Технологическая карта урока русского языка Настоящее и будущее время глагола


Технологическая карта урока русского языка
Класс: 6 класс
Тема урока: «Настоящее и будущее время глагола».
Автор: Гаврилова Татьяна Владимировна, МКОУ «Сосновская СОШ»
Учебник : «Русский язык» Практика, под ред. Г.К. Лидман-Орловой, М.: Дрофа,2013г.
Цель деятельности учителя: формировать знания о том, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида, формировать умения образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов и изменять глаголы в настоящем времени; познакомить с простой и сложной формами будущего времени, формировать знания об образовании форм будущего времени, умения образовывать формы будущего времени.Тип урока: комбинированный урок
Планируемые образовательные результаты:
предметные: знать, что формы настоящего времени образовываются только от глаголов несовершенного вида, уметь образовывать форму настоящего времени от указанных глаголов и изменять глаголы в настоящем времени; знать простую и сложную форму будущего времени, уметь образовывать формы будущего времени.
Метапредметные: способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; применения ЗУН в повседневной жизни.
Личностные: испытывает желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе, осознание себя как индивидуальности, осознание эстетической ценности языка, стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы обучения: наблюдения над языком, эвристический, индивидуальный, фронтальный, групповой.
Оборудование : ПК
Основные понятия: Грамматические категории
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)
1.Орг.момент. Психологический настрой Создание эмоционального настроя урока.
Создание «ситуации успеха»
Здравствуйте, ребята, садитесь. Запишите число, классная работа.
Урок бы я хотела начать со слов:
Пусть станет невозможное - возможным. Пусть станет ближе все, что далеко. И пусть все то, что кажется так сложно, решается красиво и легко...
Самоопределение к деятельности. Принятие учебной цели и задач Словесный;
Фронтальная.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Личностные УУД: самоопределение, мотивация учения, смыслообразования;
установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Развитие умения высказываться на грамматическую тему; умение слушать и вступать в диалог
Воспитание
положительного отношения к учёбе, к знаниям
2.Создание проблемной ситуации.
Прочитайте стихотворение А. Плещеева:
Уж та..т снег, бегут ручьи,
В окно пове..ло в…сною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оден..т(?)ся л…ствою!
Вставьте нужные буквы. какие действия, названные в тексте, совершаются в момент речи, до и после момента речи? (упр.239) Решение задачи известными способами. Создание речевых высказываний Проблемный;
Фронтальная.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные УУД: уметь формулировать цель урока; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действий Развитие умения высказываться на грамматическую тему, сопоставлять, анализировать, развитие орфографической зоркости
3.Исследовательская деятельность.
Актуализация опорных знаний Упр.240
Рассмотрите таблицу. Как образуются формы настоящего и будущего времени у глаголов разного вида?( Повторяем виды глагола)
Инфинитив вид Настоящее время Будущее время
Встречать
Несов.
Вст речаюБуду встречать
встретить Сов. _ встречу
Запишите в таблицу глаголы начать- начинать; показаться –
показываться. Какие трудности возникли у вас?
Участие в обсуждении содержания материала.
Анализ, доказательство, аргументация своей точки зрения Коллективная
Познавательные УУД: логические, выдвижение гипотез и их обоснование;
уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания. Коммуникативные УУД: планирование, постановка вопросов Отработка способ действия при выборе написания –ться и - тся, работа по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы
4.Моделирование Чтение § 89
Составляем алгоритм -образования форм настоящего времени:
Основа инфинитива + личное окончание ( -у-ю, -ешь – ишь,
-ет/ит, - ете/ите, -ут/ют, -ат/ят)
Формы настоящего времени есть только у глаголов несов.вида!
Образование форм будущего
времени
Простая Сложная
образуется от глаголовсовершенного вида при помощиличных окончаний:
(что сделаю?) посмотрю; (что сделаешь?) посмотришь...                                           образуется от глаголов несовершенного вида при помощи глагола быть и неопределённой формы глагола: (что буду делать?) буду смотреть; (что будешь делать?) будешь смотреть...
Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам. У глаголов в будущем времени нельзя определить род.
Запомни! Глаголы победить, убедить, ощутить, чудить, очутиться и некоторые другие не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего или будущего времени. При употреблении этих глаголов используются другие глаголы или словосочетания
Основа инфинитива и основа настоящего (будущего) времени могут не совпадать!
Писать- пишут
Фиксация в графической модели или буквенной форме содержания материала.
Взаимопроверка, коррекция.
Участие в обсуждении содержания материала Наглядный.
Работа в парах:
Создание памятки (алгоритма)
Работа по учебнику: прочитать правило, Сравнить с составленной памяткой (алгоритмом)
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в письменной форме.
Познавательные УУД: действия постановки и решения проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Развитие навыков составления, работы со схемами, алгоритмами.
Владение навыками работы с учебными пособиями. Развитие умения извлекать необходимую информацию из справочной литературы
5.Конструирование нового способа действия Устно образуйте форму настоящего и будущего времени от глаголов:
Играть – ……
Говорить –…..
Сказать – ……
Бежать - ….. Коллективное наблюдение, исследование содержания материала.
Групповая.
Наблюдение, исследование
Познавательные УУД: действия постановки и решения проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Работа по предупреждению наиболее распространённых и устойчивых ошибок в написании данной орфограммы
6.Переход к этапу решения частных задач Образование форм времени от видовых пар:
Сов.в. несов.в.
Решить – решать
Спросить - спрашивать Выполнение диагностической работы.
Участие в обсуждении содержания материала, высказывание своей точки зрения
Дифференцированный;
Групповая.
Логические цепочки: Распределить сочетания на 2 столбика Регулятивные УУД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие; высказывать свою точку зрения Отражение в устной и письменной форме результатов своей деятельности
7.Физминутка Организует динамическую паузу
Потянуться, отдохнуть,Глубоко теперь вздохнуть.Встать, умыться,Кашу съесть,Поскакать легонько,На коленочки присесть.Встать, попрыгать, посмеяться,Покружиться, покачаться,Поклониться, распрямитьсяИ опять начать трудиться.
Выполнение физ.упражнений Коллективная Познавательные УУД: логические, анализ с целью выделения признаков.
Регулятивные УУД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей Динамическая пауза, предупреждение усталости, нарушения осанки
8.Применение общего способа действия для решения частных задач .упр.244 Выполнение самостоятельной работы.
Самопроверка Индивидуальная; парная
Самостоятельная работа по учебнику Познавательные УУД: логические, анализ с целью выделения признаков.
Регулятивные УУД: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие; высказывать свою точку зрения Совершенствование навыков самостоятельной деятельности.
Отражение в письменной форме результатов своей деятельности. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов
9.Контроль на этапе окончания учебной темы Карточка 1
Образуйте формы настоящего и будущего времени:
Простить – прощать
Карточка 2
Образуйте формы настоящего и будущего времени:
Посетить – посещать
Карточка 3
Образуйте формы настоящего и будущего времени:
Играть - сыграть Выполнение диагностической работы.
Участие в обсуждении содержания материала, высказывание своей точки зрения.
Самоконтроль
Самостоятельная работа по дифференцированным карточкам с самопроверкой
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные УУД: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные УУД: оценка выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Выбор наиболее эффективных способов решения задач.
Контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
10.Подведение итогов урока.
Домашнее задание Контрольно-оценивающая деятельность.
Объяснение выполнения д/зУпр.245 § 89 Участие в обсуждении содержания материала, высказывание своей точки зрения.
Самоконтроль
Фронтальная
Таблица «З-Х-У» Личностные УУД: самоопределение, смыслообразования.
Регулятивные УУД: оценка выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Развитие умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия
11.Рефлексия Организует устную рефлексию, подведение итогов Рефлексия своих действий Хочу спросить… Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме Отражение в устной форме результатов своей деятельности