Доклад на ШМО на тему «Изодеятельность, как результат внутреннего эмоционального состояния»


«Изодеятельность, как результат внутреннего эмоционального состояния»
подготовила:
педагог-психолог
Задонская Екатерина Анатольевна
Изодеятельность является эффективным средством профилактики психоэмоционального напряжения у детей как дошкольного, так и младшего возраста. Изодеятельность имеет большое значение для развития детей, т. к. рисунки являются проекцией внутреннего мира ребенка, его взаимоотношений с окружающими людьми, а также характеризуют восприятие, память и настроение ребенка. Поэтому с помощью изодеятельности можно снять эмоциональную напряженность и сформировать «Я - концепцию».
Коррекционная значимость изодеятельности проявляется в следующем:
- ребенку предоставляются широкие возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творческой деятельности;
- изодеятельность дает возможность в получении позитивного эффекта, связанного с удовольствием, полученным от занятий творчеством;
- повышение самооценки ребенка и степень его самопринятия.
В последнее время появился термин «изотерапия» - лечение, коррекция эмоциональной сферы с помощью изодеятельности.
Показания для проведения изотерапии:
• трудности эмоционального развития;
• стрессовые реакции;
• понижение эмоционального тонуса;
•наличие внутриличностных конфликтов у ребенка по причине неудовлетворенности внутрисемейными отношениями;
• повышенная тревожность, страхи;
• низкая самооценка.
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕБЕНКА ПО ЦВЕТАМ.
ЧЕРНЫЙСтоит насторожиться, если ваш ребенок предпочитает использовать для рисования исключительно черный цвет. Черный – цвет угрозы. Он говорит о том, что ребенок находится в состоянии стресса. Однако не стоит беспокоиться, если ребенок начинает рисунок с черного цвета, а затем добавляет красок, используя другие – яркие цвета и оттенки. Это говорит лишь о том, что он – гармонично развитая личность.
ЖЕЛТЫЙЖелтый цвет, по мнению психологов, выбирают творческие детки, дети-мечтатели. Таким детям нередко больше нравится играть с веточками, камнями, тряпочками и песком, нежели с дорогими игрушками. Эти дети самые большие мечтатели, способность мечтать они не утрачивают и во взрослой жизни.
ОРАНЖЕВЫЙОранжевый цвет чаще всего выбирают легковозбудимые малыши. Такие детки веселятся, шалят и кричат всегда, везде и без всякой причины. Очень часто оранжевый становится любимым цветом гиперактивных деток, а также детей, которые страдают синдромом дефицита внимания. Однако не пугайтесь раньше времени. Если ваш ребенок предпочитает исключительно оранжевый цвет, это еще не говорит о его гиперактивности. Возможно, у него просто такой период и через некоторое время он начнет рисовать совершенно другими цветами.
РОЗОВЫЙРозовыми и светло-сиреневыми красками любят рисовать робкие детки. Такие дети нуждаются в постоянной поддержке, для них очень важно мнение окружающих.
ГОЛУБОЙА вот голубые оттенки для своих рисунков выбирают беззаботные дети. Не зря голубой цвет часто преобладает в летних рисунках детей, когда у ребенка много свободного времени и мало обязанностей.
КРАСНЫЙКрасный цвет, по мнению детских психологов, любят открытые и активные дети. Они очень энергичны, напористы, часто ломают игрушки. Кстати, интересный факт – очень многие успешные политики в детстве предпочитали красный и желтый цвета. Возможно, вы воспитываете будущего президента. Вообще красный – это цвет жизни, энергии и здоровья. Очень даже неплохой выбор!
СИНИЙА вот синий цвет выбирают детки спокойные, уравновешенные. Такие дети больше любят читать книжки, чем играть в шумные игры. Дети, в рисунках которых преобладает синий цвет, не всегда тихони. Иногда и активный энергичный ребенок вдруг начинает рисовать синие картинки. По мнению психологов, это говорит о том, что в данный момент ребенок просто нуждается в покое, возможно, он просто устал от шумных игр.
ЗЕЛЕНЫЙЕсли в рисунках ребенка преобладает зеленый, и особенно темно-зеленый цвет, это должно немного насторожить родителей, так как, по мнению психологов, зеленый выбирают детки, которым не хватает заботы и внимания. Даже если вам кажется, что вы уделяете своему ребенку достаточно внимания, попробуйте проводить с ним больше времени. Развивайте в ребенке открытость к окружающему миру, чтобы он не стал замкнутым. Сине-зеленые тона выбирают дети, которые находятся в напряжении. Возможно, ребенок недавно просто перенес стресс или, может быть, родители слишком строги к малышу и требуют слишком многого – каких-то достижений в спорте или же отличной учебы. Кстати, если говорить о взрослых, а не о детях, то сине-зеленые цвета чаще выбирают чиновники и люди на административных ответственных должностях. Возможно, и на вашем ребенке лежит слишком много ответственности. Предоставьте малышу больше свободы, поощряйте в нем проявление инициативы, чаще хвалите, и ваш ребенок начнет рисовать яркие солнечные картинки!
ФИОЛЕТОВЫЙФиолетовый цвет редко нравится детям младшего возраста. По наблюдению психологов, этот цвет чаще выбирают дети школьного возраста. Дети, которые предпочитают фиолетовые оттенки другим, чувствительные и ранимы. У них очень богатый внутренний мир.
СЕРЫЙСерый цвет часто выбирают замкнутые, тихие детки. Таких детей необходимо поддерживать во всех начинаниях. Уделяйте ребенку побольше внимания, и его рисунки раскрасятся в яркие цвета.
КОРИЧНЕВЫЙКоричневый цвет, по мнению психологов, любят дети, которые живут в своем собственном придуманном мире. Если раньше ребенок предпочитал другие цвета и вдруг внезапно перешел на коричневый, это может говорить о психологических трудностях, недавно перенесенном заболевании, стрессе или проблемах в семье.В практике изотерапии используются следующие виды заданий и упражнений:
1. предметно-тематический тип рисования - это рисование на свободную тему, где предметом изображения выступает человек и его отношения с предметным миром и окружающими людьми. Примером таких заданий могут быть рисунки «Моя семья», «Я в будущем», «Мои любимые занятия», «Нарисуй свой мир», …
2. образно-символический тип – это изображение ребенком абстрактных понятий в виде созданных воображением образов (добро, зло, счастье) ; изображение эмоциональных состояний и чувств (гнев, радость, счастье, удивление) .3. упражнения на развитие образного восприятия, воображения:
• рисование по точкам.
Педагог заранее готовит схему рисунка, расставляя контурные точки. Ребенку предлагается соединить точки, получившийся контур дорисовать до целого изображения, раскрасить, дать ему название, придумать сюжет;
• волшебные пятна или кляксы.
Назвать изображение, придумать историю.
• рисование в воздухе.
Педагог рисует в воздухе какую-либо простую фигуру, затем просит детей повторить изображение сначала в воздухе, а потом на бумаге.
4. экспериментирование с красками, карандашами, бумагой, мелом, пластилином, …
• рисунок на асфальте.
Ребенку дают цветные мелки и он рисует все, что ему захочется;
• «наскальная живопись»
Рисунок на стене; можно рисовать на оконном стекле красками, фломастерами, мелками. С обратной стороны можно прикладывать листы разного цвета, создавая разный фон.
• «восковой рисунок»
Лист бумаги натирают свечой. А затем сверху раскрашивают краской или мелками.
• «пластилиновая живопись»
Педагог предварительно делает контурный набросок предмета, а затем предлагает ребенку размазать по нему немного пластилина, не выходя за контур.
• «изображение своего настроения»
Педагог предлагает по желанию выбрать цвет краски и на белом листе нарисовать цветные линии, пятна, узоры, изображающие настроение ребенка в данный момент.
• «пальцевая живопись»
Педагог предлагает детям накладывать гуашь с помощью кончика пальца или палочки.
• «работа с глиной»
Сжимание. Разжимание. Сплющивание, формообразование.
• «игра с тестом»
Смешиваются 2 стакана муки, стакана соли, 1стол. ложка растительного масла и стакана воды. К смеси можно добавить порошковую краску.
• работа с бумагой (коллаж, папье-маше) .В работе с гиперактивными детьми рекомендуется использовать карандаши и фломастеры. Не рекомендуется работа с красками, глиной, пластилином, т. к. они могут спровоцировать агрессию.
При работе с детьми заторможенными, эмоционально зажатыми, требуются материалы, которые предполагают крупные размашистые движения (большие листы бумаги, пластилин, глина, мелки). Для ослабления эмоционального напряжения ребенка рекомендуются «кляксы», «пальцевая живопись».
Успехов!
Педагог-психолог: Задонская Е.А.