Рабочая программа творческого объединения «Умелые руки»






Программа творческого объединения «Станем волшебниками»
для внеурочных занятий с учащимися
1 классов.

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью данного курса является гармоничное развитие учащихся средствами художественного творчества.

Задачи курса:

· развить творческий потенциал детей средствами художественного труда;

· формировать прикладные умения и навыки;

· воспитывать интерес к активному познанию истории материальной культуры своего и других народов, уважительное отношение к труду.
Методологической основой курса является системно -деятельностный подход в начальном обучении. Занятия по данному курсу познакомят детей с огромным миром прикладного творчества, помогут освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями.
Кроме решения задач художественного воспитания, данная программа развивает интеллектуально-творческий потенциал учащихся, предоставляя каждому ребенку широкие возможности для самореализации и самовыражения, познания и раскрытия собственных способностей, проявления инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Основное внимание при изучении курса уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

· патриотизма - через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;

· трудолюбия - привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.;

· творческого отношения к учению, труду, жизни;

· формирования представлений об эстетических ценностях (восприятие красоты природы, знакомство с художественными ценностями материального мира, эстетической выразительностью предметов рукотворного мира, эстетикой труда и трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);

· бережного отношения к природе, окружающей среде (в процессе работы с природным материалом, создания из различного материала образов картин природы, животных и др.);

· ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с вышеназванными, творческое объединение «Станем волшебниками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей для формирования целостной картины мира и развития универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие метапредметных умений.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и совершенствование определенных технологических навыков. Программа позволяет ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение того или иного материала в окружающей жизни.
Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам позволяет обнаружить многообразные тесные взаимосвязи между изучаемыми явлениями, повышает качество освоения программного материала, мотивированность учащихся. Программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира), литературное чтение и русский язык (внимательное отношение к слову, точность формулировок, понимание значения и назначения инструкций, алгоритмов и т.п.). Программа содержит развивающие задания поискового и творческого характера, стимулируя развитие исследовательских навыков и обеспечивая индивидуализацию. Кроме того, ученик всегда имеет возможность выбрать задание, учитывая степень его сложности, заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Формирование информационной грамотности происходит на основе использования информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. В программу включены задания, направленные на активный поиск новой информации - в книгах, словарях, справочниках. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности осуществляется за счет приобретения опыта коллективного взаимодействия (работа в парах, в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники), формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Социализирующую функцию курса обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребенка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации.
Повышению мотивации способствует создание положительного эмоционального фона, стимулирующего состояние вдохновения, желание творить, при котором легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, созданные в этот момент детьми, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Поддержанию интереса способствует то, что учебные пособия содержат разного рода информацию, расширяющую представления об изображаемых объектах, позволяющую анализировать и определять целевое назначение поделки.
На первом этапе ребенок наблюдает, анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приемы и методы, учиться применять их на других материалах.
Следует помнить, что задача каждого занятия - освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Также программа «Станем волшебниками» дополнена заданиями информационно-практического характера, связанными с работой на компьютере в ограниченном интернет-пространстве. Детям предлагаются разные виды работы - от поиска информации до ведения собственной интернет-странички на сайте Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru), посвященном предметной области «Технология».
Содержание программы рассчитано на 34 часа в каждом учебном году (1-4 классы).















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 КЛАССА (34 часа)
№ темы п/п
Кол-во часов
Название темы/раздела
Материалы

Раздел 1. Аппликация и моделирование - 11 часов

1
2
Аппликация из природных материалов на картоне
Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка

2
2
Аппликация из геометрических фигур
Цветная, журнальная, тетрадная бумага, картон

3
1
Аппликация из пуговиц
Пуговицы, картон

4
1
Мозаика из бисера и пайеток
Картон, бисер, блестки, бусины, пайетки

5
1
Аппликация из круглых салфеток
Салфетки для торта, картон

6
1
Динамическая открытка с аппликацией
Картон, цветная бумага

7
1
Моделирование из бумаги и проволоки
Белая бумага, гофрированная бумага, проволока

8
2
Выпуклая аппликация. Коллективная работа
Калька, гофрированная бумага, цветная бумага



Раздел 2. Работа с пластическими материалами (по книгам серии «Любимый образ») - 6 часов

1
1
Отпечатки на пластилине
Пластилин, картон

2
1
Рисование пластилином
Пластилин, картон

3
1
Обратная мозаика на прозрачной основе
Пластилин, прозрачные крышки

4
1
Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе
Скорлупа фисташек, пластилин, веточки

5
1
Разрезание смешанного пластилина проволокой
Пластилин, тонкая проволока

6
1
Лепка из теста
Соленое тесто

Раздел 3 Оригами и аппликация из деталей оригами - 10 часов

1
1
Складывание из прямоугольника
Цветная бумага

2
1
Складывание из квадрата динамических игрушек
Цветная бумага

3
1
Складывание гармошкой
Цветная бумага

4
1
Аппликация из одинаковых деталей оригами
Цветная бумага

5
1
Оригами из фантиков и чайных пакетиков
Бросовый материал

6
1
Композиция из выпуклых деталей оригами
Цветная и белая бумага

7
1
Сказочные образы в технике оригами
Цветная бумага

8
1
Оригами из кругов
Цветная бумага

9
1
Архитектурные сооружения в технике оригами
Цветная бумага

10
1
Коллективные композиции в технике оригами
Цветная бумага

Раздел 4 Модульное оригами - 7 часов

1
1
Треугольный модуль оригами
Бумага цветная

2
1
Соединение модулей на плоскости
Бумага цветная и журнальная

3
1
Замыкание модулей в кольцо
Бумага белая

4
1
Объемные фигуры на основе формы «чаша»
Бумага цветная

5
1
Объемные игрушки
Бумага цветная

6
1
Дополнительные материалы на выбор с сайта Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru)
Различная бумага






















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия. У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия. Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
т развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

· расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

· познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

· познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

· использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

· познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

· создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

· совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

· оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

· достичь оптимального для каждого уровня развития;

· сформировать систему универсальных учебных действий;

· сформировать навыки работы с информацией.


ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Учебные пособия:
Проснякова Т.Н. Школа волшебников: рабочая тетрадь по технологии для 1 класса. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература, 2011. - 64 с.
Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». - Самара : Издательский дом «Федоров», 2006. - 48 с.
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. -М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2011. - 104 с. - (Золотая библиотека увлечений).
Интернет-сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru
Специфическое сопровождение (оборудование):
- проекционная техника;
- компьютеры.















Календарно – тематическое планирование

№ темы
п/п
Кол-во часов
Название темы
Дата план
Дата факт

1
1
Аппликация из различных природных материалов



2
1
Аппликация из листьев и цветов



3
1
Аппликация из геометрических фигур. Бабочки из кругов



4
1
Аппликация из геометрических фигур (части круга и прямоугольники



5
1
Аппликация из пуговиц



6
1
Мозаика из блесток и бисера



7
1
Аппликация из круглых салфеток



8
1
Динамическая открытка с аппликацией



9
1
Моделирование цветов из бумаги и проволоки



10

Выпуклая аппликация из кальки и цветной бумаги. Коллективная работа



11

Выпуклая аппликация из кальки и цветной бумаги. Коллективная работа





Работа с пластическими материалами 6 часов



12
1
Отпечатки на пластилине. Вспомним лето.



13
1
Рисование пластилином



14
1
Обратная пластилиновая мозаика. Фрукты



15
1
Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе. Фисташковое дерево



16
1
Разрезание смешанного пластилина



17
1
Лепка из соленого теста





Оригами и аппликация из деталей оригами 10 часов



18
1
Складывание из прямоугольника



19
1
Складывание из квадрата динамических игрушек



20
1
Складывание гармошкой



21
1
Аппликация из одинаковых деталей оригами



22
1
Орнаменты из фантиков и чайных пакетиков



23
1
Композиция из выпуклых деталей оригами. Новогодняя веточка



24
1
Сказочные образы в технике оригами. Дед Мороз



25
1
Оригами из кругов



26
1
Архитектурные сооружения. Домики и деревья в технике оригами




27
1
Моя улица. Панно из деталей оригами. Коллективная работа
Модульное оригами 7 часов



28
1
Треугольный модуль оригами



29
1
Замыкание модулей в кольцо. Снежинки



30 -31
2
Модульное оригами. Объемные игрушки. Клубника



32
1
Модульное оригами. Объемные игрушки. Птенчики



33
1
Поделки по выбору



















СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 2 КЛАССА (68 часов)
№ темы п/п
Кол-во часов
Название темы/раздела
Материалы

Раздел 1 Аппликация и моделирование (по книгам серии «Любимый образ») - 24 часа

1
2
Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги
Журнальная бумага, картон

2
1
Аппликация из птичьих перьев
Перья, картон

3
1
Аппликация из кружев
Кружева, картон

4
1
Аппликация из ткани
Накрахмаленная ткань, картон

5
2
Аппликация из деталей оригами
Бумага, картон

6
2
Мозаика из ватных комочков
Вата, бумага, картон

№ темы п/п
Кол-во часов
Название темы/раздела
Материалы

7
2
Прорезная аппликация
Картон, различные материалы

8
2
Гофрированные цепочки
Гофрированная бумага, картон

9
1
Складывание гармошкой
Журнальная бумага

10
2
Выпуклая мозаика из плотной бумаги
Цветная бумага, картон

11
2
Моделирование из картона. Рамочка
Картон, цветная бумага

12
2
Моделирование объемного изделия из гофрокартона
Гофрированный картон

13
1
Моделирование из гофрированной бумаги
Гофрированная бумага

14
2
Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки
Гофрированная бумага, цветная бумага, проволока

15
1
Многослойное торцевание на плоскости
Гофрированная бумага, картон



Раздел 2. Работа с пластическими материалами (по книгам серии «Любимый образ») - 10 часов

1
2
Раскатывание и обрубовка пластилина
Пластилин

2
2
Выпуклая аппликация из пластилина
Пластилин

3
2
Торцевание на пластилине
Пластилин, гофрированная бумага

4
2
Разрезание слоеного пластилина
Пластилин, проволока

5
2
Лепка из теста
Соленое тесто

Раздел 3. Секреты бумажного творчества (по рабочей тетради «Волшебные секреты») - 18 часов

1
2
Обрывная аппликация
Бумага различная

2
1
Скручивание в жгут. Аппликации
Бумага гофрированная

3
2
Скатывание в комок. Мозаика
Бумага гофрированная и цветная

4
1
Гофрированный конструктор
Бумага цветная

№ темы п/п
Кол-во часов
Название темы/раздела
Материалы

5
1
Моделирование из полос
Бумага цветная

6
2
Плетение из бумаги. Аппликация
Бумага цветная

7
1
Мозаика из объемных деталей оригами. Коллективная работа
Бумага белая и цветная

8
2
Мозаика из плоских деталей оригами
Фантики, цветная бумага

9
2
Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости
Картон, цветная бумага

10
1
Объемная композиция из деталей оригами. Коллективная работа
Бумага различная

11
1
Оригами из кругов
Бумага различная

12
2
Соединение различных техник в одной работе
Бумага цветная

Раздел 4. Модульное оригами (по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») - 16 часов

1
2
Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу
Бумага белая, цветная, журнальная

2
2
Объемные цветы из модуля «Трилистник»
Бумага белая, цветная, гофрированная

3
3
Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «чаша»
Бумага цветная

4
2
Игрушки объемной формы
Бумага цветная

5
2
Художественные образы объемной формы
Бумага белая и цветная

6
3
Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа
Бумага цветная

7
2
Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru)
Бумага различная

Возможен вариант программы на 34 часа. В этом случае можно взять 1 и 2 разделы либо 3 и 4 разделы.
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ (68 часов)
№ темы п/п
Кол-во часов
Название темы
Используемое пособие

1
1
Аппликация с элементами оригами «Вспомним лето»
Цветы (с. 4-7)

2
2
Мозаика из обрывных кусочков бумаги
Бабочки (с. 10-11)

3
2
Обрывная аппликация
Волшебные секреты (с. 6-9)

4
1
Аппликация из птичьих перьев
Бабочки (с. 9)

5
2
Многослойное торцевание. Садовые цветы
Цветы (с. 24-25)

6
2
Торцевание на пластилине. Времена года
Деревья (с. 26-27)

7
1
Скручивание в жгут. Аппликация из гофрированной бумаги
Волшебные секреты (с. 10-15)

8
2
Модуль «Трилистник». Плоскостные композиции из этого модуля по своему замыслу (листья, животные, цветы)
Забавные фигурки (с. 18-19)

9
2
Мозаика из комочков гофрированной бумаги
Волшебные секреты (с. 16-17)

10
1
Складывание гармошкой. Объемные игрушки
Бабочки (с. 20)

И
1
Гофрированный конструктор
Волшебные секреты (с. 18-21)

12
3
Треугольный модуль оригами. Сказочные образы на основе формы «чаша». Жар-птица
Забавные фигурки (с. 38-40)

13
2
Разрезание слоеного пластилина
Бабочки (с. 32)

14
1
Аппликация из кружев
Бабочки (с. 37)

15
1
Аппликация из ткани
Бабочки (с. 43)

16
1
Моделирование из полос
Волшебные секреты (с. 22-25)

17
2
Мозаика из ватных комочков
Собачки (с. 18-19)

18
2
Плетение из бумаги
Волшебные секреты (с. 26-31)

№ темы
п/п
Кол-во часов
Название темы
Используемое пособие

19
2
Модульное оригами. Елочные игрушки
Забавные фигурки (с. 50-52)

20
1
Мозаика из объемных деталей оригами. Коллективная работа
Волшебные секреты (с. 34-35)

21
2
Модульное оригами. Художественные образы объемной формы. Дед Мороз
Забавные фигурки (с. 77-78)

22
3
Сборка изделия из модулей на каркасе. Коллективная работа. Новогодняя елочка
Забавные фигурки (с. 73-76)

23
2
Лепка из соленого теста
Собачки (с. 28-31)

24
1
Портреты кошек из деталей оригами
Кошки (с. 22-25)

25
2
Прорезная аппликация с использованием различных материалов
Кошки (с. 28-29)

26
2
Выпуклая аппликация из пластилина
Кошки (с. 39)

27
2
Мозаика из плоских деталей оригами
Волшебные секреты (с. 36-37)

28
2
Моделирование из картона. Рамочка для фотографии
Собачки (с. 42)

29
2
Моделирование объемных форм из гофрокартона
Кошки (с. 15)

30
2
Сюжетная композиция из деталей оригами на плоскости
Волшебные секреты (с. 38-41)

31
2
Гофрированные цепочки
Цветы (с. 18-19)

32
1
Объемная композиция из деталей оригами. Коллективная работа
Волшебные секреты (с. 42-43)

33
3
Объемное изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля оригами. Подснежники в вазе
Забавные фигурки (с. 52-55)

34
1
Моделирование из гофрированной бумаги
Цветы (с. 20-21)

35
2
Моделирование из гофрированной бумаги и проволоки
Цветы (с. 22-23)

№ темы
п/п
Кол-во часов
Название темы
Используемое пособие

36
2
Выпуклая мозаика из плотной бумаги
Цветы (с. 38)

37
1
Оригами из кругов
Волшебные секреты (с. 44-47)

38
2
Раскатывание и обрубовка пластилина
Цветы (с. 44-45)

39
1
Соединение различных техник в одной работе
Волшебные секреты (с. 48-49)

40
1
Дополнительные материалы по выбору
Сайт Страна Мастеров (http:// stranamasterov.ru)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3 КЛАССА (68 часов)
№ темы п/п
Кол-во часов
Название темы/раздела
Материалы

Раздел 1 Работа с бумагой и картоном, (по книгам серии «Любимый образ») - 20 часов

1
1
Объемные изделия в технике оригами
Цветная бумага

2
1
Симметричное вырезание
Цветная и белая бумага

3
1
Игрушки из картона с подвижными деталями
Картон, проволока

4
1
Рисование ватой по бархатной бумаге
Бархатная бумага, вата

5
1
Моделирование из конусов
Цветная бумага

6
1
Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе
Гофрированная бумага, проволока

7
1
Надрезание бахромой, скручивание в жгут
Гофрированная бумага

8
2
Объемное конструирование из деталей оригами
Цветная бумага

9
5
Моделирование из бумажных салфеток
Цветная бумага, салфетки

№ темы п/п
Кол-во часов
Название темы/раздела
Материалы

10
2
Простое торцевание на бумажной основе
Гофрированная бумага, картон

11
2
Многослойное торцевание
Гофрированная бумага, цветная бумага, картон

12
1
Моделирование из фольги
Фольга, проволока

13
1
Объемные украшения для костюма из бумаги
Гофрированная бумага, цветная бумага

Раздел 2. Текстильные материалы (по книгам серии «Любимый образ») - 23 часа

1
1
Аппликация из резаных нитей
Шерсть, картон

2
2
Нитяная бахрома
Шерсть, тесьма

3
3
Моделирование из помпонов
Шерсть, картон, проволока

4
3
Изонить
Картон, мулине

5
3
Аппликация из нитяных валиков
Шерсть, картон

6
1
Приклеивание ниток по спирали
Шерсть, картон

7
1
Аппликация из распущенного трикотажа
Трикотаж, картон

8
1
Вышивание по ткани
Ткань, мулине

9
1
Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу
Ткань, бумага, тесьма

10
1
Аппликация из жатой ткани
Ткань, бумага, картон

11
1
Аппликация из ткани и ниток
Ткань, шерсть, картон

12
5
Шитье по выкройкам
Ткань, шерсть, тесьма

Раздел 3 Пластические материалы (по книгам серии «Любимый образ») - 8 часов

1
1
Раскатывание пластилина, получение плоских изображений
Пластилин, картон

2
2
Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей
Пластилин, картон

№ темы п/п
Кол-во часов
Название темы/раздела
Материалы

3
1
Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе
Пластилин, прозрачные крышки

4
2
Пластилиновые нити, продавленные сквозь сито
Пластилин, металлическое сито, картон

5
1
Разрезание пластилина, аппликация
Пластилин, картон

6
1
Лепка из теста на каркасе
Соленое тесто, фольга

Раздел 4. Модульное оригами (по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») - 17 часов

1
3
Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля
Цветная, белая, упаковочная бумага

2
2
Соединение в изделии модуля «Супершар» и треугольного
модуля
Цветная и белая бумага

3
2
Изделие с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля
Цветная, гофрированная бумага

4
2
Объемные изделия из треугольных модулей
Цветная бумага

5
6
Художественные образы из треугольных модулей
Цветная и белая бумага

6
2
Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru)
Различные виды бумаги

Возможен вариант программы на 51 час (в одном полугодии - 1 час в неделю, в другом - 2 часа в неделю). Можно взять разделы 1, 2 и 3.
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ (68 часов)
№ темы п/п
Кол-во часов
Название темы
Используемое пособие

1
1
Объемные изделия в технике оригами
Бабочки (с. 30-31)

2
2
Объемное конструирование из деталей оригами
Деревья (с. 4-11)

3
1
Симметричное вырезание
Бабочки (с. 28-29)

4
1
Игрушки из картона с подвижными деталями
Собачки (с. 39)

5
1
Моделирование из конусов
Кошки (с. 26)

6

Художественные образы из треугольных модулей
Забавные фигурки (с. 32-35, 36-38)

7
4
Моделирование из бумаги и салфеток
Деревья (18 21)

8
3
Квиллинг из салфеток
Деревья (с. 22-25)

9
2
Многослойное торцевание. Коллективная работа
Деревья (с. 34)

10
1
Надрезание бахромой, скручивание в жгут
Цветы (с. 32-33)

11
1
Рисование ватой по бархатной бумаге
Кошки (с. 20)

12
1
Изонить на картонной основе
Деревья (с. 44)

13
1
Аппликация из резаных нитей
Собачки (с. 6-7)

14
2
Нитяная бахрома
Собачки (с. 8-9)

15
1
Аппликация из распущенного трикотажа
Кошки (с. 14)

16
1
Мозаика из нитяных валиков
Бабочки (с. 39)

17
2
Аппликация из нитяных валиков
Деревья (с. 35)

18
3
Моделирование из проволоки и помпонов
Бабочки (с. 14-15) Собачки (с. 36-37) Кошки (с. 8-9)

19
1
Украшения для костюма из бумаги
Цветы (с. 47)

20
2
Модульное оригами. Объемные изделия. Снеговик
Забавные фигурки (с. 78-80)

21
1
Моделирование из фольги
Цветы (с. 42-43)

22
1
Приклеивание ниток по спирали
Кошки (с. 13)

23
1
Аппликация из жатой ткани
Собачки (с. 10-11)

№ темы п/п
Кол-во часов
Название темы
Используемое пособие

24
1
Аппликация из ткани и ниток
Кошки (с. 12)

25
1
Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу
Бабочки (с. 46)

26
1
Вышивание. Стебельчатый и тамбурный швы
Бабочки (с. 40)

27
3
Модуль кусудамы «Супершар». Художественные образы на основе этого модуля
Забавные фигурки (с. 81-84)

28
1
Шитье и аппликация. Коллективная работа
Цветы (с. 17)

29
4
Шитье по выкройкам
Бабочки (с. 16) Цветы (с. 39)

30
1
Раскатывание пластилина
Кошки (с. 36)

31
1
Обратная аппликация из пластилина на прозрачной основе
Кошки (с. 38)

32
3
Пластилиновые нити, продавливание через сито
Цветы (с. 14-16)

33
1
Разрезание пластилина. Аппликация
Цветы (с. 8-9)

34
2
Разрезание пластилина. Мозаика
Бабочки (с. 35)

35
1
Лепка из соленого теста на основе из фольги
Собачки (с. 28-31)

36
2
Торцевание на бумаге
Деревья (с. 28)

37
1
Многослойное торцевание
Цветы (с. 26-27)

38
1
Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе
Цветы (с. 28)

39
2
Изонить на картонных шаблонах
Бабочки (с. 24)

40
2
Соединение модуля «Супершар» и треугольного модуля. Нарциссы
Забавные фигурки (с. 45-46)

41
2
Объемные изделия из треугольных модулей. Тюльпаны
Забавные фигурки (с. 47-48)

42
2
Изделия с использованием модуля «Трилистник» и треугольного модуля
Забавные фигурки (с. 55-57)

43
2
Дополнительные материалы по выбору
Страна Мастеров (http:// stranamasterov.ru)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 4 КЛАССА (68 часов)
№ темы п/п
Кол-во часов
Название темы/раздела
Материалы

Раздел 1 Работа с бумагой (по книгам серии «Любимый образ») - 23 часа

1
1
Аппликация с раздвижкой
Журнальная бумага

2
2
Оригами из окрашенной бумаги
Белая бумага, краски

3
2
Симметричное силуэтное вырезание
Цветная бумага

4
2
Транспарантное вырезание
Цветная бумага

5
1
Аппликация из рельефной
бумаги
Цветная бумага

6
1
Коллаж из различных материалов
Разные виды бумаги, картон, тесьма

7
2
Объемное моделирование из бумаги
Цветная бумага

8
1
Объемные изделия в технике многослойного торцевания
Гофрированная бумага, проволока

9
2
Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе
Гофрированная бумага, проволока

10
2
Моделирование из фольги
Фольга, проволока

И
2
Веерное гофрирование
Цветная бумага, картон

12
2
Трубочки из гофрированной бумаги
Гофрированная бумага

13
1
Прорезание канцелярским ножом
Плотная бумага

14
2
Конструирование игрушки с подвижными деталями
Бумага, картон

Раздел 2. Текстильные материалы (по книгам серии «Любимый образ») - 13 часов

1
2
Аппликация из ткани. Петельный шов
Ткань

2
1
Аппликация из синтепона со сдвижкой
Синтепон, бумага, картон

3
6
Вязание крючком
Пряжа

4
4
Шитье мягкой игрушки
Ткань, синтепон

№ темы п/п
Кол-во часов
Название темы/раздела
Материалы



Раздел 3. Пластические материалы по книгам серии «Любимый образ») - 15 часов

1
3
Разрезание многослойной пластилиновой заготовки сложной формы
Пластилин, картон, проволока

2
2
Папье-маше на пластилиновой форме
Пластилин, бумага

3
4
Техника «пластилиновые нити» в сочетании с другими техниками
Пластилин, картон, сито

4
3
Лепка из пластилина на проволочном каркасе
Пластилин, проволока

5
2
Резьба по пластилину
Пластилин, картон

6
1
Надрезание пластилина проволокой
Пластилин, проволока

Раздел 4 Модульное оригами (по книге «Забавные фигурки. Модульное оригами») - 17 часов

1
4
Конструирование цветов
Цветная бумага

2
2
Конструирование птиц сложной формы
Цветная бумага

3
2
Изделия с деталями круглой формы
Цветная бумага

4
2
Соединение модулей разного размера в одном изделии
Белая и цветная бумага

5
2
Конструирование средств транспорта
Белая и цветная бумага

6
3
Конструирование архитектурных сооружений
Цветная и журнальная бумага

7
2
Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров (http://stranamasterov.ru)


Возможен вариант программы на 51 час (в одном полугодии - 1 час в неделю, в другом - 2 часа в неделю). Можно взять 1, 2 и 3 разделы.
ПРИМЕРНЫЙ ВАРИАНТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ (68 часов)
№ темы п/п
Кол-во часов
Название темы
Используемое пособие

1
1
Аппликация с раздвижкой
Бабочки (с. 26)

2
2
Веерное гофрирование, аппликация
Деревья (с. 12-13)

3
2
Оригами из окрашенной бумаги
Собачки (с. 15-17)

4
2
Объемное моделирование из бумаги
Собачки (с. 20-23)

5
2
Трубочки из гофрированной бумаги
Деревья (с. 32-33)

6
1
Аппликация из рельефной бумаги
Кошки (с. 18-19)

7
1
Коллаж из разных материалов
Кошки (с. 21)

8
2
Вязание крючком. Воздушные цепочки
Бабочки (с. 38)

9
2
Вязание крючком. Аппликация
Деревья (с. 42-43)

10
3
Разрезание пластилиновой заготовки сложной формы
Бабочки (с. 34) Кошки (с. 34-35)

11
2
Модульное оригами. Конструирование птиц сложной формы
Забавные фигурки (с. 40-44)

12
2
Транспарантное вырезание
Собачки (с. 32-33)

13
2
Симметричное силуэтное вырезание
Кошки (с. 27)

14
2
Модульное оригами. Изделия с деталями круглой формы
Забавные фигурки (с. 65-69, 70-72)

15
1
Аппликация из синтепона со сдвижкой
Кошки (с. 17)

16
2
Конструирование игрушки с подвижными деталями
Кошки (с. 40-42)

17
1
Прорезание канцелярским ножом
Деревья (с. 46)

18
2
Моделирование из фольги
Цветы (с. 42-43)

19
2
Аппликация из ткани. Петельный шов
Бабочки (с. 41)

20
4
Шитье мягкой игрушки
Собачки (с. 12-14, 34-35)

21
2
Вязание крючком. Объемные цветы
Цветы (с. 45)

22
2
Модульное оригами. Соединение модулей пазного паямепа
Забавные фигурки (с. 85-884

№ темы п/п
Кол-во часов
Название темы
Используемое пособие

23
2
Папье-маше. Карнавальные маски
Бабочки (с. 44-45)

24
2
Модульное оригами. Транспортные средства
Забавные фигурки (с. 89-92)

25
4
Пластилиновые нити. Аппликации
Собачки (с. 26-27) Деревья (с. 45)

26
1
Лепка из пластилина на проволочном каркасе. Животные
Кошки (с. 30-31)

27
2
Резьба по пластилину
Кошки (с. 37)

28
2
Пластилиновые цветы на проволочном каркасе
Цветы (с. 10-11)

29
1
Надрезание пластилина проволокой
Цветы (с. 12-13)

30
4
Модульное оригами. Объемные цветы
Забавные фигурки (с. 57-64)

31
1
Объемные цветы в технике многослойного торцевания
Цветы (с. 29)

32
2
Моделирование из гофрированной бумаги на проволочном каркасе
Цветы (с. 30-31)

33
3
Модульное оригами. Архитектурные сооружения. Коллективная работа
Забавные фигурки (с. 92-103)

34
2
Дополнительные материалы по выбору
Страна Мастеров (http:// stranamasterov.ru)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
- контролировать действия партнера;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу учащиеся получат возможность:
т развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;

· расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

· познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

· познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

· использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

· познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

· создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;

· совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;

· оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

· достичь оптимального для каждого уровня развития;

· сформировать систему универсальных учебных действий;

· сформировать навыки работы с информацией.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ
ОБЕСПЕЧЕНИЮ КУРСА
Учебные пособия:
Проснякова Т.Н. Школа волшебников: рабочая тетрадь по технологии для 1 класса. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература, 2011. - 64 с.
Проснякова Т.Н. Волшебные секреты: рабочая тетрадь по технологии для 2 класса. - Самара : Издательский дом «Федоров» : Издательство «Учебная литература», 2011. - 64 с.
Проснякова Т.Н. Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья». - Самара : Издательский дом «Федоров», 2006. - 48 с.
Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. -М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2011. - 104 с. - (Золотая библиотека увлечений).
Интернет-сайт Страна Мастеров: http://stranamasterov.ru
Специфическое сопровождение (оборудование):
- проекционная техника;
- компьютеры.

15