Статья Развитие творческой самостоятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Развитие творческой самостоятельности учащихся в процессе обучения русскому языку и литературе

Цель:
- создание условий для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
- развитие самостоятельности, умения использовать внутренний потенциал для решения реальных проблем;
- создание образовательных ситуаций для повышения мотивации к обучению (т.к. высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей);
- формирование духовно – нравственного потенциала личности обучающихся.
Успешность воспитания, образования и развития потенциальных возможностей учащихся зависит от создания особых взаимоотношений между учителем и учениками.
Мои педагогические принципы:
- педагогический гуманизм (принятие всех учащихся, соблюдение их интересов);
- сотрудничество-установка на доверительное общение с детьми
- способность к диалогу - умение слушать ребёнка, интересоваться его мнением, вести межличностный диалог на основе равноправия, доверия, взаимного уважения;
- принцип индивидуальности (создание условий для формирования индивидуальности личности учащихся).
Реализация этих принципов определила мой методический стиль. Условия достижения положительных результатов возможны лишь при наличии
- самообладания, собранности учителя;
- спокойной манеры держаться в сочетании с доброжелательностью;
- последовательности и постоянства в предъявлении требований;
- терпимости;
- создания на уроке и во внеурочной деятельности атмосферы творчества.
Я стремлюсь, чтобы отношения между мной и учениками строились на взаимопонимании и взаимоуважении, чтобы ученик не боялся высказывать свою точку зрения, мог самостоятельно открывать новое, привлекая уже известное, мог свободно участвовать в сотворчестве учителя и класса.
Результативность работы заключается:
- в положительной динамике качества обучения;
- в повышении уровня мотивации к обучению;
- в успешном развитии коммуникативных способностей учащихся;
- в активном и результативном участии в конкурсах различного уровня.
Достижение целей обучения, по моему мнению, возможно лишь при изменении подхода к организации учебно-воспитательного процесса. Общая педагогическая установка – не давать знаний в готовом виде. В основе моей педагогической деятельности лежит технология деятельностного метода обучения, поэтому при планировании процесса обучения обращаю внимание на разнообразие видов творческой деятельности школьников, стремлюсь,чтобы новые знания и способы деятельности открывали ученики, опираясь на имеющиеся знания и опыт. Ученик сам исследует изучение какого-либо правила, темы, и они становятся для него личностно значимыми. Он как бы сам «творит» научное знание. Поиск научного знания осуществляется в форме диалога учителя, ученика и какого-либо источника получения знаний. Роль учителя в данном случае – роль дирижёра. При обучении школьников использую дидактические принципы педагогики сотрудничества.
Ведущей формой обучения является урок, который, конструируется мною на основе следующих принципов:
- самостоятельность учащихся в ходе урока;
- самоорганизация учащихся;
- создание на уроке «ситуации успеха»;
- развитие личности;
- формирование коллективизма;
- принцип ролевого участия;
- принцип ответственности.
Наряду с традиционными методами обучения широко применяю инновационные. Например, метод проекта, относящийся к технологии проблемного обучения. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую. Используются различные формы самостоятельной деятельности: исследование, изучение литературы, анализ произведения, подбор иллюстраций. Учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное задание, слабым – по их реальным возможностям.
Интересным видом деятельности считаю интеграцию предметов, т.к. одна из задач литературы – создать условия для освоения учащимися культуры во всем ее многообразии. Поэтому на своих уроках использую метапредметные связи литературы, живописи, музыки, архитектуры. Это способствует развитию умения учащихся работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности. Интегрированные уроки дают богатый материал и для воспитательной работы.
Включить учащихся в процесс самостоятельного решения проблемных задач помогает исследовательский метод, являющийся составной частью проблемного обучения.
Исследовательский метод
- формирует многие черты творческой личности;
- даёт возможность применить свои знания в новых ситуациях;
- является условием формирования интереса к изучаемому предмету.
На разных этапах обучения я отбираю и современные средства обучения: книги (в бумажной и электронной форме), видеоматериалы, электронные тренажёры, фонохрестоматии, использую ресурсы сети Интернет.
Пробуждают интерес к предмету, способствуют развитию творчества интерактивные методы обучения: создание социально значимых проектов, мультимедийных уроков, виртуальных экскурсий, моделирования ситуаций, работа в группах и парах.
Считаю, что активизация внутреннего потенциала личности во многом зависит от индивидуального подхода к оценке его достижений. Основной критерий – индивидуальный, личностный. Я стараюсь создавать условия для развития потенциальных способностей каждого ученика на индивидуальном для него уровне и считаю своим профессиональным долгом способствовать этому на каждом уроке и во внеурочной деятельности, создавая для обучающихся ситуацию успеха.
Результатами такой работы можно считать:
- высокий уровень сдачи выпускных экзаменов по русскому языку (показатели результатов Государственной итоговой аттестации в 9 и 11 классах);
- положительную динамику качества обучения по русскому языку и литературе;
- наличие призеров муниципального и регионального этапов ВОШ;
- активное участие моих учеников в творческих конкурсах;
- наличие лауреатов городских конкурсов сочинений.
Вся моя работа как учителя направлена на самое главное – создание на уроке условий, помогающих ученикам самим добывать себе знания на основе уже имеющегося опыта.