Рабочая программа по музыке УМК Планетав знаний 1 класс (структура программы с учётом требований ФГОС)


РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
РЕКОМЕНДОВАНОЗаместитель директора приказом по МБОУ
к утверждению напо УВР МБОУ СОШ СОШ с. Мокрое от
заседании МО учителейс. Мокрое «____ »_______20__г.
__________________________/______________/№_____
Протокол №_____ отФИО
«____ »_______20__г.«____ »_______20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы села МокроеЛебедянского муниципального района
Липецкой области
Шпиры Натальи Евгеньевны
(ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ)
ПО МУЗЫКЕ
УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»
1 класс
2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г. № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
Главная цель музыкального образования – формирование и развитие музыкальной культуры обучающихся как одной из составных частей общей культуры личности.
Основные цели изучения музыки в начальной школе:
• формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
• воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
• развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно- творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
• освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
• овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации.
Этому способствует целостная система задач музыкального образования:
1.Формирование музыкально – информационной культуры личности:
- воспитание музыкально – познавательных потребностей и интересов;
- приобретение основ музыкально – теоретических и музыкально – исторических знаний;
-приобретение первоначальных навыков поиска и анализа информации о музыкальном искусстве с помощью различных источников и каналов информации (книг, видеофильмов, музыкальных музеев и т.д.)
2. Формирование культуры музыкального восприятия:
- приобретение опыта музыкально – слушательской деятельности и новых музыкальных впечатлений;
- формирование потребности в восприятии музыки;
- воспитание адекватных эмоциональных реакций на музыку;
- развитие интереса к слушанию народной музыки и шедевров музыкальной классики;
- воспитание музыкального вкуса;
- освоение первоначальных навыков анализа и оценки прослушанных музыкальных произведений, их художественно – образного содержания, выразительных средств.
3.Формирование и развитие музыкально – исполнительской культуры обучающихся:
- приобретение опыта хорового, ансамблевого и сольного пения, а также элементарного музицирования;
- выявление и развитие музыкальных способностей обучающихся;
- потребности в различных видах музыкально – исполнительской деятельности, элементарных певческих умений и навыков;
- навыков элементарногомузицирования и импровизации на детских и простейших народных инструментах.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа разработана на основе современных научно – педагогических идей и предполагает использование как традиционных, так и новых педагогических технологий. В программе уделено особое внимание знакомству детей с музыкальным фольклором народов России и классической музыки, а также выявлению народно – песенных истоков русской профессиональной музыки. Особое внимание уделено повышению роли художественного, в том числе – музыкального образования, в формировании духовно – нравственной культуры личности, в воспитании учащихся на основе лучших культурно – исторических и национально – культурных традиций России, а также широкому использованию средств искусства, в патриотическом воспитании обучающихся, в формировании у них культуры межнациональных отношений. Сделан акцент на арт - терапевтических и коррекционных функциях художественного образования, а также дифференцированном подходе к различным группам обучающихся, в том числе – к одаренным детям.
Содержание и уровень развития каждого из компонентов музыкальной культуры личности неразрывно связаны смузыкальной направленностью личности (музыкальнымипотребностями, интересами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной деятельности).
Также важнейшим фактором формирования и развитиямузыкальной и общей культуры личности учащегося в процессе музыкального образования является выявление и развитие её способностей. Музыкальное образование обладаетбольшим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей учащихся.
К музыкальным способностям относят, как известно, музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, певческие данные и др.
Более широким, чем музыкальные способности, качеством личности являются творческие способности, необходимые для любой созидательной, креативной деятельности человека, для принятия им новых, нестандартных решений вразличных сферах жизни и получения новых, общественно - значимых результатов. Музыкальное образование обладаетбольшим педагогическим потенциалом для формированияи развития творческих способностей личности.
Ядро культуры личности составляют духовно - нравственные ценности и идеалы, в которых проявляются духовныеспособности. Именно эти способности прежде всегоопределяют отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе, культурному наследию, различнымвидам деятельности (труду, учёбе, художественному творчеству и т. д.). Духовные способности дают импульс творчеству, наполняют процесс и результаты творческой деятельности высшими духовно - нравственными смыслами, одухотворяют восприятие и исполнение музыкальных произведений.
Программой предусмотрено обучение музыке с первогопо четвёртый классы в общей учебно - игровой форме — воображаемого путешествия по Музыкальному миру последующим образовательным маршрутам (сквозным темам года):
1. «Где музыка берёт начало?»: путешествие по мирузвуков, ритмов, мелодий и музыкальных образов(1 класс).
2. «Волшебные силы музыки»: знакомство с особенностями музыки как вида искусства, с её создателями иисполнителями (2 класс).
3. «Где живёт музыка?»: путешествие по концертным залам, музыкальным театрам и музеям (3 класс).
4. «Музыкальная жизнь разных стран и народов»: музыкальное путешествие по России и странам Европы(4 класс).
В соответствии с этими образовательными маршрутами в 1 классе учащимся предлагается совершить путешествие от мира звуков природы к музыкальным звукам (темы «Где музыка берёт начало?», «На зелёном лугу», «В вихрях грозы», «У тихого пруда», «Высоко в горах», «В лесу»), ритмам и мелодиям (темы «Во владениях Его Величества Ритма» и «Во дворце королевы Мелодии»); от них — к музыкальным произведениям различных видов и жанров, которые звучат в Сказочной стране, на родных просторах(песни о Родине, о родной природе, о маме, о защитниках Отечества; плясовые наигрыши на народных музыкальных инструментах; военные марши и др.) и на далёком загадочном Острове музыкальных сокровищ (предусмотренные программой для 1 класса шедевры классической музыки, этническая музыка народов мира, старинные музыкальные инструменты, звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства: шарманка, музыкальная шкатулка, патефон и др.).
Таким образом, в программе «Музыка» для 1–4 классовв полной мере представлены все содержательные линии, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом для начальной школы:
• «Музыка в жизни человека»;
• «Основные закономерности музыкального искусства»;
• «Музыкальная картина мира».
При раскрытии первой содержательной линии основноевнимание уделено обобщённому представлению исторического прошлого в музыкальных образах, взаимосвязям народной и профессиональной музыки, сочинениям отечественных композиторов о Родине.
При раскрытии второй содержательной линии акцентируется внимание прежде всего на интонационно – образнойприроде музыкального искусства, выразительности и изобразительности в музыке, основных средствах музыкальнойвыразительности, музыкальной речи как способе общениямежду людьми, её эмоциональном воздействии на слушателей, а также на формах построения музыки как обобщённом выражении художественно - образного содержания произведений.
Третья содержательная линия реализуется через формирование у учащихся общих представлений о музыкальной жизни страны: конкурсах и фестивалях музыкантов, музыке для детей, радио и телепередачах, видео фильмах, звукозаписях (CD, DVD), различных видах музыки, певческих голосах, народном и профессиональном творчестве разных стран мира, многообразии этнокультурных и региональных музыкально - поэтических традиций.
Путешествуя по Музыкальному миру, учащиеся осуществляют все виды деятельности (пение, слушание и интерпретация музыки, инструментальное музыцирование, музыкально - пластические движения, драматизации).
Кроме того, в каждый из четырёх образовательных маршрутов включён дополнительный (вариативный) маршрут:
«В школе Скрипичного ключа». Он даёт возможность познакомить детей с основами нотной грамоты.
Также в качестве вариативного компонента в программу включены арт-терапевтические задания и упражнения, разработанные и адаптированные специалистами для использования в общеобразовательной школе.
Уроки музыки, можно интегрировать с уроками изобразительного искусствана основе:
• сквозного тематического планирования;
• выявления общего и особенного в языке разных видовискусства;
• общности художественно - образного содержания произведений различных видов искусства;
• общности духовно - нравственных смыслов произведений искусства.
Основными компонентами музыкальной культуры личности являются:
Музыкально – информационная культура;
Культура музыкального восприятия;
Музыкально – исполнительская культура;
Музыкально – релаксационная культура.
Содержание и уровень развития каждого из этих компонентов неразрывно связаны с характеристиками музыкальной направленности личности (музыкальными потребностями, интересами, вкусами, ценностными ориентациями, мотивацией музыкальной деятельности).
Важнейшим фактором формирования и развития музыкальной и общей культуры личности обучающегося является выявление и развитие способностей.
Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных, творческих и духовных способностей обучающихся.
Музыкальные способности:
- музыкальный слух;
- музыкальная память;
- чувство ритма;
- певческие данные.
Творческие способности могут эффективно развиваться в процессе музыкального образования. В программе предлагаются творческие задания и вопросы, позволяющие формировать воображение, творческое мышление, потребность в самовыражении и самореализации, а также самостоятельной поисковой и авторской музыкальной деятельности.
Ядро культуры личности составляют духовно – нравственные ценности и идеалы, в которых проявляются духовные способности личности. Эти способности определяют отношение человека к себе, другим людям, Родине, народу, природе, культурному наследию, различным видам деятельности.
Таким образом, музыкальное образование должно способствовать повышению культуры личности обучающихся на основе выявления и развития ее музыкальных, творческих и духовных способностей.
В основе программы лежит междисциплинарный и личностно – ориентированный подход, который рассматривается в нескольких аспектах:
Аксиологический контекст, способствует вытеснению из сознания ребенка антигуманных, безнравственных образов и идеалов, которые не свойственны культурно - исторической психологии, и замещению их лучшими образцами и идеалами отечественной культуры.
Психологический контекст позволяет осуществить психологическую диагностику личности ребенка в условиях музыкально – образовательного процесса, выявлять и корректировать его эмоциональные реакции на музыку, определять психолого-педагогическую эффективность уроков музыки.
Семантический контекст обеспечивает обновление и систематизацию традиционного пространства уроков музыки.
Исторический контекст позволяет показать взаимосвязь историко-культурных традиций и современности, а также диалог музыкальных культур различных эпох, цивилизаций, народов и стран.
Культурологический и этнокультурный контекст обеспечивают формирование у детей первоначальных представлений о формах бытования тех или иных музыкальных произведений, музыкальных инструментов в различных социокультурных и этнокультурных средах.
Информациологический контекстпредполагает формирование у детей первоначальных представлений о роли и месте музыки в современном мировом информационном пространстве, о возможностях телевидения, радио, компьютера и других электронных средств в трансляции музыкальной информации.
Экологический контекст предусматривает формирование и развитие у обучающихся средствами музыкального искусства первоначальных представлений о красоте и многообразии природного мира, а также о роли человека в его сохранении и защите.
Художественно – эстетический контекст создает условия для формирования у детей средствами музыкального искусства эстетических представлений о красоте в искусстве и жизни, для развития их эстетического вкуса и других составляющих эстетической культуры личности.
Арт – терапевтический контекст дает возможность формировать у детей музыкально – релаксационную культуру, активно использовать целительные возможности музыки в интеграции с другими видами искусства.
Методологической основой явились труды Л.С. Выготского «Ребенок и его поведение». Исследования ученых в области теории, методики и практики музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, Л.А. Безбородова, Е.А. Бодина, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Л.А. Рапацкая, О.П. Радынова, Е.В. Николаева, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр), музыкальной психологии и музыкальной терапии (М.Л. Лазарев, В.И. Петрушин).Содержание программы основано на целенаправленно отобранных музыкальных образах природы, сказочных персонажей, человека, народа, Родины. Художественно – образное содержание музыкальных произведений отражает такие духовно – нравственные ценности, как любовь к России, людям, природе, к прекрасному в искусстве и жизни. В этих музыкальных произведениях воплощены традиционные образцы – идеалы человека и такие качества реальных и сказочных героев как доброта, красота, смелость, находчивость, сообразительность, способность к состраданию, любовь к детям, трудолюбие, справедливость.
В первом классе обучающиеся в увлекательной форме, во время музыкального путешествия по Волшебному царству звуков, Сказочной стране, родным просторам и Острову музыкальных сокровищ получают общее представление о музыке как безграничном мире музыкальных звуков и образов, о связи музыки с другими видами искусства и жизнью человека.В таком музыкальном путешествии дети учатся вслушиваться в звуки природных стихий, голоса животных и птиц, встречаются со сказочными героями, знакомятся с народными музыкантами, слушают и исполняют народную, классическую и современную музыку.
Каждая тема содержит несколько уроков, учебный материал делится на инвариантную и вариативную части, что обеспечивает возможность разноуровневого обучения.
Темы завершаются тренингами и творческими проектами, реализуемыми в различных формах дополнительного образования (концерт, праздник, музыкальный салон, викторина, музыкальный спектакль, театрализованное представление).
Программа для первого класса состоит из четырех больших тем:
«Волшебное царство звуков», «Сказочная страна», «На родных просторах», «Остров музыкальных сокровищ».
Путешествие в Волшебное царство звуков позволяет научить ребенка: вслушиваться в звуки окружающего мира, различать музыкальные звуки и шумы природы, сравнивать высоту, длительность и громкость звуков, давать характеристику тембру голоса, различать на слух низкий, средний и высокий регистры, а также разный темп музыки (быстрый, умеренный, медленный), исполнять на детских музыкальных инструментах простые ритмические и мелодические рисунки. На протяжении всего путешествия по Волшебному царству звуков предусмотрено освоение детьми вокально-хоровых умений и навыков: певческого дыхания, звукообразования, чистого интонирования.
Путешествие в сказочную страну знакомит обучающихся с понятием «музыкальный образ». Через знакомые детям сказочные образы, темы и сюжеты происходит их приобщение к классической музыке, раскрывают ее связи с театром, кино и другими видами искусства.
Путешествие по родным просторам воспитывает у детей средствами музыки любовь к Родине, родному дому, родителям, а также уважение к защитникам Отечества. Знакомство с народной музыкой позволяет формировать у обучающихся интерес к музыкальным традициям народов России, воспитывать культуру межнациональных отношений.
Путешествие на Остров музыкальных сокровищ - это воображаемое плавание от родных «музыкальных» берегов по мировому музыкальному пространству – к шедеврам мировой музыкальной культуры.
3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком МБОУ СОШ с.Мокрое рабочая программа рассчитана на 32 часа в год (из расчёта 1 час в неделю). На основании учебного календарного графика работы МБОУ СОШ с. Мокрое на 2014-2015 год, СанПина 2.4.2.2821-10 часы «Музыка» проводятся со 2 четверти.
В приложении к рабочей программе «Тематическое планирование» конкретизируются даты проведения уроков, темы каждого урока и основные виды учебной деятельности учащихся.
4. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитиюрастущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные
У учащихся будет сформировано:
положительное отношение к урокам музыки.
Учащиеся получат возможность для формирования:
мотивации и познавательного интереса к музыке и музыкальной деятельности;
осознания своей принадлежности народу, чувства уважения и любви к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России;
внимательного отношения к музыке как живому, образному искусству;
эмоционально-ценностного отношения к искусству, к произведениям классической музыки.
Предметные
Учащиеся научатся:
основам музыкальных знаний (музыкальные звуки, высота, длительность звука, интервал, интонация, ритм, темп, мелодия, лад и др.);узнавать на слух и называть музыкальные произведения основной части программы;
рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира;
владеть первоначальными певческими навыками, исполнять народные и композиторские песни в удобном диапазоне;
владеть первоначальными навыками игры на шумовых музыкальных инструментах соло и в ансамбле;
различать клавишные, ударные, духовые и струнные музыкальные инструменты;
выразительно двигаться под музыку, выражая её настроение.
Учащиеся получат возможность научиться:
узнавать на слух и называть музыкальные произведения, предусмотренные для слушания в вариативной части программы;
использовать элементарные приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
исполнять доступные в музыкальном и сценическом отношении роли в музыкальных инсценировках сказок и в детских операх;
выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства;
воспроизводить по нотам, условным знакам ритмические рисунки, короткие мелодии;
выполнять упражнения арт-терапии;
выполнять творческие музыкально-композиционные задания;
пользоваться вместе со взрослыми магнитофоном и другими современными средствами записи и воспроизведения музыки.
МетапредметныеРегулятивные
Учащиеся научатся:
выполнять музыкально-творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам;
вносить коррективы в свою работу;
адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;
оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
понимать цель выполняемых действий;
адекватно оценивать правильность выполнения задания;
анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;
решать творческую задачу, используя известные средства;
использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах;
включаться в самостоятельную музыкально-творческую деятельность;
участвовать в подготовке и реализации коллективных музыкально-творческих проектов.
Познавательные
Учащиеся научатся:
«читать» условные знаки, данные в учебнике;
находить нужную информацию в словарях учебника;
различать ритмы марша, танца, песни; мажорный и минорный лад; виды музыкального искусства;
сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира.
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
читать нотные знаки;
сравнивать музыкальные произведения, музыкальные образы в произведениях разных композиторов;
характеризовать персонажей музыкальных произведений;
группировать музыкальные произведения по видам искусства, музыкальные инструменты (ударные, духовые, струнные; народные, современные).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку;
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
выслушивать друг друга, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении;
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся получат возможность научиться:
выражать эмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям, к музыке как живому, образному искусству;
высказывать собственное оценочное суждение о музыкальных образах людей и сказочных персонажей;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя)
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки
учащихся
Знать Уметь
Волшебное царство звуков - 7 ч
Где музыка берёт начало?
На зелёном лугу.
В вихрях грозы.
У тихого пруда.
Высоко в горах.
В лесу.
Во владениях Его величества Ритма.
Во дворце королевы Мелодии Тексты песен: «Где музыка берёт начало?», «На зелёном лугу», «Громкая песенка», «Тихая песенка», «Музыкальное эхо», «Барабанщик» Различать музыкальные звуки и шумы природы; сравнивать высоту, длительность и громкость звуков; давать характеристику тембру голоса; различать на слух низкий, средний и высокий регистры, а также разный темп
Сказочная страна - 6 ч
Сказочные картины.
Курочка Ряба, колобок.
Волк и семеро козлят, волшебное озеро.
Сказочный лес, в пещере Горного короля.
Царство Деда Мороза Тексты песен: «Ах, вы сени», «Курочка-рябушечка», «Пёстрый колпачок», «Ёлочка» Оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей. Уметь выразительно двигаться под музыку
На родных просторах - 6ч
Моя Россия.
В песне душа народа.
В гостях у народных музыкантов.
Большой хоровод.
Здравствуй, масленица!
Бравые солдаты.
Мамин праздник Тексты песен: «Моя Россия», «Во поле берёзка стояла», «А мы масленицу дожидали», «Бравые солдаты», «Ты на свете лучше всех», «Край, в котором ты живёшь» Выражать словами свои музыкальные впечатления и эмоциональные реакции на музыку
Остров музыкальных сокровищ - 4 ч
Музыкальный клад Тексты песен: «Во саду ли, в огороде», «Музыкальная шкатулка» Выражать свои музыкальные впечатления средствами изобразительного искусства
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТ
№ Дата Тема урока Основные виды учебной деятельности
план факт Волшебное царство звуков - 6 ч
1. 11.11
Где музыка берет начало?
Слушать песню «Где музыка берёт начало? из т/ф «Чехарда» (муз.Е. Крылатова, сл.Ю.Энтина).Рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, освоих музыкальных впечатлениях и эмоциях.Связывать художественно - образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира.Исполнять песню «Где музыка берёт начало?».
2. 18.11 На зеленом лугу. Слушать пьесу «Песня жаворонка» из цикла
«Детский альбом» П.И. Чайковского. Связывать художественно-образное содержание музыкальных произведений с конкретными явлениями окружающего мира. Выражатьэмоционально-ценностное отношение к прослушанным музыкальным произведениям.
Исполнять русскую народную песню «На зелёном лугу».
Музицировать. Создавать звуковую импровизацию — озвучивание пейзажа «Звуки и краски лета» (музыкальные инструменты: дудочка, свистулька, колокольчик и др.).
Двигаться под музыку, выражая её настроение. Пластическая импровизация «Вальс цветов» под музыку П.И. Чайковского («Вальсцветов» из балета «Щелкунчик»).
3. 25.11 В вихрях грозы.
У тихого пруда. Исполнять песню «Громкая песенка» (муз.Г. Струве, сл. В. Викторова).Узнавать на слухи называть русскую народную песню «На зелёном лугу» (повторение), исполнять песню.
Музицировать, играть на шумовых музыкальных инструментах. Создавать звуковую импровизацию «Музыка грозы» (музыкальные инструменты: барабан, треугольник, металлофон).
Слушать пьесу «Печальная история»Д.Б. Кабалевского. Рассказывать о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку. Определять настроение, которое она выражает. Исполнять упражнения
на распевание (волнообразные мелодии нагласные звуки). Песня «Алёнушка» (муз.Ж. Кузнецовой, сл. И. Векшегоновой). Повторение одной из разученных ранее песен (по выбору).
Музицировать, играть на музыкальных инструментах. Создавать звуковую импровизацию «Тихий плеск воды» (музыкальные инструменты: игрушечные гусли, детскийсинтезатор).
Двигаться под музыку, выражая её настроение. Пластическая импровизация под музыку«Игра воды» (М. Равель «Игра воды»).
4. 02.12 Высоко в горах.
В осеннем лесу. Исполнять песню «Музыкальное эхо» (муз.исл. М. Андреевой). Интонировать в процессепения. Использовать средства музыкальнойвыразительности, установить их взаимосвязьсо звуковым пространством природы.
Музицировать, играть на шумовых музыкальных инструментах. Создавать звуковуюимпровизацию «Камнепад в горах» (музыкальные инструменты: барабан, маракасы;звучащие предметы, например камушки).
Слушать пьесу «Осенняя песня» из цикла«Времена года» П.И. Чайковского. Исполнятьпесню: «Листопад» (муз. Т. Попатенко, сл.
Н. Найдёновой).Музицировать, играть на музыкальных инструментах. Создавать звуковуюкомпозицию «Звуки осени» (музыкальные инструменты: треугольник, металлофон и др.).
5.
09.12 Во владениях его величества Ритма.
Исполнять песни: «Барабанщик» (муз.и сл.Ю. Литова). Музицировать, играть на музыкальных инструментах. Исполнять различные ритмические рисунки (музыкальные инструменты: барабан, треугольник, бубен,колокольчик). Исполнять пляску под музыкуП.И. Чайковского (пьеса «Камаринская» изцикла «Детский альбом»).
6
16.12
Во дворце королевы Мелодии.
Слушать пьесу «Мелодия» П.И. Чайковского.
Исполнять различные мелодические рисунки. Повторять песни, разученные в первойчетверти учебного года (по выбору).
7. 23.12
В школе
скрипичного ключа Исполнять гамму до мажор, песню «Песенкао гамме» (муз.Г. Струве, сл. Н. Соловьевой),«музыкальные читалочки»: пение по образным записям нот коротких мелодий, например: мелодии звёзд, цветов, дождя, снежинок,
солнышка и др. Играть в музыкальную игру«Живые нотки».Музицировать, играть на музыкальных инструментах, играть по нотам короткие мелодиизнакомых песен (по цветным нотным записям,
на цветной детской клавиатуре) на металлофоне, игрушечном пианино или детском синтезаторе. Выполнять ритмические рисунки по ихзаписям нотами или условными знаками.
Сказочная страна - 6 ч
8
13.01 Сказочные картины.
Курочка Ряба. Слушать пьесу «Нянина сказка» из цикла«Детский альбом» П.И. Чайковского; русскуюнародную песню «Ах, вы сени». Исполнять
песню «Ковёр-самолёт» из к/ф «После дождичка в четверг» (муз.Г. Гладкова, сл. Ю. Кима).Музицировать, играть на музыкальных инструментах звуковую картину «Полёт на ковре-самолёте» (музыкальные инструменты: металлофон, детский синтезатор). Создавать пластическую импровизацию «Сказочные облака»под музыку К. Дебюсси (пьеса «Облака»).
Слушать музыкальную сказку «Курочка Ряба» М. Магиденко. Исполнять русскую народную песню «Курочка-рябушечка». Создаватьпластические импровизации «Дед и баба работают», «Дед и баба бьют яичко», «Дед и бабапляшут» под музыку М. Магиденко.
9
20.01
Колобок.
Слушать песенку персонажей музыкальнойсказки «Колобок» В. Герчик. Исполнять песню «Колобок» (муз.Г. Струве, сл. В. Татаринова).Создавать звуковую картину «Колобок влесу» (музыкальные инструменты: свистульки, трещотки, металлофон, треугольник, детский синтезатор).Создавать пластическиеимпровизации «Заяц», «Волк», «Медведь»,«Лиса» под музыку из музыкальной сказки«Колобок» В. Герчик.
10. 27.01 Волк и семеро козлят. Слушать фрагменты детской оперы «Волк исемеро козлят» М. Коваля. Исполнять песню«Песенка весёлых козлят» из детской оперы«Волк и семеро козлят» (муз.М. Коваля, сл.Е. Манучаровой).Создавать пластическуюимпровизацию «Танец весёлых козлят».
11. 03.02 Волшебное озеро.
Сказочный лес. Слушать симфоническую картину «Волшебное озеро» А.К. Лядова; «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. Повторять песни «Алёнушка»(муз. Ж. Кузнецовой, сл. И. Векшегоновой),«Тихая песенка» (муз.Г. Струве, сл. В. Викторова).Музицировать, играть на музыкальных инструментах звуковую картину«Волшебное озеро» (музыкальные инструменты: игрушечные гусли, металлофон, детский
синтезатор).Создавать пластические импровизации«Сказочные лебеди на волшебном озере» подмузыку из балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского (фрагмент «Вальс» или «Танец маленьких лебедей»); «Смешной танец» под музыку из м/ф «Летучий корабль», «ПесенкаВодяного» (муз. М. Дунаевского, сл. Ю. Энтина).Слушать пьесы «В сказочном лесу» Д.Б. Кабалевского; «Баба-яга» из цикла «Детскийальбом» П.И. Чайковского; шутку-фантазию«Баба-яга» А.С. Даргомыжского; «ЧастушкиБабок-ёжек» из м/ф «Летучий корабль» (муз.
М. Дунаевского, сл. Ю. Энтина); «Песню Лешего» из т/ф «Новогодние приключения Маши иВити» (муз. Г. Гладкова, сл. В. Лугового).12
10.02
В пещере горного короля.
Слушать пьесу «В пещере Горного короля» изсюиты «Пер Гюнт» Э. Грига; тему Кикиморыиз народного сказания «Кикимора» для симфонического оркестра А.К. Лядова.Исполнять песню «Пёстрый колпачок» (муз.Г. Струве, сл. Н. Соловьевой).Музицировать,играть на музыкальных инструментах звуковую картину «Сказочная пещера» (музыкальные инструменты: детский синтезатор; звучащие предметы: камушки).Изображать карнавальное шествие сказочных персонажей под музыку Э. Грига (пьеса«Шествие гномов» из сюиты «Пер Гюнт»).
13 24.02 Царство Деда Мороза. Новый год» (муз.В. Герчик, сл. З. Петровой).Музицировать, исполнять на музыкальныхинструментах звуковую импровизацию «Звуки зимы» (музыкальные инструменты: трещотка, треугольник и др.); звуковую картину«У ёлки: наши музыкальные подарки»(музыкальные инструменты: дудочки, барабаны, свистульки, колокольчики и др., а такжезвучащие игрушки: резиновые игрушки, юла,воздушные шарики, мячик и т. д.).
На родных просторах - 6ч
14 03.03 Моя Россия. Слушать песни о России в исполнении детских хоровых коллективов. Исполнять песни«Моя Россия» (муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой); «Наш край» (муз. Д.Б. Кабалевского, сл.А. Пришельца); «Край, в котором ты живёшь»(муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Энтина).15 10.03 В песне – душа народа. Слушать пьесу «Русская песня» из цикла«Детский альбом» П.И. Чайковского; детскийфольклор народов России (по выбору). Исполнять русские народные песни «У кота-воркота» (колыбельная); «Сорока, сорока» (прибаутка); «Ладушки» (потешка); «Дождик»,«Жаворонушки» (заклички); «Бояре» (игровая); песни народов России (по выбору).
16 17.03 В гостях у народных музыкантов. Слушать пьесу «Мужик на гармонике играет»из цикла «Детский альбом» П.И. Чайковского; звучание различных народных музыкальных инструментов. Исполнять песни-загадки о народных инструментах:
«Балалайка», «Гармонь», «Дудочка» (муз.В.Агафонникова, сл. З. Петровой).Музицировать, исполнять на музыкальныхинструментах игру-загадку «Кто на чём играет?» (музыкальные инструменты: ложки, трещотка, бубен и др. народные музыкальные инструменты); ритмическое сопровождение песен-загадок: «Балалайка», «Гармонь», «Дудочка».
17 31.03
Большой хоровод.
Здравствуй, масленица! Слушать песни народов России в исполнениидетских хоровых коллективов и фольклорныхансамблей (по выбору). Исполнять русские народные песни «Во полеберёза стояла», «В хороводе были мы»; песни
«Большой хоровод» (муз. Б. Савельева, сл.Л.Жигалкиной и А. Хайта), «Дружат дети всейЗемли» (муз. Д. Львова-Компанейца, сл. В. Викторова); песни народов России (по выбору).Создавать разные виды хороводов: круговой,орнаментальный и др. Инсценировать русскую народную песню «В хороводе были мы».
Слушать пьесу «Февраль. Масленица» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского; сценупроводов масленицы из оперы «Снегурочка»
Н.А. Римского-Корсакова; Масленичные песни в исполнении детских фольклорных коллективов.Исполнять масленичные народные песни:
«А мы Масленицу дожидали», «Едет Масленица» и др.; хор «Прощай, Масленица!» из оперы«Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова(фрагмент).
18 07.04 Бравые солдаты. Слушать марш «Прощание славянки» В.И. Агапкина; старинные песни и марши в исполнении военного духового оркестра. Исполнять русские народные песни «Солдатушки, бравы ребятушки», «Славны были наши
деды»; песню «Бравые солдаты» (муз.А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной).
Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах звуковую картину «Парад войск». Изображать «Марш военных музыкантов напараде» — имитация игры на инструментах военного духового оркестра под музыку военного марша.
19 14.04 Мамин праздник. Слушать пьесу «Мама» из цикла «Детскийальбом» П.И. Чайковского. Исполнять песни«Пусть всегда будет солнце» (муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина), «Ты на свете лучшевсех» (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского).Музицировать, исполнять на музыкальных
инструментах звуковую импровизацию «Звуки весны» (музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчик, пальчиковые тарелочки и др.).
Остров музыкальных сокровищ - 4ч 20 21.04 Океан – море синее. Слушать вступление к опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова; первую часть симфонической сюиты «Шехерезада» («Море и корабльСиндбада») Н.А. Римского-Корсакова; симфонический эскиз «Море» К. Дебюсси; фрагмент «Полёт шмеля» из оперы «Сказка о цареСалтане» Н.А. Римского-Корсакова.Исполнятьпесни «Чунга-чанга» из м/ф «Катерок» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина),«Синяя вода» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина).Музицировать, исполнять на музыкальных инструментах звуковую импровизацию «На морском берегу» (музыкальные инструменты: гусли, свистульки, дудочки и др.).
21 28.04 Три чуда.
Чудесные цветы. Слушать сцену «Три чуда» из оперы «Сказка оцаре Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.Исполнятьрусскую народную песню «Во саду
ли, в огороде». Музицировать, исполнять понотам на металлофоне русскую народную песню «Во саду ли, в огороде».
22 05.05 Карнавал животных. Слушать цикл пьес «Карнавал животных»К. Сен-Санса.Исполнятьпесню «Чунга-чанга» из м/ф «Катерок» (муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина) —повторение; «Песенку Львёнка и Черепахи» изм/ф «Как Львёнок и Черепаха пели песню»(муз. Г. Гладкова, сл. С. Козлова).Музицировать, исполнять на музыкальныхинструментах импровизацию на тему «Звуковой “портрет” животного с Острова музыкальных сокровищ» (музыкальный инструмент: детский синтезатор). Создавать пластическиеимпровизации «Угадай, кто появился?» подмузыку из цикла «Карнавал животных»К. Сен-Санса (пьесы «Черепахи», «Слон» и др.).
23 12.05 Музыкальный клад.
Музыкальные картинки. Слушать пьесы из цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского, например: «Старый замок», «Гном», «Избушка на курьих ножках»,
«Богатырские ворота в Киеве».Исполнять песню «О картинах» (муз.Г. Гладкова, сл. А. Кушнера).Исполнять пластическую игру-импровизацию «Ожившие картинки» под музыку из цикла «Картинки с
выставки» М.П. Мусоргского (пьесы «Гном» и«Балет невылупившихся птенцов»).
24 19.05 Музыкальный клад:
музыкальный альбом.
Слушать произведения П.И. Чайковского«Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка» (из цикла «Детский альбом»). Песни разных народов мира.
Исполнять песни разных народов мира (например, «Японскую детскую песню»).
8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа 1 класса обеспечивается учебно-методическим комплектом:
Т.И. Бакланова. Музыка. 1 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.2014
Т.И. Бакланова. Обучение в 1 классе по учебнику Т.И. Баклановой «Музыка». Методическое пособие. — М.: АСТ, Астрель.2013
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Хрестоматии с нотным материалом
Сборники песен и хоров
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки)
Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству
Справочные пособия, энциклопедии
Печатные пособия
Портреты композиторов
Цифровые образовательные ресурсы
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
Интернет ресурсы:
--Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. режим доступа: http:// school-collection.edu.ru- Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку).-режим доступа:http://nsc. 1septeber.ru/urok- Презентации уроков « Начальная школа».-Режим доступа:http://nachalka.infoIaboutI193
- Официальный сайт УМК «Планета знаний» .-Режим доступа: http://planetaznaniy.astrel.ru/