Рабочая программа для внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»









Рабочая программа для внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления «Занимательная математика»

для детей с ОВЗ

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников общеинтеллектуального направления «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой в соответствии с требованиями ФГОС.
Предлагаемая программа предназначена для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание кружка «Олимпик» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Общая характеристика кружка.
Кружок «Олимпик» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Кружок «Олимпик» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место кружка в учебном плане.
Во 2 – 5 классах программа рассчитана на 34 часа в год с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут. В первом классе – 32 занятия. Содержание факультатива отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного кружкового курса являются:
– формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
– освоение эвристических приемов рассуждений;
– формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
– развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
– привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного курса являются:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия». Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.
Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений.
Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.)
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числа-великаны (миллион и др.) Числовой палиндром: число, которое читается одинаково слева направо и справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени. Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры:
- «Веселый счёт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры
«Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения».
- Игры «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»
- Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
- Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.
- Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».
- Работа с палитрой – основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание до 100» и др.
- Игры «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование» («Математика и конструирование» электронное учебное пособие для начальной школы. «ДОС»,2004 г.)
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1 1, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
Форма организации обучения – работа с конструкторами:
- Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
- Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат» (Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3 – е изд. – М.: Просвещение, 1991.). «Спичечный» конструктор (вместо спичек можно использовать счетные палочки).
- ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
- Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1 1 и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.



























Тематическое планирование 4 год обучения (5 класс)


раздел
Количество часов

1
Интеллектуальная разминка
1

2
Числа - великаны
1

3
Мир занимательных задач
1

4
Кто что увидит?
1

5
Римские цифры
1

6
Числовые головоломки.
1

7
Секреты задач.
1

8
В царстве смекалки.
1

9
Математический марафон.
1

10 - 11
Спичечный конструктор.
2

12
Выбери маршрут.
1

13
Интеллектуальная разминка.
1

14
Математические фокусы.
1

15 - 17
Занимательное моделирование.
2

18
Математическая копилка
1

19
Какие слова спрятаны в таблице?
1

20
«Математика – наш друг!»
1

21
Решай, отгадывай, считай.
1

22 -23
В царстве смекалки
2

24
Числовые головоломки.
1

25 - 26
Мир занимательных задач
2

27
Математические фокусы.
1

28 - 29
Интеллектуальная разминка.
2

30
Блиц – турнир по решению задач.
1

31
Математическая копилка.
1

32
Геометрические фигуры вокруг нас.
1

33
Математический лабиринт
1

34
Математический праздник.
1






















Тематическое планирование
4 год обучения (5 класс)


п/п
Тема
Содержание





1
Интеллектуальная разминка
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

2
Числа - великаны
Как велик миллион? Что такое гугол?

3
Мир занимательных задач
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

4
Кто что увидит?
Задачи и задания на развитие пространственных на представлений.

5
Римские цифры
Занимательные задания с римскими цифрами.

6
Числовые головоломки.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

7
Секреты задач.
Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнем с хвоста», «Сколько лет?» и др. (Н. Разговоров).

8
В царстве смекалки.
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

9
Математический марафон.
Решение задач международного конкурса «Кенгуру».

10 - 11
Спичечный конструктор.
Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

12
Выбери маршрут.
Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояние между городами и селами.

13
Интеллектуальная разминка.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

14
Математические фокусы.
«Открой» способ быстрого нахождения суммы. Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Например, 6+7+8+9+10; 12+13+14+15+16 и др.

15 - 17
Занимательное моделирование.
Объемные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. набор «Геометрические тела». Моделирование из проволоки. Создание объемные фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырехугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).

18
Математическая копилка
Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

19
Какие слова спрятаны в таблице?
Поиск в таблице (9*9) слов, связанных с математикой.

20
«Математика – наш друг!»
Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответьте на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.

21
Решай, отгадывай, считай.
Не переставляя числа 1, 2, 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.

22 -23
В царстве смекалки
Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

24
Числовые головоломки.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

25 - 26
Мир занимательных задач
Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

27
Математические фокусы.
Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения» и др.

28 - 29
Интеллектуальная разминка.

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

30
Блиц – турнир по решению задач.
Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.

31
ў°Математическая копилка.
Математика в спорте. Создание сборника числового материала для составления задач.

32
Геометрические фигуры вокруг нас.
Поиск квадратов в прямоугольнике 2*5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? (работа с набором «Танграм»).

33
Математический лабиринт
Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

34
Математический праздник.
Задачи – шутки. Занимательные вопросы и задачи – смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».







4 год обучения (5 класс)
№ п/п
тематический раздел
теоретическая часть занятия
практическая часть занятия
Кол-во часов
ууд
дата






личностные
познавательные
коммуникативные
регулятивные
план
факт

1
Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
1
формирование ориентировки на нравственное содержание поступков и событий
преобразовывать полученную информацию
умение вступать в диалог
различие допустимых и недопустимых форм поведения



2
Числа - великаны
Разряды и классы чисел.
Как велик миллион? Что такое гугол?
1
формирование умений устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться
уметь применять полученные знания в собственной деятельности
умение обсуждать результаты деятельности
умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассни-ков



3
Мир занимательных задач
Этапы решения и анализа условия задач.
Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
1
формирование заинтересованности в расширении и углублении получаемых математических знаний
уметь выдвигать гипотезы (предположения – что получится в результате) и проверять их
умение слушать и слышать друг друга
умение планировать свою деятельность



4
Кто что увидит?
Принцип решения пространственных заданий
Задачи задания на развитие пространственных представлений.
1
формирование заинтересованности в расширении и углублении получаемых математических знаний
уметь применять полученные знания в собственной деятельности
умение обсуждать результаты деятельности
умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассни-ков



5
Римские цифры
Понятие «римские» цифры, правила их обозначения, чтения, действия с ними.
Занимательные задания с римскими цифрами.
1
формирование способности к самоорганизации
преобразовывать полученную информацию
умение вступать в диалог
умение самостоятельно оценивать правильность своих действий



6
Числовые головоломки
Принцип решения числовых кроссвордов.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

1
формирование способности к самоорганизации
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на занятии, и свой жизненный опыт
умение аргументировать свои предложения, убеждать, уступать
различие допустимых и недопустимых форм поведения



7
Секреты задач

Задачи в стихах повышенной сложности: «Начнем с хвоста», «Сколько лет?» и др.
1
формирование способности к самоорганизации
перерабатывать полученную информацию
умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности
умение корректировать способ действий



8
В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
1
формирование готовности высказывать собственные суждения и давать им обоснование
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
умение обсуждать результаты своей деятельности
умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия



9
Математичес
кий марафон

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
1
формирование готовности высказывать собственные суждения и давать им обоснование
уметь применять полученные знания в собственной деятельности
умение формулировать собственную позицию
умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассни-ков



10
«Спичечный конструктор»
Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.
1
формирование готовности высказывать собственные суждения и давать им обоснование
уметь применять полученные знания в собственной деятельности
умение вступать в диалог
умение проговаривать последовательность своих действий



11
«Спичечный конструктор»
Построение конструкции по заданному образцу.
Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.
1
формирование способности к самоорганизации
преобразовывать полученную информацию
умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения комму-никативных задач
умение осуществлять констатирую-щий и предвос-хищающий контроль по результату и способу действия



12
Выбери маршрут
Единица длины километр.
Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту. Определяем расстояние между селами и городами.
1
формирование способности к самоорганизации
преобразовывать полученную информацию
умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения комму-никативных задач
умение осуществлять констатирую-щий и предвос-хищающий контроль по результату и способу действия



13
Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конст-рукторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
1
формирование умения преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца
развивать геометрическое воображение и мышление
умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности
умение определять промежуточные цели с учетом конечного результата



14
Математические фокусы
Способ быстрого поиска суммы.
Как сложить несколько последовательных чисел натурального ряда? Напри-мер,6+7+8+9+10; 12+13+14+15+16 и др.
1
формирование способности к самоорганизации
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
умение обсуждать результаты своей деятельности
умение работать по предложенному плану



15
Занимательное моделирование
Объемные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Моделирование из проволоки. Создание объемные фигур из разверток: цилиндр, призма шестиуголь-ная, призма треуголь-ная, куб, конус, четырехугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
1
формирование способности к самоорганизации
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
умение обсуждать результаты своей деятельности
умение работать по предложенному плану



16
Занимательное моделирование
Объемные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Моделирование из проволоки. Создание объемные фигур из разверток: цилиндр, призма шестиуголь-ная, призма треуголь-ная, куб, конус, четырехугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
1
формирование способности к самоорганизации
уметь применять полученные знания в собственной деятельности
умение выражать собственное мнение
умение адекватно принимать оценку учителя и одноклассни-ков



17
Занимательное моделирование
Объемные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Моделирование из проволоки. Создание объемные фигур из разверток: цилиндр, призма шестиуголь-ная, призма треуголь-ная, куб, конус, четырехугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору учащихся).
1
формирование способности к самоорганизации
формировать умение поиска и выделения нужной информации
умение аргументировать свою точку зрения
умение в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи



18
Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, журналы детские), для составления задач.
1
формирование умения преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца
формировать умение поиска и выделения нужной информации
умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности
умение работать по предложенному плану



19
Какие слова спрятаны в таблице?
Принцип решения числовых кроссвордов.
Поиск в таблице (9*9) слов, связанных с математикой.
1
формирование умения преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
умение обсуждать результаты своей деятельности
умение работать по предложенному плану



20
Математика – наш друг!
Алгоритм решения задач перебором различных вариантов.
Задачи, решаемые перебором различных вариантов. «Открытые» задачи и задания (придумайте вопросы и ответы на них). Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных.
1
формирование умения использовать математическую подготовку при решении практических задач
перерабатывать полученную информацию
умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности
умение корректировать способ действий



21
Решай, отгадывай, считай!
Порядок действий, таблица умножения.
Не переставляя числа 1, 2 3, 4, 5, соединить их знаками действий так, чтобы в ответе получилось 0, 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 100. Две рядом стоящие цифры можно считать за одно число. Там, где необходимо, можно использовать скобки.
1
формирование умения использовать математическую подготовку при решении практических задач
перерабатывать полученную информацию
умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности
умение корректировать способ действий



22
В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
1
формирование заинтересованности в расширении и углублении получаемых математических знаний
уметь выдвигать гипотезы (предположения – что получится в результате) и проверять их
умение слушать и слышать друг друга
умение планировать свою деятельность



23
В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).
1
формирование заинтересованности в расширении и углублении получаемых математических знаний
уметь планировать, определять последовательность своих действий для достижения результата
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
формирование рефлексивной самооценки своих возможн-остей самоуп-равления



24
Числовые головоломки

Принцип решения числовых кроссвордов.
Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку, какуро).

1
формирование умения устанавливать . с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться
уметь выделять закономерности
умение спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое
умение работать по предложенному плану



25
Мир занимательных задач
Этапы решения и анализа условия задач.
Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
1
формирование способности к самоорганизации
уметь выделять и сравнивать способы решения задачи
умение обсуждать результаты своей деятельности
умение корректировать способ действий



26
Мир занимательных задач
Этапы решения и анализа условия задач.
Задачи со многими возможными решениями. Запись решения в виде таблицы. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.
1
формирование умения оценивать собственные математические знания и умения
формировать умение поиска и выделения нужной информации
умение выражать собственное мнение, делать самопрезента-цию
умение планировать свою деятельность



27
Математические фокусы
Принцип составления заданий данного типа.
Отгадывание задуманных чисел: «Отгадай задуманное число», «отгадай число, месяц рождения» и др.
1
формирование умения оценивать собственные математические знания и умения
уметь выделять закономерности
умение выражать собственное мнение
формирование рефлексивной самооценки своих возмож-ностей самоуп-равления



28
Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (ра-бота на ком-пьютере), ма-тематические головоломки, занимательные задачи.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
1
формирование способности к самоорганизации
уметь сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме
умение с помощью вопросов добывать недостающую информацию
формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления



29
Интеллектуальная разминка
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (ра-бота на ком-пьютере), ма-тематические головоломки, занимательные задачи.
Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.
1
формирование способности к самоорганизации
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
умение устанавливать в группе рабочие отношения, эффективно и результативно сотрудничать
формирование рефлексивной самооценки своих возможностей самоуправления



30
Блиц – турнир по решению задач
Этапы решения задачи.
Решение логических, нестандартных задач. Решение задач, имеющих несколько решений.
1
формирование способности к самоорганизации
уметь применять полученные знания в собственной деятельности
умение вступать в диалог, интересоваться чужим мнением
формирование рефлексивной самооценки своих возмож-ностей само-управления



31
Математичес-кая копилка
Математика в спорте.
Создание сборника числового материала для составления задач.
1
формирование способности к самоорганизации
уметь применять полученные знания в собственной деятельности
умение задавать вопросы, необходимые для организации своей деятельности
уметь адекват-но ставить учебные цели на основе оцен-ки успешности выполнения учебных задач



32
Геометрические фигуры вокруг нас.
Понятие геометрической фигуры, виды геометрических фигур.
Поиск квадратов прямоугольнике 2*5 см (на клетчатой части листа). Какая пара быстрее составит (и зарисует) геометрическую фигуру? Работа с набором «Танграм».
1
формирование способности к самоорганизации
уметь давать оценку полученным результатам и их применять к новым ситуациям
умение обсуждать результаты своей деятельности
уметь адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач



33
Математический лабиринт

Интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».
1
формирование умения высказывать собственные суждения и давать им обоснование
уметь давать оценку полученным результатам и их применять к новым ситуациям
умение обсуждать результаты своей деятельности
уметь адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач



34
Математический праздник


Задачи – шутки. Занимательные вопросы и задачи – смекалки. Задачи в стихах. Игра «Задумай число».

1
формирование умения высказывать собственные суждения и давать им обоснование
уметь давать оценку полученным результатам и их применять к новым ситуациям
умение обсуждать результаты своей деятельности
уметь адекватно ставить учебные цели на основе оценки успешности выполнения учебных задач








Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Занимательная математика».
Личностными результатами изучения данного кружкового курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты отражены в содержании программы (раздел «Основное содержание»).
Каждое логическое математическое задание содержит некоторый математический «секрет». Найти его – основная задача решающего. Систематическое выполнение таких заданий не только оказывает положительное влияние на качество знаний учащихся, но и способствует развитию мышления.

Материально – техническое обеспечение
Кубики (игральные) с точками или цифрами.
Комплекты карточек с числами:
0, 1, 2, 3, 4, 5,6, 7, 8, 9;
10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90;
100, 200, 300, 400, 500, 600, 700, 800, 900.
«Математический веер» с цифрами и знаками.
Игра «Русское лото» (числа от 1 до 1000).
Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
Часовой циферблат с подвижными стрелками.



Литература
1. Кочурова Е. Э. Программа факультатива «Занимательная математика» для внеурочной деятельности младших школьников (1 – 4 классы).
2. Шарыгин И. Ф., Шевкин А. В. Задачи на смекалку. – М.: Просвещение, 2001.
3. От игры к знаниям: Развивающие и познавательные игры младших школьников. Пособие для учителей / Минскин Е. М. – М.: Просвещение, 1982.
4. Внеклассная работа по математике в 4 – 5 классах. Под ред. С. И. Шварцбурда. – М.: Просвещение, 1974.

Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com «Сократ» развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.











Заголовок 1 Заголовок 215