ПЛАН ЗАНЯТИЯ №1 по ПМ. 01: Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц.


ПЛАН ЗАНЯТИЯ №1
по ПМ. 01: Подготовка машин, механизмов, установок, приспособлений к работе, комплектование сборочных единиц.
МДК 01.01. Назначение и общее устройство тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин.
Для 22 группы 2 курса, cпециальность - «Механизация сельского хозяйства»
Дата:
Тема: Введение. Общее сведения о тракторах и автомобилях
Методическая тема (цель): подготовка конкурентоспособных специалистов, владеющих общими и профессиональными компетенциями, необходимыми для работы в условиях перехода к инновационной экономике
Цели:
Образовательная: сформировать знания по устройству тракторов и автомобилей
Сформировать знания: З3- по общему устройству основных сборочных единиц тракторов и автомобилей, принципам работы, местам установки, последовательности сборки и разборки.
Овладеть умениями:
Развивающая: развитие мышления и памяти, умения работать в должном (определенном) темпе: читать, писать, чертить, конспектировать, решать ситуационную задачу.Воспитательная: воспитание ответственности, гордости, интернационализма и толерантности, побуждать к познавательной и трудовой деятельности,.
Сформируемые компетенции:
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качества.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6.Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ПК.1.1.Выполнять регулировку узлов, систем и механизмов двигателя и приборов электрооборудования.
Вид занятия: урок
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи: ПМ. 03. МДК.03.01 Система технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственных машин и механизмов.
Внутрипредметные связи:
Методы обучения: активные (мозговая атака, проблемная ситуация); вербальные (объяснение, беседа, работа с учебным материалом); наглядные (демонстрация, показ). Оборудование урока: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска.
Источники информации: Богатырев А. В. Тракторы и автомобили, стр.4 - 14 раздаточный материал, интернет - ресурсы.
Ход урока
Организационный момент: (3 мин)
1.1. Приветствие, знакомства, проверка присутствующих;
1.2. Организация внимания студентов.
2.Актуализация опорных знаний и умений и мотивационных состояний (10-15 мин)
2.1. целевая установка на урок;
2.2.мотивация обучающихся.
3. Изучение нового материла: фронтальная работа по индивидуальному учебному материалу (Богатырев, стр. 4 - 14.) (45-40 мин)
3.1.Введение. Роль ПМ.01 в профессиональной подготовки будущего «техника – механика»;
3.2. назначение и общее устройство трактора и автомобиля;
3.3. работа трактора и автомобиля (самостоятельная работа с учебником и ММА);
3.4. классификация трактора и автомобиля.
4. Первичное закрепление (10 мин)
4.1.охарактеризуйте знакомый вам трактор;
4.2.охарактеризуйте знакомый вам легковой автомобиль;
4.3.охарактеризуйте знакомый вам грузовой автомобиль;
5. Самостоятельная работа студентов по закреплению и совершенствованию знаний (15 мин)
5.1. выполнение тестовых заданий и их разбор (Тест 5.1) (Лист 1.5)
6.Домашнее задание (2 мин)
6.1. Напишите «эссе» чем отличаются «трактор» и «самоходное шасси»?
Лит-ра:. Богатырев А.В. Тракторы и автомобили, М.,«КолосС», стр.4-14.
ВСР 1. Выполнить таблицу технических характеристик тракторов и автомобилей по приведенной форме (табл.1). (Лист 1.6)
7.Рефлексия (2 мин) (Лист 1.7)
7.1.Заполнение дневника урока №1
8.Подведение итогов и выставление оценок за урок (1-3 мин)


Лист 1.6 Таблица 1

Технические характеристики тракторов и автомобилей

ппНаименование показателей МТЗ-82 ДТ-90 Т-150 МТЗ-1221 МТЗ-2022 КамАЗ ГАЗ 3307
1. Класс ( тяговый или по общ.массе) 2. Марка двигателя 3. Мощность двигателя (кВт/л.с.) 4. Удельный расход топлива (гр/кВт*ч) 5. Вид топлива 6. Емкость системы охлаждения (л) 7. Емкость системы смазки (л) 8. Марка масло в системе смазки 9. Тип рулевого управления 10. Тип тормозной системы Устройство автомобиля.
Схема устройства автомобиля.
Попробуем разобрать автомобиль на составляющие

В конструкции автомобиля любого вида можно выделить три основные части: двигатель, шасси и кузов.
Двигательпреобразует тепловую энергию сгорающего топлива в механическую работу движения.
Шасси автомобиля объединяет в единое целое механизмы, передающие крутящий момент от двигателя к ведущим колесам, и служит основанием для размещения двигателя, кузова, мостов с колесами, подвесок и систем управления. В состав шасси входят три группы механизмов: трансмиссия, ходовая часть и механизмы управления.

Двигатель и шасси грузового автомобиля:1 - двигатель, 2 - сцепление, 3 - коробка передач, 4 - рулевое управление, 5 - карданная передача,6 - задний ведущий мост, 7 - рама, 8 - рессора, 9 - колесо, 10 - топливный бак,11 - амортизатор, 12 - передний мост
Трансмиссия автомобиля передает и изменяет усилие вращения от двигателя к ведущим колесам. У двухосного автомобиля с колесной формулой 4X2 и приводом на задние колеса трансмиссия включает в себя:
сцепление,коробку передач,карданную передачу,главную передачу,дифференциалполуоси.Последние три элемента трансмиссии конструктивно расположены в картере заднего моста и составляют единый агрегат.
Ходовая часть автомобиля представляет собой тележку и состоит из:
рамы,переднего и заднего мостов,подвесоки колес.Рама является основанием для крепления всех элементов ходовой части. На легковых автомобилях таким основанием служит сам кузов.
Механизмы управления включают рулевое управление и тормозную систему.Рулевое управлениеслужит для изменения направления движения автомобиля поворотом передних колес на необходимый угол, а тормозная система позволяет снижать скорость автомобиля вплоть до полной его остановки и удерживать автомобиль на месте.
Кузовавтомобиля предназначен для размещения грузов, водителя и пассажиров. У грузовых автомобилей кузов включает кабину и грузовую платформу. У легковых автомобилей кузов представляет собой несущую пространственную систему, так как является одновременно помещением для пассажиров и груза, а также основанием для крепления двигателя, агрегатов трансмиссии, ходовой части и механизмов управления.
В зависимости от взаимного расположения трех основных частей автомобиля различают компоновки грузовых, легковых автомобилей и автобусов. На грузовых автомобилях отличительным признаком всех возможных компоновок является взаимное размещение двигателя и кабины водителя. В настоящее время наиболее распространены капотная и бескапотная компоновки.
Капотная (традиционная) компоновка (автомобиль ЗИЛ-130) сложилась на автозаводах очень давно. Но в последнее время особенно сильно проявились ее главные недостатки: ухудшение обзорности для водителя и неравномерное распределение массы по осям. Более прогрессивной считается бескапотная компоновка, когда двигатель полностью или частично располагается в кабине водителя (автомобили МАЗ и КамАЗ). Она обеспечивает лучшее распределение массы по осям, хорошую обзорность, но ухудшает доступ к обслуживанию двигателя.
В компоновках легковых автомобилейосновным отличием является размещение двигателя в передней или задней части автомобиля и выполнение ведущими задних или передних колес. Классической компоновкой считается размещение двигателя в передней части кузова с приводом на задние колеса. Такую компоновку называют заднеприводной. Практически все отечественные автомобили, за исключением ЗАЗ-968М, имеют такую компоновку, однако все большей популярностью стала пользоваться переднеприводная компоновка. Основу такой компоновки составляет переднее расположение двигателя с приводом на передние управляемые колеса. Главное преимущество переднеприводной компоновки в том, что она позволяет сократить массу автомобиля примерно на 10% и очень рационально разместить двигатель, агрегаты трансмиссии и пассажирские места. Недостатком указанной компоновки является технологически сложное конструктивное исполнение механизмов привода к ведущим управляемым передним колесам.
Автобусы компонуют по трем схемам: с передним расположением двигателя, с задним расположением двигателя, с расположением двигателя под полом. Каждая компоновка имеет свои преимущества и недостатки; ее выбирают исходя из назначения автобуса, сложившейся технологии производства и других факторов. Например, если подходить к выбору компоновки с учетом обеспечения в салоне максимального объема для пассажирских мест, то наилучшей компоновкой следует считать третью, хотя при таком размещении двигателя предъявляют особые требования к его конструкции.

Трактор – колесная или гусеничная машина, приводимая в движение установленным на ней двигателем, предназначенная для перемещения и приведения в действие различных машин и орудий, а также для привода стационарных машин от вала отбора мощности или приводного шкива.
Типаж тракторов – это минимальный технически обоснованный ряд выпускаемых промышленностью тракторов, необходимых народному хозяйству. Согласно ему сельскохозяйственные тракторы разделены на классы по основному признаку – номинальному тяговому усилию. Они имеют девять классов с тяговым усилием от 2 до 60 кН. Каждый класс содержит одну основную (базовую) модель трактора и несколько ее разновидностей (модификаций), которые используют для выполнения специальных работ.
Тракторы классифицируются по назначению, конструкции ходовой части, типу остова. По назначению различают тракторы общего назначения (ХТЗ-150К, ДТ-175С, К-744Р-2), универсально-пропашные (МТЗ-82.1, МТЗ-1221 и др.), специальные (Т-54, ДТ-75Б и т. п.); по конструкции ходовой части – колесные, передвигающиеся с помощью колесного движителя (МТЗ-100, К-744Р-04 и др.) и гусеничные, передвигающиеся с помощью гусеничного движителя (ВТ-150Д, Т-4А и др.); по типу остова – рамные, полурамные и безрамные.Автомобиль – машина, приводимая в движение установленным на ней двигателем, предназначена для перевозки различных грузов, людей и буксирования прицепов или полуприцепов.
Автомобильный транспорт, используемый в сельскохозяйственном производстве, подразделяется на грузовой, специальный и пассажирский.
Грузовые автомобили классифицируются по грузоподъемности и в зависимости от устройства подразделяются на машины общего назначения, специализированные и специальные. Автомобили общего назначения, оборудованные неопрокидывающейся бортовой грузовой платформой, предназначены для перевозки всех видов грузов, кроме жидких без тары (МАЗ-4370, ЗИЛ-5301 и др.).
К специализированным относятся автомобили, кузова которых приспособлены для перевозки отдельных видов грузов (самосвалы – ГАЗ САЗ 35071, КамАЗ-65115, цистерны – АЦПТ-2,1 на базе ГАЗ, ОТА-3,8 на базе ЗИЛ и др.).
Специальные автомобили предназначены для выполнения нетранспортных работ. К ним относятся автокраны МАЗ-5337 КС-3577, пожарные, санитарные автомобили (УАЗ-452А), передвижные ремонтные мастерские.
Тест к п.5.1 занятии №1
1. Трансмиссия:
1) и передает;
2) преобразует;
3) по величине и направлению;
4) на ведущие колеса;
5) крутящий момент;
Выберите номера правильной последовательности ответов.
2.Что означает цифра «5» в марки автомобиля КамАЗ-6510:
1) грузоподъемность в тоннах(назовите);
2)вид грузового автомобиля (назовите);
3) порядковый номер модели(назовите);
4) вес автомобиля в тоннах(назовите);
5)общую массу автомобиля в тоннах.
3. Что означает цифра «6» в марки автомобиля КамАЗ-6515:
1) грузоподъемность в тоннах(назовите);
2)общую массу автомобиля в тоннах;
3)вид грузового автомобиля (назовите);
4) порядковый номер модели(назовите);
5) класс автомобиля(назовите).
4. Что означает цифра «3» в марки автомобиля ГАЗ-3110:
1) вид легкового автомобиля (назовите);
2)общую массу автомобиля в тоннах;
3) класс автомобиля(назовите);
4) порядковый номер модели(назовите);
5) вид грузового автомобиля (назовите).
5.Определите марку трактора: колесная формула 4К2, для возделывания и уборки пропашных культур, класса тяги 14кН:
1) Т-150К;
2)Т-150;
3)МТЗ-1221;
4)МТЗ-80;
5)МТЗ-82.
Ключ к проверке теста 5.2 (слайд 26)
№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
№ ответов 6,7 1,2,3,4 25143 4 3 4 37854162 362514 3 5
Оцените свои знания:
Количество правильных ответов 10 8-9 6-7 0-5
оценка 5 (отлично) 4(хорошо) 3(удовлетв.) 2(неуд.)