Стратегия развития кадетского образования


Государственное автономное образовательное учреждение
Дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования Республики Татарстан»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
слушателей курсов
«Современные требования и технологии психолого-педагогического сопровождения учащихся кадетских школ с особыми образовательными потребностями»
«Программа реализации стратегии развития воспитания»
(на примере Татарстанского кадетского корпуса Приволжского федерального округа им. Героя Советского Союза Гани Сафиуллина)
Авторы проекта работники :ГБОУ «Татарстанский кадетский корпус
Приволжского федерального округа
им. Героя Советского Союза Гани Сафиуллина»
Валиев И.Х., воспитатель,
Гарипов Р.Р.,воспитатель
Руководитель проекта: Тахтамышова Г.Ч.
Казань, 2015
Содержание……………………………………………………………2
Введение ………………………………………………………..…….. 3
1 глава. Основные положения
1.1 Цель, задачи и основа стратегии…………………………… …….. 5
1.2 Программа реализации стратегии в Татарстанском кадетском
Корпусе………………………………………………………… 8
Глава 2. Воспитание как стратегический приоритет
2.1 Воспитание как педагогический компонент ……………………. 13
2.2 Традиции и основные направления воспитательной работы в татарстанском кадетском корпусе ……………………………..21
2.2.1 Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе
в татарстанском кадетском корпусе ……………………………..26
2.2.2 Программа развития будущего состояния татарстанского
кадетского корпуса ………………………………………………..28
Заключение ……………………………………………………….. .….. 31
Список использованных документов и источников
информации ……………………………………………………………. 34
Введение
Приоритетной задачей ближайших десятилетий XXI века является разработка и реализация стратегии развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания. В качестве базовых принципов стратегии развития воспитания определены принципы субъектности воспитания, социокультурного развития, гуманистической направленности воспитания, социальной справедливости и равных возможностей детей при организации воспитательного процесса, единства воспитательного пространства, демократического управления процессом развития воспитания, программно - целевого развития, позитивной социализации и духовно-нравственного становления подрастающего поколения, воспитания граждан демократического общества, способных реализовывать свой личностный потенциал в интересах поступательного развития России, общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей.
В целях совершенствования системы воспитания обучающихся, социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственной, ответственной, творческой инициативной, компетентной личности Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №443 от 17.06.2015 утверждена Стратегия развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы.
Стратегия разработана с учетом анализа состояния воспитания в Российской Федерации, Республике Татарстан, с опорой на лучшие отечественные и зарубежные воспитательные практики.
Стратегия в сущностных чертах определяет:• основания, цель и задачи развития системы воспитания обучающихся;• методологические основы развития системы воспитания обучающихся;• направления и содержание развития системы воспитания обучающихся;• ресурсы и механизмы реализации положений Стратегии;• характер и направленность ожидаемых результатов
Стратегия является программным документом в области региональной воспитательной политики, определяющим общий социокультурный вектор и приоритетные направления развития системы воспитания детей и молодежи в Республике Татарстан.
Стратегия содержит совокупность управленческих и педагогических идей и положений, определяемых целью, задачами и основными принципами воспитания и сочетающих интересы и требования общества, государства и личности.
Предлагаемые положения и рекомендации, изложенные в стратегии, служат базовым основанием для разработки программ и планов воспитательной деятельности в системе общего, профессионального, дополнительного образования, решения задач формирования у молодежи высоких гражданских качеств и повышения уровня ее готовности к выполнению социально значимых функций в различных сферах жизни российского общества.
Реализация стратегии осуществляется заинтересованными органами исполнительной власти в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете республики на соответствующий финансовый год и на плановый период.
1 глава
Основные положения
1.1 Цель, задачи и основа стратегии
Прогнозирование развития российского общества невозможно без определения ориентиров в социальной политике, в том числе, в образовании и воспитании, как подрастающего поколения, так и взрослого населения страны. Стратегия развития воспитания является важной составляющей инновационной основы будущего страны. Именно стратегия должна определить комплекс действий, направленных на обеспечение воспитания подрастающего поколения, адекватной динамике социально-экономических и социально-политических изменений в жизни России.
Цель Стратегии – развитие на межведомственной основе в период до 2025 г. государственно-общественной системы воспитания Российской Федерации, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности, консолидацию общества, укрепление моральных основ общественной жизни, успешную социализацию детей и молодежи, свободное духовно-нравственное развитие каждого гражданина, его самоопределение в мире нравственных ценностей, духовных и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации, межкультурного понимания и уважения, осознания своей человеческой общности, ответственности за сохранение мира на Земле, совершенствование мира вокруг себя.
Основа Стратегии – базовые национальные ценности российского общества, закрепленные Конституцией Российской Федерации: • патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• здоровье – здоровый образ жизни, здоровье физическое, социально- психологическое и духовное, физическая культура и спорт;
• образование – знание, компетентность, самоопределение и самореализация в образовании, накопление человеческого капитала, образование в течение всей жизни;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, развитие человеческого капитала;
• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, религиозное мировоззрение как часть сложной картины мира современного человека, толерантность, формируемая на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Задачи стратегии:
- консолидировать российское общество; повысить доверие граждан к друг другу, обществу и государству, к собственному будущему и будущему России;
- обеспечить государственную поддержку семейного воспитания на основе повышения уровня социальной и правовой ответственности родителей за воспитание детей, формирования их педагогической, создание благоприятных условий для развития ребенка на основе взаимодействия семьи, образовательных организаций и других социальных институтов;
-повысить эффективность воспитательной деятельности образовательных организаций: дошкольных, школьных, дополнительного, профессионального образования и социально-педагогической поддержки позитивной социализации детей и молодежи; - создать стабильную систему социально-педагогической поддержки уязвимым категориям детей, подростков, молодых людей, способствующую их реабилитации и полноценной интеграции в общество, используя подходы инклюзивного образования, технологии формирования доступного и безопасного воспитательного пространства.
Приоритеты государственной политики развития воспитания - защита прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, подростка, молодого человека, включая право каждого на ценностное самоопределение; - интеграция программ воспитания в основные виды деятельности обучающихся в общем и дополнительном образовании, обращение каждой из базовых национальных ценностей в воспитательную задачу в содержании образования;
- сбережение и укрепление физического, психического, социального и духовного здоровья ребенка, подростка, молодого человека; - сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа Российской Федерации, реализация права на изучение родного языка;
- создание условий для достижения профессионализма, высокой квалификации и нравственности в воспитании каждого ребенка, подростка, молодого человека и социально-педагогической поддержки их семей;
- развитие социально-педагогического партнерства субъектов воспитательно-образовательного процесса (государства, образования, науки, семьи, традиционных религиозных и общественных организаций, организаций культуры и спорта, СМИ, бизнес-сообществ) в совершенствовании содержания и условий воспитания подрастающего поколения граждан России.
1.2 Программа реализации стратегии в Татарстанском кадетском корпусе
Данная программа основывается на следующих документах:
Конвенция о правах ребенка.
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
Закон РФ «Об образовании».
Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования».
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2000 г.
Закон Республики Татарстан «Об образовании».
Концепция модернизации российского образования на период до 2025 года.
Концепция развития системы кадетского образования в России на период 2015-2025 года.
Цель программы: воспитание интеллектуального, культурного, физически и нравственно развитых обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних к служению Отечества на гражданском и военном поприщах.
Подготовка государственного мужа (деятеля на каком-либо государственном и общественном поприще) – патриота, государственно-мыслящего, готового брать на себя ответственность за судьбу своей страны; инициативного, самостоятельного, мобильного гражданина с лидерской позицией, просвещённого, культурного, разумного, зрелого в суждениях человека, способного к созиданию; благородного и благопристойного мужчины, заботливого семьянина.
Основные задачи программы:
максимальное удовлетворение запросов населения Приволжского федерального округа по обеспечению подготовки несовершеннолетних граждан, изъявивших желание посвятить свою трудовую деятельность исполнению обязанностей в сфере государственной службы;
формирование условий для физического, интеллектуального и культурного развития обучающихся, способствующих выбору жизненного пути в пользу сознательного служения Отечеству;
реконструкция и благоустройство татарстанского кадетского корпуса, укрепление её материально-технической базы;
обеспечение прав ребенка на качественное образование;
построение образовательной практики с учетом региональных, социокультурных тенденций, воспитание детей в духе уважения к своей школе, городу, Республике, России;
содействие повышению роли семьи в воспитании детей;
формирование культуры здорового образа жизни;
разработка и внедрение нового содержания образования в кадетском корпусе;
развитие системы управления кадетского корпуса;
развитие органов кадетского самоуправления, детской общественной организации.
Принципы реализации программы:
программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;
информационной компетентности участников образовательного процесса о происходящем в кадетском корпусе;
вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития кадетского корпуса;
включения в решение задач программы развития всех субъектов образовательного пространства
Этапы реализации программы
Переход татарстанского кадетского корпуса в режим развития будет осуществляться постепенно, на основе уже имеющихся в режиме функционирования наработок, путем поэтапного внедрения преобразований.
Весь переходный период планируется на 10 лет и будет подразделяться на 3 этапа.
I этап. Подготовительный (2015-2019 гг.) – кадетский корпус – адаптивная школа: разработка программы развития школы, создание условий, необходимых для обеспечения разработки и внедрения программы развития.
II этап. Основной (2019-2021 гг.) – кадетский корпус – экспериментальная площадка «Условия организации работы с детьми с особыми образовательными потребностями в кадетском корпусе (военно-патриотический профиль)»: создание структуры образовательного комплекса, формирование содержания деятельности образовательного комплекса, внедрение новой системы управления, изучение и внедрение новых педагогических технологий (здоровьесберегающих), мониторинг образовательного и оздоровительного процессов.
III этап. Завершающий (2021-2025 гг.) – создание многопрофильного кадетского корпуса – «Кадетский корпус – ВУЗ».
Анализ исторического опыта и современной практики создания и функционирования кадетских общеобразовательных учреждений, изучение социально-образовательной ситуации, образовательных запросов и потребностей среди разных слоев населения Республики Татарстин дает возможность определить Миссию кадетского образования – возрождение российской системы воспитания высоконравственных и интеллектуально развитых граждан России, готовых к профессиональному служению обществу и государству.
К отличительным особенностям современного содержания кадетского образования относятся:
- реализация культурологического содержания образования, сочетание образовательных программ, реализующих кадетский компонент, программ дополнительного образования, направленных на формирование практических знаний по основам подготовки к военной службе;
- приоритетность воспитания в кадетском образовании, создание культурно-образовательной и ценностно-смысловой среды, насыщенной общечеловеческими и национальными ценностями, нормами морали, символами и ритуалами кадетских корпусов прошлого;
- ранняя профессиональная ориентация юношей по профилю образовательного учреждения осуществляющего подготовку к государственной службе;
- особый уклад жизни военизированного, но не военного образовательного учреждения, с регламентированной системой жизнедеятельности, с организацией и строгим соблюдением не только воинских ритуалов, но полным выполнением всех основных требований организации внутренней службы и внутреннего порядка, определяемых воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей;
- сочетание элементов воинской дисциплины и института самоуправления кадет. Постоянное педагогическое сопровождение воспитанников, осуществляемое мужчиной - офицером-воспитателем, оказание им помощи психологического, социального и медицинского характера.
Содержание кадетского образования складывается из следующих компонентов:
1. Кадетский компонент
Цель – подготовка патриота, государственно-мыслящего, готового брать на себя ответственность за судьбу своей страны; инициативного, самостоятельного, мобильного гражданина с лидерской позицией; просвещенного, культурного, разумного, зрелого в суждениях человека, благородного и благопристойного мужчины, заботливого семьянина.Программа кадетского образования реализуется через федеральный, региональный, школьный и индивидуальные аспекты. Комбинирование всех названных компонентов позволяет определить индивидуальную образовательную траекторию для каждого кадета.
2. Кадетское воспитание
Кадетское воспитание направлено на всестороннее развитие духовных и физических способностей каждого кадета.
Предметом деятельности кадетской школы-интерната является реализация общеобразовательных программ и дополнительных образовательных программ, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к гражданской или военной службе.
Глава 2 Воспитание как стратегический приоритет
2.1 Воспитание как педагогический компонент
Воспитание является целевой функцией семьи, государства и общества. Субъектами воспитания являются сами воспитанники, родители, педагоги, специальные службы образовательных и иных организаций, реализующих функцию воспитания или социально- педагогического сопровождения социализации и ресоциализации.
Воспитание как педагогический компонент социализации представляет целенаправленный процесс развития личности, основанный на гуманистическом взаимодействии воспитателя и воспитанника. При этом происходит развитие воспитанника как личности и освоение им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества. Воспитание предполагает целенаправленные действия по интеграции человека в общество, освоению им комплекса нравственных норм и социальных ролей, осуществляется через включение воспитанников в различные виды социальных отношений. При этом решаются две группы задач: социальной адаптации и социальной автономизации личности. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация - реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке. Результатом социализации человека является социальная активность – реализуемая готовность к социальным действиям, которая проявляется в сферах.
Воспитание как многосторонняя поддержка развития личности, предполагает количественные и качественные новообразования в человеке и направлено на реализацию его потенциальных возможностей. Воспитание как средство трансляции культуры, предполагает формирование у детей способности к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных в данном обществе. Идеальная цель воспитания отражается в принимаемом обществом нравственном идеале, определяет персонифицированные и процессуальные цели воспитания, которые отслеживаются в реальных результатах воспитательной деятельности. Таким идеалом является свободный, ответственный, высоконравственный, творческий гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, за сохранение мирной 4 среды, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Воспитание в XXI веке
Воспитание и институты воспитания в информационную эпоху Новые способы обработки и передачи информации с помощью Интернета является достижением человеческого разума. Получение и усвоение информации представляет собой важнейшее средство для осуществления целей, сформулированных самим человеком. Свободный ответственный гражданин – это человек, обладающий внутренней свободы, который осознает себя хозяином своей судьбы и поступает в соответствии с принятыми им принципами жизни, выбор которых он делает самостоятельно. Он должен осознавать свою неповторимость, индивидуальность и в соответствии с этим искать свою нишу в условиях реального существования. Свободный ответственный гражданин имеет духовно-нравственную основу существования, поскольку доминирующие нравственные ценности и регламентируют его взаимодействие с окружающей средой и стимулируют её активность.
Семья как ведущий институт воспитания
Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребенка, помочь ему усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений. Последовательное укрепление социально-педагогических отношений семьи и образовательных организаций связано с решением следующих задач: - государственная поддержка семейного воспитания, включающая разработку системы мер по повышению социального статуса семей с детьми, по обеспечению материального благополучия в семье, создание правовых основ, гарантирующих успешность семейного воспитания, охрану прав ребенка в семье, созданию условий для участия семьи в воспитательной деятельности образовательных организаций и других социальных институтов; - расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время; - организация учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников, предусматривающих совместную работу детей и родителей; - поддержка активного участия родителей в реализации воспитательных программ образовательной организации.
Воспитание гражданина
В полиэтнической, поликультурной, поликонфессиональной России невозможно ценностно-нравственное единство страны без его формирования уважения и равных прав каждого народа России. Эффективное внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации создаст условия для проявления детьми и молодежью качеств гражданина в социально одобряемых поступках и участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы.
Духовно-нравственное воспитание
Духовно-нравственное воспитание –это педагогически организованный процесс, в котором детям и молодежи передаются духовно- нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения ими системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей народа Российской Федерации. Задачи воспитания тесно связаны с процессом духовно-нравственного развития личности и осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно- смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом. Уважение к прошлому ради будущего - выбор духовно-нравственного поколения.
Воспитание как позитивная социализация и развитие личности
Воспитание обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитанию присущи следующие функции:
- диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;
- использование положительных факторов в развитии качеств личности;
- воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;
- развитие способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д. В ряду приоритетных механизмов, форм и технологий совместной деятельности субъектов воспитательного процесса специальное внимание в уделено развитию детской самодеятельности, стимулированию деятельности детских самодеятельных объединений. В процессе воспитания создаются условия для формирования у детей мотивационно-ценностных ориентаций, коммуникативных способностей, интеллектуальных, эмоционально-волевых и других качеств личности, а также для поддержки талантливых и одаренных детей.
Воспитание и профессиональный выбор
В профессиональной образовательной организации происходит формирование профессиональной идентичности, понимания себя в будущей профессии, понимания своего собственного значения в решении производственных и экономических задач. В образовательной организации среднего и высшего образования происходит понимание молодым человеком собственных возможностей и возможностей реализации своих потенциалов. Выбор профессиональной деятельности во многом способствует тому, что человек, выбравший это направление в жизни, стремится к определенной самореализации, выбирает новое поле для реализации в новой для себя деятельности.
Предлагаемые меры развития программы воспитания
1. Поддержка семьи и развитие системы поддержки семейного воспитания, педагогическое просвещение. Одной из существенных составляющих воспитания и социализации обучающихся является повышение педагогической культуры их родителей (законных представителей). Реализация стратегии развития воспитания предполагает поддержку семейного воспитания на основе повышения педагогической грамотности родителей и развития новых подходов к организации взаимодействия семьи и других субъектов воспитания. К числу первостепенных задач поддержки семьи и развития системы поддержки семейного воспитания выступают:
- выработка эффективных методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся;
- непосредственное информирование родителей специалистами (педагогами, психологами, врачами и т.п.);
- организация встреч родителей, обучающихся, педагогов для согласования интересов, позиций и способов взаимодействия по решению конкретных вопросов, открытое обсуждение имеющихся проблем.
2. Воспитание и педагогическая поддержка личностного развития в системе общего (в детском саду и школе) и дополнительного образования детей. Воспитание в дошкольных образовательных организациях предполагает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; сотрудничество с семьей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
3. Духовно-нравственное воспитание и социальные институты воспитания.
- повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей;
- обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта;
- реализация мер по всемерному повышению роли семьи в духовно- нравственном становлении растущей личности; выявление позитивного опыта духовно-нравственного воспитания;
- разработка эффективных технологий межведомственного и сетевого взаимодействия социальных институтов воспитания в обеспечении сотрудничества в решении нравственно-воспитательных задач;
- повышение роли научно-теоретического знания в эффективном решении актуальных проблем.
Усиление воспитательных возможностей информационных ресурсов (СМИ и Интернет):
- разработка концепции и поддержка социальной рекламы стратегии развития воспитания в Интернете;
- принятие пакета программ формирования культуры пользования Интернетом, профилактики компьютерной игровой зависимости у детей и подростков, в том числе – мер, направленных на расширение законодательной базы, экономического и налогового стимулирования разработчиков компьютерных игр с целью обязательного внедрения характеристик игр, препятствующих формированию компьютерной игровой зависимости;
- введение государственной системы психолого-педагогической экспертизы и сертификации компьютерных игр, обучающих программ, электронных учебников;
- обеспечение подготовки специалистов по проблемам медиаобразования; обобщение и распространение технологий медиаобразования в воспитании.
5. Поддержка детских и молодежных общественных объединений и организаций. Реализация стратегии развития воспитания предполагает формирование нормативно-правового поля взаимодействия детских и молодежных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования. В процессе реализации стратегии развития воспитания детские и молодёжные объединения и организации раскрывают свой воспитательный потенциал через следующие позиции:
- в цели – выход на защиту социальных прав детей;
- в содержании деятельности – использование вариативно- программного подхода, направленного на всестороннее раскрытие лидерского и творческого потенциала ребенка в общественно - значимой деятельности; - в организации – свободное структурирование внешних и внутренних связей субъектов общественной деятельности;
- в составе участников – разновозрастность.
6. Воспитание культуры труда и профессиональное самоопределение. В образовательные программы должны быть введены, как обязательный элемент, программы воспитания профессионала (профессиональной культуры), в т.ч. путем формирования развивающей образовательной среды, моделирующей профессиональную среду, обеспечивающую раннее включение обучающихся в систему профессиональных отношений, погружение в профессиональную деятельность с принятием на себя ответственности за решаемые задачи с осознанием ценности результатов труда, их социального значения. Обеспечить расширение социального партнерства сферы образования и сферы труда в части профессионального самоопределения обучающихся, формирования осознанной и ответственной профессиональной позиции.
7. Физическое воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни. Расширение возможностей физического воспитание детей и молодёжи должно быть направлено на поддержку физического развития детей и молодежи, на приобщение к физической культуре и спорту, на охрану и укрепление здоровья, закладывание ценностей и основ здорового образа жизни. Включение физической культуры в специально организованный воспитательный процесс через решение задач формирования: - основных жизненно важных двигательных умений и навыков;
- устойчивого интереса к занятиям физической культурой;
- морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.);
- создание условий для развития интереса к успешной сдачи норм ГТО всех возрастных групп.
8. Профессиональный и личностный рост педагога в области воспитания. Разработка и реализация в организациях среднего, высшего и дополнительного профессионального образования (педагогических, культуры, спорта и пр.) образовательных программ, обеспечивающих подготовку, переподготовку кадров и повышения квалификации для решения задач воспитания и социализации молодежи, в том числе использование дистанционных форм и конкурсных процедур повышения профессионального и личностного роста педагога в области воспитания.
9. Фундаментальные и прикладные исследования феноменов детства, семьи и воспитания. Национальная стратегия развития воспитания предполагает проведение исследовательской деятельности, направленной на:
- обоснование системы общественно-государственного взаимодействия социальных институтов воспитания на основе социокультурного и системного подходов, правового регулирования, реализации специальных федеральных и региональных программ, системы профилактики социальных рисков, консолидации усилий общества и государства в интересах детства;
- разработку подходов к построению индивидуальных траекторий развития и жизненного самоопределения детей и молодёжи, качественно нового уровня взаимодействия субъектов воспитательного процесса в образовательных организациях;
- определение ценностно-мировоззренческих основ воспитания и социализации детей; обоснование критериев формирования ценностно- мировоззренческой базы воспитания и социализации новых поколений на основе интеграции и систематизации общепризнанных российских традиций и ценностей, осмысления общенациональных и национальных особенностей страны.
2.2 Традиции и основные направления воспитательной работы в татарстанском кадетском корпусе
Кадетское воспитание – это процесс содействия духовно-нравственного становления человека, формирующий интеллектуальных, культурных, физически и нравственно развитых юношей, способных к профессиональному служению обществу и государству.
Цель кадетского воспитания – привитие с детского возраста чувств чести, благородства, добра, трудолюбия, справедливости и правды, выработки в кадетах тех верных понятий и стремлений, которые служат прочной основой искренней преданности народу и Родине, сознательного повиновения Власти и Закону.
Воспитательный процесс в татарстанском кадетском корпусе решает следующие задачи:
воспитать патриота и гражданина России;
сформировать у кадетов правосознание и государственное мышление, осознанную дисциплину;
подготовить воспитанников к осознанному служению обществу, государству, к успешной адаптации в обществе, умению вступать в коммуникативные связи на отечественном и мировом уровнях;
сформировать в кадетах умение объективно оценивать действительность, делать обоснованные выводы, принимать решения и действовать в соответствии со своими жизненными установками.
Важнейшее значение имеет физическое воспитание, формирование здорового образа жизни, физической культуры, желание физически совершенствоваться.
Военное воспитание – воспитывает дисциплину, стремление к самодисциплине, умение организовать себя, прививает с раннего возраста чувства ответственности за свои поступки, ответственности за товарищей, беспрекословного подчинения законам и требованиям.
Система кадетского воспитания основана на традициях русской армии, кадетских корпусов, военных гимназий прошлого (18-19 в.), современных передовых методиках воспитания.
В задачи воспитательного процесса кадетских образовательных учреждений входит формирование корпоративной культуры кадетского образовательного учреждения:
создание культурно-образовательной среды, насыщенной заповедями и традициями, символами и ритуалами русской армии и кадетских корпусов прошлого;
создание системы само- и соуправления, где каждый участник образовательного процесса понимает свою роль и ответственность за выполнение целей и задач кадетского образовательного учреждения.
Воспитание в татарстанском кадетском корпусе должно быть бинарным: это комбинация авторитарного и демократического методов.
Авторитарный метод особенно практикуется на первых ступенях. На этом этапе идет передача им определенных норм и требований в готовом виде. В старших классах кадеты начинают осмыслять правила, осознавать их ценности и смысл. На старшей ступени доминируют демократические подходы.
Поэтому эти методы используются параллельно и являются необходимыми для кадетского корпуса.
Сама организация жизнедеятельности кадетов – это режим, распорядок дня и военизированная составляющая. Для этого в татарстанском кадетском корпусе разработан общекадетский устав.
Разработанная система героико-патриотического воспитания в татарстанском кадетском корпусе имеет необходимые ресурсы для дальнейшего развития. Система героико-патриотической работы включает в себя ежеквартальный выпуск устного календаря «Военная слава России: События. Даты. Люди», ежемесячное проведение военно-исторических чтений «История кадетских корпусов России: Имена. Подвиги. Слава», экскурсии и встречи с офицерами и курсантами, ветеранами. Цикл вечеров устного рассказа об офицерской службе, красивых воинских ритуалах, связанных с выносом гвардейских знамен, книг Памяти – все это определяет содержание работы по патриотическому воспитанию кадетов.
В конечном итоге все это позволяет выделить татарстанский кадетский корпус в отдельный тип образовательных учреждений города Нижнекамска.
Патриотическое воспитание неразрывно связано с гражданским воспитанием, поэтому, в татарстанском кадетском корпусе проводятся уроки и классные часы, посвящённые формированию толерантного сознания кадетов.
Совместно с отделом профилактики правонарушений по делам несовершеннолетних ведется активная работа по изучению законов (проводились встречи «Подросток и закон» с работниками правоохранительных органов), оформлен уголок «Школьникам о законе». Большое внимание уделяется изучению нормативных документов татарстанского кадетского корпуса, что позволяет добиваться сознательного выполнения законов кадетской жизни. Особое значение в изучении правил, законов отводилось безопасности на дорогах, пожарной и личной безопасности.
Анализ деятельности ученического самоуправления татарстанского кадетского корпуса, которое представлено выборными органами детской общественной организации «Совет кадетов» показал, что в последние два года резко снизилась общественная активность: опрос лидеров ученического самоуправления показывает, что в выполнении своих обязанностей им не хватает знаний, умений и навыков организаторской деятельности, установления деловых контактов, управления процессом общения. Отсутствие группы координаторов-педагогов также ослабляет деятельность органов ученического самоуправления, которым необходима помощь при выявлении затруднений в своей работе. В целях повышения роли ученического самоуправления необходимо разработать программу обучения ребят коллективно-организаторской деятельности.
В кадетском корпусе решение проблем героико-патриотического воспитания находится в прямой зависимости от уровня квалификации кадров: офицеров-воспитателей, преподавателей физкультуры, организаторов оборонно-массовой работы и учителей-предметников.
При решении этих проблем на первый план в кадетском корпусе ставятся следующие задачи:
Возрождение системы героико-патриотического воспитания, где основными условиями всестороннего обеспечения системы подготовки кадетов к защите Отечества являются: методологическое обеспечение, организационное, а также наличие в школе особой воспитывающей атмосферы;
Эффективное управление системой героико-патриотического воспитания, где принципами управления являются:
принцип индивидуального подхода;
объективности;
основного звена управления;
республиканского и муниципального управления.
Система героико-патриотического воспитания
в татарстанском кадетском корпусе
Система героико-патриотического воспитания кадетского корпуса выполняет следующие функции:
развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребенка и педагога, поддержку процесса самовыражения способности детей и взрослых, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов;
интегрирующую, содействующую соединению в одно целое ранее разрозненных и несогласованных воспитательных воздействий;
корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общения кадета с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности;
регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов и их влиянием на формирование личности ребенка, ученического и педагогического коллективов.
Основным инструментом реализации системы работы по героико-патриотическому воспитанию в татарстанском кадетском корпусе является выполнение государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2015 – 2020 годы», а также реализация программ татарстанского кадетского корпуса:
программа патриотического воспитания;
программа оборонно-спортивной работы школы.
Система кадетского воспитания в нашем корпусе основана на традициях русской армии, кадетских корпусов, суворовских училищ.
2.2.1 Роль семьи в воспитательно-образовательном процессе
в татарстанском кадетском корпусе
Важное место в героико-патриотическое воспитании отводится работе с родителями. Активное вовлечение их в процесс подготовки будущих защитников Отечества является одной из важнейших задач педагога.
Что приобретает каждый из участников этого педагогического союза?
Родители, семья:
возможность получить новые данные о здоровье и физической подготовленности своего ребенка, как будущего защитника Отечества;
возможность приобщения к «живому» опыту других семей и использования его в интересах подготовки будущего защитника Отечества в своей семье;
возможность найти поддержку в изменении образа жизни своей семьи;
возможность улучшить подготовку своего ребенка к службе в ВС РФ, других войсках, воинских формированиях и органах;
возможность ближе узнать подростков допризывного возраста, лучше их понимать;
возможность способствовать укреплению семьи.
Воспитатель относится к тем немногим членам педагогического (школьного) коллектива, которые имеют возможность живого общения с родителями кадетов. Если учесть, что других возможностей просвещения семьи в области подготовки подростков к защите Отечества в настоящее время практически нет или они недоступны большинству родителей, без преувеличения можно сказать, что сегодня кроме учителя и, в гораздо меньшей степени, врача призывной комиссии реально взять на себя эту функцию некому. Как ни трудно, но эту реальность необходимо осознать.
Что приобретает воспитатель?
Возможность через общение с родителями получить дополнительные знания о физическом и психическом здоровье кадетов, их индивидуальных особенностях и привычках.
Возможность прояснить собственные позиции в отношении различных проблем здоровья, подготовки к защите Отечества, к службе в ВС РФ, утвердиться или внести коррективы в работу с подростками.
Ближе узнать подростков допризывного возраста из своего класса и реально помочь им подготовиться к службе в ВС, к защите Отечества.
Повысить уважение к себе со стороны родителей и их детей.
В «копилку» приобретений воспитателя можно добавить и то, что приобретает семья, поскольку ее «приобретения» также будут результатом его деятельности.
И воспитатель, и родители должны осознать, что они совместно работают на будущее, подготавливая защитников Отечества.
На протяжении ряда лет в татарстанском кадетском корпусе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Одновременно с традиционными родительскими собраниями, заседаниями родительских комитетов организована работа психологической службы (психолог, воспитатель) с целью педагогического просвещения родителей. Активное вовлечение родителей в жизнедеятельность татарстанского кадетского корпуса происходит через познавательные, творческие, спортивные мероприятия.
В целях повышения правовых знаний родителей и их детей в татарстанском кадетском корпусе проводятся классные часы, встречи с инспектором ПДН. Успех работы татарстанского кадетского корпуса, как показала практика, зависит от взаимопонимания учителей, воспитателей и родителей. С этой целью в соответствии с планом работы проводятся родительские собрания, вычленяются теоретические аспекты, таким образом, родители получают не только информацию об успехах своего ребёнка, но и психолого-педагогические знания для успешного воспитания детей.
Анализ опыта работы по организации взаимодействия семьи и школы позволяет утверждать, что массовый охват родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. В современной образовательной практике приоритетными становятся дифференциация, личностно ориентированный подход по отношению к семье, родителям. Это побудило разработать данную программу развития татарстанского кадетского корпуса, в которой обозначено шесть основных параметров сотрудничества школы и семьи:
изучение семей;
информирование родителей;
просвещение родителей;
консультирование родителей;
обучение родителей;
совместная деятельность педагогов и родителей.
Предполагается, что изучением и информированием должны быть охвачены все родители, а процент родителей, включенных в остальные направления работы, определяется взаимными потребностями семей и кадетской школы-интерната.
2.2.2 Программа развития будущего состояния татарстанского кадетского корпуса
Знание проблем татарстанского кадетского корпуса, аналитическое и прогностическое их обоснование дает поиск инновационных идей социального партнерства: кадеты, педагоги, родители, педагогический коллектив и социальное партнерство на всех уровнях образовательного и воспитательного пространства - составляет концепцию новой школы.
Соотнесение этой концепции с существующим положением дел дает основание для выработки конкретных нововведений (организации предпрофильного и профильного обучения, новой модели выпускника как социального партнера, внедрение новых методов обучения и воспитания, новый подход к управлению школой.)
Для эффективного развития татарстанского кадетского корпуса необходимо знать завтрашний социальный заказ. В ходе анализа и прогнозирования рабочая группа программы развития татарстанского кадетского корпуса пришла к выводу о том, что может в незначительной степени измениться состав заказчика нашего татарстанского кадетского корпуса, который может появиться среди родителей как социальных партнеров, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Со временем меняется роль и место родителей в образовательной политике татарстанского кадетского корпуса. Родители стали более активными социальными партнерами образовательного процесса.
Родительский комитет принимает участие в родительских конференциях, в воспитательном процессе, в коллективных творческих делах, в материально-техническом оснащении, в решении хозяйственных проблем корпуса.
С сегодняшним социальным заказом на образование корпус справляется, благодаря реализации личностно-ориентированного образования в рамках социального партнерства, которое предполагает:
Овладение учащимися содержания образования на повышенном уровне знаний, требуемом для профессиональной ориентации и поступления в ВУЗы.
Создание условий для творческой деятельности.
Максимальное использование возможностей гуманитарных и физико-математических дисциплин для формирования духовной сферы личности.
Татарстанский кадетский корпус оценивает свою работу по мотивации к учебе. У кадетов присутствует стойкий интерес к обучению, стремление личности к самосовершенствованию. Они инициативны и многие имеют активную жизненную позицию.
Исходя из этого приоритетными направлениями выделяются следующие:
обновление содержания кадетского образования и совершенствование его качества. С этой целью внедрять в образовательный процесс современные информационные технологии обучения и воспитания, расширить спектр и совершенствовать качество дополнительного образования;
научно-методическое и кадровое обеспечение развития образования в татарстанском кадетском корпусе;
развитие системы управления татарстанского кадетского корпуса;
финансово-экономическое обеспечение развития системы образования;
нормативно-правовое обеспечение развития системы образования в татарстанском кадетском корпусе.
Заключение
Анализ жизнедеятельности татарстанского кадетского корпуса показал, что необходимо существенно изменить подходы к воспитанию и обучению. В настоящее время не обеспечивается в полной мере единство учебного и воспитательного процессов. Обширная информация, которая предоставляется детям в ходе их обучения, отодвинула на задний план формирование у них нравственных начал. У некоторых из них слабо развита нравственная саморегуляция: отсутствует самокритичность, чувство долга и ответственность. Многие ребята имеют заниженную самооценку. Следовательно, в повседневной кадетской жизни нашим воспитанникам необходимо прививать чувства взаимопонимания, сострадания и другие нравственные качества.
Патриотическое воспитание неразрывно связано с гражданским воспитанием, поэтому, в татарстанском кадетском корпусе в системе проводятся уроки и классные часы, посвящённые формированию толерантного сознания кадетов.
Анализ деятельности ученического самоуправления, которое представлено выборными органами детской общественной организации «Совет кадетов» показал, что в последние два года резко снизилась общественная активность: опрос лидеров ученического самоуправления показывает, что в выполнении своих обязанностей им не хватает знаний, умений и навыков организаторской деятельности, установления деловых контактов, управления процессом общения.
Основной целью в разработке Программы развития татарстанского кадетского корпуса является определение стратегии развития системы кадетского образования в Нижнекамском муниципальном районе на период до 2025 года.
В этом направлении предполагается решение следующих задач:
Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения равноценного образования.
Достижение нового современного качества общего и профессионального образования.
Формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов.
Повышение социального статуса и профессионализма работников образования. Усиление их государственной и общественной поддержки.
Развитие образования как открытой государственной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса, т.е. кадета, учителя, родителей.
Для достижения поставленных целей и задач необходимо изменение целевых ориентиров татарстанского кадетского корпуса, интенсификация учебного процесса, широкое системное внедрение в образовательную практику инновационных педагогических технологий, интеграция общего и дополнительного образования, объединение в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов.
Современное общество крайне заинтересовано в том, чтобы свести к минимуму возможность случайного выбора профессии выпускниками. Более того, желательно, чтобы еще в школе молодой человек сумел определиться в выборе своей будущей профессиональной деятельности. Работа общеобразовательного учреждения должна содействовать развитию социально и профессионально ценных качеств личности. Именно поэтому в татарстанском кадетском корпусе отводится особое место системе предпрофильного и профильного обучения. Оно нужно для того, чтобы кадеты могли определиться в выборе будущего профиля обучения.
Ожидаемые результаты развития программы
Создание условий для возникновения новой учебно-организационной структуры, которая успешно реализует внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс, способствует развитию ключевых компетенций, проводит научно-методическую и исследовательскую работу.
Создание условий для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками татарстанского кадетского корпуса за счет реализации предпрофильного и профильного обучения, социально-психолого-педагогического сопровождения
Создание центра сетевого взаимодействия татарстанского кадетского корпуса с общеобразовательными учреждениями Республики Татарстан, высшими военно-учебными заведениями Российской Федерации
Создание единого функционального комплекса образовательных и воспитательных процессов, обеспечивающих благоприятные условия для развития кадетов в соответствии с их склонностями, способностями и интересами
Конечный результат работы кадетского корпуса - это выпускник-патриот с активной гражданской позицией, культурно-просвещенный, нравственно-зрелый, способный к созиданию.
Список использованных документов и источников информации
Программа развития государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Татарстанский кадетский корпус Приволжского федерального округа им. Героя Советского Союза Гани Сафиуллина» на 2010-2025 годы
«Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»
Развитие воспитательной компоненты и программа воспитания ФГОС общего образования: какова взаимосвязь и что делать школе
 blog.zabedu.ru «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации 2015-2025 гг.»
Постановление КМ РТ от 17 июня 2015 г. N 443 "Об утверждении Стратегии развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы"
Журнал «Магариф Education», июнь 2015г.
http://magarif-uku.ru/http://pravo-rt.ru/http://www.garant.ru/ http://rvs.livejournal.com/ «О стратегии развития воспитания 2015-2025 »