Правописание гласных в корнях с чередованием -гар, -гор


Класс 6
Тема занятия: Правописание гласных в корнях с чередованием -гар, -гор
Ссылка: Папка «Разработки уроков», презентация
Общие цели: Научить определять лексическое значение корней с чередованием -гар, -гор и отличать их от омонимичных корней, сформировать навык правильного написания корней с чередованием -гар, -гор
Сформировать на основе правила умение правильно писать слова с изучаемой орфограммой, развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы, развивать речевую компетенцию;
Воспитывать любовь к русскому языку, интерес к учению, познакомить с новыми фактами биографии А.С. Пушкина;
Результаты обучения: Уметь различать правописание корней -гар и -гор .
На примере фактов из биографии А.С. Пушкина воспитывать чувство товарищества и чувство гордости за то учебное заведение, в котором учатся кадеты.
Ключевые идеи: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов действий учащихся.
Приветствие: Разделить на 3 группы (визуально)
Задания: Действия учителя:
Действия ученика
Орфографическая минутка: равнина, ровесник, поровну, уровень, равнение, подравнять, скачок, скачу, обмакни кисточку Облако желаний
«Корзина идей»
«Будь внимателен»
Слова- исключения+ искл. выгарки (остатки от сгорания, перетопки чего-либо)
Выборочный диктант.
Лингвистическая сказка 
Формирование новых знаний:
«Проба пера »
Тест Орг.момент.
  Облако желаний
Слово учителя: - Назовите известные вам корни.
- Чего мы с вами можем добиться на сегодняшнем уроке. Что создать, что узнать? (цели формулируют учащиеся) (Слайд 4)
- Тема не простая. Одной справиться нелегко. И решила я пригласить на урок помощника - …. Александра Сергеевича Пушкина. (Сайд 3) Как вы думаете, связан ли Пушкин с темой сегодняшнего урока? И почему именно Пушкин?
- Возможно, Пушкин употреблял в своих произведениях слова с корнями -гар, -гор. А обратилась я к Пушкину не только потому, что на уроках литературы мы сейчас изучаем его произведения,а еще и потому, что завтра очень важная дата в жизни, в творчестве, в судьбе поэта – 19 октября.Кто помнит, как этот день связан с Пушкиным? Это день открытия Лицея.
прослушайте предложения и выпишите слова с чередованием в корне, выделяя орфограммы и объясняя написание.
Вывод: итак, правописание каких корней с чередующимися гласными мы повторили в этом упражнении?
Повторение теоретических сведений о правописании корней с чередованием.
- Мы говорили с вами на уроках литературы, что юный Пушкин был большим озорником, любил посмеяться и пошутить. За его проделки товарищи дали ему веселое прозвище. Кто помнит, какое это прозвище? Обезьяна с тигром. И наше следующее задание тоже носит шуточный характер. Но оно поможет нам еще раз вспомнить правила правописания корней с чередованием.
- Помогите корню -гор -! (ответы учащихся)Может ли корень гор принять в свою семью слова горевать, горец? Почему?(Нет, у них разное лексическое значение). Как называются корни в этих словах? (омонимичные корни)
Алгоритм рассуждения
1. Ставлю ударение:
ударение падает на корень – пишу А;
ударение не падает на корень – пишу О.
2. Но, если ударение падает на корень, гласная оказывается в сильной позиции. Мы никогда не сделаем здесь ошибок.
А вот если ударение не падает на корень, гласная оказывается в слабой позиции, и мы…начинаем сомневаться. И вот здесь на помощь приходит рифмовка:
«гор или гар?” - себя спрошу. Сомневаюсь – “О” пишу!
Направляет, контролирует, наблюдает.
Информирует, дает задание.
Друзья мои, прекрасен наш союз!Он, как душа, неразделим и вечен -Неколебим, свободен и беспечен,Срастался он под сенью дружных муз
Так сказал поэт о своих друзьях-лицеистах. И я бы хотела пожелать, чтобы вы, окончив кадетское училище, сохранили на всю жизнь чувство гордости за свое училище, чувство дружбы по отношению к своим товарищам, как произошло это в жизни А.С. Пушкина и его товарищей по Лицею.
Комментарий орфографической минутки.
Называют чередующиеся корни: Раст (ращ)-рос, лаг-лож, кос-кас, тер-тир, стел-стил, бер-бир.
Записывают свое желание в тетрадь. А вот исполнилось ли оно у вас, мы узнаем в конце урока.
Постановка учащимися целей урока
Запись в тетрадях учащихся: дают устные монологические ответы на основе информации, полученной в текстах заданий, и называют корни с чередованием, с правописанием которых они столкнулись
Развитие умений (через работу с текстом) самостоятельно формулировать орфографическое правило, использовать терминологический аппарат
Работа по карточкам
Дифференцированное задание по группам.
1 группа: выписать слова с корнем -гар, -гор выделить орфограмму;
2 группа: выписать слова с корнем -гар, -гор в составе словосочетаний, выделяя орфограммы и главное слово;
3 группа: составить с этими словами предложения;
Выводы по теме.
Тест
Виды работ: В парах, в группах, индивидуальная
Рефлексия: 1) Цели
- Как вы считаете, достигли ли мы поставленной на уроке цели?
- От чего зависит написание о–а в корнях -гар, -гор? Расскажите правило.
2) “Облако желаний”
- Чье желание сегодня сбылось?
3) “Вопрос – ответ”
- Если что-то осталось непонятым, задайте письменно вопрос учителю. Это будет для меня сигналом при планировании дальнейшей работы.
Домашнее задание: Стр.57.упр 199 правило выучить
Оценивание: Заполняют оценочные листы