Проблемное обучение для детей с ОВЗ на уроках математики


ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Учебный предмет ”Математика” уникален в деле формирования личности. Образовательный, развивающий потенциал математики огромен. Не случайно ведущей целью математического образования является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. Математика выступает именно как предмет общего образования, который позволяет наделять подрастающего человека способностями, необходимыми для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе.
Развивает и формирует ученика не столько само знание, сколько метод его приобретения. Если учебная деятельность протекает только в рамках воспроизведения усвоенных знаний, то это не способствует развитию человека.
Что же можно взять из развивающего обучения, работая в традиции? Какие элементы развивающего обучения смогу применить на своих уроках математики?
Особый подход, особые методы… Таким образом, целью моей педагогической деятельности стали:
ЗУНы (их никто не отменял, навыки математические должны быть, и это основной показатель моей работы).
Способности, сформированные у ребёнка, которые позволят ему найти выход из любой ситуации. Которые позволят решить любую задачу (любую проблему), которые помогут всегда найти способ, либо воспользоваться уже известным.
Какие же это способности?
Рефлексировать (анализ сделанного, почему получилось, почему не получилось, умение видеть проблему, умение видеть “незнания”, видеть трудность, ошибку).
Целеполагать (ставить и удерживать цели).
Планировать (умение составлять план своей деятельности).
Моделировать (любой способ должен быть положен на схему – модель, так как сразу выделяется всё существенное и главное).
Коммуникативная способность.
Постановочные уроки организую, как правило, с использованием “проблемных ситуаций”. Считаю, что процесс мышления берёт своё начало в проблемности познания. При проведении уроков использую достижения педагогов – новаторов и методику развивающего обучения.
Например, при изучении темы 7 класса “Сложение дробей с разными знаменателями” в устный счёт, состоящий из примеров на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (“ситуация успеха”) включаю задание, где знаменатели разные. Происходит “заминка” (проблема), и начинаем думать: “почему не получилось?”. Индуктируем, дедуктируем, анализируем, синтезируем, сравниваем, обобщаем… Итог: верное решение и понимание – что делаем? как делаем? зачем?Моим ученикам очень нравится, когда мы вместе “упорядочиваем” весь учебный материал. Ведём справочник, где собраны все наши “опорные конспекты”: схемы, модели способов.
Базовую тему по математике для 6 класса “Десятичные дроби и действия над ними” изучали, используя приёмы и методы сопоставления, наблюдения, анализа. В итоге по теме “Деление десятичных дробей на натуральное число” детьми было выведено самостоятельно правило, которое в последствии использовалось для проверки правильности постановки запятой в частном. “При делении десятичной дроби на натуральное число в частном нужно отделить запятой столько знаков, сколько их участвовало в делимом при делении”. Это правило было проверено детьми на различных примерах, и возгласы: “Работает!” ознаменовали наше Открытие (первоначально мною a Рисунок 1n была предпринята попытка отвергнуть данный способ постановки запятой при делении. Дальнейший ход событий показал правоту детей). Например,

Преподаю в классах с разным уровнем подготовки, но технологию стараюсь использовать одну - проблемные ситуации и элементы РО. Дети отличаются. Понимаю это, когда работаю на “замене”. При выполнении отработочных заданий или чуть изменённых мои ученики никогда не задают вопроса: “А как делать?”. Такого вопроса на наших уроках вообще не существует. Нескромно, но меня это очень радует..Всё ближе и понятнее становятся слова Циолковского К.Э.: ”Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные. Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта”.
Целью данной работы является представление разработки урока с элементами развивающего обучения. Хотелось показать технологию введения новых понятий и способов посредством создания проблемных ситуаций.
В заключение хотелось бы сказать следующее: что бы ни делал учитель, какой бы методикой не владел, он всегда будет понят и принят УЧЕНИКАМИ. Потому что он УЧИТЕЛЬ!
УРОК С ЭЛЕМЕНТАМИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ
(Проблемная ситуация)
9 КЛАСС
Тема урока: “Площадь. Формула площади”.
Цель урока:
- Сформировать понятие площади.- Получить способ нахождения площади прямоугольника и квадрата.
Этапы урока:
Организационный момент.
Тренинг (устный счёт : ”Все действия с натуральными числами”).Постановочно – практическое задание.
Рефлексия (“Что знаю?”, “Чего не знаю?”, “Что получилось?”, “Что нет?”).
Понятие площади (её мерки).
Практическое задание на получение способа измерения площадей известных фигур.
Способы измерения фигур – фиксирование в виде формул.
Отработка (решение заданий.Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
Организационный момент. .Тренинг. Устный счёт. Формирование вычислительных навыков.
Постановочно – практические задания.
Задание 1: К новогоднему празднику Незнайка захотел изготовить такой же фонарик.
Какой лист цветной бумаги подойдёт?
(Развёртка фонарика по просьбе детей предлагается).
Ребята без особого труда находят нужный лист.

4. Обсуждение – выход на понятие:
Как узнали, что подходит? (Приложили.)
Почему считаете, что подходит? (Лист совпадает по длине, по ширине, по форме.)
Перебираю все фигуры, предлагаю провокационными вопросами проверить эти фигуры. Ребята отвергают и доказывают, что они не подходят, проверяют способом приложить.
Все вместе осознаём – “такой же лист” – если в результате приложения совпадают все параметры.
Если от ребят прозвучит термин “Площадь” пользуюсь им, если нет, то пока не называем.
Ещё раз словесно фиксируем, как узнали, что фигуры равны? (Приложили.)
Запускаю “ловушку” – лист по длине и по ширине подходящий, но с вырезанным треугольником внутри (можно любой другой формы). Ребята отвергают мою идею. И, как правило, начинают говорить о “площади”. Добиваюсь объяснения, почему не подходит, потому что “площадь не целая и занимает места меньше”.
Вводим, если не прозвучал ранее, термин площадь. Обсуждаем: “Красная площадь”, “площадь квартиры”, “Площадь 9 января”, “торговая площадь”. Прошу нарисовать площадь тетради, линейки, ластика, пенала и т. д. Рисуют на доске, в тетрадях. Делаем вывод. Можно играя: “Как в учебник для дошкольников записать, что такое площадь?”. Охотно формулируют: “Площадь – место, занимаемое каким-либо предметом” (частью плоскости, ограниченная какой-либо фигурой). Всё! Моя цель достигнута! Понятие сформировано! Осталось закрепить и отработать на последующих уроках. Ответа типа «площадь – это длина х ширину», я не услышу на вопрос “что такое площадь?”. И это радует, и это действительно так! Проверено! Теперь мои пятиклашки чётко усвоили, что “площадь – это чьё-то место”. А дальше весь вопрос “чьё”?
На доске фиксируем:
5. Мерки площади
Задание 2: Найдите равные по площади фигуры.

- Находить равные по площади умеем? (Умеем).
- Как? (Нужно приложить).
- Замечательно. Найдите.
Ребята догадываются, что приложить нельзя, нужно измерить.
Обговариваем, что будет меркой?
Мерка  (удобно мерить)
1) 4 кв. ед. 2) 4 кв. ед. 3) 3 кв. ед.
1) = 2) по площади, а по форме разные
Здесь же обговариваем, какие бывают мерки: кв. см; кв. дм; кв. м; кв.км; кв.мм, смотря какой квадратик.
6. Практическое задание на получение способа измерения площадей известных фигур.
Задание 3: Найдите площади фигур.
Задаются очень большие фигуры, чтобы возникла необходимость поиска удобного
способа нахождения площади. a Рисунок 3n
1) 
Как быстро нашли? Объясняют!
S1 = 7 x 5 =35 кв. ед.
2) 
Как быстро нашли? Объясняют!
S2 =  16 x 2 = 32 кв. ед.
3)
S3 = 20 x 20 = 400 кв. ед.
Как быстро нашли? Объясняют!
4) 
Sкруга - ?Найти не можем?
Почему?
7. Фиксируем формулы:
Sпрям = длина x ширина /Прямоугольник/
Sквад = сторона x сторона /Квадрат. Секрет квадрата/
Sкруга - ? /Мы узнаем про площадь круга чуть позже. Это материал 6 класса/.

8. Отработочные задания на применение формул по учебнику: .Урок может занять 2 часа, можно разбить на два урока по 1 часу.
Первый – только понятие, второй урок – способ и частные способы – формулы для прямоугольника и для квадрата.