Конспект урока по развитию речи в классе предшкольной подготовки на тему: Звуки вокруг нас. Домашние птицы.

Развитие речи. 1ч
Тема: Звуки вокруг нас. Домашние птицы.
Цель: учить различать речевые и неречевые звуки, развивать интерес к ним; передавать звуки природы фонетическими средствами языка; привлечь внимание к фонетической стороне речи (звуковой), опираясь на обыденное представление детей о значении этого слова; обобщить и систематизировать знания детей о домашних птицах; актуализировать и активизировать словарь по теме; развивать глагольный словарь; образовывать множественное число от названий детёнышей домашних птиц; развивать связную речь, фонематический слух, внимание, воображение, мелкую моторику; воспитывать любовь и бережное отношение к живой природе.
Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.
Методы: словесный, поисковый, наглядный, работа по учебнику, поисковый.
Ход урока:
I. Орг. момент.
«Птичий двор» - игровая ситуация. Дети рассматривают картинки в тетради, слушают голоса птиц.
- Кто был на птичьем дворе? (Утки, гуси, куры, цыплята, индюк)
- Как их можно назвать одним словом? (птицы)
- Что они делали? (Подавали голоса, издавали звуки)
- Сегодня мы с вами поговорим о звуках вокруг нас и домашних птицах.
II. Актуализация знаний.
1) сообщение темы урока;
2) беседа по рисунку; работа над предложением и словом.
а) Рассмотрите картинки в тетради и ответьте на вопросы:
- Как завывает ветер?
- Как шуршат листья?
- Как капает дождик?
- Как шумит кипящий чайник?
б) Что вы слышали? (Звуки)
- Какие ещё предметы издают звуки? (Самолёт, мотор, машины)
- С помощью какого органа чувств мы слышим? (С помощью уха)
в) Рассмотрите картинку в тетради. Какие звуки вы можете услышать на птичьем дворе?
Игра: «Голоса птичьего двора»:
Продолжите строчки стихотворения:
Наши уточки с утра -
Наши гуси у пруда -
А индюк среди двора -
Наши курочки в окно -
- Как их всех мы называем одним словом? (Птицы)
- Почему? (Умеют летать; тело покрыто перьями; у них две лапы, два крыла, клюв, хвост; откладывают яйца, высиживают птенцов)
- Где живут эти птицы? (рядом с человеком)
- Поэтому они (домашние)
- Почему? (Люди ухаживают за ними, они приносят пользу)
- Какую пользу приносят домашние птицы? (Несут яйца, дают мясо, перья, пух)
Игра «Помогите маме найти своих детёнышей».
Соединить линией детёнышей и мам.
- Как мама позовёт детёныша?
- Как он ответит? (Произнести звуки мамы громко, детёныша – тихо)
- Как и чем питаются птицы? (Гуси, утки щипают траву. Птицы клюют зёрна)
III. Физминутка.
IV. Развитие речевых навыков.
Отгадать загадку (наклеить отгадку):
Гребешок аленький, кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка.
Раньше всех встаёт, голосисто поёт. (петушок)
- Посмотрите на картинку петушка и опишите его.
V. Закрепление.
Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях. Работа по формированию выразительности речи.
Словарная работа.
Обогащение лексического словаря.
Работа над предложением (словосочетанием).
Развитие связной речи.
Звуки бывают неречевые (их издают разные предметы и животные) и речевые (их говорит человек).
Звуки мы слышим и произносим. А что делают птицы? (Гусь – гогочет, утка – крякает, петух – кукарекает, курица – кудахтает, индюк – болобочет, цыплята – пищат).
VI. Работа с азбукой – тетрадью.
Развитие мелкой моторики (выполнение упражнений).
VII. Рефлексия.
- Похвалить детей, поблагодарить за совместную работу.




15