Классный час тема Ценности человеческой жизни

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Горская средняя общеобразовательная школа










Классный час:

"ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ"




Участники
6»Б» класс МБОУ Горской СОШ


Классный руководитель
Смоленская Елена Николаевна






2015г.
«Если нет жизненных ценностей,
то остаётся одно лишь отчаяние»
Мэй Ролло


Цель: создать подросткам условия для осознания жизненных ценностей.
Задачи:
- познакомить с понятием «Жизненные ценности»;
- организовать работу в группах для приобретения навыков отстаивания своей точки зрения;
- сформировать ответственное отношение к собственной жизни.
Актуальность: классный час посвящен проблеме выбора нравственных ценностей. Эта проблема необычайно актуальна для настоящего времени. Социологи утверждают, что для современной молодежи все большее значение приобретают ценности материально-бытового плана, преобладают личные жизненные мотивы и экономические цели. В структуре ценностных ориентации современной молодежи в настоящее время доминируют не ценности - цели, а ценности - средства.

Этап 1. Погружение в проблему осознания жизненных ценностей

В начале классного часа я говорю ребятам о том, что сегодня мы поговорим о ценностях.
Предлагаю учащимся написать на листе, все то, что они считают наиболее важным для себя в своей жизни на данный момент. Затем прошу на время отложить в сторону свои листочки. Мне они понадобятся в конце классного часа для самоанализа учеников.
Далее я рассказываю детям о том, что такое жизненные ценности. Что за долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности, и в обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.
Мы обсуждаем с ребятами, какие ценности в наши дни чаще выходят на первый план. Часто ребята называют вещи, которые являются потребительскими - дорогой телефон, модная одежда, развлечения, удовольствия. Я объясняю своим ученикам, что сами по себе эти вещи безобидны, но, если они являются именно ценностями, это становится социально опасным, ведь мы построим на таких ценностях бесперспективное общество. Потребительское общество общество материального комфорта, изобилия материальных благ, общество неуёмного потребления. Это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни подлинная культура и где даже изобилие имеет смысл только для выживания существующего мира. Мировые религии утверждают, что потребительство игнорирует духовные ценности, поощряет животные страсти, нездоровые эмоции и пороки. Всё покупается, продаётся и имеет свою цену (в том числе и человек и его совесть!).

Этап 2. Борьба за ценности

Я предлагаю ребятам провести не совсем обычную игру. Для этого я прошу их разбиться на группы и перенестись мысленно в будущее – галактическую эпоху, когда будет заселяться Вселенная. Прошу детей представить, что они отправляются к новой планете, которая очень похожа на Землю. Там каждая группа может положить начало новой цивилизации. Задача ребят – перенести основные ценности земной цивилизации в новую ситуацию. Предлагаю им набор ценностей.
Затем каждая группа определяет, какие ценности они считают наиболее важными. Расставляют их в порядке убывания по мере их значимости для группы. Я делаю акцент на том, что группа должна выработать единую позицию, так как каждая ценность может быть приобретена только один раз и только одной группой. Ценность будет отдана на планету взамен на время, которое тоже имеет свою ценность. Все они смотрели фильм "Время", который рассказывал о том, как время заменило деньги, и если у человека не было времени, он умирал. В нашем случае каждая приобретенная ценность забирает у цивилизации десятилетия или столетия жизни. Дети обсуждают в группах ценности и расставляют их согласно своим приоритетам.
Каждой команде дается 1000 лет, которые можно тратить на приобретение ценностей. Игра проводится по принципу аукциона и заканчивается, когда все ценности розданы или у команды кончились годы.
Затем я предлагаю наполнить приобретенными ценностями свои планеты. По одному человеку от группы прикрепляют ценности на изображение своей планеты и рассказывают, какое общество создаст эта цивилизация, сможет ли развиваться жизнь на этой планете. Ребята объясняют, почему именно на эти ценности группа пожертвовала драгоценное время.
После этого я прошу ребят вернуться к своим листочкам, написанным в начале классного часа. Ребята читают, что было написано, и решают: дополнили бы они своими ценностями эти планеты, или смысл некоторых позиций потерял значимость.
Этап 3
Я рассказываю ученикам, что люди по-разному формируют набор ценностей. Обычно этот процесс растянут на всю жизнь человека. Когда нам 15 лет, на первое место выходят любовь, дружба, образование. Когда нам 30 - семья, дети. Когда нам 50 - здоровье, душевная гармония. Но есть главная ценность - ценность жизни, которая воспринимается людьми как нечто само собой разумеющееся, не подлежащее ни сомнению, ни обсуждению. Но, к сожалению, не для всех жизнь является ценностью. Зачастую неудовлетворенность собой, непринятие со стороны родных и друзей, невозможность нахождения выхода из какой-то ситуации является причиной обесценивания дальнейшей жизни. Но разве имеет право человек лишить себя самого ценного, что даровано ему свыше? Ребята обсуждают эту тему, высказывают свою точку зрения.
В заключение классного часа я рассказала детям притчу о ценности жизни.
Данный классный час не оставил детей равнодушными.

15