Конспект ООД Познавательного развития на тему: «Путешествие с Капелькой»




Конспект нтегрированного занятия
по образовательной области Познание, Ознакомление с окружающим на тему: «Путешествие с Капелькой»
















Подготовила: Хрулькова Е.В.
Воспитатель второй младшей группы
Провела апреля





2015г

Задачи
Образовательные - закреплять знания детей о временах года и сезонных изменениях в природе; - уточнить признаки воды и ее значение; 
- через игры и опыты научить детей определять физические свойства воды; - научить детей исследовать жидкие и твёрдые тела в разных их состояниях;
Развивающие – развивать образную речь на примере устного народного творчества: загадок, потешек о воде; - развивать тактильные ощущения детей;
Воспитательные - бережное отношение к воде. Воспитывать у детей доброжелательность, сочувствие, чувство взаимопомощи.
Предварительная работа: Подбор соответствующего художественного материала. Создание картотеки стихов, опытов и их проведение. Рассматривание с детьми научно-познавательных изданий (, иллюстрации, фотографии, плакаты). Разучивание различных подвижных, пальчиковых игр.
Материалы и оборудование: Иллюстрация «Круговорот воды в природе» Игра - модель «Родничок, ручеёк...» Игра «На что похожи облака?» Игра «На что похожа вода?» Подвижная игра «Море волнуется» Для опытов: прозрачные стаканчики, ситечки, тарелки, фасоль, миска. Карточки со стихами и загадками. Аудиозапись «Звуки воды».












Ход  Рассматривание картины «Весна пришла» Вопросы: На этой картине какое время года? (весна). Как вы определи, что здесь время года весна? (Тает снег, с крыш свисают сосульки, появились проталины.) Да, вы правы ребята, на картине весна, а весной много воды. Одна из этих водяных капелек у нас сегодня в гостях. Сейчас, я вас с ней познакомлю. Воспитатель показывает детям игрушку капельку, и предлагает с ней поздороваться. Дети подставляют ладошки, педагог капает из пипетки каждому ребенку на руку капельку воды. Теперь у каждого из вас на ладошке своя капелька. Когда я смотрю на нее, то мне кажется, что она живая. Я пошевелю рукой, капелька тоже шевелиться. Капелька маленькая, легкая, прозрачная. Давайте с ней поиграем. Воспитатель предлагает детям подуть на капельку, покатать ее по ладошке. Ребята, скажите, какая стала рука, после того как на ней посидела капелька? (Мокрая) Вот мы и познакомились с капелькой воды.
Меня пьют, меня льют. Всем нужна я, Кто я такая? (вода)
Пройдемте к столам и проведем эксперимент
1. Посмотрите, что налито в сосудах? (Вода) Понюхайте, пахнет ли вода? Имеет вода запах? А имеет вода вкус? Давайте попробуем? Что мы интересного узнали о воде? (Ответы)
2. Возьмите фасолины и опустите в сосуд с водой. Вы видите фасоль? Фасоль видна, значит вода не имеет цвета – она прозрачная.
Вывод: вода не имеет цвета, запаха и вкуса.
Ребята, а кто хочет рассказать о воде? Водичка, водичка, Умой мое личико, Чтобы глазоньки блестели, Чтобы щечки краснели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок.
Вода-вода, кругом вода И без нее нам никуда.  Цветы полить,  И просто так ее попить.
Мы открываем кран с водой И наливаем в чайник свой.  Вода кипит, вода шипит,  И скоро чаем угостит.  И в нашей группе вода есть Ее капелек не счесть. (Голубева В.А.)
  Так для чего же вода необходима? Вы знаете? Предположительные ответы детей. (Плыть по воде, для мытья посуды, для стирки белья, для умывания, для полива растений, для утоления жажды, для приготовления пищи.) Правильно ребятки. Молодцы!
Давайте с вами поиграем в игру «Море волнуется раз»
Ребята а вы хотите превратится в капелек? Воспитатель надевает детям маски и проговаривает:
Кап-кап, кап- кап. Вот все мы превратились капельку.  Сколько нас капелек? (Много) Когда много-много капелек собираются, что получается? (лужа) Подвижная игра «Круговорот воды в природе»  Встаньте в круг, возьмитесь за
·руки. Представьте, что мы с вами большая лужа. Внимательно слушайте и выполняйте движения.  Лужа может быть разной формы: овальной, круглой (изобразить, взявшись за руки). Вот нашу лужу стало пригревать солнышко. (Присесть). И начало нагревать лужу (вставать, поднимая руки вверх). Вода начала нагреваться и мельчайшие пары стали подниматься вверх, им стало тепло и они разлетелись в разные стороны. (Дети, разбегаются по группе, руки держат в стороны). Но летя вверх, всё выше и выше им становилось холодно, капельки стали соединяться и из них стали образовываться облака. (Соединяются в одну или несколько тучек). Капелек накопилось так много, что облака стали тёмными, тяжёлыми. Они разорвались и пролились на землю дождем. (Как стояли в группах, так и присели). Молодцы ребята немного отдохнули и поиграем еще в одну игру. Дидактическая игра «На что похоже облако?»  Подбери картинку. Рассмотрите облака, отгадайте на кого похожи, найдите нужную картинку и положите, убедитесь, что вы не ошиблись.
Дождик, дождик, веселей! Капай, капай, не жалей! Толька нас не замочи! Зря в окошко не стучи. Брызни в поле пуще Станет травка гуще! (Шум дождя) или картинка дождя. Бегу я как по лесенке, По камушкам звеня, Издалека по песенке Узнаете меня. (Ручеек)
(Шум моря) Слышите шум. Куда это мы попали? (ответы детей)
вы знаете, что наша капелька побывала в самом настоящем море (показывает картинку моря, без обитателей). В море вода - солёная-солёная. Человек её не может пить, а морским обитателям очень нравится жить в море.
Воспитатель: Дети, а каких морских обитателей вы знаете?
Дети: Рыбы, акулы, черепахи, кит, осьминог (дети называют, а воспитатель вывешивает на панно) .
А вода в холоде во что превращается? (Лед) Исследовательская работа «Вода не имеет формы». Ребята, подойдите, пожалуйста, к столам. Детям рассматривают кубики льда. Какой формы этот кусочек льда? (определить форму)  Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). Возьмите в руки по одной льдинке. Потрогайте пальчиком льдинки и скажите, какие они? (Твердые, холодные, гладкие, скользкие)  Что будет со льдом, если его подольше подержать в комнате, в тепле? (Лед растает.) Во что он превратится? (Лед превратится в воду.) Почему это произойдет? (Потому что в группе тепло.) Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца. Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие. Пусть ребята нальют воду в тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Когда лед растаял, и превратился воду, что происходит? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится. А на ровном месте расползается лужицей.) (Воспитатель по мере необходимости помогает детям ответить).  Есть ли форма у воды? (Ответы детей)  Вывод: Значит, вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму. 
Воспитатель. Да, Капелька, ты можешь быть волшебницей. Каждое утро, ты помогаешь нам промыть наши сонные глазки, ты помогаешь радоваться солнечному дню, ты всегда спешишь нам на помощь, когда ты нам нужна. Мы прощаемся с тобой Капелька, но не надолго, ведь мы нужны друг другу.  Воспитатель: А сейчас сюрприз от капельки - сок. Выпейте сок и скажите из чего он сделан. Итог: Ребята, понравилось вам путешествовать с капелькой. Что интересного вы сегодня узнали о воде? Что понравилось?




























15