Разработка урока Об истории создания пьесы А.П.Чехова Вишневый сад


Из опыта работы Макаровой Елены Николаевны учителя русского языка и литературы Донецкой общеобразовательной школы-интерната №1

В курс «Литература родного края» предлагаю ввести урок по изучению творчества А.П. Чехова:
«Об истории создания пьесы «Вишневый сад».
(Где же цвел чеховский вишневый сад? Возможно, в Донбассе?)»
Тема урока. Об истории создания пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад». (Где же цвел чеховский вишневый сад? Возможно, в Донбассе?)
Цели:
•способствовать возникновению у учащихся интереса к личности и творчеству А.П. Чехова; организовать деятельность учащихся по исследованию истории создания пьесы; содействовать осмыслению учащимися текста произведения, его идеи и сюжета;
•способствовать развитию исследовательских и творческих способностей учащихся, коммуникативной компетенции;
•приобщать учащихся к нравственным ценностям.
Оборудование. Мультимедийная доска, проектор, портрет писателя, текст пьесы «Вишневый сад», иллюстрации к пьесе, учебник, ноутбук, воспоминания Станиславского об истории создания пьесы, воспоминания о спектакле с участием О.Л. Книппер-Чеховой в г. Сталино.
Тип урока. Урок-исследование
Ход урока
I. Организационной момент.
II. Мотивация учебной деятельности.
Учитель. 26 мая 1939 года в 12 часов дня у нас в городе Донецке, тогда Сталино, состоялся спектакль с участием О.Л. Книппер-Чеховой, жены известного русского писателя А.П. Чехова. Это был знаменитый спектакль «Вишневый сад». О приезде МХАТа в Сталино и о других интересных событиях нам рассказала Лычук А.Н., жительница нашего микрорайона, которой посчастливилось видеть игру самой О. Книппер-Чеховой и слушать слова актрисы, обращенные к зрителям. Давайте прослушаем запись воспоминаний Лычук А.Н.: «Мой отец Лычук Н.Л. работал на машиностроительном заводе, за хорошую работу ему выделили два билета на спектакль «Вишневый сад». Это было в 1939 году, перед войной. И вот мы сидим в зрительном зале. На сцену выходит красивая темноволосая женщина и обращается к нам со словами: «Я исполняю роль Раневской в течение 35 лет, но сейчас испытываю особое волнение, потому что нахожусь на той земле, где разворачивается действие пьесы…»
III. Сообщение темы и целей урока.
IV. Работа над темой урока.

Учитель. Нам сейчас предстоит разобраться, о чем говорила знаменитая актриса, жена драматурга, писателя А.П. Чехова, почему она сказала, что действие пьесы разворачивается на донецкой земле, вблизи одной из шахт.

Для этого я предлагаю вам разделиться на три группы и выполнить следующие задания:
1.Первая группа работает с учебником (глава об истории создания пьесы) и воспоминаниями Станиславского о работе драматурга над пьесой.
2.Вторая группа работает с интернетом. Ваша задача найти и изучить материалы, выложенные в интернете по данному вопросу. Достаточно нескольких статей.
3.Третьей группе предлагается статья Ивана Лепши «Вишневый сад»: образы, навеянные Донбассом» и материалы газеты «Социалистический Донбасс» за май 1939 года, в которых опубликованы интервью с актерами, игравшими на сцене Донбасса.
На выполнение задания дается 10 минут. Каждая группа затем кратко излагает свою версию об истории создания пьесы. В течение 15 минут идет обсуждение, анализируются факты, делаются первичные выводы.
V. Домашнее задание. Найти в тексте пьесы факты, свидетельствующие о том, что «Вишневый сад» был навеян донбасскими впечатлениями и подготовить окончательный вывод об истории создания этого произведения.
VI. Подведение итогов, оценивание.