Рабочая программа по биологическому кружку: Зеленый патруль


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КРУЖКУ
«ЗЕЛЕНЫЙ ПАТРУЛЬ»
Возраст школьников, участвующих в реализации программы 7,8 классы.Количество часов – 35 часов (1 час в неделю). 
Автор программы учитель биологии Ерина Е. В.
с. Тимошкино, 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время резко возрос интерес к экологическому воспитанию школьников. Только живя в полной гармонии с природой, человек сможет лучше понять её, а поняв, сохранить жизнь на Земле. Человек – это частичка природы, поэтому он не может нарушить законы, существующие в ней. В настоящее время экологические проблемы приобрели глобальный характер. Особо остро они ощущаются в крупных промышленных регионах, мегаполисах, городах. Решить эти проблемы уже невозможно без перестройки мышления каждого отдельного человека. Отживают свой век идеи неисчерпаемости природных богатств, возможности покорения природы. Но у многих людей сохраняется безответственное отношение к окружающей среде, потребительский подход к природе, низкий уровень экологических знаний и культуры, низкий уровень восприятия экологических проблем как личностно значимых, не развита потребность практического участия в реальной природоохранной деятельности. Изучение природы - это важная сторона деятельности человека. Экология, биология, химия позволяют проводить исследования природы силами школьников. Экология изучает взаимосвязь человека с окружающей средой. Организм человека не может функционировать без взаимосвязи человека с окружающей средой. Вещества, поступающие в наш организм из окружающей среды, влияют на процессы жизнедеятельности организма. Нам важно знать, какие вещества полезны нам, и в каких количествах, а что вредно и до какой степени. Информация, которую получают школьники нашего кружка, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает интерес к экологическим проблемам и позволяет использовать знания в повседневной жизни.
Новизна программы состоит в том что, в ней познание экологии непосредственно связанно с экспериментальной деятельностью. Также существенно расширена практическая составляющая программы, что позволяет повысить интерес обучающихся к предметам и явлениям исследования, постановке эксперимента и решению исследовательских задач. Развивается не только любознательность, как основа познавательной деятельности обучающихся, расширяется круг личностно-значимых вопросов и проблем.
Работа в кружке «Зелёный патруль» продолжает учебный материал уроков биологии, географии. Глубина знаний школьников при этом может существенно превышать знания, полученные на уроке.  Таким образом, актуальность программы заключается в углублении биологических и экологических знаний в сочетании с различными формами работы. Программа опирается на практическую деятельность учащихся, учитывает региональные экологические особенности. Работая в кружке, школьники расширяют свои знания о живой природе, о природе своего края. С целью познания родного края предусмотрены экскурсии. Программа направлена на воспитание поколения, которому будет не безразлично всё происходящее на нашей планете, в нашей стране, в родном селе, в школе, в семье.Цели.
Углубление экологических знаний учащихся.
Формирование экологической культуры учащихся.
Улучшение охраны окружающей среды.
Развитие природоохранной деятельности учащихся.
Воспитание любви и бережного отношения к природе, соблюдение главного правила нахождения в природе “Не навреди!”.
Задачи:
Образовательные.
Выяснить роль экологии в жизни человека, познакомить учащихся с понятиями экологии, экологическими проблемами.
Выявить основные источники загрязнения окружающей среды и возможные способы устранения экологических последствий и правонарушений.
Воспитательные.
Развивать навыки коммуникативного общения.
Совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
Развивать такие качества как любовь и бережное отношение к природе.
Воспитывать экологическую этику, ответственное отношение к природе.
Развивающие.
Развивать познавательную активность и творческие способности учащихся в процессе углубленного изучения экологии и биологии.
Формировать у школьников наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы на основе полученных результатов, вести дискуссию.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих.
Данная программа способствует более эффективному развитию детей через экологизацию предметно-развивающей среды, создание условий для каждодневного общения школьника с природой как внутри школьного образовательного учреждения, так и за его пределами. Программа ориентирована на системный, интегрированный подход в экологическом образовании и построена на принципах развивающего обучения – путем экспериментальной деятельности. Вырабатываются навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, бережное отношение к объектам живой и неживой природы. Данная программа направлена на поиск более интересных, познавательных, увлекательных для обучающихся способов и методов усвоения, понимания и использования экологических знаний в повседневной жизни, которые помогут им выразить себя, проявить творчество, научат думать. Особое место в данной программе отводится проектной деятельности. В наше время технического прогресса информационный поток, выливающийся на наших детей так велик, что перед педагогами встаёт проблема недостатка практического применения полученных знаний. А всё, чем человек не пользуется, не пропускает через себя, быстро забывается и не приносит никакой практической пользы.
Возраст школьников, участвующих в реализации программы 7, 8 классы.
Продолжительность образовательного процесса 1 год.
Количество часов – 35 часов (1 час в неделю).
Формы и основные методы работы.
1. Исследовательские методы (химический эксперимент, работа с микроскопом).
2. Словесно-иллюстративные методы (рассказ, беседа, лекция, работа с литературой).
3. Репродуктивные методы (выступления учащихся на заседаниях кружка, школьных конференциях, во время презентаций).
Занятия состоят из теоретической части (лекции, сообщения, доклады, рефераты) и практической части. В практической части используем наблюдение, эксперимент, исследование, сравнение, описание. Учащиеся проводят лабораторные работы, изучают объекты под микроскопом, участвуют в конкурсах, конференциях, природоохранных мероприятиях, выпускают листовки и плакаты по охране природы. Большая роль отводится экскурсиям в природу. Лабораторные работы с химическими реактивами проходят с учётом способностей кружковцев (ещё не все учащиеся изучают химию ) и при наличии материально-технического обеспечения этих работ. В ходе обучения учащиеся осваивают связи между естественно-научными дисциплинами: экологией, биологией, химией, физикой, географией и другими науками.
Ожидаемый результат
Расширение кругозора.
Популяризация у школьников биологических и экологических знаний, повышение интереса к биологии и экологии.
Развитие устойчивых потребностей в новых биологических и экологических знаниях.
Понимание своей значимости в решении экологических проблем.
Ответственное отношение к природе.
Возрастание творческой активности школьников.
Развитие коммуникативных способностей у учащихся.
Овладение навыками научного мышления.
Развитие у школьников умений и навыков исследовательской работы.
Умение добывать самостоятельно информацию.
Умение самостоятельно осуществлять исследовательскую, экспериментальную и инновационную деятельность.
Воспитание экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды
Итогом реализации программы «Зеленый патруль» проекты, фотовыставка.
Содержание кружка
ВВЕДЕНИЕ (1час)
Содержание и общий план занятий. Основная деятельность кружка. Правила поведения учащихся в кабинете химии и биологии. Техника безопасности при проведении лабораторных работ и химического эксперимента.
Тема 1. “Основные вопросы экологии” (6 часов).
Что изучает наука экология? Основные экологические понятия и определения. Задачи экологии. Методы экологических исследований. Структура современной экологии. Охрана природы. Международное сотрудничество в деле охраны природы. Экологическое законодательство Российской Федерации. Экологические кризисы, катастрофы, бедствия. Глобальные экологические проблемы в современном мире. Основные виды воздействия человека на природу и его роль в создавшейся экологической обстановке. Загрязнение окружающей среды и его формы: химические, физические, биологические. Основные источники загрязнения окружающей среды. Контроль загрязнения окружающей среды.
Экскурсии
1. Экскурсия на тему: «Мир в объективе. Осень».
Тема 2. “Общие представления о природных ресурсах с. Тимошкино” (1 час).
Особенности географического положения с. Тимошкино, его природные условия и природные ресурсы.
Тема 3. “Водные ресурсы с. Тимошкино ” (9 часов).
Вода - самое удивительное и необходимое вещество на Земле. Вода: её свойства и значение. Водные ресурсы с. Тимошкино. Охрана водных ресурсов. Питьевая вода. Требования, предъявляемые к питьевой воде. Нормы физических показателей воды. Зависимость вкуса воды от её химического состава. Очистка воды. Очистные сооружения.
Практикум
Определение величины биотического индекса
Лабораторные работы
Кислотно–щелочной баланс воды 
Экскурсии
1. Экскурсия на тему: «Какая она – река Пара».
Тема 4. “Воздушные ресурсы с. Тимошкино ” (8 часов).
Воздух: его состав и значение. Основные источники загрязнения воздуха в с. Тимошкино и Шиловском районе. Охрана воздушных ресурсов.
Практикум
Определение индекса чистоты воздуха
Тема 5. “Флора и фауна с. Тимошкино ” (10 часов).
Растительный мир с. Тимошкино. Животный мир с. Тимошкино.
Практикум
1. Исследование видового многообразия лекарственных растений.
2. Методика составления гербариев.
Экскурсии
1. Экскурсия на тему: «Мир в объективе. Весна»
Учебно-тематический план
№ п/п Наименование раздела и тем Часы учеб-ного вре-мени Коли-чество часов, отво-димых на ра-боты теоре-тиче-ского харак-тера Коли-чество часов, отводи-мых на практи-ческие работы Плановые сроки про-хождения
1. Введение 1 1 2. Тема 1. “Основные вопросы экологии” 6 5 1 3. Тема 2. “Общие представления о природных ресурсах с. Тимошкино” 1 1 4. Тема 3. “Водные ресурсы с. Тимошкино ” 9 3 6 5. Тема 4. “Воздушные ресурсы с. Тимошкино ” 8 3 5 6. Тема 5. “Флора и фауна с. Тимошкино ” 10 4 6 Итого 35 17 18 Календарно-тематический план
№ п/п Тема Кол-во часов Дата
По плану По факту
Введение 1 1. Содержание и общий план занятий. Техника безопасности и организация рабочего места. Тема 1. “Основные вопросы экологии” 6 2. Что изучает наука экология? Структура современной экологии. 3. Брифинг на тему: «Сохранить природу – сохранить жизнь». 4. Законодательство об охране окружающей среды. 5. Экологический кризис: шанс на спасение. 6. Вечер на тему: «Человек и природа» 7. Экскурсия на тему: «Мир в объективе. Осень». Тема 2. “Общие представления о природных ресурсах с. Тимошкино” 1 8. Природные ресурсы с. Тимошкино Тема 3. “Водные ресурсы с. Тимошкино ” 9 9. Вода и жизнь. 10. Водные ресурсы с. Тимошкино. 11. Экскурсия на тему: «Какая она – река Пара». 12. Исследовательский проект на тему: «Какая она – река Пара». 13. Исследовательский проект на тему: «Какая она – река Пара». 14. Вода, которую мы пьем. 15. Исследовательский проект на тему:
«Вода – источник жизни». 16. Исследовательский проект на тему:
«Вода – источник жизни». 17. Исследовательский проект на тему:
«Вода – источник жизни». Тема 4. “Воздушные ресурсы с. Тимошкино ” 8 18. Воздух: его состав и значение. 19. Источники загрязнения атмосферы. 20. Экскурсия на тему: «Мир в объективе. Зима». 21. Исследовательский проект на тему:
«Лишайники – индикаторы чистоты воздуха». 22. Исследовательский проект на тему:
«Лишайники – индикаторы чистоты воздуха». 23. Исследовательский проект на тему:
«Лишайники – индикаторы чистоты воздуха». 24. Исследовательский проект на тему:
«Лишайники – индикаторы чистоты воздуха». 25. Воздух и его охрана. Тема 5. “Флора и фауна с. Тимошкино ” 10 26. Пернатые обитатели земли. 27. Викторина на тему: «Стремительные и непостижимые». 28.  Защита природной среды: развешивание скворечников. 29. Редкие и исчезающие виды растений нашего села. 30. Исследовательский проект на тему: «Лекарственные растения» . 31. Исследовательский проект на тему: «Лекарственные растения». 32. Исследовательский проект на тему: «Лекарственные растения». 33. Викторина на тему: «Редкие и исчезающие животные края». 34. Экскурсия на тему: «Мир в объективе. Весна». 35. Оформление фотовыставки на тему: «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь». Итого 35 Литература
1. Ашихмина Т.Я.. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие. - М.: АГАР, 2000.
2. Боголюбов А.С., Комплексная экологическая оценка антропогенных воздействий на местность. – «Экосистема», 1999
3. Козлова Т. А. Растения водоема. М: Эгмонт Россия, 2000—64 с.: ил.
4. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся: Методическое пособие/Под общей редакцией О.В. Селивановой, гл. методиста – зав. Кабинетом биологии ТОИПКРО, 2006.- 129с.
5.Рязанская энциклопедия/ Гл. ред. В. Н. Федоткин—Рязань: Пресса, 2000.—720 с.: ил.
6. СавенковА.И.Психология исследовательского поведения и исследовательские способности. Журнал “Исследовательская работа школьников”, № 2, 2003
7. Методики полевых экологических исследований методические рекомендации для учителей. Кострома, 1997
8. Мягких Т.П. Использование проектной технологии в экологических исследованиях школьников. / Проблемы экологического образования и воспитания в системе Наукограда: материалы международной научно-практической конференции/ под ред. В.Н.Яценко.- Мичуринск: МГПИ, 2005.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат – М., 2000
Интернет-ресурсы
1. Природа России: библиотека. htt: //www.priroda.ru /lib
2. Вся экология в одном месте. Всероссийский Экологический Портал.htt:// ecoportal.ru
3. Проектная Экология. htt://www.ecokom.net.
4. Глобальный Просветительский Портал. Экомир. htt://m.ecoworld.ru
5. Эко-Информ. Агенство экологической информации “ИНЭКО”. hht://www.ecoinform.ru
6. Энциклопедия “Флора и Фауна”. htt://www.sci.aha.ru /biodiv/anim.htm
7. Редкие и исчезающие животные России и зарубежья. hht://www.nature.ok.ru
8. Природа и животные на Rin.ru. htt://zoo.rin.ru
9. Экология России. Энциклопедия растений. hht://www.eco.-net.ru
10. Общество и экология. htt://www.unig.spb.ru /eco
11. “ЭкоРусь”. htt://rgp.agava.ru
12. BioDat. htt://www.biodat.ru

Приложение
Определение индекса чистоты воздуха
Оборудование:
Ручные лупы;
Определитель лишайников;
Квадрат 10x10 см;
Канцелярские кнопки;
Компас;
Карандаши;
Таблицы для записи данных.
Таблица записи данных: лишайники.
Название участка_______ Порода дерева _______
Дата___________
Дерево 1 Дерево 2 Дерево 3 Общ
кол Ср.
Кол.
с в ю з с в ю з с в ю з Xanthoria parietina Physcia aipolia Parmelia submontana Общ. кол. видов Индекс чистоты воздуха:
Определение кислотно–щелочного баланса воды (определить с помощью лакмусовых бумажек). Нужно опустить лакмусовую бумажку в воду и через минуту внимательно рассмотреть её цвет, который позволит определить рН водной среды. В кислых средах pH < 4,5, в щелочных pH > 8,3, в нормальных средах pH 7 – 7,5. У лакмуса, по сравнению с предыдущими методами сравнительно небольшая погрешность в определении среды вещества. Кислота - химическое соединение, содержащее водород, дающее при реакции с основаниями (химическое соединение, образующее при взаимодействии с кислотой соль и воду) соли и окрашивающее лакмусовую бумагу в красный цвет. Щелочь - едкое химическое соединение, окрашивающее красную лакмусовую бумагу в синий цвет, образующее в соединении с кислотою соль. Сдвиг кислотно – щелочного баланса в организме человека в сторону закисления может привести к развитию различных болезней, снижению иммунитета, ослаблению сердечной мышцы, ухудшению зрения (дальнозоркость) и т.д. Если же устойчивость организма к ощелачиванию выше, чем к закислению, то это состояние для организма предпочтительнее, так как активно протекают процессы энергообразования.
Для того, чтобы запомнить цвет лакмуса в различных средах, существует стихотворение:
Индикатор лакмус — красныйКислоту укажет ясно.Индикатор лакмус — синий,Щёлочь здесь — не будь разиней,Когда ж нейтральная среда,Он фиолетовый всегда.
3. Методика сбора и сушки растений
Сбор растения для гербария
Сбор растений лучше проводить в ясную и сухую погоду. Растения, собранные в дождливую или пасмурную погоду, плохо поддаются сушке, изменяется их естественная окраска.
Для гербаризации пригодны целые растения без повреждений грибами, насекомыми и животными. Деревья и кустарники собирают в виде типичных ветвей с цветками, плодами, шишками и корой. У деревьев для гербария собирают ветви и кору на высоте не ниже 1,5-2 м, у кустарников - в середине куста. Наземные травянистые растения выкапывайте с большим комом земли, осторожно стряхните землю с корней так, чтобы не повредить корневую систему. Травянистые растения высотой до 1 м соберите в целом, а более крупные - частями: подземные органы, части стебля с прикорневыми, срединными и верхушечными листьями, цветками (соцветиями), плодами, семенами и спорангиями. Желательно выбирать растения только что раскрывшимися цветками и незрелыми плодами, чтобы последние не осыпались при сушке и оформлении гербария.
Собранные растения вложите в рубашки из газеты, сложенной вдвое: причем в одну рубашку можно закладывать только один вид растения, собранного с одного места в одно и то же время. Количество растений в одной рубашке зависит от их величины: мелкие растения закладывайте в большом количестве так, чтобы они в один слой заняли всю рубашку; растения высотой от 20 до 50 см - в количестве 3-5; крупные растения высотой до 1 м, согнутые под острым углом, - в количестве 1-2; очень крупные растения высотой больше 1 м - частями. Концы заложенных в рубашки растений не должны высовываться из них, в противном случае они повянут и будут не пригодны для гербаризации. Если вы собрали растения с толстыми корнями, корневищами, клубнями и луковицами, то сразу разрежьте их и заложите в рубашки, осторожно расправив разрезанные подземные органы. Рубашки с растениями положите в гербарные папки или в ботанический пресс.
Во время сбора растений, одновременно напишите черновую этикетку с указанием местонахождения, местопроизрастания, даты сбора и фамилии того, кто собрал растение. Черновая этикетка заполняется на любой бумаге (9х6 см).
Сушка собранных растений
Растения тщательно очистите от посторонних примесей вручную и переложите в сушильные рубашки из газетной бумаги (42х30 см), расправив его. Между рубашками вложите прокладки из 2-3 листов такой же бумаги. Уложив растения в рубашках с прокладками в ботанический пресс, туго затяните его крепким шпагатом и поставьте в хорошо освещенное место или около нагревательных приборов. В первый день сушки прокладки меняйте 2 раза, во второй день - 1-2 раза, в последующие дни - по 1 разу. Свободные прокладки сушите на солнце в полуденные часы, если погода пасмурная - прогладьте горячим утюгом.
Растения сохнут от 4 до 7 дней. Нельзя допускать пересушки растений, пересушенные растения быстро ломаются. Растение считается сухим, если оно не сгибается, когда берешь за нижнюю часть стебля, и не чувствуется ощущение холода, когда прикладываешь растение к лицу.
При сушке некоторых растений нужно дополнительно знать следующие приемы. Суккуленты и луковицы растений сохнут быстрее и лучше, если их разрезать, обдать кипятком и выжать воду, предварительно заложив их в рубашки из нескольких слое фильтровальной бумаги. Хвойные породы, особенно лиственница и ель, при обычной сушке теряют хвою. Для сохранения хвои ветви также обдают кипятком. Если цветки растений при сушке быстро теряют свою окраску, то после двухдневной сушки прогладьте их горячим утюгом до полной потери влаги. Для сохранения формы и яркой окраски цветков обверните их ватой. Вовнутрь крупных цветков вложите вату. Запомните, что чем дольше сушится растение, тем хуже качество гербария - растения теряют естественную окраску (желтеют или темнеют).
Методика определения растений
Изучение флоры связано с определением составляющих ее растений. Определить растение - это значит установить его точное видовое название и принадлежность к более крупному таксону. Определение можно проводить как непосредственно в природе, не повреждая растения, так и в лаборатории (что приходится делать в случаях, когда необходимо пользоваться оптикой) по свежему или гербарному материалу. Определяют растения с помощью определителя.
Оборудование: определители растений, лупы, препаровальные иглы, линейки, бумага для этикеток.
Определитель состоит из таблиц для определения. Обычно первой помещают таблицу для определения семейств, вслед за ней идут таблицы, по которым находят принадлежность растений к роду и виду в пределах рода. В ботанических определителях и "флорах" таблицы строятся обычно по дихотомическому (вильчатому) принципу: они состоят из пронумерованных ступеней, каждая из которых включает два взаимоисключающих диагноза - тезу и антитезу. Выбор одного из этих диагнозов в соответствии с признаками искомого растения и составляет сущность определения.
Ошибки в определении чаще всего происходят от невнимательного выбора диагноза без детального анализа всех указанных им признаков. Чтобы избежать таких ошибок, надо следовать следующим правилам:
1) перед определением анализируют все признаки растения;
2) в ходе определения внимательно и до конца прочитывают диагнозы, тезы и антитезы каждой ступени, учитывая весь комплекс, а не один признак;
3) встретившись с незнакомым термином, следует выяснить его значение.
Последовательность определения растений
(памятка для учащихся)
- Определение всегда начинать с первой ступени. Внимательно прочитать тезу и антитезу и сравнить признаки, приведенные в них, с гербарием определенного растения;
- Если подходит теза, то следует перейти к той ступени, номер которой стоит после описания признаков тезы, если же признаки растения схожи с антитезой, то переходят к ступени, номер которой указан после антитезы;
- В указанной ступени опять сравнивать признаки растения с тезой и антитезой. Выбирают одну из них и переходят к другой ступени, куда вас отсылают;
- Если после тезы и антитезы нет цифры, указывающей переход к следующей ступени, а стоит название растения, то определение растения на этом заканчивается;
- Найдя видовое название растения, надо точно вписать бинарное название вида (русское и латинское с указанием автора) в этикетку гербарного образца, в флористическую тетрадь.
Методика оформления гербария
Для оформления гербария отберите лучшие из высушенных растений и смонтируйте их на стандартном листе (42х28 см) светлого тона плотной бумаги хорошего качества. Растения должны занять весь лист равномерно за исключением нижнего правого угла, где наклеивается этикетка.
На гербарный лист монтируется одно крупное растение или несколько мелких растений корнями вниз, цветками и плодами вверх. Растение плотно прикрепите к листу во избежание механических повреждений: толстые органы пришейте зеленой или серой ниткой, тонкие части приклейте узкими полосками плотной бумаги одного тона с гербарным листом. Этикетку, аккуратно заполненную или отпечатанную, наклейте в правом нижнем углу, на 1 см отступив от края листа. Гербарная этикетка является паспортом растения, поэтому заполняйте ее аккуратно и полно. Она включает следующие сведения о растении:
Гербарная этикетка
1. Название школы, где учится ученик, собравший растение.
2. Название семейства на латинском и русском языках.
3. Видовое название растения на латинском и русском языках.
4. Местонахождение - административный пункт, где собрано растение.
5. Местообитание - фитоценоз, где растет растение.
6. Фамилия и имя того, кто собрал растение.
7. Фамилия и имя того, кто определил растение.
8. Дата сбора растения.