Программа творческого объединения «Юный биолог»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАУМОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
АРЗАМАССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Утверждаю:
Директор МОУ Наумовская ООШ
______________/ Т.И.Догина
Программа объединения
«Юный биолог».
( 4 года, с 6 лет 6 месяцев )
с. Наумовка2013 год
Программа творческого объединения
"Юный биолог" для младших школьников
Пояснительная записка
В условиях современной экологической ситуации особенно остро стоит вопрос воспитания экологической культуры детей в образовательных учреждениях. Мир природы удивляет и восхищает многообразием и красотой форм, красок, запахов, доставляет людям радость и является источником творческого вдохновения.
Актуальность использования природы как ведущего педагогического средства объясняется и экологическими проблемами. В современном мире проблемы окружающей среды приобретают поистине глобальный характер. Они затрагивают основы человеческого общества и во многом определяют возможности его выживания. На первый взгляд может показаться, что экологические проблемы в основном имеют отношение к городам. Однако на практике наблюдается изменение характера почв, низкое плодородие, нередки случаи нарушения норм внесения минеральных удобрений и так далее. Поэтому сохранение среды приобретает первостепенное значение.
Детям, живущим в сельской местности, эти проблемы близки и понятны. Чем больше людей будут рассматривать природу как объект своей заботы, тем эффективнее окажутся усилия общества по ее охране.
В настоящее время, активно осуществляемая экологическая работа позволяет формировать у детей установку на диалоговое отношение к природе. Приоритетное направление школы - эколого-валеологическое образование и воспитание, состоит в развитии экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе, стремление сохранить и украсить мир природы, осознать себя его частицей.
Данная программа намечает основные направления, тематику и ориентиры поиска решения экологических проблем города, создает оптимальные условия для творческого развития учащихся, их гражданского становления, удовлетворения их социальных запросов.
Программа творческого объединения "Юный биолог" рассчитана на четырехлетний курс обучения для детей с 6 лет 6 месяцев. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 30 минут 1 год и 45 минут в остальные годы, группа из 6 человек.
В процессе занятий учащимся предоставляется возможность получить и развить навыки самореализации и самоуправления.
Программа носит образовательно-развивающую направленность, охватывает теоретические и практические блоки содержания, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Программа рассчитана на учащихся младшего школьного возраста (1-4 классы) и направлена на воспитание экологической культуры и нравственной позиции учащихся в отношении природной среды; развитие творческих способностей, воображения, фантазии, эмоциональной отзывчивости.
"Юный биолог" - программа творческого объединения, которая способствует развитию креативности, нестандартного пространственного мышления, вкуса, умения логически мыслить, создавать нечто новое, расширять кругозор. Для получения более полного представления о природном богатстве края программой запланированы экскурсии, встречи с работниками Пустынского заказника, с представителями лесопарковых хозяйств.
Особенностью программы является комплексный подход, неразрывная связь теории и практики, что, несомненно, повлияет на круг интересов младших школьников.
Цель программы - экологическое образование детей посредством раскрытия творческих возможностей школьников; пробуждение осознанного понимания доброго, красивого, нравственного.
Задачи программы:
активизация познавательной деятельности младших школьников;
расширение экологических представлений младших школьников;
углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников "первичный срез" экологии как науки;
более полная реализация воспитательного и развивающего потенциала природоведческих знаний. Обеспечение более надежных основ экологической ответственности младших школьников;
развитие коммуникативных способностей (в опыте коллективной и групповой работы);
формирование творческого отношения к явлениям, происходящим в окружающем нас мире;
организация творческой деятельности в формировании экологической культуры;
воспитание доброжелательного отношения к окружающей среде и друг к другу, т.е. воспитание экологически грамотной личности;
обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды, развитие навыков практической и исследовательской деятельности;
учить пользоваться справочниками, энциклопедиями, самостоятельно добывать знания по определенной теме, организовывать поисковые экспедиции, отряды;
передавать свои накопленные знания младшим школьникам, выступать с докладами, рефератами перед младшими школьниками, обучать их разгадыванию кроссвордов.
Наряду с этим решаются задачи общего психического развития (развитие творческого мышления, памяти, воображения, коммуникативных способностей), а также нравственного и общекультурного воспитания детей.
Материал творческого объединения предусматривает знакомство воспитанников с определенным кругом знаний о растительном и животном мире, которые постепенно расширяются и углубляются. Учащиеся знакомятся с домашними животными и культурными растениями, их разнообразием, условиями содержания и выращивания, значением для человека, некоторыми сельскохозяйственными профессиями. Проводятся практические работы по уходу за животными, размножению комнатных растений и уходу за ними, экскурсии.
Творческое объединение нацелено на овладение навыками исследования сезонных изменений в природе, знаниями об особенностях живой природы родного края, законов об охране природы, Красной книги. В процессе деятельности "Юный биолог" младшие школьники учатся находить взаимосвязи в природе. Дети знакомятся с полезными ископаемыми, почвами, водоемами, лесами, лугами, зелеными насаждениями, особо охраняемыми растениями и животными. Почти в каждой теме уделяется внимание вопросам охраны природы. Расширяются представления об экологическом равновесии объектов природы и гибельных последствиях нарушения природных связей.
Предусмотрены практические работы по сбору лекарственных растений, подкормке птиц, посадке деревьев.
Прогнозируемые результаты.
понимание современных проблем окружающей среды;
овладение основами классификации растительного и животного мира края;
умение анализировать состояние окружающей среды на основе взаимосвязей в природе;
овладение основами навыками по уходу за растениями и животными;
расширение первоначальных экологических представлений, понятий.
Содержание.
1 и 2 год обучения.
Творческое объединение "Юный биолог" 70 часов.
(1,2 класс учащихся школы I ступени)
Учебно – тематический план работы
творческого объединения «Юный биолог»

п/п Наименование разделов и их содержание Количество часов!
1 класс2 классФорма проведения1 Введение. Круг экологических проблем. Разнообразие природы родного края. 6 6 Знакомство с группой.
Задачи курса "Юный биолог".
Беседы о наиболее актуальных проблемах окружающей среды.
Инструктаж по ТБ. 1 1 Беседа, экскурсияГотовим выставку «Осенний калейдоскоп»
Сбор природного материала. 2 2 Практическая работаКонструирование из природного материала. 2 2 Практическая работаПодготовка и оформление выставки
« Осенний калейдоскоп». 1 1 Практическая работа2. Какие бывают животные. Животные родного края. 5 5 Знакомство с домашними животными. Условия содержания домашних животных.
Проведение викторины "Знаю каждого соседа".
Знакомство с животными заказника. Охрана животных.
Экскурсия в осенний парк. Проведение фотоконкурса и выставки.
Мастер-класс "Заповедные друзья". 1
1
1
1
1 1
1
1
1
1 Лекция, беседа
Конкурс
Практическая работа
Экскурсия
Конкурс рисунков
3. Животные в твоем доме. Домашние животные летом и осенью, зимой и весной. 9 9 Беседа,практич. раб.
Обитатели живого уголка. Условия содержания животных.
Уход за домашними животными.
Проведение литературного конкурса "Мой самый любимый на свете, домашний питомец родной"
Знакомство с представителями домашних животных летнего и осеннего периодов. Проведение экскурсий на частных фермах.
Составление карты села.
Конкурс "Летом, осенью одни, все животные мои".
Знакомство с представителями домашних животных зимнего и весеннего периодов. Проведение экскурсий на частных фермах.
Составление карты села.
Конкурс "Турнир домашних животных". 1
1
1
1
1
1
1
1
1 1
1
1
1
1
1
1
1
1 Беседа, опыты
Практическая работа
Конкурс
Экскурсия
Практическая работа
Конкурс
Экскурсия
Практическая работа
Конкурс
4. Птицы Нижегородской области. 5 5 Знакомство с птицами Нижегородской области. 1 1 Беседа, практическая работаНеделя наблюдений за птицами. Перелетные птицы края.
Экскурсия в лесопарк. Охрана птиц.
Проведение Дня птиц. Викторина "Русских птиц волшебных стаи".
Конкурс поделок "Моя синичка в надежных руках". 2
1
1
1 2
1
1
1 Беседа, практическая работа
Конкурс
Практическая работа
5. Растения в твоем доме. 5 5 Практическая работаРазнообразие комнатных растений. Требования комнатных растений к условиям жизни.
Знакомство с правилами ухода. Проведение практических работ.
Экскурсия в частный сад. 1
1
1
1
1 1
1
1
1
1 Беседа
Беседа, опыты
Беседа, опыты
Практич.работаЭкскурсия
6. Зеленые насаждения Арзамасского края. 8 8 Декоративные травянистые растения.
Распознавание древесных пород по коре и древесине
Правила посадки деревьев и кустарников, посадка деревьев и кустарников
Способы разбивки клумб, разбивка клумб 2
2
2
2 2
2
2
2 Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа7. Природа живая и неживая. 11 11 Знакомство с неживой природой осени, зимы, весны.
Грибы и их роль в лесу.
Мхи и лишайники, влияние на лишайники загрязненности воздуха.
Пауки и их роль в снижении численности комаров и мух.
Насекомые, приносящие ущерб человеку.
Значение снегового покрова для растений и животных.
Деревья лиственные и хвойные, их отличительные признаки зимой.
Роль муравьев в снижении численности насекомых, опасных для леса.
Особо охраняемые насекомые края. 2
1
1
1
1
2
1
1
1 2
1
1
1
1
2
1
1
1 Лекция, беседа
Лекция, беседа
Лекция, беседа
Лекция, беседа Лекция, беседа
Лекция, беседа
Проведение экскурсии.
Лекция, беседа
Практические работы.
8. Разнообразие природы родного края. 9 9 Знакомство с природой Нижегородского края.
Минералы и горные породы, почва края.
Реки, озера, пруды, болота края, их значение.
Леса Арзамасского края. Основные древесные породы.
Животные леса.
Деревья и кустарники в зеленых насаждениях.
Виды особо охраняемых растений и животных края.
Лесные ремесла. 2
1
1
1
1
1
1
1 2
1
1
1
1
1
1
1 Практическая работа
Практическая работа
Беседа
Беседа
Конкурс рисунков
Экскурсии.
Викторина
Практич. работа.
9. Особо охраняемые территории Нижегородской области. Арзамасский район. 5 5 Заповедники и парки Нижегородской области.
Керженский заповедник. Пустынский заказник.
Рекреационные объекты заповедника и заказника.
Эколого-просветительская деятельность школьников.
Экскурсии на особо охраняемые территории. 1
1
1
1
1 1
1
1
1
1 Беседа, презентация
Беседа, презентация
Беседа
Беседа
Экскурсия
10. Метеорология. 7 7 Метеорология как наука. Предсказания погоды по местным признакам.
Простейшие метеорологические приборы: флюгер, барометр, гномон, осадкомер.
Практические работы:
предсказания погоды по облакам,
ветру,
растениям,
по поведению животных;
определение погоды по метеорологическим приборам. 1
1
1
1
1
1
1 1
1
1
1
1
1
1 Беседа, выступления ребят
Практическая работа.
Всего: 70 70 3,4 год обучения.
Творческое объединение "Юный биолог" 70 часов. (3,4 классы учащихся школы I ступени)

п/п Наименование разделов и их содержание Количество часов!
3 класс4 классФорма проведения1 Введение. Разведка экологических бед.
6 6 Задачи курса "Юный биолог".
Разведка экологических бед. 1 1 Беседа, экскурсияСоставление дневника экологических наблюдений. 1 1 Практическая работаСбор природного материала.
Конструирование из природного материала. 2 2 Практическая работаСбор информации о состоянии окружающей среды в регионе. Подготовка и оформление выставки
« Осенний калейдоскоп». 2 2 Практическая работа2. Растения и животные Пустынского заказника. 5 5 Распознавание растений и животных природного окружения (Пустынский заказник).
Знакомство с животными, растениями нашего края.
Урок-КВН "Знаешь ли ты этих животных?".
Издание книжек - малышек о животных.
Знакомство с живыми существами, которым угрожает исчезновение. 1
1
1
1
1 1
1
1
1
1 Лекция, беседа
Практическая работа
Конкурс
Практическая работа
Урок - панорама.
3. Культурные и лекарственные растения Нижегородского края. 9 9 Разнообразие природы Нижегородской области.
Сбор лекарственных растений.
Организация работы "фито - бара".
Красная книга края.
Охрана лекарственных растений.
Культурные и лекарственные растения Пустынского заказника.
Викторина "Кладовая заказника".
Проведение литературного конкурса "Цветы России"
Проведение музыкального конкурса "Я пою о России" 1
1
1
1
1
1
1
1
1 1
1
1
1
1
1
1
1
1 Беседа
Практич. работа
Практич. работа
Заоч.экскурсияОформление стенда
Заоч.экскурсияКонкурс
Конкурс
Конкурс
4. Неживая и живая природа. 5 5 Роль неживой природы в жизни всего живого на Земле.
Выставка "Природа и человек".
Урок - путешествие. Жизнь в почве.
Особенности строения и образа жизни дождевых червей и крота.
Разнообразие живой природы (многообразие растений и животных). Энциклопедия "Все обо всем". 1
1
1
1
1
1 1
1
1
1
1
1 Беседа, практическая работа
Беседа, практическая работа
Беседа
Практические
работы
5. Природа как единое целое. 5 5
Влияние деятельности человека на природу. Охрана природы - всенародная задача.
Необходимые меры охраны природа Нижегородского края.
Участие юных натуралистов в охране растений и животных края.
Значение леса в природе и жизни человека.
Десять заповедей друзей леса. 1
1
1
1
1 1
1
1
1
1 Беседа

Беседа, опыты

Практич.работаБеседа
Выпуск книжки-памятки
6. Экологические путешествия. 8 8 Выбор маршрута путешествия.
Актуальность и возможность сценического воплощения. Репетиции.
Организация и проведение путешествия.
Дневник путешествия.
Значения растений и животных в жизни человека.
Взаимосвязь в природе.
Необходимость сохранения всего многообразия живого.
Знакомство с охраняемыми растениями и животными. 1
1
1
1
1
1
1
1 1
1
1
1
1
1
1
1 Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Лекция, беседа
Лекция, беседа
Лекция, беседа
7. Влияние окружающей среды на здоровье человека. 11 11 Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека.
Изготовление эмблем об охране здоровья.
Урок здоровья.
Викторина "НЕ болеть!".
Советы доктора Неболейки.
Лесной доктор.
Грибы и их роль в лесу.
Мхи и лишайники, влияние на лишайники загрязненности воздуха.
Насекомые, приносящие ущерб человеку. 2
2
1
1
1
1
1
1
1 2
2
1
1
1
1
1
1
1 Лекция, беседа
Лекция, беседа
Лекция, беседа
Лекция, беседа
Практические работы.
Лекция, беседа
Проведение экскурсии.
Лекция, беседа
Лекция, беседа
8. Экологические катастрофы и экологические прогнозы. 9 9 Экологические катастрофы.
Влияние моря на обитателей моря и побережья.
Представления о радиоактивном загрязнении среды.
Экологические прогнозы, их сущность, конкретные примеры, значение для предупреждения отрицательного воздействия человека на природу.
Экология вокруг нас
Проект «Моё село» 2
1
1
3
1
1 2
1
1
3
1
1 Лекция, беседа
Лекция, беседа
Лекция, беседа
Лекция, беседа
Практическая работа
Конкурс рисунков
Презентация
9. "Зеленые страницы" 12 12 Экологические знания как основа деятельности людей по охране природы.
Организация и выпуск газеты юных натуралистов "Зеленые страницы.
Эколого-просветительская деятельность школьников.
Подготовка поделок из природного материала.
Участие в экологических конкурсах и природоохранных акциях, конкурсах, викторинах, фестивалях:
Международный день эколога;
Международный день птиц;
Марш парков;
День Земли;
Международный день экологических знаний. 2
2
1
1
6 2
2
1
1
6 Практикум
Беседа, презентация
Беседа, презентация
Практическая работа
Беседа
Конкурсы, выступления ребят
Всего: 70 70 Методические рекомендации.
В основу реализации программы положен метод экскурсионно-практической деятельности, направленной на экологическое образование учащихся, формирование экологической культуры и организацию разнообразной творческой деятельности.
Для этого каждое занятие превращается в творческую мастерскую, где хороши такие формы работы, как конструирование, этюды-зарисовки, уроки-путешествия, беседы, пресс-конференции, ролевые игры, заседания "круглого" стола, экскурсии, рейды на природу и т.п..Занятия могут строиться по самым разным критериям в зависимости от выбранной педагогом совместно с детьми тематики и экологической проблемы, психического состояния и настроения учащихся.
Особое внимание при выборе формы проведения занятия уделяется пробуждению у детей интереса к окружающей природе, к проблемам её охраны, воспитанию чувств нравственных (любовь, жалость, сопереживание и т.д.) и эстетических (восхищение, удивление, любование).
В практику обучения включается использование наглядных пособий, дидактического материала, изготовленного самими учащимися на основе исследовательской и поисковой работы
Результатом творческой работы объединения "Юный биолог" становится создание экологической выставки поделок из природных материалов, организация и проведение конкурса, природоохранная деятельность.
В ходе подготовительной работы к проведению мероприятия экологической направленности важно соблюдать несколько основных правил:
не навязывать готового решения;
не перегружать детей информацией, сосредоточив внимание на главном;
подчёркивать важность инициативы и творческого подхода к решению экологических проблем;
предоставлять право самим определять форму проведения того или иного занятия.
Все перечисленные методы организации творческой работы в объединении "Юный биолог" способствуют воспитанию эмоциональной отзывчивости, развитию фантазии и воображения, пробуждению творческой активности, сопричастности к проблемам окружающей среды и, главное, поиску ярких индивидуальных решений этих проблем.
Основные направления в развитии творческих способностей учащихся.
Развитие творческих способностей в формировании образов "живой природы".
Развитие интереса и внимания к окружающему миру через близкие пониманию образы, воплощённые средствами практической деятельности.
Развитие навыков исследовательской деятельности.
Развитие коммуникативных способностей в опыте работы коллективной и индивидуальной деятельности в игровых занятиях.
Методы обучения и развития творческих способностей.
Групповой метод.
Индивидуальная работа.
Использование игровых форм.
Использование наглядных пособий.
Общение с "живой" природой.
Метод экскурсионной и практической деятельности.
Структура построения занятий.
Программа "Юный биолог" рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение учебного года, включая каникулярное время (всего 35 недель).
Список литературы.
Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1998 - 230 с.
Брыкина Н.Т. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу "Окружающий мир": практическое пособие/ Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина. - М.: ВАКО, 2004 - 350 с.
Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1999 - 120 с.
Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 2002 - 112 с.
Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1995 - 230 с.
Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. - М.: Просвещение, 2003 - 240 с.
Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. - Мн.: Издательство ООО "Красико-Принт", 2002 - 234 с.
Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника: методическое пособие. - М.: Просвещение, 2001 - 186 с.
Кузнецова М.А. Сказания о лекарственных растениях: практическое пособие / М.А. Кузнецова, А.С. Резникова. - М.: Высшая школа, 1992 - 243 с.
Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. - М.: Просвещение, 2005 - 146 с.
Плешаков А.А. Зеленые страницы: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1996 - 190 с.
Поплянова Е.М. А мы на уроке - играем: методическое пособие. - М.: Просвещение, 1994 - 227 с.
Рахманов А.И. Птицы - наши друзья: учеб. пособие. - М.: Росагропромиздат, 1989 - 286 с.
Танасийчук В. Г. Экология в картинках: практическое пособие. - М.: Детская литература, 1989 - 240 с.
Экологическое исследование: сборник программ кружков, факультативных курсов, практикумов по экологии / под ред. А.В. Мариной. - Арзамас: Ирис, 2000. - 113 с.