Урок обучения грамоте. Согласные звуки /г/, /г/. Буквы Гг. Строчная и заглавная буквы Гг.


МБОУ «Большегнеушевская средняя общеобразовательная школа» Рыльского района Курской области
1 класс.
Обучение грамоте.
Тема: Согласные звуки /г /, /г´/. Буквы Г, г. Строчная и заглавная буквы Г, г.
Учитель первой квалификационной категории
Мацакова Надежда Витиславна2015 год
Тема урока: Согласные звуки /г / , /г´/ . Буквы Г г. Строчная и заглавная буквы Г г.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Планируемые результаты.
Предметные результаты.
Научиться выделять новые звуки (г), (г,) из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, читать слоги, слова, короткие тексты с изученной буквой; научиться писать строчную и заглавную букву г, слоги, слова и предложения с ней; осуществлять самоконтроль.
Метапредметные результаты.
Регулятивные: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы; ориентироваться на разные способы решения задач; понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные: стремиться к координации, формулировать собственное мнение, уважительно относиться к товарищам.Личностные результаты.
Сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке; создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.
Оборудование: карточки с буквами, карточки тренировочные (написание букв г), раскраски «Ягоды», слоговые таблицы.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности
-Наш урок – это еще одна ступенька к новым знаниям и умениям.
На доске схема - ступеньки, на которые дети поднимаются на каждом уроке, приближаясь к моменту, когда они сами смогут прочитать любую книгу, газету, журнал, смогут работать на компьютере и добывать знания с помощью чтения (каждый урок фотография класса переходит на новую ступеньку).
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии
-Ребята, с какими буквами мы знакомились на предыдущих уроках?
(называние изученных букв по карточкам)
-Посмотрите на ленту букв и звуков. Какие две группы звуков есть? (согласные, гласные)
-Согласные звуки делятся еще на две группы. Какие? (твердые, мягкие)
-Какие из изученных гласных букв обозначают мягкость предшествующего согласного звука?
-Какие обозначают твёрдость предшествующего согласного звука?
-Какие из гласных букв могут обозначать два звука?
-Назовите буквы, которые находятся на доске
м, а, я, к, я, …. о, д, а,
- Здесь спрятались два слова. Какие? Составьте слова: маяк, ягода.
3.Выявление места и причины затруднения
-Почему мы не можем составить слово «ягода»?
-Чего не хватает?
-Можно ли обойтись без этой буквы? Почему?
-Что нам нужно сделать, чтобы мы смогли составить слово «ягода»?
4.Построение проекта выхода из затруднения
-Ребята, так с какой новой буквой мы познакомимся сегодня на уроке?
-Сформулируйте тему сегодняшнего урока
-А какие цели мы поставим перед собой?
(на ступеньках дописать букву Г)
5.Реализация построенного проекта
1)Чтение учителем сказки В.И.Даля «Война грибов с ягодами».
2)Знакомство со звуками /г/ , /г´ /.
-Кто главные герои сказки? (грибы)
Учебник «Азбука» В.Горецкого с. 119
-На что похожи шляпки грибов, если на них сверху посмотреть? (на круги)
(Звуковой анализ слов «грибы», « круги»)
-Какой звук мы выделили в слове «грибы»?
-Какой он? (согласный, твёрдый, звонкий)
-Какой звук мы выделили в слове « круги»? (согласный, мягкий, звонкий)
Работа с лентой букв и звуков.
-Кто догадался, какой буквой мы обозначим эти звуки?
3)Знакомство с буквами Г г.

-На что похожа буква г ?Попробуйте напечатать букву г на доске.
6.Первичное закрепление во внешней речи
1)Чтение слогов в учебнике (ги, гу, га, ге, го).
2)Чтение слогов в столбиках (на отдельных листах «Слоговая таблица»).
Слоговая таблица. Буква Г.
1 аг ог уг ыг яг иг ег2 га гу ги гы ге гя го
3 ага угу иги ыга ягу еге4 гал гул гил гыл гел гол
5 ган ген гон гин гун
6 гаг гег гог гиг гуг
7 гам гоп год гос гор
8 рог ног даг виг туг

3) Знакомство с написанием строчной и заглавной букв Гг.

Анализ элементов букв, выполнение тренировочных упражнений.

Раскрасить букву Г двумя цветами, так как она может быть для обозначения твердого и мягкого согласного звука.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
-А теперь мы можем составить слово «ягода»? Напишите букву в слове ягода.
Дети пишут. Потом проверяют, сравнивая с записью учителя.
-Поработаем еще с одной карточкой.

8.Включение в систему знаний и повторение
1) Беседа по иллюстрации в учебнике на странице 118.
-Рассмотрите рисунок. Что это за город? Расскажи о занятиях жителей этого города. Как должны жить люди по соседству?
Работа с пословицей «Не делай другим того, чего себе не пожелаешь».
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-А чего вы себе не пожелаете?
-Сколько раз встречается наша новая буква в этой пословице?
2) Чтение слов на странице 119.
3)Чтение предложений.
-Сколько грибов набрали Галя и Гена?
-Какие грибы в корзине у Гали?
-Каких грибов набрал Гена?
-Чем опасны поганки?
(При сборе грибов нужно быть очень осторожным, никогда не брать незнакомых грибов)
-Какие съедобные грибы вы знаете?
-А ядовитые?
9.Рефлексия учебной деятельности
-Мы говорили о войне грибов с ягодами. Они теперь не воюют. Поэтому и на нашем уроке они подружились. Возьмите раскраску, вставьте в слово изученную на уроке букву.

Этот вид работы показал каждому из вас, каков результат урока.
Дома вы раскрасьте эти ягоды.
А сейчас мы переместим свою фотографию на новую ступеньку.
Приложение.