Междисциплинарный подход в работе с речевыми нарушениями


Междисциплинарный подход при работе с детьми с речевыми нарушениями в условиях ДОО ( из опыта работы).
Иванова Е. Е.,учитель- логопед высшей квалификационной категории МАДОУ детский сад №355г. Казань
Ключевые слова: подход, междисциплинарный, маршрутизация, команда, дневник, сопровождение
approach, interdisciplinary, routing, team, diary, accommodation
Междисциплинарный подход – совместная работа команды специалистов в области психологии, педагогики и медицины.
Сущность междисциплинарного подхода – в преодолении границ между отдельными дисциплинами, в расширении возможностей взаимодействия среди членов команды, в нахождении общего профессионального языка (в т.ч., терминологического) и развитии взаимообогащающего сотрудничества, позволяющего видеть ребенка «целостно».
Применение междисциплинарного подхода происходит:
на этапе оценки ребенка и его семьи (как ресурса его развития). Совместные обсуждения позволяют избежать дублирования сбора анамнеза разными специалистами (они задают лишь специфические уточняющие вопросы), и помогает составить системное представление о ребенке.
на этапе составления программы помощи. Знания специалистов разных областей дают больше рабочих гипотез и помогают выделить приоритетное направление в коррекции и развитии ребенка, с учетом его ресурсов, потребностей и интересов. Совместное планирование занятий с определением ответственного специалиста на данном этапе.
совместная оценка эффективности проведения программы.
Успешное функционирование команды возможно в условиях единого «образовательного» и терминологического поля. Отработка командного взаимодействия - непростой процесс, требующий, в том числе и «личностной притирки» специалистов команды. Каждый специалист команды должен уметь руководить обсуждениями и участвовать в них наравне со всеми, уметь сотрудничать, делиться профессиональной информацией в доступной форме и своими знаниями, оказывать поддержку семье и членам своего профессионального сообщества.
Состав команды:
Учитель-логопед
психолог
воспитатель
медсестра физиотерапевтического кабинета
инструктор по физической культуре
музыкальный руководитель.
Тесная взаимосвязь с районным психиатром и кафедрой неврологии 8 детской неврологической больницы.
Состав команды специалистов варьируется в зависимости от запроса от актуальной проблемы, требующей решения.
Маршрутизация: Предлагаемая схема работы с детьми, имеющие речевые проблемы:
1) задержка речевого развития органического генеза(ЗРР), общее недоразвитие речи II-III уровня( ОНР), задержка психического и речевого развития(ЗПРР).
Проблема при обращении Специалист, осуществляющий первичный осмотр: Консультации других членов команды:
(рекомендованы после первичного осмотра или в процессе составления индивидуальной программы помощи) Участие в индивидуальной программе помощи
ОНР II-IV уровня
Ребенок с задержкой речевого развития
логопед Коррекционные занятия, логопедический массаж, консультация родителей
психолог Психологическая диагностика Коррекционные занятия, обучение навыкам релаксации (при наличии высокого уровня тревожности на фоне речевой некомптентности),кон- сультация родителей
врач-психиатр, психотерапевт,
невролог Назначение дополнительных исследований (УЗДГ, ЭЭГ, РЭГ) с последующей консультацией по результатам исследований и назначением терапии Наблюдение в процессе терапии, коррекция дозировки и курсов препаратов, консультация логопеда и психолога («обратная связь» , оценка эффективности медикаментозной терапии на фоне коррекционно-развивающих занятий с ребенком)
Другие специалисты При необходимости –
Медсестра физиотерапевтического кабинета - проведение физиотерапевтических процедур, назначенных неврологом
Инструктор по физической культуре– занятия по формированию общей и мелкой моторики, координация в пространстве.
Воспитатель – развивающие занятия с учетом возрастных показателей.
Музыкальный руководитель - формирование просодических компонентов речи
2) Заикание различной степени тяжести (невротическое, неврозоподобное)
Проблема при обращении Специалист, осуществляющий первичный осмотр: Консультации других членов команды:
(рекомендованы после первичного осмотра или в процессе составления индивидуальной программы помощи) Участие в индивидуальной программе помощи
Ребенок с заиканием
логопед Коррекционные занятия, логоритмика, дыхательная гимнастика, логопедический массаж, консультация родителей
психолог Психологическая диагностика Коррекционные занятия по работе с самооценкой, эмоциональными состояниями (песочная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия),
консультация родителей
врач-психиатр, психотерапевт Назначение дополнительных исследований (УЗДГ, ЭЭГ, РЭГ) с последующей консультацией по результатам исследований и назначением терапии Наблюдение в процессе терапии, коррекция дозировки и курсов препаратов, консультация логопеда и психолога («обратная связь», оценка эффективности медикаментозной терапии на фоне коррекционно-развивающих занятий с ребенком)
Другие специалисты При необходимости Музыкальный руководитель-формирование вокального дыхания, музыкальных фраз,голосоведения.
Медсестра физиотерапевтического кабинета - проведение физиотерапевтических процедур, назначенных неврологом.
Работа по командному сопровождению включает в себя 4 этапа:
1этап-диагностический.
На данном этапе происходит:
-Сбор информации о состоянии здоровья, особенностях роста и развития ребенка
-Обсуждение полученных результатов
-Выявление проблемы
2этап - планово-организационный. Реализуя второй этап специалисты:
-Согласовывают направления, методы и приемы коррекционно-развивающего сопровождения
- организуют деятельность
-составляют индивидуальные программы сопровождения дошкольников.
3этап – коррекционный:
-каждый специалист своими методами, взаимодействуя с другими участвует в коррекционно-развивающей деятельности
-обучение педагогов методам и приемам коррекционной работы
4 этап – итогово-оценочный.
На данном этапе осуществляется:
- совместная оценка эффективности коррекционной работы
-оценка уровня реализации инд. программ
- определение задач коррекционной работы на следующий период.
Для осуществления взаимодействия удобно использовать
«Дневник индивидуального сопровождения ребёнка»
В дневнике отражено расписание занятий специалистов, результаты диагностики (каждого специалиста включённого в команду), и непосредственно сам дневник, в котором отражены дата занятия, тема занятия и результаты. Удобство дневника в том, что всегда можно посмотреть, чем на данном этапе занимается с ребёнком каждый член команды и возможно подкорректировать свою работу. В дневнике также обозначен ответственный специалист, отвечающий за координацию работы специалистов.


Список литературы:
1.Белоусова М.В., Иванова Е.Е. учебно-методическое пособие «Речевые нарушения в раннем дошкольном возрасте: междисциплинарный подход» Казань 2012г.,40 стр.