Конспект занятия «История возникновения города Урай»

Итоговое занятие в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР по теме:
«Дикие и домашние животные»

Логопедические цели:
неречевые – воспитание подражательности, произвольного поведения (тормозных установок), коррекция моторных функций средствами релаксации; развитие вербального мышления; обучение элементам творческой игры;
речевые – воспитание отраженного произношения, плавного выдоха, мягкого голосоначала, выразительности голоса, паузации; уточнение словаря по теме занятия грамматической функции словообразования.

Педагогические цели: дифференцировать понятия о диких и домашних животных.
Воспитательные цели: воспитание доброжелательности, чуткого отношения друг к другу, доброго отношения к животным.

Оборудование: на одном столе – макет избы, игрушки и шапочки-маски домашних животных (коровы, свиньи, овцы, собаки, кота); на втором – игрушки и шапочки-маски диких животных (зайца, медведя, белки); на третьем – игрушки и шапочки-маски животных Африки (слона, обезьяны, бегемота, зубры); картонные термометры, бинты, ложечки, бутылка с надписью «Лекарство»; бананы, коксовый орех; бинокль и фуражка для капитана; фуражка и сумка для почтальона; магнитофон.


Ход занятия
Организационный момент занятия
начинается с усвоения основного правила, предлагаемого логопедом: «Сначала слушай и смотри, запомни все и повтори». Логопед произносит правило на пониженных тонах голоса, слегка замедленно. Дети повторяют.
Раздается стук в дверь, и входит ребенок, одетый почтальоном.
Обучение диалогу на отраженной речи.
Логопед. Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? Это он, это он, ленинградский почтальон.
Дети. Это он, это он, ленинградский почтальон.
Логопед. Почтальон что-то нам принес. (Смотрит.) Это телеграмма.
Дети. Это телеграмма.
Логопед. Приезжайте, дети, в Африку скорей. Помогите, дети, вылечить дверей. (Дети повторяют.)
Логопед. Спасибо тебе, почтальон. (Дети повторяют.)
Логопед. Дети, путь в Африку далек. Мы пойдем с вами через поля и леса, поплывем через море. Путешествие наше необычное, в нем будет такое условие: вы будете повторять то, что говорю я.
Коррекция общей моторики.
Логопед. Мы отправляемся в далекий-далекий путь (Дети повторяют.) Вышли мы из сада и пошли. (Дети идут друг за другом по кругу.)
Логопед. Шли, шли и вышли за город. А в поле дует ветер, носит белые снежинки-пушинки. На полянки, на лужок тихо падает снежок. Улеглись снежинки, белые пушинки. Но подул вдруг ветерок, закружился наш снежок. Кружатся снежинки, белые пушинки. (Дети повторяют текст по предложениям и выполняют соответствующие движения).
Коррекция общей моторики с использованием релаксации.
Логопед. Сбила нас вьюга с пути, закружила. (Дети идут согнувшись, с усилием, высоко поднимая ноги.) Ребята, послушайте. (Дети замирают на месте.) Слышите, собака залаяла? Значит, близко деревня. Идемте туда. Посмотрите-ка, дом. Кто же там живет? (Дети повторяют.)
Воспитание отраженной речи в игре-хороводе.
Логопед выбирает ребенка считалкой:
Шел по дорожке ежик без головы и ножек,
Кто его нашел, тот вышел вон.
Выбранный ребенок заходит с другой стороны дома, надевает фартучек.
Логопед (за ним – дети). Здравствуйте, хозяюшка.
Логопед (за ним – ребенок). Здравствуйте, дети.
Логопед. Какой у вас красивый дом! Кто там живет? (Дети надевают шапочки домашних животных.) Хозяйке пора кормить животных.
Логопед (за ним – хозяйка). Я буду сейчас всех кормить. Свинка, белая щетинка, иди есть.
Логопед (за ним – свинка). Я, свинка, белая щетинка, хрю-хрю, иду, иду.
Логопед дает образец диалогов хозяюшки с собакой Дружком, с барашком, котом, коровушкой.
Логопед (за ним – хозяюшка). Ты коровушка-Буренушка, умница, молоко деткам даешь, сейчас мы тебе ласковые слова скажем.
Логопед ведет с детьми хоровод, дети по фразе повторяют за ним и выполняют движения.
Дети. Уж как я ль мою коровушки люблю (плавные, поглаживающие движения кистью правой руки), сытно пойло я Буренушке налью (наклоняются, имитируют движение), чтоб сыта была коровушка моя (поворачиваются вокруг себя), чтобы сливочек Буренушка дала (выполняют низкий поклон с движением руки перед собой).
Логопед. Умница, хозяюшка, хорошо за животными ухаживаешь, чистишь их, кормишь. И они тебе за твою работу добром платят. Корова молоко дает.
Ребенок в шапочке-маске коровы повторяет, и далее за логопедом говорит о себе каждый персонаж: барашек, свинка, собака, кот.

Формирование функции словообразования.
Логопед. Хорошо вам жить у людей, домашние животные? Скажите о себе.
Дети. Хорошо нам жить у людей.
Логопед. Кормят вас люди? Скажите о себе.
Дети. Кормят нас люди.
Логопед. Поят вас люди? Скажите о себе.
Дети. Поят нас люди.
Логопед. Хорошо вам жить у людей?
Дети. Хорошо нам жить у людей.
Воспитание мягкой атаки голоса.
Логопед. А где же мои дети? (Дети снимают шапочки-маски). Вот они! Пока мы смотрели домашних животных, хозяюшка мне сказала: «Идите через тот далекий лес».
Хозяюшка. Идите через тот далекий лес.
Логопед. И пошли дети к лесу. Держитесь ко мне ближе, дети. Эти елочки не простые, а волшебные. Кто за них спрячется, в зверька превратится. Трое детей прячутся, остальные трое идут за логопедом.
Логопед. Мы, наверное, с пути сбились. Кто бы нам помог? Послушайте, как я позову: «Ау-ау-ау! Лесные жители-и!» (Дети повторяют 2 – 3 раза.)
Воспитание выразительности движений.
Логопед. Смотрите, нам на помощь спешат лесные звери: медведь косолапый, зайчик-попрыгайчик и белочка-умелочка. (Дети движениями передают повадки изображаемых животных.)
Развитие функции словообразования.
Логопед (за ним повторяют «лесные звери»). Здравствуйте, дети. Мы вам поможем. Только загадку отгадайте. Кто зимой холодной ходит по лесу голодный? Это (с продолжающейся интонацией).
Дети. Это волк.
Логопед. Надо быть осторожнее, чтобы его не встретить. А вы звери добрые. Только тяжело вам живется. Скажите о себе.
Звери. Тяжело нам живется.
Логопед. Никто за вами не ухаживает.
Звери. Никто за нами не ухаживает.
Логопед. Бывает вам и холодно и голодно.
Звери. Бывает нам и холодно и голодно.
Логопед. Вы в лесу живете.
Звери. Мы в лесу живем.
Дети проходят по кабинету и выходят из заколдованного леса. Снимают шапочки-маски.
Обучение элементам творческой игры.
Логопед. Смотрите-ка, море! Синее-синее! (Дети повторяют.) Теплое-теплое! (Дети повторяют.) А за морем Африка. (Дети повторяют.) Там нас ждут больные животные. Как нам туда попасть? Давайте-ка, ребята, сядем на бережок, подумаем, отдохнем. (Дети садятся на коврики, голову опускают на грудь, руки – вдоль туловища, кисти рук свободно лежат на коленях.) Дети, смотрите: ветер по морю гуляет (дети повторяют) и кораблик подгоняет (дети повторяют.) Это звери о нас позаботились (дети повторяют).
Логопед (за ним – один ребенок). Выберем капитана. Один, два, три, четыре, пять, море нам переплывать. Один, два, три, капитаном будешь ты. Капитан отдает приказ: «Убрать якорь!»
Капитан. Убрать якорь! (Дети имитируют в движениях выбирание якорной цепи.)
Логопед (за ним – капитан). Полный вперед! В море подул ветер. Сначала слабый, а потом сильнее и сильнее: «У-у-у!» (Все дети повторяют.)
Логопед. Помог нам ветер. Вот и Африка. Капитан отдал команду: «Отдать якорь!»
Капитан. Отдать якорь! (Дети имитируют движение.)
В следующей игровой ситуации, развивающейся по сюжету, логопед тренирует плавность выдоха.
Развитие плавного длительного выдоха.
Логопед (за ним – дети). Солнце какое жаркое! В Африке никогда не бывает зимы. Давайте подуем. Подуем на плечо. Подуем на другое. Нам солнце горячо пекло дневной порой. Вот мы охладились немного, теперь поспешим: нас ждут больные животные.
Назначаются дети на роли животных и на роль врача. Играющие надевают шапочки-маски.
Воспитание интонационной выразительности, паузации.
Логопед. Бедные звери горько плачут: «А-а-а!» (Дети повторяют,) «О-о-о». (Дети повторяют.) У бегемотика болит животик (ребенок повторяет) и далее все по очереди: у обезьянки зубы болят. У слоника ангина, горлышко болит. У зебры болит нога.
Логопед (за ним – доктора). Сначала всем ставим градусники. (Дети выполняют.) Подождите, пока нагреется. (Дети – врачи обходят зверей.) Ой, какая высокая температура! Мы дадим вам лекарство и ласково скажем: «Ты микстуру ложечкой пей понемножку». Наташа, слонику шею завяжи. Скажи о себе.
Развитие функции словоизменения.
Ребенок. Слонику шею завяжу.
Логопед. Коля, зебре ножку забинтуй. Скажи о себе.
Ребенок. Зебре ножку забинтую.
Логопед. Наташа, бегемотику животик погладь. Скажи о себе.
Ребенок. Бегемотику животик поглажу.
Логопед (за ним – доктора). Лечили мы зверей хорошо, они и поправились.
Логопед (за ним – обезьянка). Спасибо вам, дети. Я орех кокосовый вам с пальмы достала. Я бананов вам принесла. Угощайтесь.
Воспитание выразительных движений.
Логопед. И пошло здесь веселье! Пляшут звери и дети вместе, радуются и солнцу, и морю, и тому, что все здоровы!
Звучит музыка, дети танцуют, имитируя движения животных.
Организация окончания занятия.
Логопед. Превратились тут звери в детей и отправились в обратный путь. Море спокойное (дети повторяют), мы быстро доплывем. (Дети повторяют.) До свидания, милая Африка. (Дети повторяют.) Дети плавно машут кистями рук, садясь в корабль, выходят, проходят по кабинету. Логопед выводит детей из мнимой игровой ситуации, подводит итог занятию, дает оценку поведения детей.
Логопед. Путешествие наше подошло к концу. Вы хорошо соблюдали наше правило: «Сначала говорю я, а потом – вы». Прекрасной, заботливой хозяйкой была Нина, хорошо ухаживала за домашними животными. Скажи о себе.
Ребенок. Я хорошо ухаживала за домашними животными.
Логопед. Корова, овца, лошадь, свинья – домашние животные. (Дети повторяют с указанными паузами.) Веселыми дикими зверюшками были Марина, Лена, Нина. Медведь, лиса, заяц, белка, волк – дикие животные. (Дети повторяют.) Заботливыми докторами были Нина и Коля. Молодцы, дети. В память о нашем путешествии этот кокосовый орех будет лежать в уголке природы, а бананы вы съедите за обедом. Попрощайтесь со мной так: «До свидания, И.О.» (Дети повторяют.) До свидания дети.

Заголовок 115