Рабочая программа по русской словесности , 5 класс, по Р.И.Альбетковой


Рабочая программа
по русской словесности
для 5 класса
учителя русского языка и литературы
Черемновой Яны Анатольевны
2015-2016
1.Пояснительная записка
Данная программа для 5 класса составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений «Русская словесность. От слова к словесности. 5 – 9 класс». Р.И. Альбеткова. – М.: Дрофа, 2011. Она предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвистики и культурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Словообразование», «Морфология». «Графика», «Пунктуация», «Этимология» «Лексика», «Фразеология», «Синтаксис», «Культура речи». «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным лекциям и семинарам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через данные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других. Настоящая рабочая учебная программа по русской словесности для 5 класса основной общеобразовательной школы составлена на основании следующих нормативных документов:
Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.12, одобрен Советом Федерации 26.12.12).
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Программы для общеобразовательных учреждений: Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классов автор Р.И. Альбеткова. -М. : Дрофа,2012
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов САНПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 г. N 19993.
Приказа Управления образования муниципального образования от «О введении Федерального образовательного стандарта основного общего образования».
Устава муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы №90 Кемеровской области.
Учебного плана муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы №90 Кемеровской области на 2015 – 2016учебный год.
Данная программа обеспечивается линией учебно-методических комплектов по русской словесности:
1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.5 класс. – М.: Дрофа, 2011.
2. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 5 класс». – М., 2010.
2.Общая характеристика учебного предмета
Рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явления искусства слова и есть специфический предмет изучения на уроках словесности. Иными словами, предмет словесности — рассмотрение богатейших фонетических, лексических, фразеологических, словообразовательных, грамматических ресурсов языка, различных форм словесного выражения содержания, специальных изобразительных средств языка — всего того, что позволяет языку служить материалом словесности, и рассмотрение произведения словесности как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания как явления искусства слова.
Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами — русским языком и литературой.
Программа «Русская словесность. От слова к словесности» предлагает последовательное освоение материала от класса к классу в соответствии с возрастными возможностями школьников, с уровнем их языкового и литературного развития. При этом в 5 классе выделяется первый — начальный этап, первоначальные сведения о словесности.
В 5 классе обучающиеся знакомятся с некоторыми свойствами языка, позволяющими ему выражать содержание, в частности с понятиями литературный язык и разговорный язык, учатся различать разговорную и книжную окраску слов и выражений, а также употреблять слова в соответствии с их окраской.
В 5 классе обучающиеся получают первоначальное представление о произведениях устной народной словесности и о литературных произведениях — эпических, лирических и драматических, созданных отдельными писателями, рассматривают особенности словесного выражения содержания в этих разновидностях словесности.
Каждый раздел программы по словесности включает в себя не только теоретические сведения, но и перечень у м е н и й, которыми должны овладеть учащиеся при изучении раздела, и некоторые виды работы над языком произведений. Практически направленность изучения словесности служит выработке у обучающихся умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях.
Таким образом, изучение начальных сведений о словесности в 5 классе должно помочь формированию умений обучающихся самостоятельно понимать выраженный в словесной форме идейно-художественный смысл произведений и применять в собственных высказываниях изученные приемы словесного выражения содержания. Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника.
Место курса в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русской словесности в 5 классе на базовом уровне в объеме 35 часов (1 час в неделю). Именно на такое число часов рассчитана данная программа.
3.Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Цели обучения:
-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку;
-развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
-освоение знаний о русском языке, основных нормах русского литературного языка, обогащение словарного запаса;
-формирование умений опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
-применение полученных знаний и умений на практике.
И вместе с тем у этого нового предмета есть собственные задачи обучения:
1.На уроках словесности обучающийся изучает законы употребления языка, его лексические, фонетические, словообразовательные, грамматические средства, формы словесного выражения содержания, своеобразие словесного выражения содержания в произведениях различных родов и видов — все, что выработано народом -творцом словесности — на протяжении веков его развития.
2. На уроках словесности, читая художественное произведение и рассматривая его в жанрово-родовой специфике, ученик овладевает умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл прочитанного через языковую ткань, идя от словесной организации к образу, сюжету, композиции, идее, учится осмысливать все компоненты содержания и формы во взаимосвязи и воспринимать произведение как целостное явление искусства слова.
3. На уроках словесности школьник учится использовать опыт изучения языка, как материала словесности и различных видов произведений словесности, для выражения собственных мыслей и чувств, учится творческому употреблению родного языка.
4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета.
Личностные результаты обучения являются:
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
5.Содержание учебного предмета
Что такое слово (2ч)
Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов.
Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо.
Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.
Что такое словесность (4ч)
Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности.
Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие.
Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведениях.
Богатство лексики русского языка (6ч)
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности.
Слова-термины, способы определения понятия. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях.
Синонимы, их роль в художественных произведениях.
Антонимы, их роль в художественных произведениях.
Неологизмы, их роль в художественных произведениях.
Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении.
Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.
Прямое и переносное значения слова(2ч)
Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении.
Эпитет. Сравнение. Аллегория.
Текст(4ч)
Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль текста. Способы связи предложений в тексте.
Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.
Стихотворная и проза(4ч)
Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения.
Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация.
Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи.
Устная народная словесность(5ч)
Понятия: произведение, устная народная словесность.
Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки.
Другие виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.
Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания.
Литературное эпическое произведение (4ч)
Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения.
Эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях.
Литературная сказка. Её сходство с народной сказкой и отличие от неё.
Басня. Басенные герой и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль»
Рассказ и повесть.
Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.
Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении.
Литературное лирическое произведение(3ч)
Лирическое произведение: произведение, в котором главное- выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни.
Стихи о Родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии. Значение стихотворной речи в лирическом произведении.
Литературное драматическое произведение (1ч)
Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Пьеса - сказка.
Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки.
Формы организации учебного процесса
Данный курс предусматривает различные формы учебных занятий:
лекции учителя с различными видами занятий
уроки-практикумы, семинары, исследования
презентации
доклады, сообщения и их защита обучающимися
работа в группах, парах сменного состава
самостоятельная работа обучающихся – наблюдения над языковыми явлениями, их анализ и выводы
упражнения с языковым материалом, в том числе проблемного характера, рассчитанные на проведение лингвистического эксперимента
комбинированные уроки
повторительно-обобщающие уроки
Преобладающими формами текущего контроля знаний, умений, навыков в соответствием с Положениями о текущем контроле и об итоговой аттестации являются:
тестовые задания
контрольные работы (в виды письменных ответов на поставленные вопросы, кроссворды)
викторины
6.Тематическое планирование
Наименование раздела, темы Количество
часов Характеристика основных видов деятельности учащихся
Введение.Что такое слово
1.Значение слова «слово». Как возникло слово? 1 Узнают о слове как о единице языка и как словесном высказывании. Начальные сведения о происхождении слов. Осознают назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Беседуют, выполняют задания из раздела учебника.
2.Для чего служат слова. 1 Закрепляют в словесных произведениях результаты познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Осознают значение языка для жизни общества. Узнают слово-заповедь. Выполняют творческую работу в тетради.
Словесность
3.Что такое словесность? Формы словесности. 1 Знакомятся с термином словесность как словесным творчеством, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности. Беседуют, слушают, составляют краткую запись в тетради.
4.Разговорный язык и литературный язык. Разговорный язык. 1 Учатся отличать разговорный язык и литературный язык, узнают их свойства. Знакомятся с диалогом и монологом, особенностями разговорного языка. Выполняют задания из раздела учебника.
5.Просторечие.Литературный язык. 1 Закрепляют знания о разговорном языке и литературном языке, их свойствах. Овладевают диалогом и монологом. Узнают просторечие. Беседуют, читают и отвечают на вопросы к параграфу.
6.Язык художественной словесности
1 Овладевают языком художественной словесности. Учатся находить отличие значения языка в жизни от значения языка в произведениях. Выполняют самостоятельную творческую работу в тетради. Разгадывают кроссворд.
Богатство лексики русского языка
7.Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные 1 Узнают лексическое значение слова и способы определения значения слова. Определяют слова однозначные и многозначные. Учатся употреблять многозначные слова в произведениях словесности. Слушают, отвечают на вопросы, выполняют упражнение, читают статьи , готовят пересказ.
8.Слова-термины.Омонимы. 1 Узнают слова-термины, способы определения понятия. Определяют омонимы, их отличие от многозначных слов. Осознают роль омонимов в художественных произведениях. Проводят комментированное чтение, отвечают на вопросы, выполняют упражнения.
9.Синонимы.Антонимы
1 Учатся определять синонимы, их роль в художественных произведениях. Слушают, читают, анализируют тексты, отвечают на вопросы. Выполняют лингвистические игры со словами.
Учатся определять антонимы, их роль в художественных произведениях. Проводят комментированное и самостоятельное чтение, отвечают на вопросы, выполняют упражнения, работают в тетради по созданию схемы.
10.Новые слова. Устаревшие слова 1 Знакомятся с термином неологизмы, узнают о их роль в художественных произведениях. Овладевают знаниями об устаревших словах: архаизмы и историзмы, их значение в произведении. Слушают, отвечают на вопросы, работают в тетради
11.Фразеологизмы.Тест по теме «Богатство лексики русского языка» 1 Знакомятся и учатся определять фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску. Читают, работают в тетради, выполняют упражнения и лингвистические игры со словами, работают с карточками –заданиями. Пишут самостоятельную работу или тест.
Прямое и переносное значение слова
12.Что такое переносное значение слова. Сравнение. 1 Знакомятся с прямым значением слова. Осваивают употребление слова в переносном значении. Письменно и устно отвечают на вопросы Самостоятельная работа
13.Эпитет.Аллегория 1 Знакомятся с терминами эпитет и аллегория, учатся их определять в тексте. Слушают учителя, читают, отвечают на вопросы, анализируют текст. Сочиняют лингвистические сказки (работа по группам) Творческая работа (лингвистические сказки)
Текст
14.Что такое текст. Тема текста 1 Узнают о тексте как о результате употребления языка, связном законченном письменном или устном высказывании. Овладевают терминами - тема и основная мысль текста. Учатся находить и определять способы связи предложений в тексте. Читают, слушают, работают в тетради, выполняют упражнений. Фронтальный опрос, домашнее упр.
15.Основная мысль (идея)текста. Способы связи предложений в тексте. 1 Учатся находить и определять идею текста, определяют способы связи предложений в тексте. Самостоятельное читают, отвечают на вопросы, выполняют упражнения, устно составляют сочинение- миниатюру по картине. Сочинение-миниатюра по картинкам
16.Формы словесного выражения. Повествование. Описание. 1 Знакомятся с формами словесного выражения: повествование, описание. Читают, беседуют. Проводят и выполняют лингвистические задачи. 17.Формы словесного выражения. Рассуждение. Формы словесного выражения. Диалог и монолог. 1 Знакомятся с формами словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог. Анализируют текст, составляют схемы, выполняют упражнения, игры со словами. Домашнее упражнение
Проверочная работа, домашнее упражнение (сказка)
Стихи и проза
18Стихотворная и прозаическая формы словесного выражения. Ритм 1 Знакомятся с понятием о стихотворной и прозаической формах словесного выражения, а также с понятием ритма. Комментируют выразительное чтение одноклассников, заполняют таблицы, дают письменно ответы на вопросы, выполняют упражнения. Фронтальный опрос
19.Интонация.Цель высказывания и интонация 1 Овладевают термином интонация. Учатся различать повествовательные , вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, и интонацию в них. Восклицательные предложения и их интонация. Выразительно читают тексты, работа в тетради, выполняют творческие задания. Устный ответ (выразительное чтение отрывков), домашнее упражнение
20.Особенности интонации в стихах. Рифма в стихах. 1 Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Ритм и рифма в стихах. Слушают учителя, создают краткие записи, выразительно читают, анализируют текст. Устный ответ (выразительное чтение басни)
21.Строфа
1 Осознают строфу как единицу композиции стихотворной речи. Читают, работают в тетради, выполняют упражнения.
Устная народная словесность
22.Произведения устной народной словесности. Сказки и их виды. 1 Знакомятся с понятиями: произведение, устная народная словесность. Знакомство со сказками и видами сказок. Выразительно читают по ролям, составляют схему ,сочиняют собственные сказки.
Чтение, работа в тетради, выполнение упражнений Устный ответ (выразительное чтение отрывков), домашнее упражнение
23.Особенности языка сказок. Сказка и правда 1 Выявляют особенности словесного выражения, содержания в сказках. Осознают правдивость сказки. Слушают учителя, выразительно читают отрывки наизусть, проводят анализ текста Устный ответ (выразительное чтение басни)
24.Небылицы.Пословицы и поговорки 1 Знакомятся с другими видами народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки. Самостоятельно читают, составляют краткий конспект урока, выполняют упражнения, играют со словами в лингвистические игры Домашнее упражнение, устный опрос
25.Загадки.Особенности языка загадок. 1 Учатся использовать в произведениях устной народной словесности языковые средства выражения содержания. Проводят аналитическое чтение, работают в тетради, выполняют упражнения, выразительно читают. Составляют самостоятельно загадки. Устный ответ (сказывание сказки)
26.Скороговорки, считалки, дразнилки, потешки. 1 Знакомятся с малыми жанрами фольклора. Слушают рассказ учителя, читают, отвечают на вопросы, выполняют упражнения , составляют таблицы, готовят самостоятельно карточки для игры «лото». Творческая работа
Литературное эпическое произведение
27.Три рода произведений, созданных писателями. Литературная сказка 1 Изучают термин «произведение, созданное писателем». Знакомятся с определениями: эпическое, лирическое и драматическое произведения. Осознают, что эпическое произведение: произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях. Овладевают жанром литературной сказки. Анализируют её сходство с народной сказкой и отличие от неё. Устный ответ, творческая работа
28.Басня.Особенности языка басен 1 Знакомятся с жанром басня. Овладевают терминами -басенные герой и сюжеты. Рассматривают особенности языка и построения басен. Учатся различать повествование и диалог в басне. Басенная «мораль». Проводят комментированное чтение, отвечают на вопросы, работают в тетради, с иллюстрацией .,составляют вопросы по картине Фронтальный опрос
29.Рассказ, повесть, роман. Особенности языка эпического произведения. 1 Овладевают понятиями рассказ и повесть. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения. Выявляют особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении. Игры со словами, наблюдение, работают в тетради (схемы), выразительно читают. 30.Сюжет и эпизод произведения. 1 Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения. Выявляют особенности языка эпического произведения: Отвечают на вопросы, анализируют текст, выразительно читают. Фронтальный опрос, домашнее упр.
Литературное лирическое произведение
31.Что такое лирическое произведение. Стихи о природе. 1 Знакомятся с понятием лирического произведения: произведение, в котором главное- выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни. Слушают в актерском исполнении стихи о Родине и о природе. Комментированное чтение, анализ текста, ответы на вопросы, работа в тетради Устный ответ (сочинение-описание по портрету)
32.Зачем поэт говорит стихами. Стихи о животных. 1 Знакомятся со стихами о животных, выделяют тему произведения, слушают в актерском исполнении стихи, рассказывающие о событии. Определяют значение стихотворной речи в лирическом произведении. Отвечают на вопросы, выполняют упражнения, игры со словами. Творческая работа (рассказ по личным впечатлениям или по картине)
33.Стихи, в которых рассказывается о каком-либо событии. 1 Знакомятся со стихами , выделяют тему произведения, слушают в актерском исполнении стихи, рассказывающие о событии. Определяют значение стихотворной речи в лирическом произведении. Отвечают на вопросы, выполняют упражнения, игры со словами.
Литературное драматическое произведение 34. Что такое драматическое произведение. Отличие пьесы- сказки от эпической литературной сказки. 1 Знакомятся с жанром- драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Пьеса - сказка.Выявляют особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Анализируют диалогическую форму изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Осознают использование разговорного языка в диалоге. Знакомятся с авторскими ремарками.
35.Итоговая контрольная работа (или тестирование) 1 Провести контрольный срез знаний
7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности. 5-9 классы - // Программы для общеобразовательных учреждений. – М., 2009.
2. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.5 класс. – М.: Дрофа, 2011.
3. Альбеткова Р.И. Методические рекомендации к учебнику «Русская словесность. 5 класс». – М., 2010.
4. Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности.5 класс: рабочая тетрадь – М.: Дрофа, 2009
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя :• Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. — М.,1998.
• Виноградов В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.
• Виноградов В. В. Избранные труды: О языке художественной прозы. — М., 1980.
• Виноградов В. В. Проблемы русской стилистики. - М., 1981.
• Винокур Г.О. О языке художественной литературы / Сост. Т. Г. Винокур; Предисл. В. П. Григорьева. — М., 1991.
• Власенков А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: Программы. Содержание работы по классам: V— VIII классы. — М., 1998.
• Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности:. Учеб. пособие для учащихся 10—11 кл. общеобразоват. учреждений. — М., 1995. (Любое последующее издание.)
• Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности: Сб. задач и упражнений: Пособие для учащихся 10—11 кл. обшсобразоват. учреждений. — М., 1997. (Любое последующее издание.)
• Горшков А. И. Русская словесность. Метод, рекомендации к учеб, пособию для 10—11 кл. «Рус. словесность. От слова к словесности»: Кн. для учителя. — М., 1996.
• Горшков А. И. Теория и история русского литературного языка. — М., 1984.
• Горшков А. И. Композиция художественного текста как объект лингвистического исследования // Русский язык: Проблемы художественной речи. Лексикология и лексикография. — М., 1981.
• Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. — М., 1995.
• Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Дорога к книге: Психологи — учителям литературы / Научн. ред. Г. Г. Граник. – М., 1996.
• Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. — М.; Л., 1966.
• Ковалевская Е. Г. Анализ текстов художественных произведений. — Л., 1976.
• Колесов В. В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. - СПб., 1998.
• Ларин Б. А. Эстетика слова и язык писателя. — Л., 1974. • Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. – Л., 1967.
• Тынянов Ю. Н. Проблемы стихотворного языка: Статьи. - М., 1965.
• Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.
• Шанский Н. М. О курсе «Русская словесность» на продвинутом этапе обучения (X—XI классы) //. Русский язык в школе. — 1994. — №5.
Список литературы для учащихся:
Лингвистические словари:
• Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. — М., 1992. (Любое последующее издание.)
• Павловский А. Популярный библейский словарь: Кн. для чтения. — М., 1994.
.• Успенский Л. В. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. — М., 1967.
• Учебный словарь синонимов русского языка / Сост. Л. П. Алекторова, Л. А. Введенская, В. Ю. Зимин и др. — Ростов-на-Дону; М., 1997.
• Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Значение и происхождение слов. — 2-е изд. — М., 1997.
• Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. — 2-е изд. — М., 1997.
• Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 3-е изд., доп. — М., 1994.
• Фразеологический словарь русского языка / Сост. А. И. Фёдоров: Более 12000 фразеологических единиц. – Новосибирск, 1995. – Т. 1, 2. ( любое последующее издание.)
• Шанский Н. М., Зимин В. И., Филиппов А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: 5 – 11 кл. – М., 1995.
• Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 1994.
Цифровые образовательные ресурсы
Виртуальная школа Кирилла и Мефодияhttp://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
http://www.gramma.ru/ - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
Культура письменной речи http://www.gramma.ruИмена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.orgКрылатые слова и выражения http://slova.ndo.ruМир слова русского http://www.rusword.orgРукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ruРусская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ruСветозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ruЭлектронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ruhttp://rusolimp.kopeisk.ru/
http:// mon.gov.ru/ - сайт Министерства образования и науки РФ.
http://standart.edu.ru – ФГОС общего образования и разработанные к ним документы.
http://www.informika.ru /- сайт ФГУ «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций».
http://school-collection.edu.ru/ -каталог Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов.
http:// fcior.edu.ru –каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра.
http://window.edu.ru – электронные образовательные ресурсы.
http://katalog.iot.ru – электронные образовательные ресурсы.
http://www.it-n.ru/ - «Сеть творческих учителей»
Материально-техническое обеспечение:
1.Надглядные таблицы, плакаты и иллюстрации.
2.Средства ИКТ: универсальный портативный компьютер, принтер, сетевой фильтр, акустическая система
8.Планируемыерезультаты изучения учебного предмета
Русская словесность
Речь и речевое общение
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
• использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;
• использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;
• соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;
• оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;
• предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.
• выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично защищать свою позицию;
• участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;
• понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.
Речевая деятельность
Выпускник научится:
Выпускник получит возможность научиться:
Чтение
• понимать содержание прочитанных учебно-научных, публицистических (информационных и аналитических, художественно-публицистического жанров), художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме);
• использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
• передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;
• использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
• отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;
• извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
Говорение
• создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);
• обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы;
• извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;
• соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.
• создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
• выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект, реферат;
• участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения;
• анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата.
Письмо
• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
• писать сообщения, доклады рефераты;
• составлять тезисы выступления, конспекты;
• писать деловые письма, объявления с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления языковых средств.
Текст
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
• анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
• осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
• создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
• создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, тезисы, конспект, участие в беседе, дискуссии), официально-деловые тексты (резюме, деловое письмо, объявление) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств.
9.Критерии оценки знаний и умений обучающихся по предмету
ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ
Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо учитывать следующие критерии: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определений и понятий или формулировке правил; 2) не достаточно глубоко и доказательно обосновывает свои суждения и не приводит свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала. Оценка («5», «4» или «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определённое время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе (100 вопросов) критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Оценка творческих работ
Творческая работа выявляет форсированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.
Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия тема;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления учитываются:
разнообразие словарного и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число языковых ошибок и стилистических недочетов.
При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается
правильное оформление сносок;
соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
широта временного и фактического охвата дополнительной литературы;
целесообразность использования тех или иных источников.
Отметка “5”ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.
Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.
Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.
Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.
При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.
Оценка дополнительных заданий
При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим образом:
- “5” – если все задания выполнены;
- “4” – выполнено правильно не менее ¾ заданий;
- “3” – за работу, в которой правильно выполнено не менее половины работы;
- “2” – выставляется за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
10.Перечень ключевых понятий и терминов
Что такое слово
Слово как единица языка и как словесное высказывание. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей. Слово-заповедь.
Что такое словесность
Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности. Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие. Язык художественной словесности.
Богатство лексики русского языка
Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Слова-термины, омонимы. Синонимы, их роль в художественных произведениях. Антонимы и неологизмы. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы. Фразеологизмы.
Прямое и переносное значения слова
Прямое значение слова, переносное значение слова. Эпитет. Сравнение. Аллегория.
Текст
Текст. Тема и основная мысль текста. Способы связи предложений в тексте. Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.
Стихотворная и проза
Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Интонация. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Стиховая пауза. Ритм и рифма. Строфа как единица композиции стихотворной речи.
Устная народная словесность
Понятия: произведение, устная народная словесность. Сказка. Виды сказок. Виды народной словесности: небылицы, загадки, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.
Литературное эпическое произведение
Эпическое, лирическое и драматическое произведения Литературная сказка. Басня. Басенные герой и сюжеты. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль». Рассказ и повесть. Сюжет и эпизод эпического произведения. Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении.
Литературное лирическое произведение
Лирическое произведение.
Литературное драматическое произведение
Драматическое произведение: произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Пьеса - сказка. Реплики героев. Авторские ремарки.
Приложение
Проекты индивидуальные и групповые
Описание картины
Рассуждение на тему «Наша дружба»
К дню матери «Это все о тебе». Создание собственных стихов и рассказов.
В городе литературном: Сочини сказку!
Коллективный проект создание цикла «Повесть о защитниках Отечества»
Поговорим мы о весне! (стихи о природе, о Родине)
Постановка пьесы-сказки собственного сочинения
Учебно-методический комплект
Программа для общеобразовательных учреждений: Русская словесность. 5-9 кл. сост.Р.И.Альбеткова.-М.:Дрофа,2011
Альбеткова Р.И. Русская словесность. От слова к словесности: Учеб.для 5 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2012.