его плоскости росписью, состоящей из «рваных» живописных фрагментов разного масштаба и показанных в разных ракурсах.
Используется прием гипертрофии размеров круглых потолочных плафонов с росписями, занимающих почти всю потолочную плоскость. Осуществляется перенос архитектурных деталей, исторически закрепленных за стеной, на потолок (стеновые панели с филенками). Обобщение новых найденных приемов рельефно-живописных композиций потолков обозначает усиление его самостоятельной роли в интерьере.
Как и стена, потолок выступает носителем иллюзорных росписей в русле «ренессансно-барочного» постмодернизма, с грандиозными архитектурными декорациями в сложных ракурсах и «прорывом» пространства в небо с облаками.
Ведущие направления монументальной живописи развиваются в русле стилевых течений современной отечественной архитектуры. Их также можно разделить на две основные группы. В первой представлены разновидности постмодернизма, во второй - неомодернизма, Отличия обусловлены спецификой языка монументальной живописи, способной к созданию значительного числа композиционных вариаций основных направлений. Так, постмодернизм представлен в широком спектре - от советской «неоклассики» до всего состава отечественных и общемировых стилей. Кроме того, многие монументальные проекты основаны на привлечении фольклорного искусства и китча. В итоге, монументальной живописи особенно присущ эклектизм.
Направления неомодерна характеризуются отказом от традиционных форм монументальной живописи и вытеснением их из композиции интерьеров. В интерьерах появляются элементы и приемы, призванные взять на себя функцию стилеобразования и декорирования пространства, традиционно выполняемую средствами монументального искусства. К ним относится приемы переведения живописи в объемно-пространственную среду, либо переведение произведений станковой живописи в организацию интерьера средствами монументального искусства, с использованием композиций абстракционизма и супрематизма в организации пространственной композиции интерьера.
Заключение
Творческий подход к изображению декоративного панно основывается на тех зрительных образах и впечатлениях, которые живописец получает при работе с натуры. Проблема цвета всегда была и остаётся актуальной для живописца и дизайнера, ткача и архитектора - для всех, кто так или иначе использует цвет в своей профессиональной деятельности. Основы понимания цвета как художественного средства должны закладываться на школьной скамье, так же как и основы владения рисунком и живописью. Наука о цвете для художников и существует, она практически недоступна учащимся, так как рассеяна по десяткам и сотням источникам.
На примере данной выпускной квалификационной работы мы постарались показать важность цветового решения в практической работе. Именно декоративное панно на наш взгляд, способен эмоционально воздействовать на зрителей локальными цветом и , деталями. Мы пришли к выводу, что искусство правильно использовать цвет и формы предметов, окружающих нас могут решать множество задач. Например: выделить главный элемент; связать все элементы воедино; уравновесить структуру или, наоборот, разрушить равновесие; разделить пространство на зоны или участки; указать направление движения; выявить собственный ритм структуры и многое другое. Кроме того, цвет может выступать в роли носителя информации, причём такой информации, которая воспринимается мгновенно, без всяких усилий и на большом расстоянии.
Всё это невозможно без исследования теоретических основ и практической возможности выполнения декоративного панно . Исследование данной проблемы и отражено в выпускной квалификационной работе. Нами было подтверждено, что условия подбора адекватных средств выразительности (в особенности – цвета), характерных для панно максимально отражают первоначальный замысел. Таким образом, подтвердилась цель и задачи и был сделан вывод, что изучение техники выполнения декоративного панно на сегодняшний день является важнейшим средством воздействия на личностное развитие подрастающего поколения, средством эстетического развития, обучения изобразительному искусству. Декоративное панно хорошо подходит к интерьерам детского учреждения.
В основном цели и задачи выпускной квалификационной работы выполнены, создано декоративное панно для интерьера детского учреждения.


Список литературы
Беда Г.В. Живопись: Учебник для студентов педагогических институтов.- М: Просвещение, 1986.- 192с, ил.
Белютин Э.М. Основы изобразительной грамоты. М.: Советская Россия, 1961.
Бергер Э. История развития техники масляной живописи. М.: Академия художеств СССР, 1961.
Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. М.: Галактика, 1992.
Все о технике: живопись маслом, справочник для художников. М.: Арт-родник, 1998.
Дизайн интерьера.Интерьер, Стили интерьера, Интерьер фото, Стили дизайна. Designed by 1irst.ru - 2008-2009
Езикеева, Е.В. Лебедева \ Под редакцией Т.С. Комаровой- 2 изд. дораб.- М: Просвещение 1985.- 271с.
Косминская В.Б., Халезова Н.Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей»: Учебное пособие для студентов пединститутов- М: Просвещение, 1987.
Кирцер Ю.М. рисунок и живопись. Практическое пособие. М.: Высшая школа, 1992.
Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников – СП б: Детство- пресс, 2002.
Методика обучения изобразительной деятельности конструированию: Учебное пособие для учащихся педучилищ \ Т.С. Комарова, В.А.
Маслов Н.Я. Пленэр. М.: Просвещение. 1984.
Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания, М.: Советский художник, 1981-1986, Т 1,2.
Раманенка Л.Я. Праграма курса. Методыка выкладання выяўленчага мастацтва. Мн., 1999.
Ростовцев Н.Н. Рисунок. Живопись. Композиция: Хрестоматия. Учебное пособие для студентов художественно-графических факультетов. М.: Просвещение, 1989.
Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом: Учебное пособие для студентов художественно- графических факультетов педагогических институтов.- М; Просвещение,1982 – 160 с.
Сокольникова Н.П. Изобразительное искусство методика его преподавания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов.- М: Изд. центр «Академия», 1999.- 368 с.12 л.и.
Светлана Россо, Возвращение модерна // Загородное обозрение - № 1 – 2009
Шорохов Е.В. Композиция. М.: Просвещение 1986.