ОДБ ИСТОРИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ










ИСТОРИЯ




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ







Тольятти, 2015г.

ОДОБРЕНО
Методическим советом
ГАПОУ КТиХО

Протокол № _00_
от « _00_» __ааааааааа_ 2015г.

РАССМОТРЕНО
на заседании методического объединения преподавателей общеобразовательных дисциплин

Протокол № _1_
от « _28_» _августа_ 2015г.



Автор (составитель):
К.И. Чебачева, преподаватель истории

История / методические указания по выполнению практических работ/ ГАПОУ КТиХО, 2015г., 23 стр.




Рецензент(ы):
Л.М. Чеботарь, преподаватель высшей квалификационной категории







Практические работы, представленные в данном сборнике, разработаны в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины общеобразовательного цикла «История» для студентов, обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена по специальностям 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, 22.02.06 Сварочное производство, 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Методические указания по выполнению практических работ будут полезны как студентам, так и преподавателям для организации контроля по истории.



СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
4

Практическая работа № 1 «Падение Западной Римской империи»
5

Практическая работа № 2 «Декабристы и их политические идеалы
8

Практическая работа № 3 «Решающая роль СССР в разгроме нацизма»
13

Практическая работа № 4 «Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия»
18

Порядок оформления отчета по практической работе
19

Приложения
21






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Цель составления данного сборника - сформировать у студента навыки работы с информационными ресурсами и установления причинно-следственных связей между историческими фактами и пространственно-временными рамками
Практические работы содержат открытые вопросы, ситуации и таблицы, структурно-логические схемы, тексты. Для выполнения практических работ студенты должны использовать учебники, нормативно-правовые акты и дополнительную информацию. При выполнении практической работы студент должен внимательно ознакомиться с заданиями и балльной шкалой оценки заданий, которые определены в таблице «Критерии оценки заданий практической работы № N» На основании изученной информации студент должен определить набор заданий, составить план своей самостоятельной работы и выбрать информационные источники.
Практические работы, выполненные в рамках внеаудиторной самостоятельной работы, обязательно оформляются в соответствии со стандартом: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, используемые информационные источники (см.. раздел «Порядок оформления отчета по практической работе» и Приложение 1).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
«Падение Западной Римской империи»
Цель:
установить причины гибели Западной Римской империи
развить навыки оценочной деятельности
обобщить имеющиеся знания о Римской цивилизации
совершенствовать навыки самостоятельной работы
представлять результаты изучения исторического материала в форме отчета по практической работе;
Задания к практической работе:
Зарисуйте в тетради структурно-логическую схему «Характеристика периодов развития Римской империи». Заполните пропущенные строчки правильными ответами.

Структурно-логическую схему студент заполняет самостоятельно. Для помощи в работе студенту предлагается Методическое пособие «Историография древних цивилизаций».

Структурно-логическая схема
«Характеристика периодов развития Римской империи»

Прочтите текст ответьте на вопрос и заполните таблицу.
2.1.Какие факторы сыграли решающую роль в упадке Рима?
2.2. Заполните таблицу

Причина упадка Рима

Внешние


Внутренние



Текст:
Падение Западной Римской империи
В IVвеке усилился натиск племенных союзов Северной, Центральной и Восточной Европы на владения Западной римской империи.
Из-за изменений климата ранее занимавшиеся ими земли уже не могли прокормить возросшее население. Целые племена двигались на юг, оседая в сельской местности римских провинций, в частности в Галлии.
Другой причиной вторжений народов на территорию империи было наступление гуннов, которые, продвигаясь с востока, к середине IV века достигли Северного Причерноморья. Они теснили племена Сарматове и готов, жившим между Днестром и Дунаем. С севера на готов наступали славянские племена. Готы, в свою очередь, направлялись в Центральную Европу и на юг, на направлялись в Центральную Европу и на юг, на территорию Римской империи.
Власть империи, особенно в периоды междуцарствий, обострения борьбы за власть, не препятствовали освоению «Варварами» римских владений, тем более что они уже не были чуждыми империи. Многие германские племена приняли христианство, их дружины состояли на службе у Римских военачальников.
Вестготам (западным готам), спасающихся от гуннов, разрешалось селиться южнее Дуная. Пополнение населения империи порождало надежды на увеличение размера собираемых податей, новые наборы в армию.
Римские власти, однако, не учли, что привыкшие самостоятельно решать свои проблемы «варвары» не будут покорно сносить поборы чиновников. Вестготы восстали, к ним примкнули рабы и колоны, и в 378 г. они разгромили римскую армию у Адрианополя. С большим трудом войскам Феодосия удалось на время усмирить вестготов.
После смерти Феодосия в 395 г. Римская империя развалилась. Военачальники западной части империи отказались признавать власть Константинополя, который превратился в столицу Восточной Римской империи (Византии). Вновь подняли мятеж вестготы. Опустошив Грецию и Иллирию, они начали совершать набеги на Италию. В 410 г. король вестготов Аларих (370-410) захватил и разграбил Рим. Столицу Западной Римской империи перенесли в Равенну, на север Италии.
Одновременно германские племена вандалов, аланов и свевов ворвались в Галлию и Испанию. В 429 г., завладел флотом, вторглись в Северную Африку, где основали свое государство.
Сильнейший удар по империи нанесли гунны, земли которых простирались от Кавказа до современной Венгрии. Их предводитель Аттила (434-453) в 436 г. начал наступление на Европу. Войска гуннов вторглись на Балканский полуостров, разорили более 70 городов, заставили Восточную Римскую империю платить дань. Пройди германские земли, гунны начали опустошать Галлию. Это вынудило вестготов, франков, бургундов на время объединиться с римлянами и выступить против Аттилы союз гуннских племен распался, и под натиском готов они откочевали в Северное Причерноморье. В Западной Римской империи вновь началась борьба за власть: за 21 год сменилось девять императоров. В ходе междоусобиц Рим был взят и разграблен войсками вандалов. В 476 г. вождь германских наемников Одоакр (431-493) сверг последнего императора Ромаула Августа и с одобрения сената был провозглашён конунгом (королем) Италии. Восточная Римская империя признала законность власти Одоакра, которому был присвоен титул патриция.
С падением Западной Римской империи переселения народов не завершились, они продолжались до VIII века. На территории бывшей империи возникли десятки королевств, однако ореол ее величия еще долго влиял на их политику. Многие королевские династии Европы вели отсчет своей истории со временем империи, считая себя законными преемниками ее власти.

Критерии оценки практической работы:
Задания
Баллы
Примечание

Вопрос 1. Заполнение СЛС
60
За полностью заполненную СЛС

Вопрос 2. Ответ 2.1
10
При полном и достаточном ответе

Вопрос 2. Ответ 2.2
30
За полностью заполненную таблицу

ИТОГО
100



Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений


балл (отметка)
вербальный аналог

90 ч 100
5
отлично

80 ч 89
4
хорошо

70 ч 79
3
удовлетворительно

менее 70
2
не удовлетворительно



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
«Декабристы и их политические идеалы»
Цель:
рассмотреть причины и последствия изменений в мировоззренческих взглядах людей XIX века и их влияние на политические процессы в государстве
развить навыки оценочной деятельности и нравственного выбора
сделать вывод, какой из двух проектов государственного устройства России был более реалистичным в исторических условиях России первой половины XIX века
совершенствовать навыки самостоятельной работы
Задания к практической работе:
1. Ответьте на вопросы:
1.1 Причины возникновения движения декабристов.
1.2 Формирование идеологии декабристов.
1.3 Первые тайные организации «Союз спасения», «Союз благоденствия».
1.4  «Манифест к русскому народу». Восстание 14 декабря 1825 г. в Петербурге.
1.5 Причины поражения и значение восстания декабристов.

2.Работа с документами: «Конституция» Н.М. Муравьева, «Русская правда» П.И. Пестеля. Составить сравнительную таблицу по программным документам декабристов.

«Конституция»
Н.М. Муравьева
Вопросы для сравнения
«Русская правда»
П.И. Пестеля


государственное устройство



гражданские права



крепостное право



помещичье землевладение



избирательное право



сословная структура



Конституция Н.М. Муравьева
Глава I. О народе Русском и Правлении
1. Русский народ, свободный и независимый, не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства.
2. Источник верховной власти есть народ, которому принадлежит исключительное право делать основные постановления для самого себя.
Глава II. О гражданах
3. Гражданство есть право определенном в сем уставе порядком участвовать в общественном управлении: посредственно, т.е. выбором чиновников или избирателей; непосредственно, т.е. быть самому избираемым в какое-либо общественное звание по законодательной, исполнительной или судебной власти.
5. Чтобы быть гражданином, необходимы следующие условия: 1) не менее 21 года возраста. 2) Известное и постоянное жительство. 3) Здравие ума. 4) Личная независимость. 5) Исправность платежа общественных повинностей.
Глава III. О состоянии, личных правах и обязанностях русских
10. Все Русские равны пред законом.
13. Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земле Русской, становится свободным. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается, поелику противно Вере, по которой все люди – братья, все рождены благо по воле божьей, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны.
24. Земли помещиков остаются за ними. Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом, им принадлежащими.
25. Крестьяне экономические и удельные будут называться общими владельцами, равно как и ныне называющиеся вольными хлебопашцами.земля, на которой они живут, предоставляется им в общественное владение и признается их собственностью.
29. Названия и сословия однодворцев, мещан, дворян, именитых граждан заменяются все названием гражданина или Русского
32. Граждане имеют право составить всякого рода общества и товарищества, не испрашивая о том ни у кого позволения, ни утверждения: лишь только б действия оных не были противозаконными
Глава VI. О народном вече
59.Народное вече, состоящее из верховной думы и палаты народных представителе и, облечено всею законодательной властию.
Глава VII. О палате представителей, о числе и выборе представителей
60. Палата представителей составлена из членов, выбранных на два года гражданами Держав.
Глава VIII. О Думе верховной
73. Верховная дума состоит из трех граждан каждой Державы, двух граждан Московской области и одного гражданина Донской области. Всего 42 члена. Члены Верховной думы.
77. Дума участвует вместе с императором в заключении мира, в назначении судей верховных судебных мест, главнокомандующих сухопутных и морских сил, корпусных командиров, начальников эскадр и верховного блюстителя.
Глава IX. О власти, преимуществах Народного веча и составлении законов
78. Народное вече собирается, по крайней мере, раз в год.
79. Каждая палата сама судит о правах и выборе своих членов.
81. Заседания обеих палат публичные.
95. Народное вече определяет общие налоги и издержки, предоставляя частные распоряжениям правительственных собраний Держав.
98. Народное вече не имеет власти ни постановлять, ни запрещать какое-либо вероисповедание или раскол.
Народное вече не имеет власти нарушать свободы речей и книгопечатания
Глава X. О верховной исполнительной власти
101. Император есть: верховный чиновник российского правительства. Его права и преимущества суть:
3) Он имеет право останавливать действие законодательной власти и принуждает ее ко вторичному рассмотрению закона.
4) Он верховный начальник сухопутной и морской силы.
8) Он назначает посланников, министров и консулов и представляет Россию во всех ее отношениях с иностранными державами. Он назначает всех чиновников.
9) Не может, однако же, помещать в трактатах статей, нарушающих права и состояние граждан внутри отечества. Равным образом не может включать в оные без согласия Веча народного условий напасть на какую-либо землю, не может уступить никакого участка земель, принадлежащих России.
15) Не может употреблять войск 60 внутренности России в случае возмущения, не сделав о том предложения Народному вечу

«Русская правда» П.И. Пестеля
Глава первая. О земельном пространстве государства
# 4. Россия есть государство единое и неразделимое
.Что же в особенности касается до России, то, федеральное образование государства было бы для нее пагубно, стоит только вспомнить, из каких разнородных частей сие огромное государство составлено
..объявляется Российское государство в пределах, выше обозначенных, единым и неразделимым, отвергающим притом совершенно всякое федеративное образование.
Глава вторая. О племенах, Россию населяющих
# 1. Разделение племен, Россию населяющих на три главные разряда
Общая масса всех российских обитателей может на три главные разряда быть разделена. Первый разряд состоит из коренного народа русского. Второй – из племен, к России присоединенных. Третий из иностранцев, в России живущих. Коренной народ русский есть племя славянское.
# 2. Законы должны быть одинаковы на целом пространстве государства
..государственные и гражданские законы могут быть в государстве одни и те же.
Глава третья. О сословиях, в России обретающихся
# 4. Все должны быть перед законом равны
Все люди в государстве имеют одинаковое право на все выгоды, государством доставляемые, и все имеют равные обязанности нести все тягости, нераздельные с государственным устроением Сословия тем еще пагубнее, что они.некоторым членам народа выгоды дают, в коих другим отказывают без всякой причины и без всякой для государства пользы, что для пресыщения корысти нескольких людей жестокую, оказывают несправедливость против наибольшей части народа.
учреждение сословий непременно должно быть уничтожено, все люди в государстве должны составлять только одно сословие, могущее называться гражданским, и что все граждане в государстве должны иметь одни и те же права и быть перед законом равны
# 6. Дворянство
Обладать другими людьми, как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать людей наподобие вещей, употреблять их по собственному своему произволу без предварительного с ними соглашения и единственно для собственной своей прибыли, выгоды, а иногда и прихоти есть дело постыдное, противное человечеству, противное законам естественным, противное святой вере христианской, противное, наконец, заповедной воле всевышнего, гласящего в священном писании, что люди перед, ним все равны. И потому не может долее в России существовать дозволение одному человеку иметь и называть другого своим крепостным. Рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми.
# 7. Купечество
Известно, что лучший способ для доставления народному богатству возможность процветать состоит в даровании свободы, что свобода есть главная необходимость для народной промышленности. Свобода же сия состоит в трех главных предметах: 1) чтобы каждый гражданин имел право и позволение заниматься тою или, теми отраслями промышленности. 3) чтобы сама промышленность была освобождена, от всяких затруднений и препятствий.
Военные поселяне
Одна из первейших обязанностей временного верховного правления состоит в уничтожении военныхпоселян принимать гражданами наравне со всеми прочими россиянами, даровать им совершенно те же права и устроить в прекращающихся военных поселениях тот же образ управления, как и в прочих местах России.
О народе в политическом отношении [Глава IV]
волость должна быть признана политическою единицеюВерховная власть управляет целым, пространством государства, а народ весьма естественным образом распределяется по волостям. Посему и должен быть народ российский распределен по волостям. Каждый россиянин будет гражданином Российского государства и в особенности гражданином такой-то волости.
§ 9. земля есть общая собственность всего рода человеческого, а не частных лиц и посему не может она быть разделена между несколькими только людьми. Надлежит следующими правилами руководствоваться: 1) человек может только на земле жить и только от земли пропитание получать;
# 10. Одна половина получит наименование земли общественной, другая земли частной. Земля общественная будет всему волостному обществу принадлежать и неприкосновенную его собственность составлять. Она ни продана, ни заложена быть не может. Земли частные будут принадлежать казне или частным лицам, обладающим оными с полною свободою и право имеющим делать из оной, что им угодно. Сии земли, будучи предназначены для образования частной собственности, служить будут к доставлению изобилия. Так как общественная земля устанавливается для доставления каждому необходимого для жития, то и должен каждый заниматься своим участком с усердием и прилежанием. В каждой волости должен быть волостной банк учрежден. Из сего банка получать будут граждане нужное число денег на первоначальное обзаведение своего хозяйства. 1) каждый россиянин будет совершенно в необходимом обеспечен и уверен, что в совей волости всегда клочок земли найти может, который ему пропитание доставит. Где бы он ни странствовал, где бы счастия ни искал, но всегда в виду иметь будет, что ежели успехи стараниям изменят, то в волости своей, всегда пристанище и хлеб насущный найти может
# 14. Богатые всегда будут существовать, и это очень хорошо, но не надобно присоединять к богатству еще другие политические права и преимущества.
О народе в гражданском отношении [ГлаваV]
# 7. Право собственности или обладания есть право священное и неприкосновенное, дабы каждый гражданин в полной мере уверен был в том, что никакого самовластие не может лишить его ниже малейшей части его имущества
# 10. Личная свобода есть первое и важнейшее право каждого гражданина1) никто из граждан не должен свободы быть лишен и под стражу посажен иначе, как законными образом и законным порядком. 2) Одно только полицейское ведомство имеет право граждан брать под стражу. 3) В дом гражданина никто войти не может без его согласия; в случае же обязанности взять его под стражу должна полиция предъявить ему письменное предписание от волостного правления или высшего местного начальства об отводе его под стражу с объявлением причин. 6) На улице и вообще вне частного дома может каждый гражданин под стражу быть взят и без письменного предписания; но о причинах сего с ним поступка должно ему быть письменно во всяком случае объявлено прежде истечения 24-х часов, в противное случае должен он быть немедленно освобожден. 10) Никто не может быть судим иным порядком, как обыкновенным законным судебнымНикто не может быть судим иначе, как по точным словам закона
# 18. Коренные правила в отношении свободе книгопечатания постановляются следующие: 1) каждый гражданин имеет право писать и печатать все то, что он хочет, с тем только чтобы его имя было на его сочинении выставлено. От сего исключаются одни только личные ругательства, которые никогда допускаемы быть не должны. 2) каждый гражданин пользуется правом иметь 3) За мнения и правила, в сочинении изложенные отвечает каждый писатель
# 19. Коренные правила в отношении к свободе вероисповедания и духовных действий состоят в следующем: 1) христианская Православная, греко-российская вера признана быть должна господствующею верою великого Государства российского. 2) Все прочие христианские исповедания, равно как и все инородные веры дозволяются в России, если только не противны они российским законам, духовным и политическим, правилам чистой нравственности и не нарушают естественных обязанностей человека

Критерии оценки практической работы:
Задания
Баллы
Примечание

Вопрос 1. Ответ 1.1
10
При полном и достаточном ответе

Вопрос 1. Ответ 1.2
10


Вопрос 1. Ответ 1.3
10


Вопрос 1. Ответ 1.4
10


Вопрос 1. Ответ 1.5
10


Вопрос 2. Заполнение сравнительной таблицы
50
За полностью заполненную сравнительную таблицу

ИТОГО
100



Критерии оценки практической работы:


Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений


балл (отметка)
вербальный аналог

90 ч 100
5
отлично

80 ч 89
4
хорошо

70 ч 79
3
удовлетворительно

менее 70
2
не удовлетворительно



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
«Решающая роль СССР в разгроме нацизма»
Цель:
Выявление причин и последствий Второй мировой войны.
Выявление значения и цены победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Формирование навыков сравнения, обобщения и анализа информации, содержащейся в источниках различных типов
Задания к практической работе:
1.Используя текст учебника, параграфы 39-43 исторические карты, дополнительные материалы, определите причины, основные события и итоги Второй мировой войны. Материал систематизируйте в форме схемы или в форме таблицы.

2. Прочитайте текст, выполните задания, содержащиеся в нем (выделены курсивом):
Одна из самых известных песен о войне начинается так:
Здесь птицы не поют,
Деревья не растут,
И только мы лицом к лицу
Врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым.
И значит нам нужна одна Победа,
Одна на всех - мы за ценой не постоим !
"Цена победы" - какова она? И что в действительности за этими последними строками - "мы за ценой не постоим!"?
Вообще, тема "Итоги Великой Отечественной" глобальна: здесь имеются ввиду и материальный урон, и изменения границ, и новая политическая расстановка сил в мире. Но, согласитесь, самый страшный итог в любой войне - это человеческие жертвы, не случайно их часто называют "невосполнимые людские потери". Никто и ничто не сможет вернуть к жизни миллионы военных и мирных граждан.
Казалось, прошло уже много лет, но "жертвы войны" остаются одной из самых запутанных проблем в истории войны.
Попытайтесь самостоятельно на основе различных документов и статистики, на основе своих общечеловеческих представлений и принципов дать экспертную оценку людским жертвам, заплаченным советским народом за победу.
Давайте мысленно перенесемся в 1945 г. 24 июня. Красная площадь. Парад Победы. Ровно в 10 часов утра из ворот Спасской башни в торжественной тишине на белом арабском скакуне появился командующий парадом маршал Жуков. Как бы Сталину хотелось быть на этом месте, но по военному этикету принимать следует "верхом", а сноровка не та - на тренировке упал, вывихнул плечо. Хотя появление Жукова в этой роли весь мир воспринял как должное, как признание его заслуг. И дальше - наверняка вы видели кадры кинохроники: под дробь барабанов солдаты пренебрежительно бросают к подножью Мавзолея фашистские знамена. Прекрасная режиссура, как отмечал недавно Станислав Говорухин - скорее символ, который прочно закрепился в памяти многих.
Но известный кинорежиссер Александр Довженко, вернувшись домой, записал в дневнике потрясшее его открытие: "В речи Жукова не было траурного марша, Красная площадь не встала на колени перед памятью миллионов погибших".
Не отсюда ли нужно вести отсчет того панического страха руководства страны перед цифрой жертв, той удивительной метаморфозы со статистикой, той официальной фальсификации, которая преследует нас до сих пор.
Давайте обрисуем контуры проблемы.
К Нюрнбергскому процессу все страны - участницы войны подводят итоги. Конкретных цифр мировая общественность ждала и от Сталина. Верховный вызывает к себе Вознесенского, председателя Госплана, в ведении которого находилась вся статистика и просит подготовить контрольные цифры.
Но беда в том, что Германия свои потери уже опубликовала. И поскольку немцы всегда отличаются своей пунктуальностью, даже дотошностью в учете, их данные не вызывали сомнений.
Число в 15 миллионов человек общих (т.е. военных и гражданских) потерь, представленное Вознесенским, несколько шокировало Сталина. И подготовленные в этот момент данные Наркома Обороны в 7 млн. погибших военнообязанных, Сталин выдает миру за общие итоги.
Да, разумеется, признать большие цифры - значит расписаться в собственном непрофессионализме, подтвердить ходивший уже тогда в западных кругах тезис, что русские не умеют воевать, что они затопили Европу собственной кровью и потому выиграли!
Что же дальше?
У власти Хрущев. И в соответствии со своей репутацией правдолюбца он обнародует цифру в 20 млн.
Осторожный Брежнев придает этой цифре вообще умилительный оттенок - "более 20 млн." В кулуарах историки посмеивались, что в этой формулировке справедливо только "более". А сколько? 25? 50? 100? Как хотите, так и думайте!
Наконец, Горбачев идет дальше и публикует 27 млн. человек.
То, что в последнее время, уже при Ельцине, к этой официально принятой цифре в скобочках стали добавлять всякого рода пояснения - "по неполным оценкам", "не менее", "по непроверенным данным" - свидетельствует, что и эта цифра в 27 млн. не является абсолютной.
Можно было бы сослаться на трудные времена, несовершенную статистику, но и сегодня, в век информационных технологий, всеобщей компьютеризации мы не знаем точного числа погибших в чеченской компании, в собственной стране. Значит, есть некая закономерность, значит надо искать иные объяснения.
 Давайте обратимся к официальной, имеющейся в нашем распоряжении, информации по Великой Отечественной войне. И прежде, проанализируем, какие военные силы изначально были втянуты в войну.
Распределение численности личного состава вооруженных сил СССР и Германии в период II мировой войны (млн. чел.)
 Показатели
Германия
СССР

1. Общая численность населения к 1939 г.
80,6'
194.1І

2. в том числе муж. пола
38,9
93

3. Призвано на действительную военную службу в ходе войны (в целом за 1941-1945 гг.)
16
30,6

4. Личный состав, занятый на других (кроме Восточного) фронтах II Мировой войны
5,3і
1,64

 Примечания:
1 - включая население Австрии, Богемии, Моравии (данные по: Мюллер-Гиллербранд Б. Сухопутная армия Германии. 1933-1945. М., 1976)
2 - Включая территории Прибалтики, Зап. Украины
· 23 млн. (по данным Всесоюзной переписи населения СССР в 1939г.)
3 - во Франции, Африке и проч.
4 - на Дальнем Востоке, Иране
 Первые три показателя таблицы не требуют особых комментариев. Очевидно превосходство СССР над Германией общих людских ресурсов, в том числе мобилизованных. Но данные цифры имеют абсолютный характер, надо увидеть относительность величин: Сосчитайте в % число мобилизованных в каждой стране мужчин. Сделайте вывод из своих расчетов?
Но обратите внимание на соотношение сил на Восточном фронте. Определите в среднем за годы войны соотношение мобилизованных военных ресурсов двух стран?
Надо учесть, что это средние цифры: в конце войны, понятно, соотношение еще больше было в пользу Советского Союза, но даже на начало войны оно не было столь невыгодным. Значит, дело не в количестве, а в качестве, в умении использовать потенциал. А умение руководства использовать имеющийся потенциал наглядно проявляется в цифрах потерь.
Определите безвозвратные потери личного состава Вермахта на Восточном фронте? С учетом мирного населения каково общее число потерь Германии на Востоке?
Распределение потерь личного состава Германии и СССР во Второй Мировой войне (в тыс. чел.)
а) Вермахт:
 Категории потерь
всего (тыс. чел.)
В том числе



Советско-германский фронт
другие театры военных действий



тыс. чел.
%
Тыс. чел.
%

Убитые, погибшие
2215
1874
85
341
15

Раненые
4988
4338
88
650
12

Пленные и пропавшие без вести
2207
1311
60
896
40

Всего:
9410
7523
80
1887
20

 (данные взяты: Дашычев В.И. Банкротство стратегии германского фашизма)
 Общее число мирных граждан, погибших от бомбежек, артобстрелов, голода и болезней - около 2 млн. чел.
б) Вооруженные силы СССР (в тыс. чел.):
 Безвозвратные потери (по донесениям фронтов) 11444,1 из них:
убито и умерло от ран, болезни и т.п. - 6885,1
пропало без вести, попало в плен - 4559,0
Кроме того, захвачено противником военнообязанных, призванных по мобилизации, но не зачисленных в списочную численность войск 500,0. За вычетом вернувшихся из плена после войны - 1836,0 и вновь призванных на освобожденной территории военнослужащих, ранее бывших в окружении, плену и пропавших без вести - 1939,7. Фактическое число демографических безвозвратных потерь списочного состава военнослужащих - 8668,4. Общие людские потери Советского Союза во время Великой Отечественной войны - 27 млн. чел. (см. Красная звезда. 1993. 22 июня).
 Найдите соотношение потерь СССР и Германии по личному составу военнослужащих и по общим людским потерям?

3. Выполните тест. Ответы запишите в тетрадь.
1.По замыслам гитлеровского руководства следствием осуществления «плана Барбаросса» должно было стать:
А) превращение СССР в германскую колонию
Б) распадение СССР на несколько самостоятельных национальных государств
В) превращение СССР в союзника Германии
Г) сохранение СССР как единого независимого государства
2. Одна из причин тяжелых поражений Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны – это:
А) попытка Красной Армии перейти к наступательным действиям вместо обороны
Б) многократное превосходство армий Германии
В) поддержка немцев большинством населения западных районов СССР
Г) подрывные действия немецких граждан, живших в западных районах СССР
3.Завершение II мировой войны связано с:
А) капитуляций Берлина
Б) освобождением Европы
В) капитуляцией Германии
Г) капитуляцией Японии
4. Событие, происходившее в 1941г.:
А) Сталинградская битва
Б) Битва под Москвой
В) Сражение на Курской дуге
Г) Освобождение Крыма
5.Немецкий план «молниеносной войны» против СССР был окончательно похоронен после:
А) разгрома немецких войск под Москвой
Б) окружения армии Паулюса под Сталинградом
В) длительной, упорной обороны Севастополя
Г) провала немецкого плана взятия Ленинграда
6.Завершение коренного перелома в Великой Отечественной войне связано с:
А) Курской битвой
Б) Сталинградской битвой
В) битвой под Москвой
Г) освобождением Киева
7.В годы Великой Отечественной войны для развития экономики была характерна:
А) повышенная оплата труда
Б) карточная система распределения и получения продуктов
В) военная цензура переписки
Г) трудовая мобилизация населения
8. Какая сфера народного хозяйства развивалась в СССР в первые годы после окончания Великой Отечественной войны наиболее быстрыми темпами:
А) сельское хозяйство
Б) тяжелая промышленность
В) социальная сфера
Г) легкая промышленность
9.После окончания II мировой войны переход от антифашистской коалиции, потому что:
А) война с фашизмом усилила идеологические разногласия между странами
Б) война с фашизмом усилила взаимное неприятие противоположных систем
В) исчезновение общей угрозы фашизма привело к новому расколу
Г) разгром фашизма не требовал больше координации усилий
10.Укажите причину быстрого восстановления экономики СССР после ВОВ:
А) помощь со стороны Западных держав
Б) энтузиазм и самоотверженность советских людей
В) введение самоуправления на предприятиях
Г) освоение целинных земель
11.Последствием Второй Мировой Войны было:
А) заключение советско-американского договора
Б) расширение влияния СССР
В) укрепление связей СССР с союзниками по антигитлеровской коалиции
Г) образование Лиги Наций

Критерии оценки практической работы:
Задания
Баллы
Примечание

Вопрос 1.
40
При полном и достаточном ответе

Вопрос 2.
40
При полном и достаточном ответе

Вопрос 3. Тест
20
За полностью выполненный тест

ИТОГО
100




Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений


балл (отметка)
вербальный аналог

90 ч 100
5
отлично

80 ч 89
4
хорошо

70 ч 79
3
удовлетворительно

менее 70
2
не удовлетворительно



ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
«Распад СССР: причины, объективные и субъективные факторы, последствия»
Цель:

Задания к практической работе::
Прочитать в учебнике Чудинова А.В. «История: учебник для 11 класса: среднее (полное) общее образование (базовый уровень)» §57-58, в учебнике Загладина Н.В. «История отечества ХХ – начало ХХI века §44-45 и предложенную в аудитории дополнительную информацию.
Обобщив полученные знания по пройденному материалу, ответьте на вопросы, записав их в тетрадь:
Ответьте на вопросы, рассмотрев события Путча 1991 года:
Каковы были результаты государственных реформ М.С. Горбачева?
2.2 Каковы были цели ГКЧП?
2.3.Дайте характеристику причинам распада СССР.
2.4.Дайте характеристику целям образования СНГ.
.
Критерии оценки практической работы
Задания
Баллы
Примечание

Вопрос 2. Ответ 2.1
20
При полном и достаточном ответе

Вопрос 2. Ответ 2.2
20


Вопрос 2. Ответ 2.3
30


Вопрос 2. Ответ 2.4
30


ИТОГО
100





Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений


балл (отметка)
вербальный аналог

90 ч 100
5
отлично

80 ч 89
4
хорошо

70 ч 79
3
удовлетворительно

менее 70
2
не удовлетворительно



5.ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ
Практическая работа является разновидностью самостоятельной работы студентов в процессе изучения общеобразовательной дисциплины «История». Данный вид учебной деятельности направлен на более глубокое изучение темы образовательной программы по данной дисциплине. Она развивает такие качества, как организованность, дисциплинированность, активность, настойчивость в достижении поставленной цели и играет ведущую роль в формировании навыков познавательной деятельности, вырабатывает способность анализировать факты и явления, учит самостоятельно мыслить. Все виды самостоятельной работы направлены на повышение как личностных, так и компетентностных качеств будущего специалиста.
Отчет по практической работе – это внутренний документ образовательного учреждения для студентов и преподавателей. Преподаватель оценивает знания студентов путем проверки отчетов по практическим работам. Оценка производится согласно критериям оценки.
Для правильного оформления отчета необходимо знать структуру: титульный лист, правила оформления «содержания», введения, основной части, заключения, список использованных источников, приложения (при необходимости).
Титульный лист оформляется по образцу, данному в приложении 1.
Объем отчета по практической работе не должен превышать 15 страниц печатного текста.
Отчет выполняется на одной стороне листа формата А4 (297x210). При компьютерном наборе текста реферата используется 14-й черный шрифт Times New Roman.. В тексте выдерживается одинарный междустрочный интервал. Поля: сверху – 2 см, снизу – 2 см, слева -3см, справа – 1 см.
Все страницы, кроме титульной, имеют сквозную нумерацию, выполненную арабскими цифрами (например 2,3,4.,5 и т.д.). Нумерация начинается со 2-й страницы. Номера страниц располагаются по центру нижнего поля страницы.
На второй странице отчета размещается содержание, в котором отражается структура отчета с указанием страниц, соответствующих началу пунктов. Текст отчета набирается 14-м светлым прямым шрифтом Times New Roman. Заголовки пунктов нумеруются арабскими цифрами и набираются полужирным заглавным прямым шрифтом.
Содержание структуры отчета приложение 2.
1. Введение (приложение 3).
Во введении обозначаются социальная значимость темы практической работы для общества или определяются проблемные зоны исторического периода. Перечисляются вопросы, которые студент рассматривает по данной теме. Описываются информационные источники, которые используются при изучении вопросов темы. Объем Введения - не более одной страницы.
2. Основная часть.
Основная часть пишется в соответствии с разработанным планом. В основной части рассматривается история вопроса, раскрываются соответствующие теме понятия, освещаются различные подходы, определяются место и роль изученных исторических фактов и закономерностей в жизни общества в данном историческом периоде. Основная часть состоит из нескольких пунктов. Объем основной части – минимум 2 страницы.
В тексте обязательны ссылки на использованную литературу. Ссылки приводятся в квадратных скобках сразу после текста, к которому относятся, с указанием порядкового номера источника в списке литературы и страницы. Например: Л.С. Выготский считал, что всякое восприятие имеет свое динамическое продолжение в движении [2].
3. Заключение (приложение 4).
В заключении подводятся итоги и содержатся выводы, к которым пришел студент в результате самостоятельно проведенного обзора информационных источников. Дается вывод по всем вопросам темы, рассматриваемых в данном отчете. Материал излагается своими словами, литературным языком. Объем этой части отчета не более одной страницы.
4. Список использованной литературы (приложение 5).
Список использованной литературы включает не менее пяти источников: учебная литература, интернет-ресурсы. Источники располагаются в алфавитном порядке.

Приложение 1
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение Самарской области
«Колледж технического и художественного образования г. Тольятти»




ОТЧЕТ О ВЫПОЛНЕННОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ № _
Название практической работы




Выполнил(а) студент(ка) ___ группы
Фамилия, имя, отчество
(подпись)
Работу проверил преподаватель
Чебачева Ксения Ивановна


Работа сдана «___» ________ 20_ г.



г. Тольятти 20__
Приложение 2
СОДЕРЖАНИЕ

Введение..
3

1.
Директивная модель экономики и результаты 11 пятилетки.

4

2.
Статистика демографических показателей.
5

3.
Биографии Брежнева Л.И..

8


Заключение..
10


Список использованных источников.
21



Приложение 3
ВВЕДЕНИЕ.
При рассмотрении вопросов темы «Внутренняя политика государственной власти в СССР в 70-80-х гг. ХХ века» актуально рассмотреть развитие общественно-политической жизни, где все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая. Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. В 70-х – начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещания (ПДПС). В их составе насчитывались сотни тысяч рабочих, специалистов, служащих. Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких масс населения.
В данном отчете рассмотрены вопросы:
Директивная модель экономики и результаты 11 пятилетки.
Статистика демографических показателей
Биографии Хрущева Н.С. и Брежнева Л.И.


Описать кратко источники, с которыми работаете в практической работе









Приложение 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 70-х – начале 80-х годов резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Ее финансирование по “остаточному” принципу особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельского населения. Значительно отставала от города обеспеченность селян медицинскими и детскими дошкольными учреждениями, предприятиями бытового обслуживания и общественного питания. Это являлось одной из причин оттока сельских тружеников в города. За период между Всесоюзными переписями населения 1959 и 1979 гг. численность горожан увеличилась со 100 млн. до 163,3 млн. Их доля в общем составе населения страны превысила 62%. Противоречия в развитии общества затруднили выполнение планов социальных мероприятий. Успешнее других шло решение жилищной проблемы. Массовое строительство жилья позволило улучшить условия быта сотен тысяч горожан. К началу 80-х годов почти 80% семей имели отдельные квартиры (официальная статистика). Медленнее запланированного шел рост реальных доходов населения.

Прописать все вопросы, рассматриваемые в содержании.
Приложение 5

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебники
Загладин Н.В, Всемирная история: ХХ век: учебник для 10-11 классов основной школы, Москва, 2001 г
Статья в журнале, сборнике
Поляков Ю.А. Гражданская война в России: последствия внутренние и внешние//Новая и новейшая история.-1992. М., № 4.

Интернет-ресурс
Государство и право древней Руси. «Русская правда» - памятник права периода раннефеодальной монархии http://www.bibliotekar.ru/istoria-prava-rossii/3.htm














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




Рисунок 1 Заголовок 415