Выставка-презентация Преданья старины глубокой

Выставка-презентация «Преданья старины глубокой»
Цель: гармоничное развитие личности детей и молодежи.
Задачи: - приобщение к культурно-историческому наследию своего народа; почитание его традиций и обычаев;
- научить учащихся понимать и знать историю своего народа;
- воспитывать гордость за принадлежность к русскому народу.
Подготовительная работа: разработка сценарного плана проведения мероприятия и его согласования с директором, заместителем директора по УВР, детской библиотекой и руководителями детских творческих объединений, которые примут участие в выставке;
- формирование состава оргкомитета для решения организационных вопросов (дата проведения мероприятия, определение гостей, прием экспонатов на выставку, определение графика посещения учащимися Рыльского района для проведения экскурсий и др.);
- объявление о предстоящем конкурсе вывешивается на видном месте в ДДТ, на сайте ДДТ, личном сайте методиста Коробовой Т.С., в образовательных учреждениях, в СМИ с указанием точной даты и времени проведения;
-приобретение дипломов и памятных сувениров;
-оформление помещения историко-краеведческого музея «Рыльский Дом детского творчества» для проведения мероприятия;
- назначение ответственных за проведение мероприятия;
-ознакомление ведущих (в костюмах русских народных) со сценарным планом мероприятия, совместная с ними проработка отдельных вопросов;
- подготовка ТСО для проведения мероприятия.
Ведущий: Дорогих гостей встречаем, Добрым словом привечаем. По обычаям российским От души поклон вам низкий.
Дорогие гости, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир прошлого, полный тайн и загадок. Во многих странах сегодня существует прекрасная традиция: надевать национальный костюм не только на какой-либо тематический праздник, но и во время приятного досуга, например, в кругу друзей, после работы. Такую традицию можно наблюдать в Швеции, Америке, Германии. Это выглядит очень радостно, ярко, красочно и позитивно. В народных костюмах есть что-то волшебное, завораживающее, стабильное. Любому человеку очень важно знать свои истоки, корни, принадлежность к вековым традициям даёт ему ощущение защищённости и значимости. Вы присутствуете на выставке - презентации «Преданья старины глубокой». На ней вы сможете увидеть предметы обихода наших предков. В русском костюме, так же и в предметах обихода – наволочках, рущниках, была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях. Сегодня, в век продвинутых технологий и «всеобщей компьютеризации» живое общение людей друг с другом отходит на второй план. Телевизор вполне нам может заменить собеседника, очень даже удобного и ненавязчивого. Надоел, раз и выключил! Или переключил на другой канал, не извиняясь ни перед кем за резкую смену не совсем приятной беседы. Надоел телевизор, хочется пообщаться с другом – пожалуйста! Пару секунд и по телефону слышится знакомый голос. Но, как ни говори, никакая техника не может нам заменить живое общение с человеком, ту особую энергетику, присущую только ему одному, которая доходит до нас быстрее сказанного вслух слова. В давние же времена живое слово сближало, сплачивало народ. Чтобы узнать какую-либо новость или поделиться своей, обсудить возникшие проблемы, посоветоваться с мудрым собеседником, собирались вместе, чтобы «послушать, что люди добрые скажут да свое словечко молвить». «Всем миром» коротали время долгими зимними вечерами за спорой работой, разговорами, веселой шуткой-прибауткий, разными сказкам. В такие вечера, особенно зимние, женщины, собираясь вместе пряли пряжу, вязали носочки, расшивали рушники, вышивали наволочки. Неспешные беседы заканчивались протяжными песнями.
Музыкальный номер. Вокальная группа «Цветные сны», рук. Михина Н.В.
Ведущая: Веками созданные творения наших предков передавались из поколения в поколение. Многое из них, конечно, утрачено. Революции, войны и другие потрясения способствовали этому. Но есть семьи, которые бережно сохранили, то, что им досталось в наследство.
Экскурсовод 1: Перед вами железный утюг. Железные, чугунные и бронзовые утюги пришли в наш быт в эпоху Петра I. Их отливали или ковали по воле мастера, придавая им форму фигур льва, кита, корабля, украшая завитушками, но чаще - ничем не украшая. Прибор, очертания которого отдаленно напоминали современный утюг, появился лишь в XVIII веке. Он весил около 10 килограммов, и перед использованием его нагревали в печи. В 18 веке появился утюг с горящими углями внутри и весил он около 15 килограммов. Раскаленные угли помещались внутрь корпуса металлической коробки с плоским дном, по бокам которой имелись отверстия для лучшей вентиляции. Чтобы утюг быстрее нагревался, им приходилось размахивать из стороны в сторону, что было довольно утомительно, принимая во внимание отнюдь не игрушечный вес приспособления. Просуществовал цельнометаллический утюг вплоть до 1967 года вместе со своими недостатками - горячей ручкой и способностью быстро остывать.

Экскурсовод 2: История русского самовара началась в XVIII веке и неразрывно связана с таким интереснейшим разделом декоративно-прикладного искусства, как русский художественный металл. В тридцатых годах XVIII века появляются первые русские серебряные чайники для заваривания чая. Со второй половины XVIII века, по мере распространения чая, начинается изготовление медных и латунных чайников. В это же время появляется ряд чайников-самоваров и самоваров-«кухонь», предназначенных для приготовления пищи. От чайника их отличают только скрытые внутри сосуда конструктивные детали в виде жаровни, трубы и поддувала. Такой агрегат по праву назывался «самоваром», потому что позволял, не растапливая русскую печь, без особых хлопот быстро сварить кашу, щи, похлебку, получить кипяток и сохранять его.
Сейчас трудно сказать, когда был создан первый русский самовар, но его появление теснейшим образом связано с теми важными реформами в экономической, политической, общественной жизни России, которые произошли в петровскую эпоху и которые буквально «подняли на дыбы» весь российский уклад жизни. Впоследствии «самовар» предназначался только для изготовления кипятка и заваривания чая. Его высокая популярность объяснялась простотой использования и ухода – его не требовалось мыть после каждого использования, а топить можно было самым разным дешевым и доступным топливом. До середины XIX века основным «индивидуальным» потребителем продукции самоварного производства было дворянство. Самовар являлся не только олицетворением русского гостеприимства и семейного уюта, но и своеобразным выражением материального достатка и был доступен только зажиточным слоям населения. Горожане пользовались «общественными» самоварами. Горожанин мог попить чаю из самовара, придя в трактир, на ярмарку или городскую площадь. В трактирах и на постоялых дворах в самоварах не только готовили чай, но и варили щи, кашу, яйца. Самовар позволял сохранить еду в горячем состоянии.
Самовары были необходимым атрибутом всех народных гуляний. Самовар становится обязательной принадлежностью купечества, разночинцев, мещан, появляется обычай брать самовар в дорогу. Однако в деревне даже в семидесятых годах XIX века самовары водились только в крепких зажиточных семьях.
Так почему же самовар на Руси стал основным аксессуаром для чаепития? Тому было несколько причин: во-первых, самовар удобен из-за быстроты розжига и достаточно короткого времени приготовления кипятка. Чтобы растопить дровяную плиту и нагреть на ней такое же количество воды, потребовалось бы гораздо больше топлива, времени и сил. Во-вторых, чаепитие из самовара доставляло еще и некоторое эстетическое удовольствие – сияющий медный или латунный красавец-самовар несомненно украшал чайный стол, к тому же мог продемонстрировать и определенный материальный достаток семьи, а его изысканный фасон, затейливые детали (или, наоборот, простые и безыскусные) давали представление еще и о вкусах и пристрастиях хозяйки: и самое главное, самовар был идеально приспособлен именно для приготовления кипятка для чая.
Экскурсовод 3: Лапти - обувь из лыка, которую на протяжении многих веков носило славянское население Восточной Европы. В России в лапти обувались только деревенские жители, то есть крестьяне. Лапоть и крестьянин были почти синонимами. В начале XX века Россию еще нередко называли страной "лапотной", вкладывая в это понятие оттенок примитива и отсталости. Лапти традиционно считали обувью беднейшей части населения. И неслучайно. Вся русская деревня, за исключением Сибири и казачьих районов, круглый год ходила в лаптях. Когда же впервые появились лапти на Руси? На этот простой вопрос точного ответа нет до сих пор.
Принято считать, что лапти - один из самых древних видов обуви. Так или иначе, но костяные кочедыки - крючки для плетения лаптей - археологи находят даже на неолитических стоянках. Неужели ещё в каменном веке люди плели обувь, используя растительные волокна?
С глубокой древности плетеная обувь была широко распространена на Руси. Плели лапти из коры многих лиственных деревьев: липы, березы, вяза, дуба, ракиты и т.д. В зависимости от материала и плетеная обувь называлась по-разному: берестяники, вязовики, дубовики, ракитники. Самыми прочными и мягкими в этом ряду считались лыковые лапти, изготовленные из липового лыка, а самыми плохими - ивовые коверзни и мочалыжники, которые делали из мочала.
Техника плетения лаптей была тоже очень разнообразной. Если на Украине и в Белоруссии лапти начинали плести с носка, то русские крестьяне делали работу с задника. Так что о месте появления той или иной плетеной обуви можно судить по форме и материалу, из которого она изготовлена. Плетение лаптей считалось несложной работой, но требующей сноровки и навыков. "Связывая лыко", мужчина обеспечивал обувью всю семью - тогда специальных мастерских ещё не было очень долгое время. Редко кто в крестьянской среде не умел плести лапти. Существовали целые артели плетенщиков, которые, по сохранившимся описаниям, отправлялись в лес целыми партиями. Лучшим считалось лыко, добытое весной, когда на липе начинали распускаться первые листочки, поэтому чаще всего такая операция губила дерево. Отсюда пошло выражение "ободрать как липку". Тщательно снятые лыки затем завязывали в пучки и хранили в сенях или на чердаке. Перед плетением лаптей лыко в течение суток обязательно отмачивали в теплой воде. Затем кору соскабливали, оставляя луб. Из воза лык получалось приблизительно 300 пар лаптей. Плели лапти от двух до десяти пар в день в зависимости от опыта и сноровки. Говорят, что сам Петр I учился плести лапти и что сплетенный им образец хранился среди его вещей в Эрмитаже еще в начале прошлого столетия.
Кожаная обувь ценилась не дешево. В 19 веке пару хороших лыковых лаптей можно было купить за три копейки, тогда как самые грубые крестьянские сапоги стоили пять-шесть рублей. Даже для зажиточного крестьянина сапоги оставались роскошью, их надевали лишь по праздникам. Вот и обходились лаптями. О недолговечности плетеной обуви свидетельствует поговорка: "В дорогу идти, пятеры лапти сплести". Зимой мужик носил одни лапти не более десяти дней, а летом в рабочую пору стаптывал их в четыре дня. Еще во время Гражданской войны (1918-1920) в лаптях ходила бoльшая часть Красной армии. Их заготовкой занималась специальная комиссия, снабжавшая солдат валяной обувью и лаптями. Возникает интересный вопрос. Сколько же требовалось берёсты и лыка, чтобы столетиями обувать целый народ? Простые подсчёты показывают: если бы наши предки усердно рубили деревья ради коры, березняки и липовые леса исчезли бы ещё в доисторическую эпоху. Однако этого не произошло. Потому, что наши далёкие предки-язычники с большим почитанием относились к природе, к деревьям, водам, озерам. Окружающая природа обожествлялась и считалась священной. Скорее всего, русичи владели различными способами брать часть коры, не губя дерева, и умудрялись раз в несколько лет снимать кору с одной и той же берёзы. А может быть они владели ещё какими-то неведомыми нам секретами добывания материала для лаптей?
Лапти просуществовали не одно столетие, и теперь являются символом русской деревни и добрым памятником о наших славных предках.
Экскурсовод 4: Почти все женщины на Руси занимались прядением, а вот усовершенствование и изобретение – это было занятие мужчин. Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую. У каждой есть своя особенность. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.
Очень интересный экспонат нашей выставки – пральник. В южных говорах пральник - валёк для стирки белья. Стирать белье раньше называлось «прати»; отсюда не только «пральник», но и «прачка», «прачечная». В старину на Руси мужчины делали на берегу реки деревянные помосты, которые назывались пральнями. Женщины выходили на пральни, расстилали белье, намыливали его, сворачивали в несколько слоев, а потом отбивали пральником. Таким образом они стирали белье с помощью пральника.
Экскурсовод 5: Серп орудие для уборки зерновых культур, представлявшее собою полукруглый клинок с зазубренным лезвием, вставленный в цилиндрическую рукоятку. Русские серпы XIX в.были сравнительно небольших размеров, их различали по форме клинка и зубцов. У одних серпов линия изгиба приближалась к правильной полуокружности, у других имела неправильную, слегка сплющенную форму. Рукоятку серпа всегда делали деревянной, короткой, суженной в середине, чтобы ее удобнее было держать в руке. Серпы изготавливали деревенские кузнецы по заказу крестьянок, но чаще их приобретали в деревенских лавочках или на ярмарках. В России существовало множество кустарных мастерских по выделке серпов. Особенно славились своими серпами кузнецы из Осташкова Тверской губернии, которые в год изготавливали до 20 тысяч серпов отличного качества, а также и серповщики Авдотьевской, Бережковской, Улыбышевской волостей Владимирской губернии, которые делали до 3 миллионов серпов в год. С серпами на Руси был связан интересный обычай. В день памяти св.Захария Серповидна (8/21 февраля) русские крестьянки доставали серпы, воткнутые в переборку сеней, и кропили их крещенской водой, при этом приговаривая: «Не обережешь вовремя кривого серпа не нажнешь в поле и снопа». После этого молились св.Захарию, надеясь, что он поможет им осенью быстро сжать хлеб. С работой серпом обычно связывали представления о женской силе, ловкости. Старухи, вспоминая свою молодость, говорили: «Была молода, не только хлеб жевала, а и по сто снопов в день сжинала». Серп орудие труда, часто упоминающееся в русском устном поэтическом творчестве. В пословицах, поговорках, загадках обыгрывается его форма и назначение: «Маленькой, горбатинькой, все поле обошел и под кровельку ушел». Серп почитался на Руси еще и потому, что все железные предметы воспринимались крестьянами как прекрасные обереги от происков нечистой силы. В Древней Руси серп был символом хозяйственной независимости и свободы.
Переходим к следующему экспонату. Гребень. Гребни бывают с разным количеством зубьев, расстоянием между ними. Самые простые используются для грубой шерсти или на первом этапе чески. Чем большая нужна обработка шерсти, тем больше рядов зубьев на гребне. Самые длинные зубья длиной 29.8 см, самые короткие – 16.5см. Чем тоньше шерсть, тем плотнее должны быть ряды зубьев. Сначала один гребень закрепляют и на него насаживают шерсть. Затем вторым гребнем начинают вычесывать шерсть. Когда шерсть расчесана, её снимают с гребня и получается длинная рыхлая ровница, которую можно использовать для прядения.
Экскурсовод 6: Знакомо ли вам слово ухват? Возможно, вы его слышали, и не раз. Но все ли из вас представляют, как он выглядит и для чего нужен? В народе говорили: «Кочерга в печи хозяйка». В старину печная кочерга была одним из символов домашнего очага, дающего пищу и тепло, без которого невозможно семейное благополучие. Пока топится печь, кочерга-хозяйка трудится неустанно. Как только разгорелись в печи дрова и горящие поленья нужно отодвинуть в глубь печи, кочерга тут как тут. Выпало из огня поленце и чадит в дальнем углу топливника, на помощь ему приходит все та же кочерга. «Ухватом» вносили в русскую печь чугунки (от полутора до десяти литров). Нажав на конец рукоятки, чугунок слегка приподнимали и, опираясь ухватом на каток, вкатывали в печь и ставили в намеченном месте. Без сноровки это сделать было непросто. Ухваты, как и горшки, были разных размеров, поэтому их много стояло у печи, их берегли и они долго служили людям.
Какое значение имело вышитое полотенце в крестьянском быту?
На Руси рушники (полотенца) развешивали в избе для праздничного убранства. Их красочные узоры оживляли ее бревенчатые стены, придавая праздничность, делая жилище нарядным. Полотенцем окаймляли божницу в красном углу, вешали на окна, зеркала, стены. В старом крестьянском быту полотенцем называли полотнище белой ткани домашнего производства, отделанное вышивкой, тканым цветным узором, лентами, полосами цветного ситца, кружевом и т.д. Длина полотенец была от 2 до 4 м, ширина 3638 см. Оно украшалось, как правило, на концах, полотнище орнаментовалось редко. Особенно богато украшалось большое «рукобитное» полотенце, так называемое «стеновое» (длиной в стену). Во время рукобитья его дарили жениху, вешая ему на шею. Это означало, что невеста просватана, и жених кидал полотенце своей родне. Им украшали божницу на все время свадьбы, а при поездке к венцу привязывали к дуге свадебной повозки. «Дарные» полотенца, которыми невеста одаривала родню жениха, меньше украшались, чем рукобитные. Полотенцем (а сверху шалью) покрывали невесту, когда везли в церковь. Полотенцем связывали жениха и невесту, как бы символизируя этим крепость их семейной жизни. Значительную роль полотенце играло в родильных и крестильных обрядах, а также в похоронной и поминальной обрядности. По обычаю, богато орнаментированные полотенца являлись необходимой частью девичьего приданого. На второй день свадьбы молодуха развешивала свои рукотворные полотенца в избе поверх полотенец свекрови, чтобы все гости могли полюбоваться на ее работу. Полотенце присутствовало во многих обычаях и обрядах русской семьи. Такое предназначение полотенца исключало использование его для вытирания рук, лица, пола. Для этой цели пользовались «рукотерником или утиркой».
Экскурсовод 7: Самое почетное место в избе в «красном углу» у сходящихся лавок занимал стол. Стол обязательно покрывался скатертью. Стол делали прямоугольным по форме и располагали всегда вдоль половиц в красном углу. Стол никогда не выносили из избы, а при продаже дома стол продавался вместе с домом. Особую роль играл стол в свадебных обрядах. Каждый этап сватовства и подготовки к свадьбе обязательно завершался застольем. А перед отправлением к венцу, в доме невесты происходил ритуальный обход женихом и невестой стола и благословление их. Новорождённого обносили вокруг стола. В обычные дни обход стола запрещался, все должны были выходить с той стороны с какой заходили. Вообще, стол осмыслялся как аналог храмовому престолу. Плоскую столешницу почитали «Божьей ладонью», дающей хлеб. Потому стучать по столу, за которым сидят, скрести ложкой о посуду, бросать остатки пищи на пол, считалось грехом. В народе говорили: «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – так стол доска». В обычное время между застольями на столе могли находиться лишь хлеб, завернутый в скатерть, и солонка с солью. Постоянное пребывание хлеба на столе должно было обеспечить достаток и благополучие дома. Таким образом, стол был местом единения семьи. У каждого домочадца было своё место за столом, которое зависело от семейного положения. Самое почетное место за столом – во главе стола – занимал хозяин дома.
Презентация №1
Ведущий: Издавна на Руси в каждой избе была печь. «Когда в печи жарко – тогда и варко» как устроена русская печь?
У русских уже в давние времена появилась и прочно вошла в быт так называемая «русская печь». Хорошая печь – гордость хозяина, святая святых дома. Огонь горевший в печи, давал свет и тепло, на нём готовили пищу. Это уникальное сооружение играло роль своего рода жизненного центра семьи. В «подпечье» хранили ухват, кочергу, совок, считалось, что там же живёт домовой. Печь складывали из камня (кирпича), а сверху обмазывали глиной, она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше. С конструкцией печи связана и форма глиняной посуды, в которой готовили пищу (так называемые «славянские горшки»). Дело в том, что в этой печи посуда нагревается с боков и потому должна иметь большую боковую поверхность. Кроме того, форма горшков наилучшим образом приспособлена для ухватов.
Ведущий: Русские люди всегда поражали иностранцев своей терпеливостью и выносливостью. Таков был русский дух. Каков же облик русского человека? Предлагаю небольшой тест-опрос. Вопросы вы видите а экране.
«Облик русского человека» (презентация)
Что являлось гордостью и необходимой принадлежностью мужчин в Древней Руси?
длинные волосы
отполированные ногти
борода

Что такое кика?
головной женский убор
вид русского оружия
украшение для женщин

3. Бородовые деньги – это:
определенная плата за бритье бороды
специальная плата, установленная Петром I для подданных, которые не хотели брить бороды
премия за самую длинную бороду

4.Головной убор замужней женщины на Руси называется:
венец
волосник
шаль

5. Без какой детали одежды русскому человеку было неприлично выходить из дома?
воротник
карман
пояс

«Да или нет» (на все высказывания необходимо отвечать "да или нет")
Правда ли, что
1. Шубы на Руси носили только знатные люди.
2. Раньше шубы украшали кружевами.
3. На Руси все русские люди обходились без перчаток, их заменяли длинные рукава одежд.
4. Русские люди считали нарядной рубашку белого цвета.
5. Во время парада боярин надевал несколько шапок.
Ведущий: О чем только не расскажут народные игрушки! О преданиях глубокой старины и об особенностях быта, о сказках и легендах своего народа, о местности, в которой он живет, и, конечно, о его характере.
«Тарарушки – тарарушки – это русские игрушки». Выберите правильный ответ:
Какой город считается родиной русской расписной матрешки?
Киров
Сергиев – Посад
Екатеринбург

Назовите родину промысла дымковской игрушки.

Вятка
Москва
Норильск

Кто является самым популярным героем деревянной богородской игрушки?
собака
медведь
крокодил

Как назывались на Руси маленькие деревянные или костяные игрушки, предназначенные для семейных и даже светских развлечений?

бирюльки
миниатюры
фитюльки

Какой район Курской области знаменит изготовлением глиняной игрушки?

Рыльский
Курчатовский
Фатежский


Ведущий: Русский народ – создатель богатого фольклорного наследия: мудрых пословиц, хитрых загадок, печальных обрядовых песен, оберегов. Так уж повелось на Руси - матушке, работа или отдых всегда сопровождались песней.
Музыкальный номер. Вокальная группа «Цветные сны», рук. Михина Н.В.
Ведущий: Как вы думаете, что означает оберег? В старину считали, что обереги оберегали человека от болезни и сглаза. Они не только украшали жилье, но и были помощниками. Оберегов было много на разные случаи. К ним относились очень серьезно, считалось, чем их больше, тем больше счастья. На свадьбу молодым дарили оберег семьи - двух кукол, которые назывались «Неразлучники». Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя ее на замужество. Мать давала оберег сыну, который отправлялся на службу в армию. Для маленьких деток делали куклу – пеленашку. Еще до рождения ребенка мать скручивала таких кукол и развешивала вокруг люльки. С наступлением холодов, чтобы дети не болели делали куклу Кубышку- Травницу с лекарственной травой.
Для наших гостей мы сделали прекрасные обережки, которые не дадут вас в обиду. Примите от нас подарок. (Дети дарят обережки). А всех желающих приглашаем на мастер-класс по изготовлению оберегов, который подготовила педагог дополнительного образования, руководитель детского творческого объединения театра мод «Стиль» Ольга Михайловна Серых.
Мастер-класс «Обережек» (Серых О.М.)
Ведущий: Жизнь русского народа была богата праздниками – веселыми и замечательными. Эти праздники дошли и до наших дней, не забылись, не утратили свою былую яркость, задор.
Праздники отвлекали людей от обычного распорядка ежедневной жизни и предполагали следования различным обычаям и правилам.
И у каждого праздника есть своё лицо...
Как называется день перед Рождеством, когда православные верующие ничего не едят до самого вечера, ждут появления первой звезды?
Какой праздник связан с воскресением Иисуса Христа? В этот день красят яйца и пекут куличи.
Во время этого праздника в церквях освещают воду и приносят её домой. Эту святую воду пьют сами, окропляют ею жилища. По языческим традициям в эти праздничные дни принято гадать. Что это за праздник?
Главную роль в этом празднике играют блины, которые добрыми хозяйками пеклись всю неделю. Любимой народной потехой были борьба и кулачные бои. Как называется этот праздник?

Ответы:
1.Сочельник 2.Пасха 3.Крещение 4.Масленица

Ведущий: Почему на Руси говорили «Без соли, без хлеба половина обеда»?
На столе в русском доме постоянно лежал хлеб, а рядом стояла солонка, соль была своеобразным оберегом, ведь наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил. Каравай хлеба и солонка с солью украшали свадебный стол, его дарили на новоселье, с ним приходили к новорожденному ребёнку, как с благословлением, а отправляющемуся в дорогу путнику и дорогому гостю при встрече подносили хлеб – соль, с пожеланием богатства и благополучия. Русский народ всегда отличался широкой душой и гостеприимством. Сейчас мы приглашаем всех к столу. Перед вами одно из старинных блюд – тюря и испить чай. А чай у нас не простой. Самый настоящий - «Иван-чай», чай из чабреца, на любой вкус.
Сегодня завершаем нашу выставку-презентацию такими словами:

Но память так и сохраняет
В душе тепло тех давних дней
И забывать не позволяет
Истории страны моей...
Наша выставка будет работать целый месяц. Ее смогут посетить все желающие. А я хочу поблагодарить всех, кто принял активное участие в подготовке выставки и приглашаю наших гостей на чаепитие.
Чаепитие.


ЛИТЕРАТУРА:
1. Даль В. И. Толковый словарь. М, -1971.
2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М., 2001.
3. Шанского Н. М. Краткий этимологический словарь под редакцией М., Просвещение, 1975.
4. Ушаков Б. М. Толковый словарь русского языка. В 4 т. т. - М., 1938.
Ресурсы Интернет-сети















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115








15