урок химии в 10 классе Непредельные углеводороды. Алкены


"Непредельные углеводороды. Алкены"
(урок химии в 10 классе, учитель химии Артамонова О.А. МБОУ СОШ №12 г.Камышин, Волгоградской обл.)
Цель урока: изучить строение алкенов, выявить их отличия от алканов; спрогнозировать физические и химические свойства алкенов, основываясь на особенностях строения их молекул.
Задачи урока:
1. знакомство учащихся с гомологическим рядом алкенов, рассмотреть особенности их химического и электронного строения, изомерию и номенклатуру, физические и химические свойства (предметный результат);
2. продолжить формирование естественнонаучной картины мира, продолжить формирование мотивации учебной деятельности, формирование гипотез, выявлять причинно-следственные связи, способствовать формированию навыков поведения учащихся в коллективе (метапредметный результат);
3. продолжить развивать умения учащихся логически рассуждать, наблюдать, сравнивать, анализировать, устанавливать связь между строением и свойствами веществ (личностный результат).
Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.
Оборудование: комплект для построения шаростержневых молекул, учебник О.С.Габриеляна. химия 10 класс. Базовый уровень.- М:Дрофа 2013, раздаточный материал, презентация «Алкены»,тексты разноуровневой проверочной работы по теме «Алканы», карточки с равноуровневым домашним заданием.
Организация класса
На перемене учитель проверяет готовность класса к уроку: чистоту, наличие мела и тряпки. Делает записи на доске, готовит необходимое для урока оборудование.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент
Приветствует класс, настраивает учащихся на работу. Приветствуют учителя, настраиваются на работу.
Мотивация и целеполагание
(вызвать у учащихся состояние интеллектуального затруднения) Какие органические вещества относятся к углеводородам?
Как называют предельные углеводороды по международной номенклатуре ИЮПАК?
 Какие углеводороды называют алканами?
Составьте формулы алканов, имеющих 15,19,24 атома углерода.
 Какой тип гибридизации характерен для алканов?
 Назовите валентный угол и длину связи углерод-углерод в молекулах алкано.
Какие виды изомерии характерны для алканов?
Молодцы! А теперь выполним проверочную работу по теме «Алканы». Работа содержит задания трех уровней А, В, С.
А теперь познакомимся с другой группой органических веществ. У меня в руках шаростержневые модели двух веществ (этан и этен). Внимательно рассмотрите их, сравните их между собой, в чем их сходство и различия.
Этот УВ относится к непредельным , к классу алкенов, изучению которых мы посвящаем урок.
Какие вопросы мы должны будем рассмотреть по данному классу веществ?
Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока?
Учащиеся выполняют проверочную работу по теме «Алканы» (5 мин).
Учащиеся рассматривают модели, находят сходство и отличия. Предполагают, какое новое вещество. Дают ему название.
Слушают и воспринимают тему урока, формулируют цель урока.
Актуализация знаний
(сформировать способ комбинирования известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения –формула гомологического ряда и определение алкинов) Этилен содержит двойную связь, он относится к непредельным углеводородам. Составьте молекулярную формулу этого вещества. Определите общую формулу алкенов.
Напоминает, что двойная связь обозначается суффиксом –ен или –илен. Проводим экспресс-опрос: назовите первые 9 членов гомологического ряда алкенов.
Дайте название следующим углеводородам по систематической номенклатуре.
СН2=СН‒СН2‒СН3
ǀ
СН3
СН3‒СН=СН‒СН3
СН3‒СН2‒СН‒СН=СН2
ǀ
СН3
Написать структурные формулы следующих алкенов:
3-метилпентен-2
гексена-3
2,2-диметилпентен-3
Небольшое сообщение из истории получения этилена. Учащиеся составляют формулу вещества, пытаются правильно определить общую формулу алкенов.
Называют первые 9 алкенов.
Учащиеся, используя понятия гомологи, составляют несколько формул ближайших гомологов этилена, записывают в тетради определение алкенов.
Используя алгоритм, учащиеся называют алкены и составляют формулы по названиям, проверяют друг друга. Далее фронтальная проверка: учащиеся, успешно справившиеся с заданием, объясняют ученикам, допустившим ошибки
Слушают сообщение о истории получении этилена.
4. Формирование преставлений о системе новых знаний, осознание учащимися новой учебной информации
( совершенствование у учащихся основных интеллектуальных операций: анализ, сравнение, обобщение, умение работать с различными источниками для получения знаний, совершенствование умения объяснять строение веществ, используя язык химии).
Цель: формировать такие способы познавательной деятельности как анализ, моделирование, перевод информации из знаковой системы в словесную, используя язык химии.Цель: формировать способ исследования проблемных ситуаций, выдвижение предположений.
I. Формирует представление о строении алкенов в сравнении с алканами на примере этилена (в контексте учебника) по схеме:
- тип гибридизации
- валентный угол
- длина связи
- форма молекулы
- энергия связи Учащиеся воспринимают информацию, наблюдают за рассказом учителя по схемам, анализируют, делают выводы.
II. Способствует тому, чтобы учащиеся вспомнили виды изомерии. Подводит итоги ответам учащихся.
Предлагает составить таблицу «Виды изомерии алкенов»
Вспоминают виды изомерии, называют их. Воспринимают рассказ учителя, делают записи.
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу.
III. Формирует представление учащихся о физических свойствах алкенов по плану:
- агрегатное состояние
- температуры кипения и плавления
С помощью вопроса предлагает учащимся вспомнить цвет пламени при горении этилена и объяснить это явление, рассчитав массовую долю углерода в углеводороде и сравнив ее с массовой долей углерода в этане. Воспринимают рассказ учителя, делают записи в тетради.
Отвечают на вопрос, решают задачу.
IV. Формирует знания учащихся о химических свойствах алкинов.
Предлагает учащимся на основе строения предположить химические свойства алкенов.
Выслушивает мнения учащихся, повторяет их, направляет учеников на правильный ответ.
Предложить ребятам сравнить реакцию гидрирования с реакцией дегидрирования алканов.
При рассмотрении реакции полимеризации, отметить условия их протекания. Предложить учащимся определить мономер, полимер, элементарное звено.
Демонстрирует опыт по обесцвечиванию бромной воды (качественная реакция на алкены). Предлагает учащимся отметить результаты опытов. Записывает уравнение реакции на доске

Рассматривая реакции гидрогалогенирования и гидратации, формулируем правило Марковникова

Обратить внимание ребят, алкены легко окисляются многими окислителями. Сообщает учащимся, что окисление может происходить с полным разрушением углеродной цепи (горение), с её расшеплением (глубокое окисление) и с её сохранением (мягкое окисление). Записывает уравнения реакций на доске. Предлагает самостоятельно расставить коэффициенты в уравнении реакции окисления перманганатом калия. Проверяет правильность расстановки коэффициентов.
V. Формирует представление учащихся о применении алкенов, используя схемы в учебнике
Учащиеся предполагают, что имея π- связи этиленовые будут вступать в реакции присоединения, записывают уравнения реакций (присоединение водорода, галогенов, галогеноводородов), реакции полимеризации.
После обсуждения учащиеся приходят к выводу, что гидрирование алкенов – обратная реакция реакции дегидрирования алканов.
Учащиеся определяют мономер, полимер, элементарное звено
Наблюдают за ходом эксперимента, отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о том, что с помощью бромной воды можно отличить алкены от алканов. Записывают выводы и уравнения реакций в тетрадь, расставляют коэффициенты, корректируют их, исправляют
Учащиеся записывают уравнения реакций, согласно правилу Марковникова
Записывают уравнения реакции, расставляют коэффициенты в уравнении реакции окисления перманганатом калия.
Работая со схемой, учащиеся приобретают знания о применении алкенов.
Закрепление
Цель: проверить умение применять свои знания для решения учебных задач, сформировать способность к самооценке Предлагает учащимся проверить свои знания, выполнив тестовые задания. Следит за ходом проведения работы.
Индивидуально выполняют задание.
Взаимопроверка, взаимооценивание.
6. Подведение итогов, рефлексия. Предлагает учащимся сделать выводы о результативности их работы на уроке.
- с чем вы познакомились сегодня на уроке?
- какие способы вы использовали при выполнении различных заданий?
- насколько сложно было работать?
- что вызвало наибольшее затруднение?
- что нужно сделать?
- как организовать домашнюю работу?
Предлагает учащимся записать домашнее задание, предлагает разноуровневые задания, разъясняет его. Учащиеся оценивают результаты учебной деятельности, осмысливают различные пути получения знаний.
Учащиеся записывают домашнее задание.
Литература
Габриелян О.С. Химия 10 класс. М.Дрофа, 2010.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии. 10 класс. – М.: «Блик и К», 2001.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2003.
Журналы «Химия в школе»: №5 1996, №6 1999, №8 2000, №8 2001, №4,5 2004 гг.
Чертков И. Н. Изучение строения и свойств органических веществ. Методическое пособие для учителей. М.: Просвещение, 1972.
Приложение к журналу GNMC.RU Системно-деятельностный подход: открытый урок. Май, 2011

Приложение.
Таблица «Виды изомерии алкенов»
Виды изомерии алкенов Примеры
Домашнее задание по теме «Алкены».
Решите задачу выбранного вами уровня.
Уровень «А». Плотность паров этиленового углеводорода по водороду равна 28. Определите его молекулярную формулу. Сколько изомеров имеет данный алкен?
Уровень «Б». Массовая доля углерода в углеводороде составляет 85,7%, его пары в 2,41 раза тяжелее воздуха. Определите молекулярную формулу углеводорода, приведите формулы двух его гомологов.
Уровень «В». Составьте задачу на определение формулы углеводорода и предложите её решение.
Тест «Алкены». Вариант 1.
1)Алкены - это ________? углеводороды, содержащие в молекуле, помимо одинарных связей, одну двойную связь. А) ароматичные. Б) циклические. В) ациклические. Г) предельные;
2) Какой общей формуле соответствуют Алкены? А) СnH2n-6 Б) CnH2n+2 В) CnH2n-2 г) CnH2n;
3) В какой гибридизации находятся атомы алкенов? А) sp2. Б) sp3. В) sp. Г) sp4;
4) Сколько негибридизованных p- орбиталей находится в молекулах алкенов? А) 1. Б) 2. В) 3. Г) 4;
5) В какие реакции способны вступать Алкены? А) замещения. Б) присоединения. В) соединения. Г) обмена;
6) Алкены растворимы в воде? А) да. Б) нет. В) малорастворимые;
7) Как называется этот алкен, СН3-СН2-СН=СН2? А) бутет-2. Б) пропен-1. В) бутан-1. Г) бутен-1;
8) Является ли, СН4 - алкеном? А) нет, это алкан. Б) да. В) нет, это арен. Г) нет, это алкин;
Тест «Алкены». Вариант 2.
1) Какая это изомерия - С=С-С-С и С-С=С-С? А) межклассовая. Б) по положению двойной связи. В) геометрическая. Г) структурная;
2) В каком агрегатном состоянии находятся высшие Алкены? А) жидкости. Б) газы. В) твердые вещества;
3) Какой тип химических реакций в алкенах? А) нуклеофильные. Б) радикальные. В) электрофильные;
4) Какой катализатор присутствует в гидрировании алкенов? А) железо. Б) хлор. В) бром. Г) палладий;
5) По какому правилу происходит гидрогалогенирование алкенов? А) Вюрца. Б) Марковникова. В) Лебедева. Г) Вагнера;
6) Как называется это соединение – (…-СН2 –СН2-…)? А) полиэтилен. Б) этан. В) этанол. Г) этин;
7) В молекуле этена валентный угол равен: А) 120°. Б)109°28. В)180°. Г)90°;
8) Какое строение имеет молекула этена? А) линейное. Б) плоское. В) пирамидальное. Г) тетраэдрическое;
Проверочная работа по теме: «Алканы»
Вариант 1
Часть А. Выберите правильный ответ:
1. Гомологический ряд алканов описывается общей формулой
а) СnH2n-2 б) CnH2n в) СnH2n+2 г) CnH2n+1
2. В пропане связи углерод-углерод:
а) одинарные б) двойные в) полуторные г) -связи
3. Молекула метана имеет форму
а) пирамиды б) параллелепипеда в) тетраэдра г) конуса
4. Для алканов характерна гибридизация:
а) SP б) SP2 в) SP4 г)SP3
5. Угол между атомами углерода в алканах составляет:
а) 120º 28' б) 90º в) 109º 28' г) 110º
6. Установите соответствие:
1. Пропан а) СН3-СН2-СН2-СН2-СН2-СН2-СН2- СН3
2. Пентан б) СН3-СН2-СН3
3. Бутан в) СН3-СН2-СН2-СН3
4. Октан г) СН3-СН2-СН2-СН2-СН3
7. Среди данных формул найдите 2 изомера:
а) СН3-СН2-СН2-СН2-СН3
б) СН3-СН2-СН2-СН3
в) СН3-СН-СН2-СН3
|
СН3
8. Формулы только алканов записаны в ряду:
а) С3Н6, С2Н4, С6Н14
б) С4Н10, С2Н6, С3Н8
в) С2Н2, С3Н8, С6Н6
г) С6Н6, С4Н8, С2Н6
.
Часть В.
Соотнесите формулу алкана с его названием:
1) СН3- СН2 – СН2 – СН3 2) СН3 - СН- СН- СН2 – СН3 3) СН3 –СН- СН3
СН3 СН3 СН34) СН3 - СН - СН – СН2 - CН3
СН3 СН3а) 2- метилпропан, б) н-бутан, в) 2- метил-3-этилпентан, г) 2,4- диметилпентан.
Проверочная работа по теме: «Алканы»
Вариант 2.
Часть А. Выберите правильный ответ:
Укажите формулу предельного углеводорода
а) C3Н6 , б) С2Н2 , в) С6 Н14 , г) С6Н6
2. Дайте название алкана:
С Н – С Н –С Н –С Н
С Н С Н
а) 3-этилпентан, б) 2-метилпентан, в) 2,3-диметилбутан, г) гексан.
3. Для алканов характерна изомерия:
а) положения кратной связи, б) углеродного скелета,
в) положения функциональной группы, г) геометрическая.
4. Углеводороды с формулами С8Н18 и С3Н8 являются:
а) гомологами , б) изомерами , в) верного ответа нет , г) аналогами.
5. Для алканов наиболее характерны реакции:
а) присоединения , б) замещения , в) полимеризации , г) окисления.
6. Какая из реакций алканов протекает при облучении смеси исходных веществ светом?
а) крекинг , б)дегидрирование , в) хлорирование , г) горение .
7. В результате крекинга алкана получены пропен и пропан. Какой алканподвергся крекингу ?а) октан , б) гексан , в) гептан , г) нонан.
8. Укажите тип гибридизации атомов углерода в алканах:
а) sp3, б) sp2 , в) sp , г) нет гибридных орбиталей.
Часть В.
9. Соотнесите формулу алкана с его названием:
1) СН3 –СН2 –СН2 –СН2 –СН3
2) СН3 –СН2 –СН –СН3
СН3
3) СН3 –СН2 –СН –СН2 –СН3
СН3
4) СН3 –СН –СН –СН3
СН3 СН3
а) 2,3- диметилбутан,
б) 2- метилбутан,
в) 3- этилпентан,
г) н-пентан