МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА».


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 6 Г. ЗИМАМЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК, ЛИТЕРАТУРА».

Методическое пособие содержит основные нормы и требования по написанию и оформлению самостоятельных внеаудиторных работ
Целью методического пособия является формирование у обучающихся практических навыков организации и проведения самостоятельной внеаудиторной работы
Методические рекомендации предназначены для обучающихся первого - второго курса.
Разработчик:
Сивухина Татьяна Сергеевна, преподаватель русского языка, литературы областного государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования Профессиональное училище №6 г. Зима.
Зима,2015
СОДЕРЖАНИЕ.
Пояснительная записка.______________________________________стр.4
Введение___________________________________________________ стр.5
Виды и формы самостоятельных работ по дисциплине
Литература_________________________________________________ стр .6
Функции и этапы выполнения самостоятельной работы________ стр. 7 -8
Методические рекомендации по подготовке письменных работ_ стр. 9-18
Ориентировочные затраты времени на выполнение заданий_____стр.19
Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы
обучающихся._____________________________________________стр. 20-21ПРИЛОЖЕНИЯ___________________________________________стр.22-28
Пояснительная записка.
Ключевой проблемой современного профессионального образования становится внедрение в учебный процесс средств и методик, развивающих у выпускников способности к овладению методами познания, дающими возможность самостоятельно добывать знания, творчески их использовать  на базе известных или вновь созданных способов и средств деятельности.
Стать таким специалистом без хорошо сформированных умений и навыков самостоятельной учебной деятельности невозможно.
         Проблема организации самостоятельной работы обучающихся является актуальной и сложной, и её решение требует значительных усилий, как со стороны преподавателей, так и со стороны обучающихся.
         Объем самостоятельной работы обучающихся определяется государственным образовательным стандартом. Самостоятельная работа обучающихся является обязательной для каждого обучающегося и определяется учебным планом.
         Разработанные рекомендации содержат материалы по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся.по дисциплине «Литература».
         В приложении указаны образцы выполнения самостоятельной работы обучающихся.
Введение
Самостоятельная работа обучающихся предназначена для углубления сформированных знаний, умений, навыков. Самостоятельная работа развивает мышление, позволяет выявить причинно-следственные связи в изученном материале, решить теоретические и практические задачи.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формированию самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развития исследовательских умений.
Роль самостоятельной работы возрастает, так как перед учебным заведением стоит задача в том числе и по формированию у обучающегося потребности к самообразованию и самостоятельной познавательной деятельности
Виды и формы самостоятельных работ по дисциплине Литература
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, методической литературы); составления плана текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование компьютерной техники, интернета и др.;
- для закрепления систематизации знаний: работа с конспектом лекции (обработки текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана выполнения работы в соответствии с планом, предложенным преподавателем.
При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу используется дифференцированный подход к обучающимся. Перед выполнением обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки.
В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания. Инструктаж проводится преподавателем за счет объема времени, отведенного на изучение дисциплины.
Функции и этапы выполнения самостоятельной работы
  В ходе самостоятельной работы осуществляются главные функции обучения — закрепление полученных знаний и перевод их в устойчивые умения и навыки. Одновременно с этим развивается творческое мышление, приобретаются навыки работы с научной литературой и навыки самостоятельного поиска знаний. От степени самостоятельности выполнения всех этих типов работ, от настойчивости при выполнении самостоятельной работе зависит успех обучения.
Совместно с учебными занятиями под руководством преподавателей хорошо организованная самостоятельная работа обеспечивает развитие таких качеств, как организованность, дисциплинированность, активность и целеустремленность, инициатива, настойчивость в достижении поставленной цели. Приобретается культура умственного труда, т. е. те профессиональные качества, которые необходимы современному специалисту.
Самообучение — один из самых ценных способов познания, когда развивается мышление, формируются ценнейшие качества человеческой личности: интерес к наукам, потребность в духовном обогащении, способность к творчеству, воля. Вместе с тем, самообучение доставляет человеку огромную радость и удовлетворение. Знания и навыки, приобретенные самостоятельно, остаются на всю жизнь.
 Последовательность выполнения самостоятельной работы:
1.     Изучить данные методические указания.
2.     Получить у преподавателя индивидуальное задание.
3.     Найти литературные источники  и изучить их (в библиотеке, сети интернет и т.п.)
4.     Оформить работу на компьютере в соответствии с требованиями, изложенными  в данных методических рекомендациях.
5.     Сдать самостоятельную работу преподавателю.
При выполнении заданий самостоятельной работы обучающимся предстоит:
самостоятельная формулировка темы задания (при необходимости);
сбор и изучение информации;
анализ, систематизация и трансформация информации;
отображение информации в необходимой форме;
консультация у преподавателя;
коррекция поиска информации и плана действий (при необходимости);
оформление работы;
поиск способа подачи выполненного задания;
представление работы на оценку преподавателя илигруппы (при необходимости).
По итогам самостоятельной работы обучающиеся должны:
развить такие универсальные умения, как умение учиться самостоятельно, принимать решения, проектировать свою деятельность и осуществлять задуманное, проводить исследование, осуществлять и организовывать коммуникацию;
научиться проводить рефлексию: формулировать полу чаемые результаты, переопределять цели дальнейшей работы, корректировать свой образовательный маршрут;
На протяжении всей самостоятельной работы обучающихся должен сопровождать педагог, выступающий в роли консультанта, координатора действий обучающихся.

Методические рекомендации по подготовке письменных работ
Написание реферата – это более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы обучающегося , содержащий информацию, дополняющую и развивающую основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях (приложение 1). Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны.
Реферативные материалы должны представлять письменную модель первичного документа – научной работы, монографии, статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.В качестве дополнительного задания планируется заранее и вносится в карту самостоятельной работы в начале изучения дисциплины. Роль преподавателя: идентична роли при подготовке обучающимся информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:
выбора источников (разная степень сложности усвоениянаучных работ, статей);
составления плана реферата (порядок изложения материала);
формулирования основных выводов (соответствие цели);
оформления работы (соответствие требованиям к оформлению).
Роль обучающегося: идентична при подготовке информационного сообщения, но имеет особенности, касающиеся:
выбора литературы (основной и дополнительной);
изучения информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);
оформления реферата согласно установленной форме.
Критерии оценки:
актуальность темы;
соответствие содержания теме;
глубина проработки материала;
грамотность и полнота использования источников;
соответствие оформления реферата требованиям.
Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии, учебника, книги и пр.) – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по созданию обзора информации, содержащейся в объекте конспектирования, в более краткой форме (приложение 2). В конспекте должны быть отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что внес его автор, основные методологические положения работы, аргументы, этапы доказательства и выводы. Ценность конспекта значительно повышается, если студент излагает мысли своими словами, в лаконичной форме.Конспект - это последовательное, связное изложение материала книги или статьи в соответствии с ее логической структурой. Основную ткань конспекта составляют тезисы, но к ним добавляются и доказательства, факты и выписки, схемы и таблицы, а также заметки самого читателя по поводу прочитанного. Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника (фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания). Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием, взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание и прочнее запомнить. Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем. Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающихся и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи – 2 ч (максимальное количество баллов – 3), монографии, главы книги, учебника – 4 ч (максимальное количество баллов – 5). Задания по составлению конспекта, как вида внеаудиторной самостоятельной работы, вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости или планируется в начале изучения дисциплины. Роль преподавателя:• усилить мотивацию к выполнению задания подбороминтересной темы;• консультирование при затруднениях.Роль обучающегося:
прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
записывать только то, что хорошо уяснил;
выделять ключевые слова и понятия;
заменять сложные развернутые обороты текста болеелаконичными (свертывание);
разработать и применять свою систему условных сокращений.
Критерии оценки:
содержательность конспекта, соответствие плану;
отражение основных положений, результатов работыавтора, выводов;
ясность, лаконичность изложения мыслей обучающихся;
наличие схем, графическое выделение особо значимойинформации;
соответствие оформления требованиям;
грамотность изложения;
конспект сдан в срок.

Составление опорного конспекта – представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника
Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами. Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) – опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответу и в процессе ответа. (Приложение 7 )
Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у обучающихся, которые столкнулись с большим объемом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытывают трудности при ее запоминании. Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др. Задание составить опорный конспект по теме может быть как обязательным, так и дополнительным. Опорные конспекты могут быть проверены в процессе опроса по качеству ответа обучающихся, его составившего, или эффективностью его использования при ответе другими обучающимися либо в рамках семинарских занятий может быть проведен микроконкурс конспектов по принципу: какой из них более краткий по форме, емкий и универсальный по содержанию.Затраты времени при составлении опорного конспекта зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей обучающихся и определяются преподавателем.Ориентировочное время на подготовку – 2 ч, максимальное количество баллов – 4.Дополнительное задание по составлению опорного конспекта вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости.Роль преподавателя:
помочь в выборе главных и дополнительных элементовтемы;
консультировать при затруднениях;
периодически предоставлять возможность апробирования эффективности конспекта в рамках занятия.
Роль обучающегося:
изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
представить характеристику элементов в краткой форме;
• выбрать опорные сигналы для акцентирования главнойинформации и отобразить в структуре работы;
оформить работу и предоставить в установленный срок.Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
соответствие оформления требованиям;
аккуратность и грамотность изложения;
работа сдана в срок.
Написание эссе – это вид внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по написанию сочинения небольшого объема и свободной композиции на частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно (приложение 3). Тематика эссе должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области изучения дисциплины. Обучающийся должен раскрыть не только суть проблемы, привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на нее. Этот вид работы требует от обучающегося умения четко выражать мысли как в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно излагать свою точку зрения. Эссе, как правило, имеет задание, посвященное решению одной из проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины, общее проблемное поле, на основании чего обучающийся сам формулирует тему. При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к решению проблемы, реалистичность, полезность и значимость предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность изложения. Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 4 ч, максимальное количество баллов – 5.Роль преподавателя:
помочь в выборе источников по теме;
помочь в формулировании темы, цели, выводов;
консультировать при затруднениях.
Роль обучающегося:
внимательно прочитать задание и сформулировать темуне только актуальную по своему значению, но и оригинальнуюи интересную по содержанию;
подобрать и изучить источники по теме, содержащуюсяв них информацию;
выбрать главное и второстепенное;
составить план эссе;
лаконично, но емко раскрыть содержание проблемы исвои подходы к ее решению;
оформить эссе и сдать в установленный срок.
Критерии оценки:
новизна, оригинальность идеи, подхода;
реалистичность оценки существующего положениядел;
полезность и реалистичность предложенной идеи;
значимость реализации данной идеи, подхода, широтаохвата;
художественная выразительность, яркость, образностьизложения;
грамотность изложения;
эссе представлено в срок.
Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы обучающегося по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы.
Формирование структуры таблицы отражает склонность обучающихся к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно. Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объема информации, сложности ее структурирования и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1 ч, максимальное количество баллов – 1. Задания по составлению сводной таблицы планируются чаще в контексте обязательного задания по подготовке к теоретическому занятию. Роль преподавателя:• определить тему и цель;• осуществить контроль правильности исполнения, оценить работу.Роль обучающегося:• изучить информацию по теме;
выбрать оптимальную форму таблицы;
информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;
пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовитьсяк контролю по заданной теме.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
логичность структуры таблицы;
правильный отбор информации;
наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
соответствие оформления требованиям;
работа сдана в срок.
Составление кроссвордов по - теме и ответов к ним – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от обучающегося владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний. Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от обучающихся не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов. Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объема информации, ее сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объемом не менее 10 слов – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.Роль преподавателя:
конкретизировать задание, уточнить цель;
проверить исполнение и оценить в контексте занятия.
Роль обучающегося:
изучить информацию по теме;
• создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;
представить на контроль в установленный срок.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
грамотная формулировка вопросов;
кроссворд выполнен без ошибок;
работа представлена на контроль в срок.

Научно-исследовательская деятельность обучающегося – этот вид деятельности предполагает самостоятельное формулирование проблемы и ее решение, либо решение сложной предложенной проблемы с последующим контролем преподавателя, что обеспечит продуктивную творческую деятельность и формирование наиболее эффективных и прочных знаний.Роль преподавателя и роль обучающегося в этом случае значительно усложняются, так как основной целью является развитие у обучающихся исследовательского, научного мышления.
Такой вид деятельности под силу не всем обучающимся, планируя его, следует учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Более сложна и система реализации такого вида деятельности, более емки затраты времени как обучающихся, так и преподавателя. В качестве кружковой работы могут быть подготовлены сложные рефераты, проведено микроисследование, изготовлены сложные учебные модели.Ориентировочные затраты времени на такие работы – 8 часов, максимальное количество баллов – 10.Роль преподавателя:
определить тему, рекомендовать литературу;
дать консультацию по вопросу формы и структурыблока;
проверить исполнение и степень эффективности в рамках практического занятия.
Роль обучающегося:
изучить материал источника, выделяя главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
подобрать и записать основные определения и понятия;
дать краткую характеристику объекту изучения;
использовать элементы наглядности, выделить главнуюинформацию в схемах, таблицах, рисунках;
сделать выводы, обозначить важность объекта изучения в образовательном или профессиональном плане.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
соответствие оформления требованиям;
аккуратность и грамотность изложения;
работа представлена в срок.
Создание материалов-презентаций – это вид самостоятельной работы обучающихся по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (приложение 4). Этот вид работы требует координации навыков обучающихся по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у обучающихся навыки работы на компьютере.Материалы-презентации готовятся в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.Ориентировочное время на подготовку – 1,5 ч, максимальное количество баллов – 2.Дополнительное задание по созданию материалов-презентаций вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости и представляются на контроль на практических занятиях. Роль преподавателя:• помочь в выборе главных и дополнительных элементовтемы;• консультировать при затруднениях.Роль обучающихся:
изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
представить характеристику элементов в краткой форме;
выбрать опорные сигналы для акцентирования главнойинформации и отобразить в структуре работы;
оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
работа представлена в срок.
Работа с Интернет ресурсами
Интернет сегодня – правомерный источник научных статей, статистической и аналитической информации, и использование его наряду с книгами давно уже стало нормой. Однако, несмотря на то, что ресурсы Интернета позволяют достаточно быстро и эффективно осуществлять поиск необходимой информации(Приложение 6 ), следует помнить о том, что эта информация может быть неточной или вовсе не соответствовать действительности. В связи с этим при поиске материала по заданной тематике следует оценивать качество предоставляемой информации по следующим критериям:
-представляет ли она факты или является мнением?
-если информация является мнением, то что возможно узнать относительно репутации автора, его политических, культурных и религиозных взглядах?
- имеем ли мы дело с информацией из первичного или вторичного источника?
- когда возник ее источник?
-подтверждают ли информацию другие источники?
Роль преподавателя:• помочь в выборе главных и дополнительных элементовтемы;• консультировать при затруднениях.Роль обучающихся:
изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;
установить логическую связь между элементами темы;
представить характеристику элементов в краткой форме;
выбрать опорные сигналы для акцентирования главнойинформации и отобразить в структуре работы;
оформить работу и предоставить к установленному сроку.
Критерии оценки:
соответствие содержания теме;
правильная структурированность информации;
наличие логической связи изложенной информации;
эстетичность оформления, его соответствие требованиям;
работа представлена в срок.
Ориентировочные затраты времени на выполнение заданий
№ п/п Основные виды заданий Затраты времени на единицу задания, ч Количество баллов
1 Подготовка информационного сообщения 1 2
2 Написание реферата 4 5
3 Написание конспекта первоисточника. 2 4 35
4 Написание эссе 4 5
5 Составление опорного конспекта 2 4
6 Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме 1 1
7 Составление кроссворда по теме и ответов к нему 1 1
8 Создание материалов-презентаций 1,5 2

Критерии оценки внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Качество выполнения внеаудиторной самостоятельной работы оценивается посредством текущего контроля самостоятельной работы обучающихся с использованием балльно-рейтинговой системы.
Текущий контроль СРС – это форма планомерного контроля качества и объема приобретаемых студентом компетенций в процессе изучения дисциплины, проводится на практических и семинарских занятиях и во время консультаций преподавателя. Максимальное количество баллов, обучающийся получает, если:
обстоятельно с достаточной полнотой излагает соответствующую тему;
дает правильные формулировки, точные определения, понятия терминов;
может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентомданного материала.
70~89% от максимального количества баллов обучающийся получает, если:
неполно (не менее 70% от полного), но правильно изложено задание;
при изложении были допущены 1-2 несущественные ошибки, которые он исправляет после замечания преподавателя;
дает правильные формулировки, точные определения,понятия терминов;
может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры;
правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентомданного материала.
50~69% от максимального количества баллов обучающийся получает, если:
неполно (не менее 50% от полного), но правильно изложено задание;
при изложении была допущена 1 существенная ошибка;
знает и понимает основные положения данной темы, нодопускает неточности в формулировке понятий;
излагает выполнение задания недостаточно логично и последовательно;
затрудняется при ответах на вопросы преподавателя.
49% и менее от максимального количества баллов обучающийся получает, если:
неполно (менее 50% от полного) изложено задание;
при изложении были допущены существенные ошибки.
В "0" баллов преподаватель вправе оценить выполненное обучающимся задание, если оно не удовлетворяет требованиям, установленным преподавателем к данному виду работы.
Сумма полученных баллов по всем видам заданий внеаудиторной самостоятельной работы составляет рейтинговый показатель студента. Рейтинговый показатель обучающегося влияет на выставление итоговой оценки по результатам изучения дисциплины.Если рейтинговый показатель обучающегося составляет:
максимальное количество баллов, то обучающийся на дифференцированном зачёте претендует на оценку "отлично";
70-89% от максимального количества баллов, то обучающийся на дифференцированном зачёте претендует на оценку "хорошо";
50-69% от максимального количества баллов, то обучающийся на экзамене претендует на оценку "удовлетворительно";
49% и менее от максимального количества баллов, то студент до зачёта не допускается.


Приложение 1
Образец титульного листа ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 6 Г.ЗИМА
Название реферата (доклада)
  
Выполнил:
ФИО обучающегося,  курс, группа
 
Руководитель:
ФИО преподавателя
 20__ г.
  Образец оглавленияОГЛАВЛЕНИЕВведение ............................................................................................... 2Глава 1 .................................................................................................. 3Глава 2 .................................................................................................. 6Глава 3 ................................................................................................ 10Заключение ........................................................................................ 14Список литературы............................................................................ 16

Приложение 2
Образец оформления конспектаКОНСПЕКТПервоисточника (главы монографии, учебника, статьи и пр.)«_______________________________________________»выполнил Ф.И.О. обучающегося, курс, группа, специальностьФамилия автора, полное наименование работы, места и год изданияПлан (схема простого плана): 1.2. 3. 4. План (схема сложного плана): 1. ________________________;______________________:а) _____________________;б) ____________________;в) _____________________.1.2. _______________________:а) _____________________; б) _____________________.2. ________________________.2.1. __________________ и т.д. (далее раскрываются вопросы плана)1.1.1.1.2.2.2.1.
Приложение 3
Образец оформления эссеЭССЕВыполнил Ф.И.О. обучающегося, курс, группа, специальность Тема эссе:Цель эссе:При формулировании цели обратите внимание на следующие вопросы:
Почему выбрали эту тему?
В чем состоит актуальность выбранной темы?
Какие другие примеры идей, подходов или практических решений вам известны в рамках данной темы?
В чем состоит новизна предлагаемого подхода?
Конкретная задача в рамках темы, на решение которойнаправлено эссе?
Содержание эссе:
Анализ актуального положения дел в выбранной области. Болевые точки, актуальные вопросы, задачи.
Анализ мер, предпринимаемых государством, властями, государственными учреждениями, частными лицами, для решения актуальных задач в выбранной области.
Плюсы и минусы.
Изложение собственного подхода / идеи.
Необходимые ресурсы для воплощения данного подхода. План мероприятий по воплощению идеи.
Практические рекомендации.
Перспективы использования данного подхода / его разработки
Плюсы и минусы предложенной идеи.
Другое.

Приложение 4
Образец оформления презентации
Первый слайд:
Тема информационного сообщения (или иного вида задания):_____________________________________________________Подготовил: Ф.И.О.обучающегося, курс, группа, специальность Руководитель: Ф.И.О. преподавателя
Второй слайд
План:1. ______________________________.2. ______________________________.3. ______________________________.
Третий слайд
Литература:
Четвертый слайд
Лаконично раскрывает содержание информации, можно включать рисунки, автофигуры, графики, диаграммыи другие способы наглядного отображения информации
Приложение 5
Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:
 1.                Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.
2.                Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки.
3.                Составить план доклада.
4.                Написать план доклада, в заключении которого обязательно выразить своё мнение и отношение к излагаемой теме и её содержанию.
5.                Прочитать текст и отредактировать его.
6.             Оформить в соответствии с требованиями  к оформлению письменной     работы.
 
Примерная структура доклада:
 
1.   Титульный лист 2.   Текст работы
         3.   Список использованной литературы
Приложение 6
Оформление Интернет-информации:
 Как и другие источники информации, сайты обязательно должны быть указаны в списке использованной литературы.
Согласно принятым стандартам оформляется Интернет-источник таким образом:
Ссылка на ресурс (не общая ссылка на портал, а именно на страницу с использованным текстом); фамилия и инициалы автора; заглавие статьи, эссе или книги.
Например:
1. http://gramota.ru/biblio/magazines/mrs/28_480 Молчановский В. В. Межкультурное взаимодействие: диалог внутри национальной культуры.
Приложение 7 Образец оформления опорного конспекта (фрагмент)Опорный конспект темы « Сюжет, композиция, жанр
Романа «Преступление и наказание»выполнил Ф.И.О. обучающегося, курс, группа, специальность
2020570504190Первоначальный замысел об «идейном убийце» распадается на две неравные части, которые и составляют основу сюжета
преступление и его причины действие преступления на душу преступника Жанр романа
Особенности композиции романа также связаны с содержанием:
Преступление Наказание
Занимает 1 часть повествования Описывается в 5 частях
Рассказывается о замысле и совершении преступления Рассказывается о влиянии преступления на душу Раскольникова и пути героя к постепенному раскаянию
♦ социально-бытовой
♦ детективный
роман ♦ любовный
♦ психологический
♦ философский
♦ религиозный
Основной цвет романа - желтый: