Требования к сочинению и рекомендации по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по литературе


Требования к сочинению (заданиям с развёрнутым ответом) на ОГЭ и ЕГЭ по литературе и рекомендации по подготовке учащихся к экзамену.
Учитель МБОУ СОШ № 16 г. Невинномысска Ставропольского края Л. В. Назарова
В 11 классе на ЕГЭ по литературе предлагается 5 заданий с развёрнутым ответом: 4 из них ограниченного объёма – 8, 9, 15, 16 - с кратким связным ответом в объёме 5-10 предложений (условно) и задание 17 (не менее 200 слов). На что следует обратить внимание при подготовке учащихся к экзамену? Прежде всего, нужно учить анализировать, интерпретировать и комментировать текст. При этом следует помнить, что 8 и 9 задания ориентированы на анализ эпического, или лиро-эпического, или драматического произведения, а 15-16 – на анализ лирического произведения, следовательно, нужно уметь анализировать текст с учётом его жанровой принадлежности. Отвечать на вопросы маленьких сочинений нужно кратко и точно, используя формулировку вопроса в качестве начала развёрнутого ответа с опорой на предложенный исходный текст. Например, вопрос задания 8 звучит так: «Чем завершаются философские рассуждения Ивана Великопольского, вызванные картинами ночной природы?» (рассказ А. П. Чехова «Студент») Начало сочинения может быть таким: «Философские рассуждения Ивана Великопольского, вызванные картинами ночной природы, завершаются такими же мрачными, как эта холодная, гнетущая ночь, мыслями о вечной, беспросветной, тоскливой жизни народа. «Пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше», - думает студент». А далее нужно написать, почему он так считает, используя только приведённый фрагмент, а не рассказ в целом.Надо помнить, что ответ выпускника ни в коем случае не должен быть пересказом и содержать оценки типа «нравится-не нравится», «согласен-не согласен». При этом обязательно следует опираться на авторскую позицию, это учитывается в критериях.
Особое внимание следует обратить на то, что ученик должен очень внимательно прочитать инструкции к заданиям, так как они пошагово указывают, что и как требуется выполнять:
Для выполнения заданий 8 и 9 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2.
Сначала запишите номер задания, а затем дайте прямой связный ответ
на вопрос (примерный объём – 5–10 предложений).
Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою
точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.
Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения
разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение
к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст);
укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш
выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном
направлении анализа.
Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Задания 8 и 15 оцениваются по двум критериям: «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов» и «Следование нормам речи». 9 и 16 задания оцениваются по одному критерию: «Включение произведений в литературный контекст и убедительность аргументов». Здесь проверяется умение выпускника устанавливать аналогии, соотносить и сопоставлять различные литературные факты, осмысливать логику литературного процесса. Например, задание 16 звучит так: «Какие русские поэты после Державина обращались к теме памятника и в чём их новаторство?» Помним, что для сопоставления надо подобрать 2 произведения разных авторов. На эту тему, как известно, писали Пушкин («Памятник») и Маяковский («Юбилейное»). Далее следует обосновать выбор каждого стихотворения и написать, как отразились мысли о роли поэта и поэзии в этих произведениях и что нового авторы внесли в эту тему. Эти 2 произведения нужно обязательно связать со стихотворением Державина «Памятник», найти сходство в раскрытии этой темы.
Задание части 2 (17.1, 17.2, 17.3 – одно из них по выбору ученика) оценивается по 5 критериям: «Глубина раскрытия темы сочинения и убедительность суждений», «Уровень владения теоретико-литературными понятиями», «Обоснованность привлечения текста произведения», «Композиционная цельность и логичность изложения», «Следование нормам речи». Максимальный балл – 14 (из максимальных первичных 42 баллов за работу в целом). Важно соблюсти объём работы - не менее 200 слов, в противном случае сочинение оценивается нулём баллов. Важнейшим критерием является аспект «Раскрывает ли выпускник тему сочинения?», то есть по аналогии с зачётным (допускным) сочинением по литературе, который пишут все выпускники в декабре. Структура работы та же, это сочинение-рассуждение. Отличия заключаются в игнорировании в 17 задании всех типов ошибок, кроме речевых, при этом в содержании учитывается наличие фактических и логических ошибок. Одним из критериев оценки является использование литературоведческих терминов, причём уместно, а не просто так, «чтобы было». Нельзя писать: «Жуковский написал много баллад и элегий. В стихотворении «Пушкин» он оплакивает смерть своего друга». Перечисление жанров в данном случае не работает, так как не связано с последующей мыслью.
Перечень теоретико-литературных понятий дан в кодификаторе, это, например, такие, как сюжет, конфликт, символизм, ремарка и т.д. Такой словарь приводится и в различных учебных пособиях по подготовке к экзамену по литературе. Во многих пособиях также даются короткие рекомендации по написанию сочинения, например, авторы советуют при ответе на вопрос «В чём суть праведничества Матрёны? (А. Солженицын «Матрёнин двор») обратиться к теме праведничества в русской литературе, доказать, что душевные качества героини свидетельствуют в пользу такой оценки, показать антиподов героини – жадных родственников.
В 9 классе предлагается написать 4 развёрнутых ответа - три – в части 1 (3-5 предложений в 1.1.1 и 1.1.2, 5-8 предложений в задании 1.1.3.) и одно большое сочинение (не менее 150 слов) во 2 части экзаменационной работы.
Первые два маленьких сочинения направлены на понимание проблемы текста, третье требует сопоставительной характеристики, четвёртое представляет собой сочинение-рассуждение. Учителю нужно обратить особое внимание на умение сопоставлять героев разных произведений разных авторов, находить их сходство и различие. Во всех сочинениях не отмечаются грамматические, орфографические, пунктуационные ошибки, оценивается лишь следование нормам речи. Пожалуй, наиболее трудной является для девятиклассников сопоставительная характеристика персонажей, произведений, особенно лирических. Нужно найти сходство и различие. Привожу работу ученицы на вопрос «Что объединяет стихотворения А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» и «Я встретил вас…» Ф. И. Тютчева?» (задание 1.1.3).
Стихотворения А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева объединяет общее понимание любви как возвышающего, благотворного и вдохновляющего чувства. Лирическим героям разлука с любимой приносит страдания. Они находятся «во мраке заточенья» (Пушкин), в «вековой разлуке» (Тютчев), поэтому испытывают пустоту бытия. Но их душа возрождается при встрече с возлюбленной: «сердце ожило» (Тютчев), «и для него воскресли вновь» (Пушкин), и только тогда пробуждается тяга к творчеству: «и вот слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне…» (Тютчев), и воскресло вдохновение (Пушкин). При таком одинаковом отношении к любви не случайны совпадения у того и другого поэта некоторых слов и выражений: «милые черты», «упоенье». Это свидетельствует о силе любви лирических героев. И Пушкин, и Тютчев – истинные певцы любви, трепетно относящиеся к женщине и возвышающие её до божества.
Нужно советовать ученикам на первом этапе подготовки к экзамену искать ответы на вопросы в школьном учебнике литературы, в дополнительной литературе, в Интернете, но главное – читать сами произведения. На втором этапе подготовки к экзамену учитель может создавать сочинения совместно с учеником, а на третьем – ученик должен писать сочинения самостоятельно, и не одно-два сочинения, а десятки. Желательно завести папку, куда необходимо поместить КИМы по литературе, краткий литературоведческий словарь, различные памятки (например, как определить размер стиха, литературные жанры, литературные направления), схемы анализа произведений, образцы сочинений.