Презентация к уроку изобразительного искусства в 5 классе Изба как модель мироздания


Урок изобразительного искусства5 классТема «Изба как модель мироздания» Выполнила: Учитель изобразительного искусстваМазурова Кристина Александровна бревенчатый сруб кровля окна конек Фронтон(чело) Мироустройство дома Правь – верхний мир, где живут птицы и боги Явь – средний мир, мир людей, мир животных Навь – нижний мир, мир мертвых Края кровли выступают, и их концы прикрывают узорные доски - причелины Стык причелин закрыт свешивающимся вниз полотенцем Закрывает стык брёвен сруба с досками треугольника под крышей лобовая доска Крыша, как небесный свод Вниз от коня направо и налево спускаются красивые резные доски. Они называются причелины, от слова "чело" – лоб. ПРИЧЕЛИНЫ Стык причелин, чтоб в щель не попадала влага, вверху закрыт небольшим, свешивающимся вниз, полотенцем. Резные причелина и полотенце избы Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее Окна - глаза дома Петушки на фронтоне Узоры на наличниках Восходящее и заходящее солнце Стилизованные фигурки берегинь, разные вариации одной темы. Чудо - юдо Наличник. Город Конаково Тверской области. Змеиный узор. Дом перевезен из города Корчева в 1936 г. Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб Солярная орнаментика. Древний языческий символ солнца в крестьянской резьбе Вопросы:1.Зачем люди украшали и продолжают украшать свои жилища?2.О чем может поведать трехчастная структура северной крестьянской избы (крыша, клеть, подклет), ее декор? Как это связано с мировосприятием наших предков?