Конспект по литературному чтению на тему: К.Ушинский «Утренние лучи»


Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Организационный этап Прозвенел звонок.
Начался урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я, зовут меня Юлия Сергеевна!
-Садитесь! - Здороваются с учителем, садятся на свои места. Личностные:
личностное самоопределение и ориентация в социальных ролях.
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность.
Коммуникативные:
Формирование умения слушать и слышать.
Этап проверки домашнего задания - Ребята, прежде чем мы познакомимся с новой темой урока, давайте вспомним, с каким произведением вы работали на прошлом уроке, для этого откроем учебник на стр.133.
- К какому жанру относится данное произведение: к стихотворению, к сказке или к рассказу? Почему?
- На сколько частей поделили и как озаглавили части?
-Как вы думаете, нужна ли птицам школа?
-Зачем же Заходер придумал птичью школу?
-Хорошо! - На прошлом уроке мы работали с произведением Б. Заходер «Птичья школа»
- Произведение «Птичья школа» относится к сказке в стихах. Потому что сказка написана в стихотворной форме.
- Ученики отвечают
- Ответы учеников
-Автор хотел показать, что учение нужно всем: и людям, и птицам. Заходер хотел показать нам, как мы во многом похожи с птицами, ведь человек тоже животное, часть живой природы. Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Познавательные:
- умение находить информацию;
- уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.
Регулятивные:
- формирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации.
Сообщение темы и цели урока. Этап подготовки к первичному восприятию
Слово об авторе Словно золотые стрелы,К нам летят легко и смело -Животворны, горячиСолнца яркие ...
- Верно!
- Когда появляются яркие лучи?
- Верно!
- Сегодня лучи будут героями нашего произведения
- Кто скажет, какая тема нашего урока? О чём мы сегодня будем говорить? Откройте учебники на стр.136, прочитайте название произведения и фамилию автора и назовите тему урока.
- Какие цели поставим перед собой?
-Верно!
- Кто является автором произведения? Он вам уже знаком? Что вы можете сказать об этом человеке?
- Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1824 года в Туле. Великий русский педагог, детский писатель.Ушинский Константин Дмитриевич автор таких сказок и рассказов для детей как «Ветер и солнце», «Два плуга», «Слепая лошадь», «Лиса и козел», «Жалобы зайки», «Петух да собака», «Плутишка кот», «Охотник до сказок» и многих других. Все эти рассказы и сказки знакомы многим ребятам. - Лучи!
- Весной
- К.Ушинский «Утренние лучи»
- Прочитать произведение К. Ушинского «Утренние лучи». Узнать, о чем это произведение, понять его. Научиться читать выразительно произведение, отвечать на вопросы.
- Константин Ушинский.
- Ответы детей
Познавательные:
-самостоятельно формулировать тему урока и познавательную цель
- умение четко и грамотно выражать свои мысли;
- умение аргументировать своё мнение;
Коммуникативные:
-умение принимать позицию другого.
-уметь оформлять свои мысли в устной форме;
Словарная работа - Перед чтением произведения «Утренние лучи», разберём слова, которые встретятся в тексте.
- Как понимаете слово нашестий?
- Как понимаете слово улей?
- Давайте произнесём его с ударением.
- Как понимаете слово келья?
- Давайте произнесём его с ударением. - НашЕстий- это насест или нашест-жердь, перекладина в курятнике
- Улей-ящик (домик), где живут пчёлы
- Улей
- Килья-это маленькая комната.
- кЕльяРегулятивные:
-поиск и выделение необходимой информации;
Коммуникативные:
-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;
- умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли.
Этап первичного восприятия - Сейчас я прочитаю вам произведение К. Ушинского «Утренние лучи», а вы внимательно меня слушайте. - Внимательно слушают учителя. Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать.
Регулятивные:
Вовлечь учащихся в учебную деятельность.
Проверка первичного восприятия
- Понравилось ли вам это произведение?
- Как вы думаете, ребята, к какому жанру относиться это произведение?
- Почему
- Кто главный герой произведения?
-Как вы думаете, на сколько частей можно разделить текст?
- А правы ли вы, мы выясним в процессе работы.
- Да, нет. Вызвало приятные ощущения.
- Рассказ.
- Потому что это произведение маленькое по своему содержанию.
- Лучи.
-На шесть частей.
Регулятивные:
умение высказывать своё предположение.
умение осознавать трудности и стремление к их преодолению.
Познавательные:
- уметь находить ответы на вопросы;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- составлять ответы на вопросы.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Повторное восприятие и анализ I части
Озаглавливание- С каких слов начинается I часть и какими заканчивается?
- Верно!
- Давайте прочтём первую часть.
- Как автор описывает солнышко?
- Как понимаете «красное солнышко»?
- Как понимаете «стало рассыпать»
- Как понимаете «золотые лучи»?
- Как понимаете, стало «будить землю»?
- Как озаглавим первую часть? - Выпало…..будить землю.
-Читают.
- Автор описывает солнышко красочно. Зачитывают: красное солнышко.
- Красивое, яркое солнышко
-Показывать все свои лучи
-Жёлтые лучи, но так как солнышко ярко светит, то они получаются золотыми
-Значит, будить всех спящих на земле
- Солнышко Объясняют свое понимание о пословице, раскрывают смысл.итают название рассказа.ереверните страницу и прочитайте название расс Познавательные:
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
-учиться формулировать собственное мнение и позицию.
Физкультминутка Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть. - Дети выполняют физкультминутку, повторяя за учителем. Коммуникативные:
-навыки сотрудничества учителя с учениками.
Повторное восприятие и анализ II части
Озаглавливание- А теперь давайте прочтём II часть. Какими словами она заканчивается?
- Верно!
- В кого полетел и попал первый луч?
- Что сделал жаворонок?
- Вам встретилось слово, выпорхнул и встрепенулся. Как вы понимаете данные слова? Объясните их значение.
- Верно!
- Как называет автор песенку жаворонка?
- Почему?
- С каким настроением будем читать?
- Почему?
- Какие чувства передадим голосом?
- Какие слова помогают передать эти чувства?
- Прочитайте песенку про себя. выразительно песенку жаворонка. Передайте его восхищение жизнью.
-Хорошо, молодцы!
- Как озаглавим II часть? -Чтение по цепочке
- Как привольно!
- В жаворонка.
-Встрепенулся жаворонок, выпорхнул из гнёздышка, поднялся высоко-высоко и запел серебряную песенку.
- Выпорхнул, значит легко вылетел.
- Встрепенулся, значит вздрогнул от солнца.
- Серебряная песенка
- Тонко и звонко поёт, как серебро
- С весёлым, с восхищением
- Потому что это весна! И на конце стоят знаки препинания (!)
- Чувства радости и восхищения
- Ах, как хорошо. Как хорошо! Как привольно!»
- Читают выразительно песенку жаворонка.
- Первый луч Познавательные:
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
-учиться формулировать собственное мнение и позиции.
Повторное восприятие и анализ III части
Озаглавливание- Давайте прочитаем III часть.
- Какими словами заканчивается данная часть?
- На кого попал второй луч?
- Что сделала зайчик, когда в него попал луч?
- Как понимаете передёрнул ушками?
- Чем стал заниматься зайчик?
- Как озаглавим III часть? - Чтение по цепочке.
-…..на завтрак.
-Второй луч попал в зайчика.
- Передёрнул ушками зайчик и весло запрыгал.
- Зашевелил ушками

- Добывать себе сочной травки на завтрак
- Второй луч. Познавательные:
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
-учиться формулировать собственное мнение и позицию.
Повторное восприятие и анализ IV части
Озаглавливание- А теперь прочтём IV часть.
- С каких слов она начинается и какими заканчивается?
- Хорошо!
- Куда попал третий луч?
- Как вы понимаете слово курятник?
-Кто был в курятнике?
-Что сделал петух, когда в него попал луч?
- Что значит ку-ка-ре-ку?
- Что сделали куры?
- Как вы понимаете слово нашестей, мы его уже разбирали, скажите ещё раз его значение.
-Верно!
-Как озаглавим IV часть? - Чтение по цепочке
- Третий луч…..червяков искать.
- Третий луч попал в курятник, а именно в петуха и кур.
- Курятнник-помещение для кур
- Петух и куры
-Петух захлопал крыльями и запел.
- Ку-ка-ре-ку, так поёт петух.
-Куры слетели с нашестей, закудахтали, стали разгребать сор и червяков искать.
- Нашестей - это палка в курятнике на которых сидят куры
- Третий луч. Познавательные:
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
-учиться формулировать собственное мнение и позицию.
Повторное восприятие и анализ V части
Озаглавливание- С каких слов начинается и какими заканчивается?
- Куда попал четвёртый луч?
- Где спала пчёлка?
- Что значит слово келья? Мы его уже разбирали, вспомните.
- Как вы понимаете слово зум-зум?
- Молодцы!
- Куда полетела пчёлка?
- Как озаглавим V часть? -Чтение по цепочке
- Четвёртый луч…..цветов.
- Четвёртый луч попал в улей, а именно в пчёлку.
- В восковой кельи
- Келья- маленькая комнатка
- Это звуки пчелы когда она летает, то есть жужжит
-Полетела собирать медок с душистых цветов.
- Четвёртый луч. Познавательные:
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
-учиться формулировать собственное мнение и позицию.
Повторное восприятие и анализ VI части
ОзаглавливаниеРабота с иллюстрацией -А теперь прочитаем VI часть.
- Куда и на кого попал пятый луч?
- Как вы понимаете слово лентяй?
- Разбудил ли луч маленького лентяя?
- Почему
- Каковы были действия маленького лентяя? Найдите в тексте и зачитайте.
- Верно!
- Как вы понимаете режет глаза?
- Как озаглавим VI часть?
- На сколько частей мы разделили текст?
- Посмотрите внимательно на иллюстрацию к рассказу на стр. 137.
- Что вы видите на данной иллюстрации.
- Найдите в тексте описание к этой иллюстрации и прочитаете его. - Читает ученик поднявший руку.
- Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю.
Лентяй- ленивый человек
-Нет.
-Потому что он ленивый
-Он повернулся на другой бок и опять заснул.
- Попадает в глаза и мешает
- Пятый луч.
- На 6 частей
- Смотрят
- Мальчик, который спит на кровати и ему светят лучи солнца.
- Пятый луч попал в детскую, на постельку к маленькому лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул. Познавательные:
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Этап обобщения - Кто же главный герой этого произведения? Почему?
- Важное ли дело выполнило солнышко? Почему?
- Всех ли разбудил луч?
- Почему?
- Какую работу выполняет солнышко?
- Можем ли мы сказать, что это сложная работа? Почему?
-Каким вы представляете себе утренние лучи?
- Верно!
- Ребята, откройте рабочую тетрадь на стр. 78, выполним задание № 1.
- Прочитайте задание.
- Выполним данное задание вместе со мной.
- В выполнении данного задания нам поможет рассказ «Утренние лучи».
- Кого разбудил первый луч?
- Кого разбудил второй луч?
- Кого разбудил третий луч?
- Кого разбудил четвёртый луч?
- Кого разбудил пятый луч?
- А теперь выполним задание на стр.88 №2.
- Прочитайте и выполните задание №2.
- Выполним задание № 4 на этой же странице.
- Что понравилось в рассказе?
- Какое настроение вызывает это произведение? - Лучи солнышка, потому что они действующие герои данного произведения
- Да, потому что уже наступало утро, и настала пора работать и трудиться
- Не всех, лентяя.
-Ответы детей
- Рассыпает повсюду золотые лучи
- Работа не сложная, так как произведение по своему содержанию понятное и легко доступное
- Это тёплые лучи, проникающие в комнату в утреннее время
- Открывают рабочую тетрадь на стр. 22
- Читают задание
- Выполняют задание вместе с учителем.
- Внимательно слушают учителя
-Ребята проговаривают и записывают
- первый луч разбудил жаворонка
- второй луч разбудил зайчика
- третий луч разбудил петуха и кур
- четвёртый луч разбудил пчёлку
- пятый луч разбудил маленького лентяя
-Читают и выполняют
-Выполняют
- Ответы учащихся.
- Весёлое, радостное. Коммуникативные:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Познавательные:
- умение находить информацию;
- уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.
Регулятивные:
- формирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации.
Итог урока.
Рефлексия - С каким произведением мы сегодня познакомились?
- Кто автор?
- Достигли ли вы цели? (вспомнить, какие цели ставили перед собой).
- Что нового узнали?
Продолжите фразы:
Сегодня я узнал (а)…
Было интересно…
Теперь я могу… - «Утренние лучи»
- К. Ушинский
-Да.
- Ответы учащихся.
Личностные:
-способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Личностные:
- самооценка;
- осознанность учения;
- адекватное реагирование на трудности
УМК: «Начальная школа XXI века» учебник Л.А.Ефросинина, М.И.Омороков “Литературное чтение” 2 класс II часть
Класс: 2 «А»
Тип урока: Открытие новых знаний
Тема: К. Ушинский «Утренние лучи»
Цель: познакомить учащихся с новым рассказом К. Ушинскова «Утренние лучи», работать над выразительностью чтения, расширить кругозор учащихся, формировать положительную оценку таких качеств, как любознательность, эрудиция, воспитывать уважение к книге и знаниям, побуждать к чтению, саморазвитию, самообразованию.
Планируемые результаты:
- личностные: применяют правила делового сотрудничества, проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику;
- метапредметные:
регулятивные – планируют решение учебной задачи, оценивают результаты деятельности, анализируют собственную работу;
познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверяют, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу;
коммуникативные – воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, составляют небольшие устные монологические высказывания;
- предметные: совершенствование повторении в определении жанра произведения, тему, учатся работать с текстом, искать ответ на поставленный вопрос.
Оборудование: Мультимедийная презентация, конспект, заверенный учителем и методистом, наглядный материал, учебник «Литературное чтение» (авт. Ефросинина Л.А.). рабочая тетрадь «Литературное чтение» (авт. Ефросинина Л.А)
Министерство образование и науки Астраханской области
ГАПОУ СПО «Астраханский социально-педагогический колледж»
Специальность 050146 «Преподавание в начальных классах»
Конспект по литературному чтению
на тему: К.Ушинский «Утренние лучи»

Выполнила
студентка 3 «А» группы
Кравченко Ю.С.________
Учитель
Морокова С.В._________
Методист
Руднева Л.М._________
Оценка________
Астрахань,2016