Конспект урока по русскому языку по теме: Буквы ы,и после приставок

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС с презентацией в 6 классе.
Тема урока: Буквы ы и после приставок
Учитель: Калмыкова Л.А.
ЦЕЛЕВОЙ БЛОК.
Цели урока:
Образовательные:
формировать умения определять условия выбора гласных Ы-И после приставок на согласные;
тренировать умение выделять приставки в словах;
Развивающие:
развивать схематическое мышление, зрительное внимание, память, словарный запас, устную и письменную связную речь.
расширить познания детей в истории.
Воспитательные
воспитывать умение работать в команде;
обогащать духовный мир учеников.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОК.
Задачи:
знать условия выбора гласных ы и после приставок.
уметь находить данную орфограмму,
уметь письменно объяснять условия выбора данных букв.
Тип урока: комбинированный
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
Оборудование урока:
Презентация
учебник по русскому язык: М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др. Русский язык. 6 класс. В 2 ч. Ч.1: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012
карточки с заданиями.
Основные понятия: орфограмма, приставка, однокоренные слова
Межпредметные связи: русский язык, история, литература
Схема конспекта урока:
Ход урока:
Организационный момент.
2. Повторение изученного материала на прошлом уроке.
-Синтаксическая пятиминутка: - слайд 2
Записать предложение.
Сделать синтаксический разбор
Объяснить постановку знаков препинания
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она.
-Послушайте, стихотворение и подумайте, какие орфограммы мы будем вспоминать? Слайд .3
Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание. Работа по цепочке:
Предл..жил выр..стить р..сток,
Так подб..ри ему горшок.
Лампу рядом заж..гай
Коврик снизу подст..лай.
Забл..стит в земле листок –
Это выр..с твой р..сток.
Изучение новой темы:
-Сейчас мы встретимся еще с одним чередованием. Слайд . Прочитайте выразительно текст. Из какого произведения этот отрывок:
Проказница-Мартышка,
Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.
«Постойте ж, я сыскал секрет»,-
Кричит Осел.
- В чем особенность написания, выделенных слов? Слайд 5
Выпишите выделенные слова в неопределенной форме, рядом напишите слова, от которых они образовались. Как вы думаете, что случилось с буквой и, почему она изменилась на ы? Слайд 8
- История этого чередования берет начало в 18 веке и связана с именем великого ученого М.В. Ломоносова. Изучению законов русского языка Ломоносов отдал много сил. С увлечением собирал Ломоносов материал для своей «Русской грамматики» (вышла в 1757 году). Тысячи записей! И каждая какое-нибудь наблюдение, вопрос, обобщение, предположение. Вот, например:
Отъискать
Оттискать
Отыскать.
Одно слово записано в трех вариантах. Ломоносов ищет, какую форму избрать? Утвердилось последнее написание, сам Ломоносов отдавал ему предпочтение.
Искать-отыскать
Играть-сыграть
Итог-подытожить
Почему он выбрал последний вариант.
- Но после всех ли приставок и изменяется на ы? Давайте прочитаем правило и узнаем. Слайд 7
-. А теперь прочитаем правило на стр. 110 учебника.
Итак, когда же после приставок пишется и, а когда ы?
Закрепление .
Выполнение упр. 198. Прочитайте задание. Выполняем письменно в тетрадях.
-С помощью приставок без- , сверх- и не- образуйте однокоренные слова от слов :слайд 9
Инициативный
Интересный
Искусный
Известный
-Работа у доски:
- Отгадай слово. Слайд 10
В слове недавно выделите приставку.
В слове бездарный выделите приставку.
В слове поинтересоваться выделите корень.
В слове железный выделите суффикс.
В слове красный выделите окончание.
-Какое слово у вас получилось? Напишите его на доске. Что произошло в корне получившегося слова и почему? Сверимся с экраном слайд 11
-Работа в группах:
А) Каждая группа получает лист с заданием: вставить пропущенную орфограмму в слово и объяснить орфограмму.
Под..скать
Сверх..нтересный
Не..звестный
Под..тожить
без..скусный
роз..грыш
по..скать
меж..нститутский
небез..звестный
без..сходный
Б) Подберите приставку, способную изменить слово. Варианты приставок: пред-, под-, с-, без-, сверх- (История, играть, иронизировать, идейный, итожить, идущий, искусственный).
Итог урока. Выставление оценок.
Домашнее задание. Упр. 153. Правило стр. 64 учить.

15