Конспект урока чтения 4 класс Программа «Начальная школа 21 век» по теме: Слушание и работа с детскими книгами. «А.П.Платонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья» (4 класс)

Конспект урока чтения 4 класс
 Программа «Начальная школа 21 век»
 по теме: Слушание и работа с детскими книгами.
«А.П.Платонов «Любовь к родине, или Путешествие воробья»


Цели урока.
Ознакомление с содержанием сказки А. Платонова "Любовь к Родине или путешествие воробья” и музыкой великих композиторов.
Развитие навыков аналитического мышления.
Формирование духовной культуры ребенка, его эстетического вкуса.
Воспитание эмоциональной сферы учащихся, повышения интереса к литературе и музыке.
Прививать чувство сострадания, понимания, любви к Родине, милосердия, любви ко всякому живому, способность дарить добро, отдавать.
Обучение умению слышать и слушать музыку.

Ход урока.

1. Актуализация деятельности учащихся.
Просмотр видеоклипа »Все это Россия»
2.Проверка домашнего задания.
Назовите поэтов,которые писали стихи о
Родине?(Н.М.Рубцов,И.А.Бунин,А.А.Блок,К.Д.Бальмонт)

3.Выборочное чтение. Я зачитаю отрывки, а вы назовете автора и название произведения.

Опять ,как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи

Есть слово – и оно едино.
Россия. Этот звук-свирель.

Гаснет вечер, даль синеет,
Солнышко садится.

Прощай, моя родина! Север, прощай,-
Отечество славы и доблести край.

Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.

Школа моя деревянная!
Время придет уезжать-
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.

Ответы на вопросы.
Какое из этих стихотворений вам особенно понравилось?
Прочитайте его наизусть.
Конкурс чтецов.
Какие строки говорят о любви поэта к родине?
Работа над новой темой урока.
Вступительное слово учителя о писателе А. П. Платонове и его произведениях.
4. Чтение учителем сказки по частям и разбор текста по вопросам.
Откроем первую страницу сказочного происшествия «Любовь к Родине, или Путешествие воробья».
5. Работа в группах.
а) Первая группа. Пересказать эпизод «Скрипач и воробей», ответить на вопросы:
Зачем скрипач ходил играть на скрипке к памятнику А. С. Пушкина?
Что хотел выразить музыкант, играя на скрипке?
Почему музыкант не берёт денег за своё искусство?
Почему он играет именно у памятника Пушкину?
Почему скрипач так сильно полюбил воробья и каждый день носил для него хлеб?
Понимал ли воробей музыку?
Что больше привлекало воробья музыка или крошки хлеба?
Выводы. Что входит в понятие жизнь? Каковы первые её слагаемые? (Милосердие, любовь ко всему земному.)
б) Вторая группа. «Воробей в райской стране».
 Почему воробью стало печально на новой земле, почему он хочет улететь домой? Чего ему не хватает?
 Кого он выбирает себе в друзья? Почему? Где находит пристанище?
 Что мучает воробья? О чём он мечтает в райской стране?
в) Третья группа. «Музыкант и черепаха».
 Почему музыкант купил черепаху? Что даст музыканту присутствие черепахи в его доме?
 Понимала ли черепаха настроение музыканта и его игру?
 Что для Платонова ценно в человеке и во всяком живом существе?
Выводы. Способность и готовность любить.
г) Четвёртая группа. «Воробей и ураган».
 Как чувствует себя воробей в урагане?
 Как он добывает себе корм? Трудно ли он ему достаётся?
 Устраивает ли его жизнь в урагане?
 Почему воробей, когда летел в урагане, забыл, как за ним ухаживал пенсионер?
 О чём он только жалеет, чего ему не хватает в урагане?
Выводы. Есть ли новые компоненты в “формуле жизни”?
д) Пятая группа. Новая встреча воробья и скрипача.
 Почему сказочное происшествие вопреки сказочной традиции заканчивается трагически?
 Почему воробей умирает? Любил ли музыкант воробья, а воробей музыканта?
 Почему после смерти воробья в музыке недоставало полного утешения?
6. Аналитические выводы.
 О чём же этот рассказ? О чём важном, сокровенном хотел поведать читателям автор? Почему рассказ назван «Любовь к Родине, или Путешествие воробья»?
 Что включает в себя “формула жизни” Андрея Платонова? (Любовь к Родине, милосердие, любовь ко всякому живому, способность дарить добро, отдавать, бескорыстная любовь.)
 Случайна ли смерть воробья?
Нет, смерть воробья отнюдь не случайна. Воробей из тех, кто привык явно брать от жизни необходимое. Итак, воробей лишён животворящих начал, которыми, по Платонову, являются труд, способность и готовность любить, отдавать. Именно, благодаря им, чудо жизни оказывается возможным.
7. Беседа.
 Какова писательская цель у Платонова? Чему учат его притчи? (Открывать людям истинный смысл и правду жизни, показывать, какая это радость понять мир и помочь ему стать лучше.)
 Что в этих произведениях от рассказа и что от сказки?
8. Работа в тетрадях.
9. Итог урока. Рефлексия.
 Какие составные “формулы жизни” А.Платонова особенно важны сегодня?
МИЛОСЕРДИЕ
Подберите синоним к тому слову: сожаление, участие, жалость, соболезнование, сострадание.
СОСТРАДАНИЕ жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого (словарь русского языка Ожегова)
10. Домашнее задание:Краткий пересказ произведения.
Посмотрим, какие составные вывели вы в “формуле жизни” А.Платонова (смотри схему).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]