Развитие творческого потенциала обучающихся 1 — 4 класса на основе системно-деятельностного подхода на уроках музыки и в рамках внеурочной деятельности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Анива»
Сахалинской области



Описание опыта работы



Развитие творческого потенциала обучающихся 1 – 4 классов
На основе системно-деятельностного подхода на
уроках музыки и в рамках внеурочной деятельности




Гоненко
Наталья Ивановна,
Учитель музыки
МБОУ СОШ №1 г. Анива



г. Анива, 2016

« Единственный путь, ведущий к
знанию – это деятельность»
Б. Шоу

Принятие на уровне государства стратегии инновационного развития экономики как единственно возможного пути для выживания России, сохранения её конкурентоспособности на мировом уровне определило необходимость модернизации системы образования. Главной задачей системы образования является развитие человеческого ресурса, подготовка кадров для инновационной экономики.
Сегодня образование направлено на воспитание индивида, развитие творческой личности. В мировой педагогике стало общепринятым начинать развитие творческих способностей в детском возрасте на материале искусства и всевозможных детских игр. Предметные, ролевые игры и игры дают ребенку материал для развития воображения. У младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности.
Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. В педагогике в качестве основных видов деятельности  выделяют игровую, учебную и трудовую деятельность. Сторонники этого «значимого для человека обучения» известные еще с 20-х годов русские ученые Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.В.Занков считают, что основными целями являются не только приобретение знаний, но и воспитание личности ученика, развитие его на основе собственной самостоятельной учебной деятельности.
В свернутой форме данная инновационная методическая система выстраивается в триединой формуле:
СИСТЕМЫ СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ =
= системно – деятельностный подход.
Остановимся на проблеме, которая стала основанием выбора темы исследования: "Развитие творчества обучающихся на уроке музыки с применением системно-деятельностного подхода".
Цель исследования: определение эффективности влияния системно-деятельностного подхода на развитие творчества обучающихся на уроке музыки.
Объектом исследования является развитие творчества обучающихся на уроке музыки.
Предметом является влияние системно-деятельностного подхода на развитие творчества обучающихся.
Гипотеза исследования: развитие творчества обучающихся на уроке музыки будет болееэффективным, если:
1. Целенаправленно и систематически применять системно-деятельностный подход;
2. Учитывать возрастные особенности обучающихся при применении системно-деятельностного похода.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты по теме исследования.
2. Проанализировать эффективность применения системно-деятельностного подхода на развитие творчества обучаемых.
3. Определить основные направления системно-деятельностного подхода.
Методы:
- теоретические (анализ педагогической и научно-методической литературы);
- практические (уроки с элементами системно-деятельностного подхода);
- математические и статистические обработки экспериментальных данных.




















Теоретическая часть

1. Творчество – психический процесс создания новых ценностей. Творчество – есть сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивида в своем развитии. К.Роджерс.
2. Деятельность – результат создания новых материальных и духовных ценностей. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью.
3. Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Креативность – творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды. А. Маслоу
4. Системно-деятельностный        подход     обеспечивает     достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы  и создает основу для самостоятельного  успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,  видов и способов деятельности.
Дидактические принципы:
1. Принцип деятельности заключается в том, что ребёнок, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности.
2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.
3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире.
4. Принцип минимакса - школа предлагает каждому обучающемуся содержание образование на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума.
5. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
6. Принцип вариативности предполагает развитие у обучающихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
7. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач.
Технология деятельностного метода включает последовательность деятельностных шагов:
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент)
Организуется положительное самоопределение к деятельности на уроке: - создаются условия для возникновения внутренней потребности включения
в деятельность («хочу»);
- выделяется содержательная область («могу»).
Рекомендации к проведению:
Доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка и т.д.
Беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: - актуализацию знаний, умений, навыков, достаточных для построения нового способа действий;
- тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими.
Рекомендаци:
1. Коллективные формы работы: коммуникативное взаимодействие, беседа. 2. Индивидуальные формы работы: задание для самостоятельного выполнения; 3. Фиксация в громкой речи различных вариантов решения и отсутствия изученного способа их обоснования.
3. Постановка учебной задачи.
На данном этапе учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Обнаружиться недостаток имеющихся знаний, т.е. возникает ситуация, в которой требуется изменить известные учащимся алгоритмы в новой ситуации или создать новые, открыть новые знания. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока.
Рекомендации: Коммуникативное взаимодействие, подводящий, побуждающий диалог. Включение эмоцианального компонента: «яркое пятно», похвала и т.д.
4. Построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания) Учитель организует коллективную деятельность учащихся в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.) После построения и обоснования нового способа, новый способ действий фиксируется в речи и знаково. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.
Рекомендации: 1. Коммуникативное взаимодействие, подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм;
2. Использование двигательной активности, материальных и материализованных моделей.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
Рекомендации:
Коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию. «Цепочки», соревнования, игровые ситуации и пр.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность.
Рекомендации: 1. Письменная работа, небольшой объем, узкая типовая направленность.
2. Индивидуальная деятельность.
7. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках.
Рекомендации: 1. Коммуникативное взаимодействие преимущественно в парах или группах. 2. Возможность выбора заданий учащимися. Включение элементов проектирования, игровых ситуаций.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.
Домашнее задание дается с элементами выбора, творчества.
Рекомендации:
Беседа: Чему научились? Что нового узнали? Каким способом? Где используется? В чем отличие новой ситуации от ранее изученной? Где возникло затруднение? Каковы результаты класса?(мои собственные)? Кого можно похвалить? Над чем ещё надо поработать? Возможно использование специальных сигналов - цвет, знак, шкала и т.д., для обозначения степени достижения поставленной цели деятельности. ( Если вы все поняли, то поднимите - зеленый, если вообще ничего не понял - красный; «гора успеха», «мишень»)
В настоящее время российскими педагогами музыкантами на музыкальных занятиях, уроках музыки для максимальной ориентации на творческое начало наряду с концепцией музыкального воспитания Д. Б. Кабалевского, широко применяется педагогическая система Карла Орфа. Концепции предусматривают применение системно-деятельностного подхода в обучении.
Система комплексной музыкальной деятельности немецкого педагога и музыканта Карла Орфа, построена на интеграции движения, пения и игры на шумовых, ударных музыкальных инсрументах. Эти методы в России применяются на основе русского традиционного фольклора, собственно по этому принципу организован его Шульверк. "Шульверк пятитомная антология музыки для детей. Детям проще учиться на материале их родной земли, языка и культуры. Термин «Schulwerk»  немецкое слово, означающее «школьная работа». Главный принцип орф-педагогики “учимся, делая и творя” позволяет детям, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования. В тоже время Шульверк предоставляет выбор методики самому педагогу.
Суть методики «Музыка для детей» заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке и движении.
Композитор ввел термин «элементарное музицирование», то есть процесс, состоящий из нескольких элементов: пения, импровизации, движения и игры на инструментах.
Креативная педагогика, развитая К. Орфом включает в себя следующую пошаговую дидактику:
- игры по правилам;
- гуманизм, открытость и общительность;
- сочетание различных видов деятельности: музыки, движения, слова, рисунка;
- материал разных культур, эпох;
- много музыки, ритма, радости, движения, общения, игры;
- мощная мотивация ребёнка.
Принципы:
От практики к теории.
От целого к детали.
От простого к сложному.
От спонтанности к заданности.
От произвольного к контрольно-волевому.
От центра к периферии. Развитие активности рук – плечо (барабан), локоть (ксилофон), любой мелодический инструмент (кисть).
ГЛАВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Движение и танец. Движение – это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления. Присутствует на каждом Орф-занятии. Танец это организованное движение в пространстве-времени.
Ритм. Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая традиционная культура. Ритм организует жизнедеятельность и мышление.
Пение. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда при нас.
Речь. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Внимание переходит со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания.
Театр. История, сказка, миф – нужны для завершения целостности процесса во времени. На определенном этапе процесса все вышеперечисленные виды деятельности (ритм, движение и т.д.) нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое.
СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Игра. Это язык, на котором говорят дети, способ самоорганизации, присущий детскому возрасту и традиционной культуре. Задав правила игры, не учитель организует процесс, а сама игра.
Импровизация. Организованная спонтанность. Легче получается у детей, чем у взрослых. Импровизация, экспериментирование, свободный разговор с телом, голосом, инструментом – начинают каждый новый учебный блок.
Выучивание, отработка. Как правило следует за импровизацией, только после того, как ее возможности исчерпаны.
Спетакль-демонстрация. В процессе работы над материалом (песней, танцем, сказкой, историей) разные виды деятельности объединяются вокруг сказки или истории. Возникает спектакль, театральное действо, предполагающее зрителей.

Практическая часть

Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Анива» Сахалинской области. В исследовании приняло участие:
- в начальном звене 1А, 1Б, 1В;
- в среднем звене 5А, 5Б классы.
Всего в количестве 135 человек.
Начало исследования – сентябрь 2011 года, окончание – декабрь 2012 года.
Для проверки выдвинутой гипотезы был осуществлен психолого-педагогический эксперимент. Он включал три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Учитывался уровень развития детей, их возрастные и индивидуальные особенности.
Планируя исследование, была поставлена задача учета возрастных, качественных новообразований. Основными критериями явились соответствие возрастным особенностям детей, диагностическая ценность в определении особенностей творческого воображения.
Использовались общие методы исследования: наблюдение, беседа, стандартизированные методики, психолого-педагогический эксперимент. Творчество ребенка оценивалось по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в исполнительской деятельности, элементарном музицировании, движении, рассказах, рисунках. Приложение 1.
Для диагностики творческого воображения традиционно используются следующие методические подходы:
1. Оценка оригинальности традиционных видов и форм деятельности;
2. Тестирование, связанное с оценкой продуктивности процессов воображения;
3. Тестирование, связанное с задачами опредмечивания несуществующих или непонятных объектов;
4. Самооценка параметров образов воображения.
Все эти методические подходы к изучению творческого воображения дают только приблизительную оценку данной способности.
В ходе констатирующего эксперимента решались следующие задачи:
Отобрать диагностические методы для оценки уровня творческого воображения у детей младшего школьного возраста.
Апробировать диагностический комплекс.
Выявить качественные особенности творчества обучающихся.
В основу диагностического изучения особенностей воображения у детей были положены следующие основные принципы, сформированные Л.С.Выготским:
- системный подход к диагностике психического развития ребенка;
- учет качественных возрастных новообразований;
- индивидуализированный и дифференцированный подход к детям.
Оцениваемые параметры:
Скорость процессов воображения.
Необычность, оригинальность образов.
Богатство фантазии (разнообразие образов).
Глубина и проработанность образов.
Впечатлительность, эмоциональность образов.
Фантазия ребенка оценивается по определенным параметрам от 0 до 10 баллов.
Критерии оценки:
- 1 балл ставится ребенку в случае, если за отведенные 10 минут он не смог ничего придумать и сделать руками.
- 3 балла ребенок получает тогда, когда вылепил что-то очень простое.
- 5 баллов ставится, если испытуемый сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более 2-3.
-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал, что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.
-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная вещь достаточно оригинальная, но детально не продумана.
- 10 баллов ребенок может получить только в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.(1 - 3 балла - низкий уровень развития творческого воображения; 4 - 7 баллов - средний уровень; 8 - 10 баллов - высокий уровень).
Результаты опытно-экспериментального исследования развития творческого воображения младших школьников на уроках музыки. Приложение 2.


ВЫВОД:

В настоящее время системно-деятельностный подход на современном уровне развития образовании особенно актуален. Сложность обстоит в мотивации, умении организовать обучающихся, срежессировать их работу. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Деятельностная технология обучения позволяет ученика из пассивного объекта педагогического воздействия превратить в активного субъекта учебно-познавательной деятельности.
В применении системно - деятельностного подхода есть много плюсов. Это позволяет учителю уйти от стереотипов в образовании, проявить свою творческую натуру. Роль педагога сейчас заключается в такой организации учебной деятельности, при которой каждый ученик почувствует себя причастным к этой деятельности. Детям очень нравится участвовать в этом процессе, чувствовать свою значимость. Да, многие педагоги говорят о том, что это сложно. Но ведь нет ничего невозможного. Самым сложным в применении системно – деятельностного подхода является изменение своего подхода к преподавательской деятельности.
Если меня как детского педагога и одновременно родителя спросят: «Зачем нужна музыка вашему ребенку?», я отвечу просто: хочу обогатить его жизнь музыкой. В современной школе нет другого такого урока, на котором можно было бы улетать в другие миры, учиться чувствовать себя и других, общаться без слов, находить радость в коллективном творчестве. Дети преображаются на музыкальных занятиях, уроках: распахивают свои сердца, превращаясь в эльфов, понимающих язык ветра и цветов, умеющих видеть музыку и танцевать стихи это и есть ответ на вопрос, зачем детям нужна музыка.










Рисунок 1