Технологическая карта урока русского языка в 1 классе Однозначные и многозначные слова


Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова».
(УМК «Школа России», 1 класс)
Авторы учебника: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий (М.:Просвещение)
Тема урока: Однозначные и многозначные слова.
Тип урока: «открытия» нового знания.
Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многозначных и однозначных словах, о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка.
Предметные задачи урока: дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов; ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.
Метапредметные задачи урока:
Познавательные: способствовать умению строить речевые высказывания в соответствии с планом; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, группировка, обобщение).
Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение планировать свою работу с учетом конечного результата; учить целеполаганию как постановке учебной задачи, стимулировать исследовательскую деятельность.
Коммуникативные: формировать умение работать в парах, умение слушать партнёра и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать однозначные и многозначные слова.
Оборудование: учебник «Русский язык. 1 класс», «Рабочая тетрадь. 1 класс», компьютер, проектор, экран, сигнальные карточки, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, толковый словарь русского языка.Ход урока.
Этапы. Формы работы. Деятельность учителя Деятельность учащихся Примечание
I.Организационный момент
-Поздоровайтесь с нашими гостями!
Долгожданный дан звонок!Ты готов начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядкеКнижки, ручки и тетрадки?Все ли правильно сидят?Все ль внимательно глядят?
- Начинаем урок русского языка.
- Ребята! Сегодня на уроке мы отправимся в удивительное путешествие по «Стране слов» полной чудес и загадок. А поможет нам совершить это увлекательное путешествие один из сказочных героев.
- Чтобы узнать, кто пришёл на урок вместе с вами, вы должны отгадать загадку:
У отца есть мальчик странный,Необычный, деревянный,На земле и под водойИщет ключик золотой,Всюду нос сует свой длинный...Кто же это?.. (Буратино)
- Ребята, как вы думаете, почему именно этот герой пришёл к нам? (Он хочет научиться).
- Кто из вас смотрел мультфильм или читал книгу?
- А кто написал? ( Алексей Николаевич Толстой)
- О приключениях этого сказочного героя можно прочитать в книжке, которую написал Алексей Николаевич Толстой. Называется эта повесть-сказка «Золотой ключик или приключения Буратино», написанная им по мотивам итальянской сказки Карло Коллоди «Приключения Пинокио. История деревянной куклы».
- Где можно взять и почитать эту сказку? (в библиотеке)
– Молодцы, ребята! Но ведь Буратино, наверно, не случайно пришёл кнам на урок. Буратино привык везде совать свой нос, и онхочет посмотреть, как вы работаете на уроке, каких успехов достигли,и хочет, чтобы вы, ребята, помогли ему ответить на некоторые вопросы, потому что без вашей помощи ему не справиться. Вы согласныему помочь?
–Что Буратино искал в сказке? (золотой ключик)
-Для того, чтобы найти золотой ключик, Буратино нужно преодолеть некоторые препятствия, а мы ему в этом поможем.
- Но сначала нужно подготовиться к письму. Подготовка класса к работе
Готовность к уроку.
Настрой на учебную деятельность Показ книги А.Толстого
«Золотой ключик или приключения Буратино»
II. Актуализация знаний
1. Минутка чистописания.
Пальчиковая гимнастика.
- Для первого задания, нам нужно разбудить свои пальчики.
- Давайте пожмем соседу руку. Левая рука здоровается с правой рукой, правая рука - с левой, и пальчики между собой здороваются: мизинцы, безымянные, средние, указательные, большие. Они рады встретиться.
- Вот мы разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво написать.
- Мы будем готовиться к письму. Вика прочитает нам стихотворение о том, как нужно готовиться к письму. Она будет читать медленно, с остановками, а мы выполним те задания, о которых в нём говорится.
(При чтении каждой строки дети выполняют определенные движения).
***
Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу,
Я, друзья, от Вас не скрою,
Ручку я вот так держу,
Сяду ровно, не согнусь,
Потому что не ленюсь!
***
- Сейчас красиво и аккуратно запишем число.
- С какой буквы начинается имя нашего сказочного героя? (заглавная буква Б, т.к. это имя собственное). Давайте напишем заглавную букву Б. Подготовка пальчиков к письму.
Формирование правильного письма букв, работа над каллиграфией.
Ученик читает стихотворение.
На доске:
1апреля
Б бIII.Самоопределение к деятельности.
Формирование цели урока и постановка учебных задач

- Ребята, Наш Буратино отправился в путешествие, чтобы найти золотой ключик.
- Вышел он на поляну… и на поляне увидел два домика, из которых доносились разные слова.
Из первого — иголка, ключ, ручка, лист.Из второго – пенал, линейка, тетрадь.- Задумался Буратино, почему слова не живут вместе? - Кто хочет знать, почему? Поможем Буратино?
- К концу нашего путешествия постараемся ответить на этот вопрос. (ДОМИКИ)
- Поэтому мы путешествуем дальше.
- Ребята, перед вами на столе лежат по две карточки. Сейчас выполним очень интересное задание. Я назову слова, а вы закройте глаза и представьте тот предмет, который я назову.
- Итак, слово «Иголка».
- А теперь, откройте глаза и нарисуйте на одной карточке предмет, который представили. Только друг к другу не подглядывать.
- Покажите карточку, на которой нарисовали «иголку».
(Спрашиваю нескольких учащихся, что они нарисовали на своих рисунках).
- Молодцы, ребята! Сейчас давайте посмотрим на экран. А что это за иголки нарисованы на рисунках. (Каждый рисунок объясняется). Смотрите, слово одно «иголка», а значений у него много.
- А где можно найти лексическое значение этого слова? - Откройте толковые словари и прочтите лексическое значение слова «иголка».
- Как вы считаете, как можно назвать слова, которые имеют много значений?
(Многозначными).
- Итак, ребята! Значит: Слова, которые имеют много значений называются многозначными
- Придумайте слова, которые бы имели только одно значение.
(Дети называют слова).
- Итак: Слова, которые имеют одно значение, называются однозначными.
- Итак, значит, какая у нас тема урока, как вы думаете? (…)- Посмотрите на экран.
(Тема урока: «Однозначные и многозначные слова».) - А как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке, какие задачи урока мы с вами ставим?
Задачи урока:
1. Познакомиться с однозначными и многозначными словами.
2. Научиться различать эти слова и употреблять их в речи Ведется подводящий диалог между учителем и учащимися;
создается проблемная ситуация, которая
побуждает к осознанию темы урока.
Учатся находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях.
В толковых словарях.
1.Тонкий металлический стержень с отверстием для вдевания нити.
2. Колючее образование на теле у некоторых животных.
3. Лист хвойного растения.
Целенаправленно ведется исследовательская деятельность.
Определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Слайд 1.
«Иголка».
Слайд 2: тема урока

IV .Работа по теме урока.
1.Словарная работа - Кто в сказке учил Буратино? (Мальвина)
Она приготовила для вас загадки.
1. Палочка волшебнаяЕсть у меня, друзья,Палочкою этойМогу построить яБашню, дом и самолетИ большущий пароход! (Карандаш)
- Что вам помогло ответить на загадку? (построить- нарисовать)
-Как вы думаете, слово карандаш сколько имеет значений?(Одно)
- Найдите значение в толковом словаре в учебнике.
-Значит оно какое? (однозначное)
2. В этой узенькой коробкеТы найдешь карандаши,Ручки, перья, скрепки, кнопки,Что угодно для души. (Пенал)
Как вы думаете, слово пенал сколько имеет значений?
- Правильно, значит, это слово тоже называется однозначным.
- Итак: слова, которые имеют одно значение, называются однозначными.
-А где можно найти значение этого слова? (в толковом словаре).
Сведения о происхождении слова «пенал».
- Запишите в тетрадь слова карандаш и пенал. Поставьте ударение в этих словах и подчеркните выделенные гласные. Запомните, как пишутся эти слова.
- Буратино доволен, видно вы ему правильно всё подсказали. Работа с толковым словарём в учебнике с. 139-140
Ученик рассказывает о происхождении слова «пенал» Слайд 3
загадка

Слайд4(карандаш)
Слайд5
Загадка
Слайд 6
(пенал)

Слайд 7
(старинныйпенал)

2. Работа в группах
- На каждой парте у вас лежат по 4 карточки, в которых написаны однозначные и многозначные слова. Вам нужно распределить слова на две группы. В первую группу включите слова однозначные. Во вторую группу – многозначные слова.
книга тетрадь ручка лист
(Работают в парах, делятся друг с другом своим мнением).
- Ребята! Чья пара готова озвучить слова из первой группы?
- Пожалуйста, слова из первой группы, то есть однозначные, читает…
(- Ребята сигнальными карточками оцените, все ли согласны с ответом).
- А чья пара готова озвучить слова со второй группы, то есть многозначные?
- Читает…
(Сигнальными карточками оцените, согласны ли вы с ответом).
Сравнивают и группируют предметы, объекты по нескольким основаниям; находят закономерности; самостоятельно продолжают их по установленному правилу.
Сигнальные карточки
V.Физкультминутка - Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся.
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. VI.Закрепление изучнного материала
1.Работа в парах

Обобщение усвоенного .Продолжение работы по теме урока.
Работа по учебнику.
- А сейчас откройте учебники на стр. 26 и рассмотрите рисунки из упражнения 16.
- Рассмотрите картинки.
- Назовите по картинкам слова, которые имеют только одно значение. (грач, карандаш). (Однозначные слова).
- Назовите по картинкам слова, которые имеют несколько значений. (колокольчик, кисть). (Многозначные слова).
- Чем похожи предметы, которые названы многозначным словом?
- Ребята, составьте предложение с любым многозначным словом.
- Я сейчас прочитаю вам небольшое стихотворение из упражнения 17 на странице 27, а вы внимательно послушайте и подумайте, о чём в нём говорится.
***
- Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
- А в ответ колоски шелестят:
- Золотые руки растят.
***
-Что вы можете сказать об этом четверостишии?
-О чём в нём говорится?
- Ребята! Подумайте, что обозначает слово золотой.
1) сделанный из золота, драгоценного металла жёлтого цвета (например: золотое кольцо).
2) цвета золота, блестяще-желтого цвета.
3) прекрасный, замечательный, умелый.
- Какие из этих значений вы выберете, чтобы объяснить выражения золотая рожь, золотые руки.
- Ребята! Так сколько значений имеет слово «золотая» (много).
Значит какое это слово? (Многозначное)
- А по одному слову можно понять, что это многозначное слово? (Нет).
(Это можно понять только по тексту (о чём говорится в тексте) или по картинке).
- Вернёмся к нашему герою-Буратино и попробуем ему помочь.
- Почему слова не живут вместе?
1). Иголка, карандаш, ручка, лист.2). Пенал, линейка, тетрадь. (Одни слова однозначные, другие- многозначные)
- Молодцы! Вы помогли Буратино отыскать золотой ключик.
А теперь посмотрите внимательно на экран
- Так что же опять мы видим? Слово одно «ключ», а значений у него посмотрите сколько!
-К каким словам относится «ключ»?. (Ключ -к многозначным.)
Разноуровневые задания. (если ост. время)
1. Работа в тетради на печатной основе, упр. 7 стр. 15. Составляют предложение с любым многозначным словом, записывают с комментированием .Работа по учебнику с. 27 упр.17
Привлечение жизненного опыта к ответам на поставленные вопросы
Работа по карточкам
Золотые руки
Золотая рожь
Наблюдают и делают самостоятельные простые выводы.
Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.
(проверка)

Слайд 12
ключ.

VII.
Рефлексия Игра «Засели домик»
- А сейчас Буратино предлагает нам поиграть.
- Нужно угадать, в каком домике живут предметы. В одноэтажном слова которые являются однозначными, в многоэтажном – многозначными. Вы хлопаете в ладошки, если слово однозначное, если многозначное – хлопаете 3 раза. А на доске можно увидеть, кто в каком домике живет.
- С какой новой темой мы познакомились на уроке?
(Однозначные и многозначные слова).
- Кто хорошо понял эту тему?(Поднимите сигнальные карточки)
- Кому нужна помощь?(Сигнальные карточки)
- Оцените свою работу на уроке.
- Кому понравился урок?
(Поднимают карточки со смайликами).
Оценивают свою работу на уроке Слайд 13-14
Игра
Слайд 15.
Смайлики

VIII. Итог урока
-Чтобы знания были впрок,Давайте кратко повторим урок!
- Какие слова мы называем однозначными?- Какие слова мы называем многозначными?
- Где мы можем узнать значение слова?
- Итак, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?
- Мы их выполнили? (Да)
-Что показалось сложно?
-Наиболее активными были…
Обобщают знания, делают вывод.