Статья Пробуждая жажду познания.


Пробуждая жажду познания.
Знаменитый в своё время педагог В.Ф. Шаталов, по книгам которого многие из нас учились, писал: «Современный педагог должен не только хорошо знать свой предмет, но и уметь пробуждать в ученике жажду познания, заинтересованность, а потом уже научить. Вот в чём суть педагогического мастерства».
Всегда считалось, что игра – это привилегия маленьких детей, в крайнем случае, учеников начальной школы, но это мнение уже давно опровергли психологи, педагоги, доказав, что игра - один из способов активизации учебной деятельности, «стимулятор» развития познавательного интереса подростков. Принцип активности школьников в процессе обучения был и остаётся одним из основных в педагогической психологии. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам. Не вдаваясь в подробности классификации учебных игр, хочется отметить следующее: игра (деловая игра, ролевая игра!) как один из инструментов, необходимых выпускнику старшей школы, должна также присутствовать и на уроках в 9-11 классах. Это уже тренинг социальной активности, способ познания реального мира, «проецирования» на себя типичных (или экстремальных!) ситуаций.
Начинать, по нашему мнению, никогда не поздно, однако, если предложить вдруг «поиграть» ученикам 11 класса, не приученным к подобным урокам, то вполне возможными становятся и педагогические неудачи, и недоверчивое отношение практически взрослых людей к учебному материалу. Поэтому я начинаю с 5 класса.
Несколько лет назад вначале в интернете, а затем и на бумажных носителях появился созданный группой учителей-словесников «Ассоциативный орфографический словарь» для 5 класса, позже – для 6-11 (с электронными приложениями). Вот один из примеров – работа со словарным словом «компьютер». На экране появляются рисунки компьютера и мальчика, строчки стихотворения, в котором выделены те буквы, на которые необходимо обратить внимание:
У кОмпа я живу порою!
Я тут играю, тут пою…
И даже – вам секрет открою –
У монитора чай я ПЬЮ!
Друг-мышь надёжная со мной,
КомпьюТЕр – ТВЁРДЫЙ выбор мой!
Проговариваем с пятиклассниками, что выделенные буквы в словах составляют слово, которое надо запомнить, а также, что «комп» - слово из разговорной речи, которого надо избегать в речи грамотной, нормированной.
Следующая страничка из словаря для 8 класса – речь пойдёт о слове «таран». Для разгадывания детям предлагается метаграмма:
С буквой «В» ползёт в песках,
С «Б» пасётся на лугах,
«Б» на «Т» я заменю –
Все преграды с ним пробью!
Восьмиклассники называют слова «вАрАн», «бАрАн», «тАрАн», а затем на экране появляются рисунки/фотографии животных и тарана - стенобитного орудия. Но это ещё не всё! Обучающиеся должны ответить на проблемный вопрос, который многие из них считают игровым, юмористическим:
- Чем похожи баран и таран? (Таран назван созвучно слову «баран» - на латинском языке, - поскольку копирует тактику нападения этого животного).
Ассоциативное мышление необходимо развивать – это истина, которая не требует доказательств! Именно благодаря складывающимся у человека ассоциациям, он может больше запомнить, а затем необходимое воспроизвести. «Тренировки» нужно начинать как можно раньше, постепенно усложняя их:
- Назовите ваши ассоциации к слову пчела (можно предложить детям рисунок).
Возможные варианты: пчЁлка («потому что маленькая»), шмЕль, мЁд, гудЕние, ячЕйка, шЕлЕст, мЕдвЕдь (потому что «МЁД ВЕДАЕТ») и т.д.
Прошу детей обратить внимание на выделенные буквы и запомнить некоторые из придуманных ими слов как ассоциации к грамотному написанию слова пчЕла. Это уже усложнённый вариант ассоциативных слов, как вы, наверное, догадались: названы не просто те существительные, что пришли в голову, а только те, где встречаются буквы Е/Ё!
А вот слово «Россия», которое представлено с помощью карты.
- На какие орфограммы-буквы надо обратить внимание? (О, СС). Именно учитывая это, надо назвать ассоциации (запомнив, кстати, и правописание своих слов!): РОдина, нарОд, дЕржава, роССиянин и др.

А разве не вызовут интереса подобные задания, которые относятся к метапредметным и формируют в том числе логическое мышление?!
- Вычеркните лишнее слово и объясните ваше решение: селёдка, КИТ, акула, барракуда, треска (КИТ – млекопитающее, остальные – рыбы).
- Подчеркните слово, которое не является маркой автомобиля: голав, углииж, чивсмок, АНРУСЛ (Руслан - имя мальчика), кайач.
Вот ещё один вопрос, который также требует умения логически мыслить, догадываться, кроме этого формирует метапредметные знания:
- Вставьте слово, которому предшествуют буквы, записанные слева:
С+
ПРИ+
ИС+
РОС+
КА+
ОТ+
ЛИС+
ПЛА+
(это слово – ТОК)
Вот пример деловой игры «Юный корректор», которую можно (и нужно!) проводить в любом классе. Работа строится индивидуально.
Цель игры: развитие орфографической и пунктуационной зоркости, совершенствование навыков правописания, формирование норм правильной литературной речи.
Ученикам предлагаются деформированные тексты (с ошибками разного рода), орфографические и толковые словари, ручки с пастой другого цвета. Одно из заданий, например, может формулироваться следующим образом:
- Выпишите слова с орфограммами, обозначьте их, укажите вид, подсчитайте, сколько в этом тексте орфограмм.
Разнообразию словесных игр можно только удивляться, но есть общеизвестные литературные игры, о которых также не следует забывать: буриме и синквейны (сочинение стихотворений), суды над героями книг и брейн-ринги, ролевые игры и написание сценариев к сюжетным играм… Это далеко не полный перечень.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
В заключение хочется отметить следующее: любая технология, которую использует учитель, обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я стараюсь чаще использовать в педагогическом процессе, особенно на уроках русского языка!