Урок географии «Наблюдения за изменениями высоты солнца и погоды» для учащихся коррекционной школы.


Тема: «Наблюдения за изменениями высоты солнца и погоды».
Цели:
Образовательная: Формировать представление о солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение жизни на Земле, что такое солнцестояние и равноденствие, погода, метеорологические станции, условные обозначения погоды.
Воспитательная: эстетическая, любовь к Земле, Родине.
Коррекционно-развивющая: развитие мыслительной деятельности, моторики, внимание, памяти, логическое мышление, коррекция речи.
Оборудование: Физическая карта полушарий, глобус.
Словарная работа: метеоролог, метеостанция, погода, солнцестояние, равноденствие условные знаки
Ход занятия
Орг.момент. Здравствуйте
Учитель:
Кто знает, сколько в сутках часов? (24ч)
Сколько времен года вы знаете (осень, зима, весна, лето).
Назовите месяцы времен года.
Как изменяется высота Солнца в разные времена года? (летом высота высокая, а зимой низкая).
Учитель: Как вы думаете если бы не было Солнца жизнь на Земле была бы? (нет) правильно вся жизнь на Земле связана с Солнцем.
Солнце меняет свою высоту в течении суток? (да)
Утром солнце восходит на востоке, самое высокое положение занимает в полдень, а к вечеру садится на западе. Наступает ночь. Откройте страницу 8 в учебнике и посмотрите рис.4.
В течение года высота Солнца тоже меняется (рис5). Летом Солнце восходит рвано, высоко поднимается в полдень и поздно садится вечером. 22 июня самый длинный день и самая короткая ночь его еще называют день летнего солнцестояния(см рис 6). Осенью Солнце не поднимается так высоко, дни становятся короче, ночи – длиннее. Солнце уже не греет, так как летом, с каждым днем становится холоднее (разбор рис. 7). Зимой Солнце стоит низко и Земля получает меньше всего тепла. Зимние дни короткие, а ночи длинные.22 декабря самый кортокий день и самая длинная ночь, его называют день зимнего солнцестояния (разбор рис8). Весной Солнце постепенно все выше поднимается над Землей, дни удлиняются, ночи укорачиваются (разбор рис.9).осенью 23 сентября и весной 21 марта день равен ночи, эти дни называют дни равноденствия.
На Земле свет и тепло зависят от Солнца. Чем выше поднимается Солнце, тем больше света и тепла получает от него Земля. Количество солнечного света и тепла на Земле меняется в зависимости от времени года, поэтому меняется и погода (разбор рис 10).
Откройте свои словари и запишите что такое погода. Погода какая бывает? Правильно погода бывает разной: теплой и холодной, пасмурной и ясной, влажной и сухой, ветреной и тихой. Меняется в зависимости от времени года или суток.
Люди издавна вели наблюдения за погодой и знали много народных примет, по которым определяли, когда будет хорошая или ненастная погода. Это помогало им заниматься сельским хозяйством. Главные компоненты погоды – температура воздуха, облачность, осадки и ветер.
Откройте свои тетради для словарных работ и запишите определение метеостанция (разбор рис 11). Вот на этих метеостанциях ведутся наблюдения за погодой. Несколько раз в сутки ученые метеорологи запускают в небо радиозонды – приборы, предназначенные для изучения погоды, прикрепленные к воздушным шарам. Поднимаясь вверх, радиозонд измеряет температуру, давление и влажность воздуха и передает информацию на Землю. Еще выше поднимаются самолеты. Ракеты и искусственные спутники с теле- и фотоаппаратурой и космические станции с космонавтами на борту. В океанах и морях дежурят корабли, оснащенные приборами для наблюдения за погодой (разбор рис. 12). Вся информация о погоде поступает в крупные метеорологические центры. Там она перерабатывается и на ее основе создаются прогнозы погоды.
Как вы думаете для чего людям надо знать, какая погода будет в ближайшее время? Это необходимо людям разных профессий: сельским труженикам, строителям, геологам, летчикам, морякам и рыбакам. От метеорологов сельские труженики узнают о заморозках, засухах или о продолжительных дождях, моряки о сильных ветрах и штормах, летчики о густых туманах. Ученые могут предсказать погоду на несколько часов, на сутки, на неделю, на месяц или сезон.
В младших классах вы уже наблюдали за облачностью, температурой воздуха, ветром, осадками. Результаты наблюдений вы записывали в календаре погоды с помощью условных знаков (разбор рис. 13)
Закрепление.
Инструкция: «Перед вами карточки, на которых имеются таблица, и задания. Заполните пустые клетки таблицы. Не торопитесь сразу заполнять таблицу, проверьте себя еще раз и только после этого давайте ответ».
Задание 1 заполните таблицу.
Заполни таблицу «Времена года». Укажи месяцы каждого времени года.
Зима Весна Лето Осень
Задание 2 Впиши нужные даты.
Когда день равен ночи?
Когда самый короткий день и самая длинная ночь?
Когда самый длинный день и самая короткая ночь?
Задание 3 Заполни таблицу.
Выбери правильный ответ. На пересечении вопроса и правильного ответа поставь знак «+» (плюс).
Смена времен года Смена дня и ночи
Земля вращается вокруг своей оси Солнце вращается вокруг Земли Земля вращается вокруг Солнца Задание 4 Выбери верные утверждения и запиши их номера.
В сутках 24 часа. 2. Высота солнца над Землей всегда одинакова. 3. Высота Солнца меняется только в течении дня. 4. Высота Солнца меняется не только в течении в течении дня, но и в течении всего года. 5. На земле свет и тепло зависят от Солнца. 6. День и ночь не всегда бывают одинаковой продолжительности. 7. День и ночь всегда одинаковы по времени. 8. Летом дни короче, а ночи длиннее. 9. Летом дни становятся длинными, а ночи – короткими. 10. От высоты Солнца не зависят свет и тепло на Земле.
Домашнее задание прочитать в учебнике со страницы 7 по страницу 11 и выполнить задания в №2, №8,№11.
Итог: выставление оценок с комментариями.