Методическая разработка открытого занятия Лепка дымковского Петушка


Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Разработка конспекта
«Роспись глиняной игрушки «Лепка дымковского петушка».
Объединение «Глиняная игрушка»
Автор – составитель
педагог дополнительного образования
Пименова Ирина Александровна
Г. Сергач
2016
Тема занятия: «Лепка петушка».
ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ:
1. Учить детей понимать и ценить произведения искусства, приобщать к художественному творчеству, соблюдая принципы постепенности, последовательного усложнения требований.
2. Учить самостоятельно принимать изобразительные умения и навыки в лепке, используя выразительные средства. Продолжать учить детей лепить из куска глины птиц по типу народных глиняных игрушек.
3. Закреплять умение использовать знакомые способы лепки: плавное прогибание куска глины в дугу, расплющивание, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой, приглаживание одной части к другой, приглаживание поверхности изделия мокрым пальчиком украшение изделия налепами и т.д.
ПРИЕМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ:
1. Заинтересовать детей путем рассказывания сказки про дымковские игрушки, обращая внимание детей на яркость, красочность и своеобразность дымковских игрушек.
2. Повторить и закрепить приемы лепки курочки.
3. Сопоставить приемы лепки курочки и петушка.
4. Объяснить, как лепить петушка.
5. Показать прием расплющивания и оттягивания хвоста и гребешка.
6. Показать прием скатывания капельки.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
Глина, дощечки для глины, подставки для поделок, «ножнички», баночки для воды, вода, готовые глиняные игрушки \барыня, курочки, петушок\, заготовки из глины для показа и пояснения.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ:
Все приготовились к занятию? Посмотрите-ка, ребята, на эти расписные фигурки \показываю образцы аппликации на стене\какие они нарядные, все беленькие, расписанные точками, да кружочками, а у барыни на фартуке, посмотрите, какой красивый красный цветок. Что за диковинки-игрушки изображены здесь? \дымковские игрушки\ Может кто-то из вас знает где их родина? \село Дымково Кировской области\
Скажите, а сказки вы любите? А хотите я расскажу сказку про дымковские игрушки? Тогда слушайте, да внимательно.
Ни в каком-то далеком царстве государстве, а в селе Дымково Кировской области жила-была барыня. Уж до того она была бела, хороша, да нарядна! \показываю расписную дымковскую барыню\. И было у нее много курочек: и пеструшечки, и чернушечки, и хохлатушки, и беляночки \показываю разных расписных курочек\. Очень она любила своих нарядных курочек. выйдет барыня во двор, посыплет отборного зерна, да позовет: «цып-цып-цып!» И бегут к ней: и хохлаточки, и пеструшечки, и чернушечки… Только беляночки не бегут, стоят в сторонке и печалятся. Спрашивает их барыня: «Что вы, милые, не веселы? Что головушки повесили?» А беляночки отвечают: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, как же нам не печалиться, ведь вон нас сколько расписных, да нарядных курочек, а петушка-то у нас нет». Отвечает им барыня: «Ну, это не беда. Посмотрите-ка сколько здесь ребят. Уж коль они вас красавиц таких слепили, то и петушка слепят».
Ребята, как вы думаете, может и на самом деле слепим петушка для курочки?
Посмотрите, а вот и петушок. Какой он беленький, яркий, да нарядный. Хвост большой, изогнутый, крылышки украшены точками да кружочками, а на груди-цветок. Где такие игрушки делают? Да, это тоже дымковская игрушка. Посмотрите, как петушок гордо поднял голову, грудь выпуклая, клюв острый, сережки вытянуты, как капельки, а гребешок-то, гребешок, смотрите, какой большой, как красиво он изогнут. Хорош петушок? Хорош петушок! А лепится петушок почти так же, как и курочка.
Сначала у курочки что лепили? Как лепили подставку? \параллельно повторению, еще раз показываю для закрепления приемов, как лепили курочку и сопоставляю показ лепки петушка\. У петушка тоже сначала слепим подставочку, только она будет повыше. Почему? Потому что петушок повыше курочек. Потом слепим так же, как и у курочки туловище. В какой последовательности лепим туловище у курочки? \скатать шарик, раскатать колбаску, согнуть колбаску в дугу\. У петушка лепим туловище так же, только глины возьмем побольше, чем для курочки.
Скатаем шарик, колбаску, дугу, а теперь смотрите внимательно:
1. У курочки хвостик просто расплющиваем, а у петушка расплющиваем и оттягиваем.
2. У курочки гребешок прищипываем, а у петушка-прилипаем и примазываем колбаску, а затем расплющиваем и оттягиваем.
3. У курочки клюв оттягиваем, а у петушка-прилепляем шарик, примазываем, заостряя, получается острый клюв.
4. У курочки сережек не было, а у петушка-сережки-капельки под клювом \показ приема скатывания капельки\. Чтобы сережки были ровненькие, надо взять одинаковые два по величине шарика, скатать капельки, соединить их между собой и прилепить под клювом. Прилепляем туловище к подставочке, примазываем, приглаживаем. Петушок готов. Вам понятно как петушка делать? Приступайте к работе.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ:
Звучит тихая музыка. Дети эмоционально переживают все, что видят и слышат. У них складывается определенное отношение к тому, что они восприняли. Этот эмоциональный настрой влияет и на результат изобразительной деятельности детей. Каждый ребенок передает образ в меру своей фантазии, одаренности, мастерства, вкуса и представлений. Дети должны передать в игрушке предельно обобщенные формы и одну-две детали, без которых невозможно понять существо изображаемого.
Во время занятия оказываю необходимую индивидуальную помощь каждому ребенку. Делаю это ненавязчиво, в форме совета, наводящего вопроса, поощрения, подбадривания, побуждая ребенка к творчеству
ТРЕТЬЯ ЧАСТЬ ЗАНЯТИЯ:
Заканчиваем работу. А кто уже закончил, подписывайте свои игрушки и несите ко мне на проверку. Курочки уже заждались ваших петушков.
Принимая поделки, обращаю прежде всего внимание детей на удачно переделанный образ, на отдельные более выразительные детали. Показываю, как надо подправить те, или иные недочеты в работе, как добиться выразительности, пластического решения.
Таким образом, игрушка помогает формировать художественный вкус, помогает раскрыть детям мир прекрасного, вызывает непосредственную эмоциональную отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.