Занятие внеурочной деятельности «Я – исследователь» во 2 классе с применением комплекта лабораторного оборудования на тему «От качелей к весам»


Занятие внеурочной деятельности «Я – исследователь» во 2 классе с применением комплекта лабораторного оборудования на тему «От качелей к весам»
Учитель: Титова Людмила Юрьевна
МКОУ Козловская СОШПедагогическаяцель Сформировать представление о переходе от конструкции качелей к весам, создать условия для ознакомления с понятиями «Вес», «Равновесие».
Тип, вид урока Комбинированный
Планируемыерезультаты(предметные) Приобретение начального опыта применения полученных знаний для решения практических задач; знакомство с технологией взвешивания, умение действовать в соответствии с алгоритмом; приобретение первоначальных представлений об эксперименте.
Универсальные учебныедействия (метапредметные) Личностные. организация исследовательского пространства, умение оценивать работу одноклассников на основе заданных критериев, приобретение навыков сотрудничества.
Регулятивные. Регулирование собственной деятельности, быстрое и эффективное использование в своей деятельности способов поиска, сбора, обработки и анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные. Обработка полученной информации: подведение итогов и выводов в результате совместной работы всего класса, самостоятельная и мотивированная организация своей познавательной деятельности (от постановки цели до получения оценки результата).
Коммуникативные. Готовность слушать собеседника и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
Формы и методы обучения Формы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический
Основноесодержание темы, понятия и термины Понятия «Вес», «Равновесие», конструкция качелей, весы
Образовательные (цифровые) ресурсы Листы с заданиями для проведения простейших экспериментов, комплект лабораторного оборудования для проведения весовых измерений, проектор, презентация по теме занятия.
Технологическая карта занятия:
Этапы
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
1 Организационный момент Солнце на небе проснулось,
Нам, ребята улыбнулось,
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем,
Лучик солнышка возьмём
И к сердечку поднесём.
Подарите улыбку себе,
Друг другу, мне,
А я дарю улыбку вам,
А вы подарите гостям
И радость поможет в работе нам!
Мы будем сегодня исследовать и наблюдать,
Выводы делать и рассуждать
А чтобы занятие пошло каждому впрок,
Активно в работу включайся дружок!
А теперь, чтобы настроиться на занятие, давайте проведем небольшую разминку. Я загадаю загадки, а вы их разгадайте:
Вверх – вниз,
Вверх – вниз
Кататься хочешь –
На нас садись. (качели) Слайд 1
Фрукты на качели
Покататься сели.
Стоит им лишь прекратить,
Нам придется заплатить. (весы) Слайд 2
- Молодцы, быстро разгадали загадки.
-А теперь, опираясь на отгадки, попробуйте сформулировать тему нашего занятия.
Слайд №3 Приветствие
-высказывают предположения, называют тему. (От качелей к весам)
Способность регулировать свою деятельность
2 Целеполагание
- Итак, настало время уточнить цель нашего занятия.
-Опираясь на тему урока, попробуйте сформулировать цель нашего занятия.
-Мы находимся в лаборатории, значит мы будем проводить эксперименты, что-то исследовать.
Слайд№4
Цель: рассмотреть конструкцию качелей и выполнить эту конструкцию, познакомиться с весами, принципом работы рычажных весов.
-высказывают предположения, называют цель.
Мотивированно организовывают свою деятельность.
3 Актуализация знаний Слайд №5
- Ребята, посмотрите, кого вы видите на экране?
- легко ли выполнить это упражнение?
-Каким образом ему удается это сделать?
- Для чего он это делает?
-Как называется это состояние?
-А вы знаете, что такое равновесие?
Хотите узнать?
- человек, идущий по канату
- ответы детей
- он помогает руками
- чтобы удержаться на канате
- равновесие. Участие в коллективном обсуждении.
4 Постановка проблемы - Итак, мы должны выяснить, что же такое равновесие? Как его достичь? Слайд №6
- Попробуйте встать на канат (лежит на полу) и пройдите ровно по нему, прижав руки к туловищу.
- Что нужно сделать, чтобы не сойти с каната? (помогать руками, если тело наклоняется вправо,то нужно быстро наклониться влево)
-Оказывается, равновесие (или баланс) – состояние определенной системы. Система считается находящейся в равновесии, если одни воздействия на нее компенсируются другими или отсутствуют вообще.
Равновесие бывает разным: экономическое, химическое, равновесие в жизни (между разговором и выслушиванием), в личных отношениях (забирать-отдавать).
-А сейчас вы научитесь выполнять конструкцию качелей и весов и уравновешивать их.
- предположения детей
- это сделать очень трудно, хочется раздвинуть руки в стороны. Обработка полученной информации, мотивированная организация деятельности.
5 Практическая работа -Давайте выполним первый эксперимент.
-Работать мы будем в группах.
-Вспомним правила работы в группах:
Слайд №7
- Также мы должны вспомнить правила техники безопасности при проведении практических работ, экспериментов:
Слайд №8
Мы попытаемся сделать качели.
-Возьмите лист с заданиями.
Прочитаем задание к эксперименту №1.
-Попробуем его выполнить.
- Зарисуйте то, что у вас получилось, сделайте вывод.
Говори только по делу;
Говори по очереди, тихо, не перебивай;
Реагируй жестами и знаками;
Возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;
Убедись, что в разговоре участвует каждый;
Обращайся к другу по имени.
Изучи порядок проведения лабораторного опыта или практического занятия, а также безопасные приемы его выполнения.
Подготовь к работе рабочее место, убери все лишнее.
Проверь наличие оборудования.
Соблюдай все указания учителя по безопасному обращению с оборудованием.
Запрещается самостоятельно проводить любые эксперименты, не предусмотренные данной работой.
По окончании работы приведи в порядок рабочее место, сдай все оборудование учителю.
Помещают опору качелей на стол ребром опорной призмы вверх, кладут на опору перекладину (шкала смотрит вверх) и находят для нее положение равновесия.
Затем прикрепляют прищепки к перекладине и снова пытаются уравновесить ее.
Формулируют вывод: чтобы уравновесить качели, нужно положить с двух сторон одинаковый груз. Обработка полученной информации: подведение итогов и выводов в результате совместной работы всего класса, организация своей познавательной деятельности (от постановки цели до получения оценки результата).
6 ФизминуткаСлайд №9
Ах, качели, ах, качели!
Подхватили, полетели,
Оторвали от земли,
Прямо в небо унесли!
Перехватывает дух,
Сердце замирает,
Вверх –ух! Вниз-ух!
Все в глазах мелькает!
Я лечу! Я лечу!
И кричу, и хохочу!
Посильнее раскачаюсь,
Прямо в небо улечу! Выполняют движения. 7
8
9
10
Игра
Рефлексия
- Теперь от качелей переходим к весам.
-Выполним эксперимент №2.
Прочитаем задание, выполним его.
- Используя такой прибор, можно установить, например, какой из двух предметов тяжелее, какой легче, прикрепив их к разным концам перекладины.
- Зарисуйте то, что у вас получилось. Сформулируйте вывод.
- Что можно сделать для того, чтобы взвешивать было более удобно?
- Выполним эксперимент №3.
- Зарисуйте то, что у вас получилось, сделайте вывод.
Эксперимент №4
- На одну чашу весов положите латунную гирьку из набора разновесов, а на другую чашу столько пластмассовых кубиков, чтобы уравновесить весы.
-Сколько кубиков потребовалось?
-Узнайте массу латунной гирьки, если масса одного кубика 1 грамм.
- Сформулируйте вывод: что нужно сделать, чтобы уравновесить весы?
-На пошлом занятии вам было дано задание подготовить сообщения об истории создания весов и об их видах.
1 докладчик. Слайд №10
Первые весы были они созданы в Месопотамии в 5 тысячелетии до н. э. Эти весы представляли собой коромысло с веревками на концах .Эти весы называются Египетскими.
Слайд 11
А это египетские рычажные весы. Египтяне считали, что Боги взвешивали на таких весах души умерших. Это рисунок на пирамиде в Гизе.
2 докладчик. Слайд №12
- Римляне изобрели весы под названием «Римские моментальные». Весы состояли из одной чаши и груза, который быстро перемещался по рычагу с делениями. Это позволяло продавцам обслужить большее количество клиентов
3 докладчик. Слайд №13
-Появление гирь связано с развитием обмена продуктами и с необходимостью в измерении масс самых разнообразных веществ.
4 докладчик. Слайд №14
- Время неслось быстрее и быстрее. Теперь французы усовершенствовали весы. Они поместили коромысло под чашечками весов, а не над ними, как это было раньше. Коромысло играло роль платформы, поэтому такие весы называли платформенными. Эта идея прожила очень долго и такие весы, только более усовершенствованные, стояли на прилавках наших магазинов совсем недавно
5 докладчик. Слайд№15
.- Позже появились циферблатные весы.
Слайд №16
- Сейчас люди пользуются в основном электронными весами, хотя все весы, изобретенные на протяжении истории человечества, продолжают существовать до сих пор.
- Ребята, вот сейчас вы узнали об истории весов и об их видах. Скажите конструкцию каких весов мы выполнили сегодня?
Игра
-Возьмитесь за руки и попробуйте представить, что вы рычажные весы, изобразите, как раскачиваются чаши весов, приседайте попеременно. А теперь уравновесьте свои весы. Молодцы. – посмотрите на экран. Определите массу зверюшек. Слайды №19-23.
- Результаты запишите в листах для записей.
- Самопроверка. Слайд №24.
Оцените работу ваших товарищей в группе. Слайд №25
Слайды №26-28
- Достигли мы цели нашего занятия? ( Да).
- Что было интересно?
- А что вызвало затруднение?
- Взвесьте своё настроение:
- Если вы довольны своей работой , вам понравилось наше занятие, у вас хорошее настроение, то возьмите золотую гирьку и положите на левую чашу весов, а если не довольны, у вас плохое настроение, то на правую чашу весов положите красную гирьку.
Вставляют перекладину в отверстие в опоре качелей, помещают собранные качели на стойку. Перемещая перекладину, находят положение равновесия.
Формулируют вывод: качели и весы имеют похожее устройство.
- Прикрепить чаши к перекладине.
Устанавливают коромысло на стойку весов, закрепляют его, уравновешивают. Подвешивают чашки весов к обоим концам коромысла. Сравнивают массы разновесов из набора (тяжелее, легче).
Формулируют вывод: масса предмета зависит не только от его размера, но и от материала, из которого он сделан.
Формулируют вывод:
1 гирька весит 10 г. Чтобы уравновесить весы, нужно положить с одной и с другой стороны предметы с одинаковой массой.
- конструкцию Египетских рычажных весов. Используют оборудование для решения учебной задачи.