Дополнительная общеразвивающая программа «Любительское музицирование» (фортепиано)


Дополнительная общеразвивающая программа «Любительское музицирование»
(фортепиано)
Пояснительная записка.
Музыка является самым художественным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Познание мира через звуки музыки, особенно в раннем возрасте, позволяет раскрыть удивительные способности ребенка, помогает сформировать эстетический вкус, расширить кругозор.
Актуальность программы «Любительское музицирование» (фортепиано) связана с необходимостью организации внеурочной деятельности учащихся в условиях ФГОС общего образования. Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена важностью создания условий для формирования у учащихся навыков восприятия музыки, инструментального музицирования, музыкально - пластического интонирования. Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют дополнительные занятия. В процессе занятий по программе «Любительское музицирование» у детей повышается интерес к разножанровой музыке, развивается слух, дети учатся самостоятельно исполнять музыкальные произведения и тем самым расширяют свой кругозор, формируют знания во многих областях музыкального искусства.
Специфика программы: программа любительского инструментального музицирования – базовый курс для овладения инструментом: необходимый технический уровень, освоение классического репертуара, навыки практического музицирования, т.е. подбор по слуху, чтение с листа, умение аккомпанировать и играть в ансамбле.
Цель программы:
- создание необходимых условий для реализации индивидуального подхода в процессе обучения для более точного определения перспективы развития каждого ребенка;
- формирование устойчивого интереса к обучению, воспитание музицирующих любителей музыки;
- формирование основ самостоятельной музыкальной деятельности детей. Задачи:
- развитие музыкальных способностей;
- приобретение основных исполнительских навыков игры на фортепиано;
- приобретение навыков чтения с листа, ансамблевой игры, навыков аккомпанемента;
- приобретение навыков самостоятельной работы над несложными музыкальными произведениями;
- накопление репертуара;
- расширение музыкального кругозора, развитие художественного вкуса. Сроки реализации программы: программа рассчитана на 4 года обучения. Режим занятий: в зависимости от возраста обучающегося, количество учебных часов в неделю может быть: 0,5 часа, 1 час, 2 часа.
Сроки обучения: 4 года.
Особенности освоения программы:
- музицирование должно включать в себя комплекс направлений, не выделяющихся в отдельные предметы – чтение с листа, ансамбль и аккомпанемент;
- произведений должно быть много (разнообразных по стилям и жанрам), педагог с данными детьми должен добиваться концертной готовности со всеми произведениями;
- повышение заинтересованности возможно только в том случае, когда снято чувство тревожности, нервозности при сдаче технических зачетов и академических концертов. Для этого необходимо шире внедрять элементы театрализации, игры, особенно в младших классах.
Формы обучения: занятия проводятся в форме индивидуальных уроков.
Методы обучения:
- словесные: объяснение, рассказ, беседа;
- наглядные: использование аудио иллюстраций (прослушивание в записи произведений композиторов, включенных в программу), демонстрация педагогом образца исполнения;
- репродуктивные: тренировочные упражнения, исполнительский показ приемов игры, демонстрация видео и аудио материалов, педагогический концерт, тех. зачеты, прослушивания, экзамены, академические концерты; - поисково-творческие: работа с нотными сборниками, поиск репертуара, подбор пьес по слуху, концертные выступления на конкурсах, фестивалях, внутришкольных отчетных концертах.
Ожидаемые результаты:
- накопление навыков практического музицирования;
- накопление репертуара для домашнего исполнения;
- достижение уровня развития ученика, достаточного для его творческой самореализации и самовыражения в сфере искусства.
Формы контроля: творческие отчетные концерты (зачеты) в I и во II полугодии.
Общие требования к творческим зачетам: желательно, чтобы одно произведение было из классического фортепианного репертуара. Другие произведения возможны в виде переложений популярной музыки (классическая, детская, народная, эстрадная), в том числе ансамблевые произведения, песни с аккомпанементом. Произведения, представленные на зачет или концерт, могут быть различной степени сложности: одно – посложнее, чтобы продемонстрировать технический и исполнительский рост учащегося, другие – полегче. Выступления обучающихся вне школы приветствуются, поощряются. В выступление вне школы входит: собственное исполнение произведения или его части; краткое текстовое сообщение о музыке на заданную тему.
Содержание курса.
1 год обучения
Техническое развитие:
- игра гамм – (2-3 по выбору) на 2 октавы, каждой рукой отдельно, расходящиеся – с симметричной аппликатурой; аккорды по 3 звука отдельно каждой рукой.
Работа над репертуаром:
- в течение года ученик должен пройти 20- 30 произведений: 4-5 этюдов, 8-10 пьес классического репертуара и легких переложений популярной музыки, 2 полифонических произведения, 5-8 ансамблей, 1 крупная форма в порядке ознакомления (знакомство с вариационной формой, частями легких сонатин); - закрепление основополагающих штрихов;
- освоение более длинных лиг.
Аккомпанемент и игра в ансамбле:
- развитие навыков игры в ансамбле (ученик + преподаватель, возможно ученик + ученик): организация посадки с использованием своей части клавиатуры, организация совместного метроритма (умение считать вслух, умение играть под тактирование), синхронизация движений, умение слышать партнера, ауфтакт, умение подчиняться единому исполнительскому замыслу; - навыки аккомпанемента вырабатываются совместно с навыками подбора: уметь играть бас основных функций на сильную долю; уметь играть левую руку (аккомпанемент) тише, чем мелодию, т.е. найти звуковой баланс; варианты: играю – играю, играю – пою (звуковое соотношение голоса и фортепиано). Чтение с листа:
- умение читать одноголосную мелодию в скрипичном ключе;
- умение читать ноты в басовом ключе в пределах позиции левой руки с тактированием правой рукой;
- умение читать с листа созвучия (секунда, терция, квинта, секста). Самостоятельная работа над произведением:
- знать план разбора произведения по схеме: в какой руке, какой ключ, знаки, определение тональности, размер и тактирование четвертями, сольмизация (чтение нот вслух), работа по 2 такта (левая, потом – правая, затем – объединение рук).
Подбор по слуху: - подбор 4-5 простых песен.
Примерный репертуар 1-го года обучения:
- пьесы из сборников: О. Геталова, И. Визная «В музыку с радостью», Б. Милич «Фортепиано» 2 класс, С. Николаев «Хрестоматия по фортепиано» 2 класс;
- пьесы для фортепиано (младшие классы): Б. Барток «Пьеса» , А. Хачатурян «Скакалка» ,М. Глинка «Полька», А. Гречанинов «Вальс», П. Чайковский «Старинная французская песенка», И. Бах «Менуэт» , И. Бах «Полонез», В. Моцарт «Аллегро», В. Моцарт «Менуэт» , Б. Берлин «Обезьянки на дереве» 14. И. Иордан «Охота за бабочкой», А. Гречанинов «Мазурка», А. Майкапар «Дождик», П. Чайковский «Болезнь куклы», А. Гедике «Этюд», С. Майкапар «Вальс», А. Гедике «Танец», Г. Гендель «Ария», И. Бах «Менуэт», К. Черни «Этюд»;- популярная музыка из мультфильмов
- ансамбли (по выбору).
2 год обучения
Техническое развитие:
- игра гамм: мажорные – C, G, E на 2 или 4 октавы в прямом движении; хроматическая – на 2 октавы отдельно каждой рукой в прямом движении; аккорды – по 3 звука двумя руками вместе или отдельно; арпеджио короткие – по 4 звука отдельно каждой рукой на 2 октавы; минорные – а, d – гармоническая, мелодическая на 2 или 4 октавы в прямом движении; хроматическая – на 2 октавы отдельно каждой рукой в прямом движении; аккорды – по 3 звука двумя руками вместе или отдельно; арпеджио короткие – по 4 звука отдельно каждой рукой на 2 октавы.
Работа над репертуаром:
- в течение года ученик должен пройти 20-25 произведений по следующим направлениям: произведения классического репертуара, переложения популярной музыки, подбор песен, ансамбли;
- грамотный разбор с анализом текста (стиль, форма, гармоническая или полифоническая структура, развитие мелодии, фактурные особенности аккомпанемента);
- работа над подголосочной и контрастной полифонией; - знакомство с крупной формой (развитие способности мыслить более масштабно, сочетать контрастные образы и темы);
- навыки игры кантилены;
- развитие слухового контроля;
- работа над элементами педализации в произведениях (прямая, запаздывающая педаль)
Аккомпанемент и игра в ансамбле:
- продолжать развитие навыков игры в ансамбле (ученик + преподаватель, ученик + ученик);
- начальные навыки игры аккомпанемента в простых песенных жанрах. Чтение с листа:
- чтение с листа простейших мелодий песенного характера; - дальнейшее развитие навыка «графического» чтения текста.
Самостоятельная работа над произведением:
- умение самостоятельно разобрать нотный текст из части программы (более легкой).
Подбор по слуху:
- навыки подбора детских песен (из списка по гармонизации) с простейшим сопровождением;
- исполнение песенок под собственное пение.
Примерный репертуар 2-го года обучения :- пьесы из сборников: Б. Милич «Фортепиано» 2 - 3 класс, С.Николаев «Хрестоматия по фортепиано» 2-3 класс ;- пьесы для фортепиано (младшие классы): К. Черни «Этюд», А. Гедике «Этюд», И. С. Бах « Полонез», Г. Гендель «Сарабанда», В. Моцарт «Ария», В. Моцарт «Менуэт », А. Гедике «Сонатина», Д. Кабалевский «Лёгкие вариации» фа-мажор, А. Чичков «Маленькая сонатина», Некрасов «Сонатина», Р. Шуман «Весёлый крестьянин», Р. Шуман «Смелый наездник» , А. Хачатурян «Андантино», Д. Кабалевский «Клоуны», Д. Кабалевский «Медленный вальс», А. Гедике «Пьеса», П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков» , П.Чайковский «Вальс», Ф.Шуберт «Вальс», Л. Бетховен «Три немецких танца»;
- популярная музыка из мультфильмов;
- ансамбли (по выбору).
3 год обучения
Техническое развитие:
- игра гамм: мажорные – D, B на 4 октавы в прямом и расходящемся движении (только D); хроматическая – на 4 октавы двумя руками в прямом движении; аккорды – по 3 звука двумя руками в размере 4/4; арпеджио короткие – по 4 звука двумя руками на 4 октавы; минорные – е, g – гармоническая, мелодическая на 4 октавы в прямом движении; хроматическая – на 4 октавы двумя руками в прямом движении; аккорды – по 3 звука двумя руками в размере 4/4; арпеджио короткие – по 4 звука двумя руками на 4 октавы. - игра упражнений Ш. Ганона;
- изучение фактурных элементов и гармонических фигураций.
Работа над репертуаром:
- в течение года ученик должен пройти 15-20 произведений классического пед. репертуара и различных переложений популярной музыки, часть из них в порядке ознакомления.
- знакомство с имитационной полифонией;
- работа над крупной формой (сонатины, вариации, рондо);
- работа над художественно-исполнительскими задачами – фразировка, динамика, нюансировка, педализация.
Аккомпанемент и игра в ансамбле:
- дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле;
- начальные навыки аккомпанемента в вокальных и/или инструментальных произведениях.
Чтение с листа:
- дальнейшее освоение навыка «графического» чтения текста;
- развитие навыка чтения вертикали.
Самостоятельная работа над произведением:
- дальнейшее развитие навыков грамотного разбора произведений.
Подбор по слуху:
- подбор аккомпанемента к песням (из списка по гармонизации) с фактурным оформлением, умением пользоваться педалью.
Примерный репертуар 3-го года обучения:
- пьесы из сборников: Б. Милич «Фортепиано» 3 - 4 класс;
- пьесы для фортепиано (младшие классы): И.С. Бах «Маленькие прелюдии и фуги», К. Черни «Избранные этюды», К.Черни «Этюды», А.Диабелли «Сонатина», И.С. Бах «Прелюдия», Л. Бетховен «Сонатина», Й. Гайдн «Рондо», Д.Кабалевский «Вариации», М.Клементи «Сонатина», Д. Шостакович «Гавот» , М.Глинка «Мазурка» , С. Прокофьев «Прогулка», П. Чайковский «Утренняя молитва», П. Чайковский «Игра в лошадки», П. Чайковский «Баба яга», Мендельсон «Песня без слов»;
- популярная музыка из мультфильмов и кинофильмов.
- ансамбли (по выбору)
4 год обучения
Техническое развитие:
- игра гамм: мажорные – C, D, E, F. G,B на 4 октавы в прямом и расходящемся движении ; хроматическая – на 4 октавы двумя руками в прямом движении; аккорды – по 3 звука двумя руками в размере 4/4; арпеджио короткие – по 4 звука двумя руками на 4 октавы; минорные – е, g – гармоническая, мелодическая на 4 октавы в прямом движении; хроматическая – на 4 октавы двумя руками в прямом движении; аккорды – по 3 звука двумя руками в размере 4/4; арпеджио короткие – по 4 звука двумя руками на 4 октавы. - игра упражнений Ш. Ганона;
- изучение фактурных элементов и гармонических фигураций.
Работа над репертуаром:
- в течение года ученик должен пройти 20-25 произведений классического пед. репертуара и различных переложений популярной музыки, часть из них в порядке ознакомления.
- знакомство с имитационной полифонией;
- работа над крупной формой (сонатины, вариации, рондо);
- работа над художественно-исполнительскими задачами – фразировка, динамика, нюансировка, педализация.
Аккомпанемент и игра в ансамбле:
- дальнейшее освоение навыков игры в ансамбле;
- начальные навыки аккомпанемента в вокальных и/или инструментальных произведениях.
Чтение с листа:
- дальнейшее освоение навыка «графического» чтения текста;
- развитие навыка чтения вертикали.
Самостоятельная работа над произведением:
- дальнейшее развитие навыков грамотного разбора произведений.
Подбор по слуху:
- подбор аккомпанемента к песням (из списка по гармонизации) с фактурным оформлением, умением пользоваться педалью.
Примерный репертуар 4-го года обучения:
- пьесы из сборников: Б. Милич «Фортепиано» 4-5 класс
- пьесы для фортепиано: К. Черни «Этюды» соч. №299, И.С. Бах «Двухголосные инвенции», К. Черни «Избранные этюды», А. Лемуан «Этюд», И. Бах «Двухголосные инвенции»,Г. Гендель «Алеманда» Л. Бетховен «Лёгкая сонатина», Э. Григ «Поэтические картинки», Г. Беренс «Этюды», Р. Шуман «Дед мороз».
- популярная музыка из мультфильмов и кинофильмов;
- ансамбли (по выбору).
Требования к уровню подготовки обучающихся.
Знать:
- основы музыкальной грамоты, позволяющие самостоятельно разучивать и грамотно исполнять музыкальные произведения;
Уметь:
- аккомпанировать и играть в ансамбле;
- понимать характер музыки, гармонические связи, образное содержание исполняемых произведений;
- исполнять репертуар, используемый в любительском музицировании (на школьных сценических площадках, в семейном кругу и т.п.). Иметь навыки:
- навыки инструментального музицирования;
- навыки чтения с листа, подбора по слуху.
Перечень учебно-методического обеспечения:
- наличие фортепиано (2-х фортепиано) в кабинете.
- аудио, видеоаппаратура, используемая для прослушивания записей, а также для просмотра и анализа собственного исполнения.
-использование шумовых инструментов (треугольник, маракасы, ксилофон и др.)
Учебные пособия:
1.Аллегро. Приятные встречи. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь №10. Сост. Т. Смирнова – М.: изд-во ЦСДК, 1997.
2.Аллегро. Слушаем и играем. Фортепиано. Интенсивный курс. Тетрадь №15. Сост. Т. Смирнова – М.: изд-во ЦСДК, 1997.
3. Альбом нетрудных переложений для фортепиано в 4 руки. Выпуск 2. – М.: изд-во «Музыка», 1994.
4.Ансамбли. Фортепиано. 3-5 классы Детской музыкальной школы. – М.: изд-во «Кифара», 1997.
5.Большая музыка – маленькому музыканту. Легкие переложения для фортепиано. Выпуски 1-5. Сост. Т. Юдовина-Гальперина – СПб.: изд-во «Композитор», 2005.
6.В музыку с радостью. Сост. О. Геталова, И. Визная – СПб.: изд-во «Композитор», 1999.
7.В свободный час. Легкие переложения для фортепиано. Сост.
8. Великие мелодии в легком переложении для фортепиано. Разные выпуски. Сост. Г. Фиртич – СПб.: изд-во «Композитор», 2007.
9.Веселый слоненок. Фортепианные ансамбли. Младшие классы. Сост. О. Геталова – СПб.: изд-во «Композитор», 2004.
10.Домашнее музицирование в 4 руки. Любимая классика. Ансамбли для фортепиано в простом переложении. Сост. Л. Захарова – Ростов н/Д: издво «Феникс», 2010. 1
11.За роялем всей семьей. Первые шаги ансамблевогомузицирования. Популярные произведения в переложении для фортепиано в 4 руки. Сост. Т. Самсонова, Л. Денисюк – СПб.: изд-во «Композитор», 2006.
12. Золотая библиотека педагогического репертуара. Сост. В. Кравцова, М. Михайлова – М.: изд-во «Дека-ВС», 2002.
13. Играем вдвоем. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Сост. А. Борзенков – СПб.: изд-во «Композитор», 1998.
14.Играем вдвоем. Музицируют дети. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Сост. А. Борзенков – Л.: изд-во «Музыка», 1998
15.Л. Счастливенко – Новосибирск: изд-во «Окарина», 2007.
16.Малыш и западно-европейская классическая музыка. Облегченные переложения для фортепиано. Переложение В. Дуловой – СПб.: изд-во «Союз художников», 2004.
17.Малыш и русская классическая музыка. Облегченные переложения для фортепиано. Переложение В. Дуловой – СПб.: изд-во «Союз художников», 2003.
18.Музицирование для детей и взрослых. Выпуск 2. Сост. Ю. Барахтина – Новосибирск: изд-во «Окарина», 2006.
19.Музицирование для детей и взрослых. Выпуск 3. Сост. Ю. Барахтина – Новосибирск: изд-во «Окарина», 2010.
20.Музицирование для детей и взрослых. Сост. Ю. Барахтина – Новосибирск: изд-во «Окарина», 2007.
21.Музыкальная копилка. Пособие по развитию навыков игры по слуху и транспонированию, а также песенник. Сост. М. Беленькая, С. Ильинская – СПб.: изд-во «Союз художников», 2002.
22.Музыкальные жемчужинки. Выпуски 1-3. Сост. Н. Шелухина – СПб.: издво «Композитор», 2007.
23.Хрестоматия для развития творческих навыков и чтения с листа. Младшие и средние классы ДМШ. Ансамбли для фортепиано в 4 руки. Сост. Л. Криштоп – СПб.: изд-во «Композитор», 2006.
24.Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой курс. Сост. Т. Камаева, А. Камаев – М.: изд-во «Классика – XXI», 2007.
25.Чтение с листа. Пособие для юного пианиста. Сост. О. Курнавина, А. Румянцев – СПб.: изд-во «Композитор», 2007.
26. Юный аккомпаниатор. Учебно-методическое пособие. Сост. Е. Заливако, О. Парфенова – СПб.: изд-во «Союз художников», 2001.
Список литературы:
1.Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. Изд. 3 – М.: Музыка, 1978.
2. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. – Л.: Советский композитор, 1981.
3. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. – Л.: Советский композитор, 1979. 4. Белованова М.Е. Музыкальный учебник для детей. Изд.3 – Ростов-наДону: Феникс, 2010.
5.Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. – М.: Классика – ХХI, 2008.
6.Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста. – М.: Классика – ХХI, 2007.
7.Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. – М.: Классика – ХХI, 2003.
8.Калинина Н.П. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. – Л.: Музыка, 1988.
9.Коган Г. Работа пианиста. – М.: Классика – ХХI, 2004.
10.Корыхалова Н. Играем гаммы. – М.: Музыка, 1995.
11.Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано. – М.: Классика – ХХI, 2003.
12.Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – М.: Кифара, 2002.
13.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 5 – М.: Музыка, 1987.
14.Смирнова Т.И. Фортепиано – интенсивный курс. – М.: Музыка, 1992.
15.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. – М.: Советский композитор, 1989. 16.Шмидт- Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – М.: Классика – ХХI, 2002. 17. Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я – детский педагог. – СПб.: Союз художников, 2002.